Совершенствование учетной политики для целей налогообложения на примере ООО «Апекс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - исследование организации налогового учета на предприятии.
В соответствии с поставленной целью задачами курсовой работы являются:
- изучение организации налогового учета на предприятии в свете существующего законодательства;
- Провести анализ и рассмотреть организацию налогового учета на предприятии
- Составить рекомендации по соверщенствованию учетной политики для целей налогообложения.

Содержание

Введение
Глава 1. Роль и значение налогового учета на предприятии
1.1 Понятие налогового учета цели, задачи.
1.2 Формирование регистров для целей налогообложения на предприятии
1.3 Элементы учетной политики для целей налогообложения
Глава 2. Анализ деятельности предприятия
2.1 Общая характеристика ООО «Апекс»
2.2 Анализ формирования налоговых обязательств предприятия
2.3 Анализ элементов учетной политики предприятия
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию учетной политики предприятия
3.1 Обоснование создания резерва по сомнительным долгам
3.2 Разработка налоговых регистров
3.3 Оценка влияния выбранной учетной политики на результаты хозяйственной деятельности предприятия
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_goloschapova.docx

— 140.55 Кб (Скачать файл)

В регистре отражаются средства, признанные в соответствии с гл. 25 НК РФ для некоммерческих организаций, включая бюджетные учреждения, целевыми средствами по каждому факту их поступления, в момент фактического получения имущества, товаров, работ, услуг и прав. Ведение регистра учета поступлений целевых средств в течение налогового периода производится в хронологическом порядке с указанием вида поступлений - наименования полученных целевых средств и присвоенного кода.

Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы в порядке, указанном гл. 25 НК РФ. Под промежуточными понимаются показатели, для которых не предусмотрено соответствующих отдельных строк в декларации, то есть их значения хотя и участвуют в формировании отчетных данных, но не в полном объеме через специальные расчеты или в составе обобщающего показателя. Показатели регистров данной группы должны в полном объеме отразить все этапы проведения промежуточных расчетов и величину всех показателей, участвующих в расчете.

Регистры формирования отчетных данных обеспечивают информацией о порядке получения значений конкретных строк налоговой Декларации.

Обобщающим признаком для всех вышеперечисленных регистров является формирование в них конечных данных налоговой отчетности. Одновременно в этих регистрах как результат расчетов выявляется и систематизируется и иная информация, переносимая в Регистры учета состояния единицы налогового учета или Регистры промежуточных расчетов.

Ведение регистров формирования отчетных данных обеспечивает информацией о порядке получения значений конкретных строк налоговой декларации.

Главный принцип налогового учета заключается в группировке данных первичных документов в аналитические регистры в соответствии с требованиями налогового законодательства для формирования налоговой базы по налогу на прибыль и заполнения налоговой декларации.

Если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, предусмотренный статьями главы 25 НК РФ, соответствует порядку группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленному правилами бухгалтерского учета, регистры бухгалтерского учета можно использовать в качестве налоговых регистров.

Если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета (ст.313 НК РФ). В приложении 3 и 4 приведены схемы формирования регистров расходов и доходов в налоговом учете, а также схема группировки расходов в соответствии со ст. 252 НК РФ.

Налоговым Кодексом определены два метода налогового учета: метод начисления; кассовый метод.

Порядок признания доходов и расходов при различных методах налогового учета различен. Следует обратить внимание на определенную особенность налогового учета расходов на производство и реализацию налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления, поскольку в силу п.1 ст.318 НК РФ такие расходы подразделяются на прямые и косвенные. Такое разделение связано с оценкой незавершенного производства и является фактором прямого действия на расчет налога на прибыль.

К прямым относятся материальные расходы, расходы на оплату труда и амортизационные отчисления по основным средствам, непосредственно используемым при производстве товаров (работ, услуг).

Все остальные расходы являются косвенными.

Сумма косвенных расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, целиком учитывается при налогообложении в текущем периоде (полностью идет на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода).

Сумма прямых расходов также уменьшает доходы от реализации отчетного (налогового) периода, за исключением сумм прямых расходов, которые распределяются:

на продукцию, находящуюся на складе;

на продукцию отгруженную, но не реализованную (товары в пути);

на незавершенное производство.

Порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных подробно регламентирован в ст.319 НК РФ, и он не отличается от порядка, действующего в бухгалтерском учете.

В соответствии с п.8 ст.254 НК РФ для определения размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), учреждение также обязано утвердить в учетной политике для целей налогообложения один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов: по стоимости единицы запасов; по средней стоимости; по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО); по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Метод начисления амортизации в целях налогового учета, согласно п.3 ст.259 НК РФ, налогоплательщики определяют самостоятельно (линейный или нелинейный). Нелинейный метод достаточно громоздок и неудобен, а применение одного и того же метода в налоговом и бюджетном учетах позволит избежать двойного учета. Однако нелинейный метод позволяет организации увеличить расходы, а, следовательно, уменьшить налог на прибыль в первые периоды использования данного метода.

Выбранный учреждением метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества.

В соответствии с п. 10 ст. 259 НК РФ по решению руководителя учреждения, закрепленному в учетной политике для целей налогообложения, допускается начисление амортизации по нормам амортизации ниже установленных НК РФ. Использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и в течение всего налогового периода.

На основании данных, собранных за отчетный (налоговый) период на каждом налоговом регистре будет заполнена налоговая декларация, и уже в ней будут определены налоговые базы для различных видов операций (ст. 313 НК РФ).

Налоговая база определяется в соответствии с порядком налогового учета доходов и расходов, принятым в Налоговом Кодексе.

Расчет налоговой базы ведется нарастающим итогом по следующему алгоритму в целом по организации, включая обособленные подразделения.

В ст.120 НК РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Под грубым нарушением понимается, в частности, отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета. Налоговые регистры в данной норме не упоминаются. Таким образом, при отсутствии регистров налогового учета требования ст. 120 НК РФ не нарушаются.

Ответственность по ст. 126 НК РФ наступает в том случае, если учреждение не представило в установленный срок документы и другие сведения, предусмотренные налоговым законодательством. Однако налоговые органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета (ст. 313 НК РФ). А раз нет утвержденных форм налоговых регистров, то требовать их не следует. Ведь, чтобы запросить документы, инспекция должна знать их перечень и количество.

Значит, оштрафовать учреждение за неведение регистров налогового учета по ст. 126 НК РФ нельзя. В ст. 122 НК РФ установлена ответственность за неуплату или недоплату налога в результате занижения налоговой базы или других неправомерных действий. И даже если отсутствие налоговых регистров привело к недоимке по налогу, то штраф назначат именно за недоплату, а не за отсутствие налоговых регистров. Следует отметить, что налоговое законодательство не содержит санкций за отсутствие регистров налогового учета.

Компания может хранить документы бухгалтерского и налогового учета в электронном виде при условии, что все они заверены электронной цифровой подписью (письмо Минфина России от 24 июля 2008 года № 03-02-071-314).

С формальной точки зрения основания для такого вывода есть. Подпись – это обязательный реквизит любого первичного документа (пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

 

1.3 Элементы учетной политики для целей налогообложения.

Общепринятый налоговый режим предполагает ведение налогового учета по многим налога, входящим в данный режим. В частности это относится к налогу на на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц и т. д. При этом в части ведения налогового учета по НДС и налогу на прибыль налоговое законодательство предусматривает возможность выбора некоторых параметров. Такой выбор субъект малого предпринимательства оформляет в своей учетной политике по налогообложению.

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя до наступления очередного налогового периода. Для целей бухгалтерского учета учетная политика организации регламентируется Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 1/98, для целей налогового учета учетная политика организации регламентируется положениями НК РФ ч. II. В целях налогообложения в учетной политике должны быть сформулированы все аспекты организации налогового учета на основе глав 21 и 25 НК РФ ч. II.

Учетная политика должна утверждаться до наступления очередного налогового периода, Учетная политика организации является основным документом, регламентирующим ведение бухгалтерского и налогового учета и порядок налогообложения.

Представим в виде таблицы элементы налоговой учетной политики организации.

Элементы учетной политики

Варианты выбора элемента учетной политики

Момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг) по НДС

- по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов, - день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);

- по мере поступления денежных средств, - день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). 

Момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг) по налогу на прибыль

·- по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов, – день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);

·- по мере поступления денежных средств – день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, услуг)

Классификация доходов (расходов)

·-доходы (расходы) от реализации товаров (работ, услуг);

-внереализационные  доходы 

Порядок признания доходов (расходов)

·- признание доходов (расходов) в отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав;

·- день поступления средств на счета в банках или в кассу;

Метод учета доходов и расходов

·- метод начисления;

·- кассовый метод (только в случае, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 млн. рублей за каждый квартал)

Определение основных средств

·- под основными средствами понимаются: основные средства, используемые в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией

Определение нематериальных активов

·- нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев)

Амортизация основных средств и нематериальных активов

Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10000 рублей.

Организация может применять как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогового учета два метода начисления амортизации:

·- линейный (для амортизационных групп с 8 по 10; со сроком полезного использования 20-30 лет),

·- нелинейный (для амортизационных групп с 1 по 7; со сроком полезного использования 1-20 лет),

при этом выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества

Кроме того, организация также может использовать;

·- пониженные нормы амортизации на основании пункта 10 статьи 259 НК РФ ч. II,

·- специальные коэффициенты на основании пунктов 7, 8 статьи 259 НК РФ ч. II,

·- обязательные специальные коэффициенты на основании пункт 9 статьи 259 НК РФ ч. II,

Метод оценки покупных товаров при реализации

·- по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

·- по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);

·- по средней стоимости;

·- по стоимости единицы товара.

Метод оценки сырья и материалов при производстве товаров, работ, услуг

·- метод оценки по стоимости единицы запасов;

·- метод оценки по средней стоимости;

·- метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

·- метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Порядок распределения прямых расходов на остатки незавершенного производства

·- для налогоплательщиков, производство которых связано с обработкой и переработкой сырья, сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства в доле, соответствующей доле таких остатков в исходном сырье (в количественном выражении), за минусом технологических потерь,

·- для налогоплательщиков, производство которых связано с выполнением работ, оказанием услуг, сумма прямы расходов распределяется на остатки незавершенного производства пропорционально доле незавершенных (или завершенных, но не принятых на конец текущего месяца) заказов на выполнение работ (оказание услуг) в общем объеме выполненных в течение месяца заказов на выполнение работ (оказание услуг;

·- для прочих, суммы прямых расходов распределяются на остатки незавершенного производства пропорционально доле прямых затрат в плановой стоимости продукции.

Формирование резервов

·- по сомнительным долгам;

·- по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию;

·- предстоящих расходов на выплату отпусков

·- на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет.

Период, на который создается резерв по сомнительным долгам

·- отчетный период;

·- налоговый период.

Предельный размер резерва по сомнительным долгам

Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового периода).

Порядок использования неизрасходованного резерва по сомнительным долгам

·- сумма переносится на следующий налоговый период;

·- остаток включается в состав внереализционных доходов, если величина вновь созданного резерва меньше чем сумма остатка предыдущего отчетного (налогового) периода.

Предельный размер резерва по гарантийному ремонту

Предельный размер определяется как доля фактически осуществленных налогоплательщиком расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие три года, умноженная на сумму выручки от реализации указанных товаров (работ) за отчетный (налоговый) период.

Если налогоплательщик менее трех лет осуществлял реализацию товаров (работ) с условием осуществления гарантийного ремонта и обслуживания, для расчета предельного размера создаваемого резерва учитывается объем выручки от реализации указанных товаров (работ) за фактический период такой реализации.

Налогоплательщик, ранее не осуществлявший реализацию товаров (работ) с условиями гарантийного ремонта и обслуживания, вправе  создавать резерв по гарантийному ремонту о обслуживанию реализованных товаров, (работ) в размере, не превышающем ожидаемых расходов на указанные затраты.

Порядок использования неизрасходованного резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию

·- если сумма резерва была не полностью израсходована, то она может быт перенесена на следующий налоговый период;

·- если сумма вновь создаваемого резерва меньше, чем сумма остатка резерва, созданного в предыдущем периоде, то разница между ними подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика текущего налогового периода;

·- если сумма вновь созданного резерва меньше чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, то разница включается в состав прочих расходов.

