Права налогоплательщиков и плательщиков сборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:03, контрольная работа

Краткое описание

Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов. Помимо финансовой роли, налоги имеют большое социальное значение. Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.
С юридической точки зрения, налог – установленная законом форма отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов публичной власти. При этом налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………..………… 3
Вопрос 1. Права налогоплательщиков и плательщиков сборов………………….…………………………………………………… 4
Вопрос 2. Основные этапы налоговой реформы и современная внутренняя налоговая политика………………………………………..
Вопрос 3. Порядок зачёта или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа……………………………………………..
Задача………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………..………..…. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..……………………... 23

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИ1.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

   В целях совершенствования  налогообложения малого бизнеса  устранены имевшиеся ранее недостатки  в порядке упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности.

   Для организаций,  использующих труд инвалидов,  значительно расширен перечень  социальных целей, на которые  может быть направлена получаемая  прибыль.

   С 1 января 2006 г.  на территории РФ отменен налог  на наследование и дарение.

   В отношении  производства и оборота этилового  спирта и спиртосодержащей продукции,  наряду с конкретизацией и  уточнением отдельных понятий,  используемых в том числе в  целях налогообложения такой продукции, были определены дополнительные меры, направленные на дальнейшее усиление государственного контроля в данной сфере экономики и планомерное вытеснение теневого сектора.

   Для субъектов,  осуществляющих сельскохозяйственную  деятельность, расширен перечень лиц, имеющих право переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога, и уточнены сроки уплаты этого налога.

   В целях стимулирования  инвестиционной активности предусмотрены  особенности предоставления резидентам  создаваемых особых экономических зон налоговых и таможенных преференций.

   Новый порядок  административного взыскания недоимок  и санкций по обязательным  платежам в бюджет и внебюджетные  фонды должен снизить количество  налоговых споров, требующих судебного  разрешения, и тем самым в целом по стране будет способствовать обеспечению доступности правосудия и своевременного рассмотрения дел судами.

   В числе основных  задач налоговой политики в  настоящий период названы:

   – повышение  четкости правил налогообложения,  в том числе путем разграничения правомерной практики налоговой оптимизации и криминального уклонения от уплаты налогов;

   – способствование посредством  налоговых механизмов развитию  рынка доступного жилья, развитию  образования и здравоохранения;

   – повышение экономических стимулов для увеличения заработной платы и легализации ее выплаты при одновременном снижении нагрузки на бизнес (прежде всего путем реформирования процедуры исчисления и уплаты ЕСН).

   Налоговая система должна  обеспечивать финансирование бюджетных потребностей, быть при этом необременительной для субъектов экономики и не препятствовать повышению их конкурентоспособности и росту деловой активности. Текущий этап развития налоговой системы должен включить в себя не только научную проработку элементов системы налогообложения, но и создание эффективной системы борьбы с противоправными действиями, посягающими на налоговую безопасность государства.

 

  1. Порядок зачёта или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа.

 

Порядок проведения зачета или возврат излишне уплаченных (или взысканных) сумм налогов, сборов, пеней, штрафов, регламентирован положениями 12 главы Налогового кодекса.

Зачет или возврат сумм излишне  уплаченных в бюджет осуществляется в соответствии с положениями  ст.78 Налогового кодекса.

 Так, в соответствии с п.1 ст.78 НК РФ, сумма излишне уплаченного  налога подлежит:

 зачету в счет предстоящих  платежей налогоплательщика по  этому или иным налогам,

 зачету в счет погашения  недоимки по иным налогам,

 зачету в счет задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения,

 либо возврату налогоплательщику.

 Зачет сумм излишне уплаченных  федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов,  производится по соответствующим  видам налогов и сборов, а также  по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, кроме случаев возврата с нарушением срока. Срок возврата составляет один месяц со дня получения налоговым органом заявления на возврат излишне уплаченных сумм в бюджет.

 В соответствии  с п.3 ст.78 НК РФ, налоговый орган  обязан сообщить налогоплательщику  в письменном виде, о каждом  ставшем известным факте излишней  уплаты налога и сумме излишне  уплаченного налога в течение  10 рабочих дней со дня обнаружения  такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым с одной стороны - налоговым органом, с другой - налогоплательщиком.

 Для осуществления  зачета или возврата излишне  уплаченных сумм, налогоплательщик  должен представить письменное  заявление (возможно предоставление  в электронной форме с цифровой подписью) в налоговую инспекцию.

 Решение о зачете, возврате, суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговой в течение 10 дней (п.5, п.8 ст.78 НК РФ) со дня получения заявления, или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если такая совместная сверка проводилась).

 В соответствии  с п.5 ст.78 НК РФ, зачет суммы  излишне уплаченного налога в  счет погашения недоимки по  иным налогам, задолженности по пеням, штрафам, подлежащим уплате или взысканию в соответствии с Налоговым кодексом, может производиться налоговой самостоятельно. В таком случае, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговой в течение 10 дней со дня обнаружения ею факта излишней уплаты налога, или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если такая совместная сверка проводилась), либо - со дня вступления в силу решения суда. При этом, налогоплательщик может самостоятельно представить в налоговую заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).

