Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 09:16, реферат
Если обратиться к современному экономическому словарю, то администрирование трактуется как «преобладание в управлении формальных, чисто административных, приказных форм и методов». Большая советская энциклопедия определяет «администрирование – формально – бюрократическое управление, осуществляемое лишь посредством приказов и распоряжений, командование, игнорирование роли масс в управлении …». Для придания администрированию рыночной окраски следует обратиться к мнению А. Файоля: «Администрировать – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, руководить, контролировать».
Если обратиться к современному экономическому словарю, то администрирование трактуется как «преобладание в управлении формальных, чисто административных, приказных форм и методов». Большая советская энциклопедия определяет «администрирование – формально – бюрократическое управление, осуществляемое лишь посредством приказов и распоряжений, командование, игнорирование роли масс в управлении …». Для придания администрированию рыночной окраски следует обратиться к мнению А. Файоля: «Администрировать – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, руководить, контролировать».
Налоговое администрирование новое понятие в методологии налогообложения, нашедшее широкое распространение в законодательных актах, научных трудах и практике. Однозначного определения данного термина на сегодняшний день не существует, ни один законодательный акт не закрепляет данного понятия. Точки зрения ученых по данному вопросу различны.
Таблица
Точки зрения ученых по сущности налогового администрирования
ФИО ученого, источник |
Понятие налогового администрирования |
Гончаренко Л.И. Налоговое администрирование: учебное пособие /кол. авторов 2009. С. 10 |
Одна из частей управления налоговой системой. |
Безруков Г.Г. Налоговое администрирование в системе федерального государственного устройства (на примере Уральского федерального округа): Дис. к.э.н. Екатеринбург, 2003, С 18. |
Комплексная система управления налогообложением |
Мишустин М.В. Информационно-технологические основы государственного налогового администрирования в России. Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С.14 |
Семантическое значение слова «администрирование» уже слова «управление» и, следовательно, процесс государственного администрирования, в том числе и налогового, есть лишь часть общего процесса государственного управления, включая управление налоговыми отношениями. |
Дадашев А.З., Лобанов А.В. налоговое администрирование в РФ. М.: Книжный мир, 2002. С.4. |
Организационно-управленческая система реализации налоговых отношений, включающая совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России. |
Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование. М.: Омега-Л. 2005. С.33 |
Динамически развивающаяся система управления налоговыми отношениями, координирующая деятельность налоговых органов в условиях рыночной экономики. |
Преобладающей позицией исследователей в области налогообложения выступает определение налогового администрирования как процесса управления налоговыми отношениями. Но, следует отметить, что понятие управление шире понятия администрирование. Управление трактуется как элемент, функция организованных систем различной природы, обеспечивающей сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности.1 Государственное администрирование, в том числе налоговое, выступает частью общего процесса государственного управления, в том числе налоговыми отношениями. Такой же точки зрения придерживается Мишустин М.В.
Налоговое администрирование не следует рассматривать как управление налоговыми отношениями, так как управление осуществляется преимущественно через законодательные акты, а налоговое администрирование это функция исполнительных органов власти, призванных на практике реализовывать должное исполнение законодательства, и контроль за его исполнением. Если обратиться к положениям налогового законодательства, то становится очевидным отсутствие в них полномочий управления в отношении налогоплательщиков со стороны налоговых органов и прочих налоговых администраций.
Изучение существующих
Налоговое администрирование – совокупность мер и мероприятий, проводимых государственными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции, направленных на получение полной и достоверной информации о текущих и потенциально возможных объемах налоговых поступлений, планирование и прогнозирование налоговых поступлений, налоговое регулирование и налоговый контроль, проводимых с целью максимизации налоговых поступлений в бюджетную систему при минимизации затрат.
Налоговое администрирование является одной из функций государственного налогового менеджмента (управления налогообложением).
Место налогового администрирования
в управлении налогообложением изображено
на схеме.
Эти же задачи включаются в состав налогового механизма, посредством которого осуществляется воздействие субъекта налоговых отношений (государственных органов власти и управления) на объект (налоговые отношения, в разрезе налогоплательщиков и уровней бюджетной системы). Остановимся подробнее на каждой из задач.
Сбор и обработка информации, без которой невозможно осуществление прочих задач налогового администрирования. Информация, необходимая для проведения налогового администрирования включает в себя различные формы бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. По собранным данным производится анализ налоговых поступлений в разрезе налогов, бюджетов, налогоплательщиков. Так же анализ проводится по показателям эффективности налогового контроля, то есть по количеству и качеству проведенных камеральных и выездных проверок, качеству реализации иных форм налогового контроля. Сбор и анализ информации необходим для оценки текущей ситуации и разработки на ее основе направлений совершенствования процесса налогового администрирования.
Налоговое планирование
и прогнозирование
Налоговое регулирование представляет собой совокупность мер государственного вмешательства в ход выполнения налоговых обязательств. Данная задача реализуется в полном объеме в рамках налогового механизма, налоговое администрирование предполагает сопровождение выполнения указанной задачи с позиции осуществления своих функций исполнительными органами власти. А именно: прием и оформление документов на предоставление вычетов, получение льгот, отсрочек по уплате налогов, проведение налогового контроля по вопросам правомерности использования льгот и прочим вопросам исполнения налогового законодательства, принятого в рамках налогового регулирования.
Методы налогового регулирования можно разделить на два направления: стимулирующие и дестимулирующие. К стимулирующим методам относим: налоговые каникулы, налоговые вычеты, льготы, снижение налоговых ставок, отсрочки, рассрочки по уплате налогов, инвестиционный налоговый кредит. Дестимулирующими методами налогового регулирования выступают: штрафы, повышение налоговых ставок, отмена налоговых льгот.
Налоговый контроль представляет собой совокупность мероприятий, проводимых налоговыми и иными уполномоченными на то органами, направленных на выявление нарушений действующего законодательства по налогам и сборам, а также на их предотвращение.
1.
Участники налоговых правоотношений (ст. 9 НК РФ):
Определение налогоплательщика содержится в ст. 19 НК РФ. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Статус налогоплательщика
или плательщика сбора
Резидент – лицо, прибывающее на территории РФ непрерывно в течение 183 дней на протяжении 12 последовательных календарных месяца.
Права налогоплательщика (ст. 21 НК РФ):
Обязанности налогоплательщиков:
Носитель налога – лицо, которое несет экономическое бремя налогообложения в конечном итоге.
Налоговый агент – организации и(или) физ.лица, на которых возложены обязанности по исчислению и перечислению налогов за налогоплательщика.
Обязанности налоговых агентов:
Права налоговых органов:
9) Требовать
от налогоплательщика
10) Привлекать
для проведения налогового
11) Заявлять
ходатайства об аннулировании
или о приостановлении
12) Предъявлять в суды иски.
Обязанности налоговых органов: