Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 16:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексный анализ понятия налогов и их роли.
Исходя из поставленной цели, можно выделить несколько конкретных задач этой работы:
- раскрыть понятие налога;
- изучить классификацию видов налогов;
- проанализировать роль налогов в формировании финансов государства;
- рассмотреть функции налогов и их взаимосвязь.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и виды налогов………………………………………………5
1.1. Понятие «налог»……………………………………………………………5
1.2. Виды налогов……………………………………………………………….11
Глава 2. Роль налогов в формировании финансов государства. Функции налогов и их взаимосвязь……………………………………………………….16
2.1. Роль налогов в формировании финансов государства……………......16
2.2. Функции налогов и их взаимосвязь………………………………………23
Заключение………………………………………………………………………28
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..31
Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Признаками налоговых платежей, являются:
– обязательность выделения из полученного единоличным или групповым трудом доли, идущей на содержание отдельных общественных групп, осуществляющих специализированную деятельность;
– безвозмездность передачи материальных ценностей;
– отсутствие четкой взаимосвязи между передачей материальных ценностей и совершением определенных действий общественными органами управления и общественной защиты.
Налог – необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в России в ст. 57 Конституции, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
Взыскание налога не может
расцениваться как произвольное
лишение собственника его имущества,
оно представляет собой законное
изъятие части имущества, вытекающее
из конституционной публично-
Признаками сборов являются:
– обязательность осуществления
в случае денежных выплат или материального
изъятия при наступлении
– наличие субъективно предполагаемой взаимосвязи между проведением процедуры уплаты сбора и наступлением предполагаемых заранее определенных последствий.
Сборы носят индивидуально-
Понятие сбора следует отличать от платы за услуги, оказываемые государственными органами.32
2.2. Функции налогов и их взаимосвязь
«Налог» — это экономическая
категория, поскольку денежные отношения,
складывающиеся у государства с
юридическими и физическими лицами,
имеют специфическое
Экономическая сущность налога проявляется через его функции. каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутренние свойство, признаки и черты налога, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как части единого процесса воспроизводства, инструмента распределения и перераспределения доходов.
В настоящее время в экономической науке нет единой устоявшейся точки зрения на количество выполняемых налогом функций. Одни ученые называют только две функции: фискальную и стимулирующую. По мнению других, кроме фискальной налоги выполняют, по меньшей мере, еще три функции: распределительную, регулирующая и контрольную. Функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны и в своем проявлении выступают как единое целое.33
Разграничение функций налога в значительной мере условно, поскольку они осуществляются одновременно и отдельные особенности одной функции присущи другим функциям.34
Рассмотрим суть и механизмы проявления налогом своих функций.
Фискальная функция
Как активный участник распределительных и перераспределительных процессов налоги не могут не оказывать существенного воздействия на сам процесс воспроизводства, здесь находит свое проявление стимулирующая функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов, налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Так, государство, оперируя этими инструментами, вынуждает хозяйствующие субъекты действовать в том направлении, которое выгодно государству.
В частности, снижение налоговой
нагрузки для российских малых предприятий
при переходе на упрощенную систему
налогообложения и систему
Немаловажное значение в
реализации этой функции имеет и
налоговая система сама по себе:
вводя одни налоги и отменяя другие,
государство стимулирует
Стимулирующая функция имеет подфункцию, которая называется дестимулирующей. Как правило, используя дестимулирующую функцию налога, государство увеличивает налоговое бремя и тем самым может препятствовать развитию отдельных отраслей или социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов. Примером могут служить меры государства, направленные на поддержку внутренних производителей при помощи запретительных импортных таможенных пошлин.