 В соответствии  с п.6 ст.78 НК РФ, возврат налогоплательщику  суммы излишне уплаченного налога при наличии у него подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом недоимки по иным налогам соответствующего вида, задолженности по соответствующим пеням, штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

     Заявление  о зачете или о возврате  суммы излишне уплаченного налога  может быть подано в течение  трех лет со дня уплаты указанной  суммы, если иное не предусмотрено  Налоговым кодексом (п.7 ст.78 НК РФ). При этом, согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 28.06.2011г. №17750/10 по делу N А32-10520/10-59/165, срок для подачи заявления о зачете или возврате авансовых платежей по налогу на прибыль исчисляется:

 с момента подачи  декларации по налогу на прибыль за год (в случае ее своевременного предоставления),

 с последнего дня,  в который она должна была  быть представлена (28 марта следующего  года).

«Уплата ежемесячных авансовых платежей, авансовых платежей по итогам отчетных и налогового периодов, производится налогоплательщиками в порядке и в сроки, определенные статьей 287 Кодекса, согласно которой по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода. Таким образом, названные положения статьи 287 Кодекса устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.

Соответственно, в случае когда налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода. Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.4 ст.289 Налогового кодекса).»

 В соответствии  с п.9 ст.78 НК РФ, налоговая обязана  в течении пяти дней со дня  принятия Решения о зачете (возврате), обязана сообщить о нем налогоплательщику  в письменном виде. Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям, лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

 Налоговая должна  вернуть переплату по налогам  в течение одного месяца со  дня получения налоговым органом заявления о возврате такой переплаты. При этом, если данный срок будет нарушен, то на сумму, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата (п.10 ст.78 НК РФ).

 Правила, установленные  ст.78 НК РФ, применяются также  в отношении зачета или возврата  сумм излишне уплаченных авансовых  платежей, сборов, пеней и штрафов,  и распространяются на налоговых  агентов, плательщиков сборов  и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Зачет или возврат сумм излишне взысканных в бюджет осуществляется в соответствии с положениями ст.79 Налогового кодекса.

 Возврат налогоплательщику  суммы излишне взысканного налога  при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида, задолженности по соответствующим пеням, штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со ст.78 НК РФ.

 В соответствии  с п.3 ст.79 НК РФ, заявление о  возврате суммы излишне взысканного  налога может быть подано налогоплательщиком  в налоговый орган в течение  одного месяца со дня, когда  налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

 Исковое заявление  в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога. В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном п.5 ст.79 НК РФ, процентов на эту сумму. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. При этом, проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ. Проценты начисляются на сумму излишне взысканную в бюджет, не зависимо от того, был ли произведен зачет или возврат такой суммы. Данной позиции придерживается ФНС в своем Письме от 21.09.2011г. №СА-4-7/15431: «При этом для начисления процентов не имеет значения, в какой форме произведен возврат излишне взысканного налога - путем возврата на банковский счет налогоплательщика либо путем зачета, поскольку начисление процентов приведет к восстановлению имущественного положения налогоплательщика, нарушенного неправомерными действиями налогового органа. Право налогоплательщика на выплату процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога, в зависимости от формы возмещения сумм налога (возврата или зачета) законом не предусмотрено.

Учитывая изложенное, установленная ст.79 НК РФ обязанность  налогового органа осуществить возврат  суммы излишне взысканного налога предполагает начисление процентов при использовании любого способа восстановления имущественного положения налогоплательщика, в том числе и при возврате, осуществляемом в форме зачета.»

 Вышеуказанные правила,  применяются также в отношении  зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафов, и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

 Положения Налогового  кодекса не содержат определений  излишней уплаты и излишнего взыскания налогов, что не редко приводит к спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами. Такие споры возникают в связи с тем, что Налоговым кодексом предусмотрен разный порядок начисления процентов, причитающихся налогоплательщику, на излишне уплаченные и излишне взысканные суммы налоговых платежей. Так, в соответствии с п.5 ст.79 НК РФ, сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. В этом случае проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

 При возврате излишне  уплаченных сумм налогов начисление  процентов  происходит в соответствии  с п.10 ст.78 НК РФ, не с момента  излишней уплаты, а с момента  неисполнения налоговым органом в установленный срок заявления налогоплательщика о возврате налога.

 В соответствии  с п.6 ст.78 Налогового кодекса,  сумма излишне уплаченного налога  подлежит возврату по письменному  заявлению (заявлению, представленному  в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

 В соответствии  с Постановлением Президиума  ВАС РФ от 24.04.2012 №16551/11, налоги признаются: Излишне уплаченными, если они начислены налогоплательщиком самостоятельно и отражены в налоговой декларации. При этом не важно, каким образом осуществлялось перечисление налогов в бюджет – самостоятельно или путем взыскания недоимки по налогам налоговой инспекцией.

Информация о работе Права налогоплательщиков и плательщиков сборов