Метод списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг

·- по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

·- по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);

·- по стоимости единицы.

Перенос убытков на будущее

·- всю сумму полученного убытка;

·- часть суммы полученного убытка.

Порядок уплаты авансовых платежей

·- ежемесячно, исходя из фактически полученной исчисленной прибыли;

·- ежеквартальные авансовые платежи;

·- ежеквартальные авансовые платежи по итогам отчетногопериода если за предыдущие 4 квартала доходы от реализации не превышали в среднем 3 миллиона рублей за каждый квартал).

Порядок уплаты авансовых платежей организацией, имеющей обособленные подразделения

·- по месту нахождения организации в части федерального бюджета;

·- по месту нахождения организации и месту нахождения каждого обособленного подразделения в части бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.

Порядок ведения налогового учета по налогу на прибыль организаций

·- организация может использовать разработанные и рекомендуемые МНС РФ формы регистров налогового учета,

·- можно использовать самостоятельно разработанные формы регистров налогового учета,

- данные налогового учета могут быть получены из регистров бухгалтерского учета

Формы ведения регистров налогового учета по налогу на прибыль

·- в виде специализированных форм на бумажных носителях,

·- в электронном виде,

·- на любых машинных носителях.

Формы и системы оплаты труда, применяемые в организации

Во избегании разногласий с налоговыми органами целесообразно утвердить применяемые в организации формы и системы оплаты труда.

Порядок определения расходов на научно-исследовательские и опытно- конструкторские разработки

Целесообразно для обоснования размера расходов на исследования, не давшие положительного результата, утвердить документ, устанавливающий предельный размер затрат, осуществленных на исследования, не давшие положительного результата.

Необходимо иметь в виду, что в целях налогообложения расходы налогоплательщика на НИИ и ОКР, осуществленные в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, которые не дали положительного результата, также подлежат включению в состав прочих расходов в течение трех лет в размере, не превышающем 70 % фактически осуществленных расходов.

Порядок уплаты налога на прибыль организации (авансовых платежей)

При переходе на уплату ежемесячных авансовых платежей по результатам деятельности налогоплательщик обязан уведомить об этом ИМНС РФ не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором осуществлен переход и данный момент следует отразить в учетной политике.

Подтверждением данных налогового учета являются

·- первичные учетные документы (включая справки бухгалтера),

·- аналитические регистры налогового учета,

·- расчет налоговой базы.


 

 

1.4.Особенности  налогового учета

Данные налогового учета основываются на первичных учетных документах (включая справку бухгалтера), аналитических регистрах налогового учета и расчете налоговой базы (ст. 313 НК РФ). В НК РФ не дается определение первичных учетных документов, поэтому в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ этот термин применяется в том значении, в каком он используется в других отраслях законодательства. Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

- наименование документа;

- дату составления документа;

- наименование организации, от имени которой составлен  документ;

- содержание хозяйственной  операции;

- измерители хозяйственной  операции в натуральном и денежном  выражении;

- наименование должностей  лиц, ответственных за совершение  хозяйственной операции и правильность  ее оформления;

- личные подписи указанных  лиц.

Аналитические регистры налогового учета - это разработочные таблицы, ведомости, журналы, книги, в которых группируются данные первичных учетных документов для формирования налоговой базы по налогу на прибыль без отражения на счетах бухгалтерского учета. Они могут вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Согласно ст. 314 НК РФ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. В то же время формы аналитических регистров налогового учета обязательно должны содержать следующие реквизиты, установленные ст. 313 НК РФ:

- наименование регистра;

- период (дату) составления;

- измерители операции  в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

- наименование хозяйственных  операций;

- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление  указанных регистров.

Организация при разработке методики ведения налогового учета может применить принцип "приход-расход" с ведением книги доходов и расходов (аналогично применяющейся сейчас упрощенной системе бухгалтерского учета) или принцип двойной записи с использованием "налогового" плана счетов и разработкой "налоговых" проводок.

Первый способ оптимален для небольших организаций, количество операций в которых невелико и которые будут определять доходы и расходы по кассовому методу. Что касается остальных организаций, то им больше подошел бы второй способ, однако он очень трудоемок.

Информация о работе Совершенствование учетной политики для целей налогообложения на примере ООО «Апекс»