Регулирующая функция
имеет черты стимулирующей
Классическим примером реализации регулирующей функции налогов может служить введенный в Германии еще в начале XX в. и сохранившийся до сих пор налог на уксусную кислоту. Цель его установления — прекратить расходовать на изготовление уксусной кислоты вино. Из-за этого цена на уксусную кислоту, сделанную из вина, резко возросла, в результате чего производить уксусную кислоту из вина стало невыгодным. Данные меры, предпринятые государством, в свою очередь, подтолкнули производителей к созданию искусственной уксусной кислоты. Денежные поступления от данного налога едва покрывали расходы на его взимание, но регулирующая цель была достигнута. Этот пример подтверждает то, что с помощью регулирующей функции налогов государство может влиять на процессы производства и потребления.36
Благодаря данной функции
налога государство может
Ярким примером является решение с помощью налога такой социально значимой задачи, как борьба с курением. В частности, после резкого увеличения акциза на табак в ряде экономически развитых стран «некурящих» стало значительно больше, чем в ходе длительной пропагандистской кампании о вреде курения для здоровья. В данном случае введение налога было направлено на решение социальной проблемы, но вместе с тем была реализована фискальная функция налога. Таким образом, сущность налога одновременно проявилась в двух функциях.
С помощью налогов решаются
и проблемы экологии: в свое время
промышленность развитых стран сопротивлялась
оснащению автомобилей
Наиболее тесно связана с фискальной функцией налога его распределительная функция, выражающая экономическую сущность налога как инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную (от богатых — к бедным, от работающих — к неработающим), осуществляет финансирование крупных межотраслевых и социальных целевых программ, имеющих общегосударственное значение, в силу чего данная функция иногда называется социальной.
С распределительной и фискальной функциями тесно связана контрольная функция. Механизм выполнения этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. В условиях острой конкуренции налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает тот, кто не может рассчитаться с государством. Одновременно нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений в налоговую, социальную или бюджетную политику.
В связи с введением
единого налога на вмененный доход
(ЕНВД) у налога появилась новая,
дисциплинарная функция. Российский ЕНВД
распространяется на сферы деятельности,
в которых контроль со стороны
налоговых органов затруднен, обычно
это относится к видам
Заключение
Исходя из поставленных мною задач, можно сделать следующие выводы:
- во-первых, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Исходя из этого определения следует, что налог носит принудительный и односторонне установленный характер, взимание которого является элементом управленческой деятельности государства. Посредством налога оно изымает часть денежных средств, принадлежащих физическим и юридическим лицам;
- во-вторых, точное установление вида налога способствует правильному распределению налоговой компетенции Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Особое значение видовые критерии налога имеют в правоприменительной практике, поскольку влияют на объем налоговой обязанности налогоплательщика;
Видовое многообразие налогов предполагает их классификацию по различным основаниям.
1. В зависимости от плательщика:
а) налоги с организаций;
б) налоги с физических лиц;
в) общие налоги для физических лиц и организаций.
2. В зависимости от формы обложения:
а) прямые (подоходно-имущественные);
б) косвенные (на потребление).
3. По территориальному уровню:
а) федеральные налоги;
б) налоги субъектов РФ;
в) местные налоги.
4. В зависимости от канала поступления:
а) государственные;
б) местные;
в) пропорциональные;
г) внебюджетные.
5. В зависимости от характера использования:
а) налоги общего значения;
б) целевые налоги;
6. В зависимости от периодичности взимания:
а) разовые;
б) регулярные;
- в-третьих, налоги выступают главной формой мобилизации государственных доходов в странах с рыночной экономикой. В бюджетах центральных правительств они составляют от 70 до 90% всех доходов, в местных бюджетах доля налоговых доходов обычно составляет около половины. За счет налогов и сборов, перераспределяемых через государственный бюджет, формируется часть финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий (в Российской Федерации — унитарные предприятия) и ряда специальных фондов;
- в-четвертых, налоги выполняют одновременно пять основных функций: фискальную, распределительную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.
Фискальная функция
налогообложения — основная
Распределительная
(социальная) функция налогообложения
— состоит в перераспределении
общественных доходов (