Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 12:15, дипломная работа
Цель настоящей дипломной работы - изучение теоретических основ налогового контроля в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере конкретного налогового органа; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях.
Таким образом, сегодня в системе налогового контроля Республики Беларусь главным контролирующим органом является Министерство по налогам и сборам (МНС), осуществляющее регулирование и управление в сфере налогообложения; инспекции Министерства по налогам и сборам (ИМНС) по областям и городу Минску, ИМНС по городам, ИМНС по районам и ИМНС по районам в городах. Деятельность государственной налоговой службы в республике регламентируется Законом Республики Беларусь «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь», Положением о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утверждённым постановлением Совета Министров РБ. Для обсуждения и выработки решений по наиболее важным вопросам утверждена коллегия МНС. Среди основных задач данного органа в сфере налогового контроля можно выделить: осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды; предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере законодательства о налогах и предпринимательстве в пределах своей компетенции.
Важное место в системе налогового контроля республики занимает Управление методологии и организации контрольной работы, которое является самостоятельным структурным подразделением Министерства по налогам и сборам. Основными задачами управления являются:
-
методологическое и
-
обеспечение соблюдения в
-
повышение эффективности
В соответствии с возложенными на него задачами управление осуществляет следующие функции:
-осуществляет
методологическое руководство
-
координирует и направляет
-
изучает и анализирует
-
оказывает инспекциям МНС
-
обеспечивает взаимодействие и
координацию деятельности
-
организует деятельность
-
анализирует эффективность
-
обеспечивает сбор, обобщение и
анализ информации, имеющей значение
для планирования и
-
изучает, анализирует и прогнозирует
способы нарушений
В соответствии с Типовым положением об инспекции Министерства по налогам и сборам, Инспекция Министерства по налогам и сборам входит в структуру Министерства по налогам и сборам, является юридическим лицом, имеет печать, бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, счета в банках. ИМНС подотчетна и подконтрольна вышестоящим инспекциям МНС. Как органы налогового контроля, ИМНС выполняют задачи по осуществлению контроля в пределах своей компетенции за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды, а также предупреждению, выявление и пресечение нарушений в сфере законодательства о налогах и предпринимательстве в пределах своей компетенции.
В республике также существует ряд органов, которым Конституцией, декретами и указами Президента Республики Беларусь, а также постановлениями Правительства предоставлено право проводить проверки. В целях повышения эффективности координации деятельности государственных органов, уполномоченных в соответствии с законодательством проводить проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности организаций, Президентом Республики Беларусь принят Указ N 673 “О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций”.
В соответствии с вышеназванным нормативным актом, функции координатора деятельности контролирующих органов возложены на Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, в состав которого входят представители Совета Министров Республики Беларусь, Прокуратуры, Национального банка и других государственных органов, а также ряда министерств и ведомств.
Помимо непосредственно государственной налоговой службы, налоговый контроль в республике осуществляет Комитет государственного контроля. В его компетенцию входит контроль за соблюдением законодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных фондов.
Министерство финансов Республики Беларусь в определенной степени также контролирует сферу налогообложения. В Положении о Министерстве финансов за ним закреплена функция осуществления контроля за доходной частью бюджета.
Департамент финансовых расследований Комитета госконтроля занимается проведением дознания и предварительного следствия по делам о налоговых нарушениях, а также разрабатывает и осуществляет меры по предотвращению и пресечению коррупции в налоговых органах.
Еще один орган, в компетенцию которого входит налоговый контроль--это Государственный таможенный комитет и его структурные подразделения. Он реализует контрольные мероприятия по проверке правильности исчисления и взимания таможенных пошлин, налогов и сборов при ввозе товаров на таможенную территорию республики и их вывозе за границу.
Кроме специалистов органов Комитета государственного контроля, налоговых, таможенных, финансовых органов, ведомственных контролеров -- специалистов контрольно-ревизионных управлений министерств, работников бухгалтерии, финансового отдела и других служб предприятия, в Республике Беларусь налоговый контроль осуществляют также независимые аудиторы по договорам на платной основе.
Все органы, осуществляющие налоговый контроль, наделены широкими полномочиями для выполнения функций обеспечения соблюдения всеми субъектами хозяйствования, иными юридическими лицами, гражданами налогового законодательства. Данные полномочия представляют собой совокупность соответствующих прав и обязанностей и закреплены в нормативных документах, регламентирующих деятельность органов налогового контроля.
Итак, органы, осуществляющие налоговый контроль, имеют право;
-
проверять в пределах своей
компетенции юридических и
-
требовать предъявления всех
необходимых для проведения
- делать запросы, проводить встречные проверки;
- требовать, в случаях необходимости документального подтверждения нарушения, заверенные копии и выписки из документов;
-
получать от работников
-
осматривать при исполнении
- ставить вопросы о привлечении виновных к ответственности и возмещении ущерба;
- передавать материалы проверки в судебные органы.
Вышеперечисленные права являются общими для всех контролирующих органов. Кроме них органы, осуществляющие налоговый контроль, могут обладать и некоторыми специфическими правами, присущими только им. Так, например, налоговые органы имеют право приостанавливать полностью или частично операции предприятий и граждан по их счетам и вкладам в банках, право в бесспорном порядке взыскивать платежи, недоимки, финансовые санкции. Таможенные органы наделены правом бесспорного списания своевременно не уплаченного налога на добавленную стоимость и акцизов по ввозимым товарам с применением финансовых санкций в соответствии с Законом Республики Беларусь “О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь”. Также в целях усиления налогового контроля и повышения ответственности налогоплательщиков Комитет госконтроля имеет право налагать достаточно большие штрафы на руководителей и главных бухгалтеров в случаях уничтожения бухгалтерских и других документов в нарушение установленных сроков.
Кроме прав, у органов, осуществляющих налоговый контроль, естественно, имеются и определенные обязанности. Специалисты соответствующих органов обязаны:
-
соблюдать Конституцию
-
не допускать противоправных
действий при проведении
-
сохранять установленную
-знакомить
руководителя и главного
-
требовать устранения
Опять же, это общие обязанности для всех контролирующих органов, но также есть и специфические. Например, налоговые органы, контролируя полноту перечисления налогов в бюджет, обязаны обеспечить полный и своевременный учет субъектов хозяйствования, иных юридических лиц, граждан в реестре налогоплательщиков.
Законодательно закрепленные полномочия органов, осуществляющих налоговый контроль, создают условия, гарантирующие возможность проведения контрольных мероприятий, соблюдения при этом прав и проверяющих, и проверяемых.
Контроль за соблюдение законодательства о налогах, других обязательных платежах в бюджет и внебюджетные фонды и о предпринимательстве налоговые и другие уполномоченные органы в Республике Беларусь осуществляют посредством проведения проверок.
ИМНС по районам и ИМНС по районам в городах проводят проверки налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете в данных инспекциях. ИМНС по городам уполномочены проводить проверки субъектов предпринимательской деятельности, состоящих на налоговом учете в городской инспекции и ИМНС по районам данного города. ИМНС по областям обладают правом проведения проверок всех субъектов предпринимательской деятельности, расположенных на территории области.
Проведение проверок субъектов предпринимательской деятельности налоговыми органами регламентируется разработанным на основе Указа N 673 Положением о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденным приказом Государственного налогового комитета. В соответствии с данным нормативным документом, в ходе проведения налоговых проверок соответствующие органы должны решать ряд задач:
1.
проверка соблюдения
2.
проверка правильности
3. осуществление контроля за полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств от реализации имущества, обращенного в доход государства;
4.
выявление, пресечение и предотвращение
правонарушений в сфере