Сущность налогового администрирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 09:16, реферат

Краткое описание

Если обратиться к современному экономическому словарю, то администрирование трактуется как «преобладание в управлении формальных, чисто административных, приказных форм и методов». Большая советская энциклопедия определяет «администрирование – формально – бюрократическое управление, осуществляемое лишь посредством приказов и распоряжений, командование, игнорирование роли масс в управлении …». Для придания администрированию рыночной окраски следует обратиться к мнению А. Файоля: «Администрировать – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, руководить, контролировать».

Вложенные файлы: 1 файл

38070_konspekt_NA_CDO.docx

— 94.13 Кб (Скачать файл)
  1. Сущность налогового администрирования.

 

Если обратиться к современному экономическому словарю, то администрирование трактуется как «преобладание в управлении  формальных, чисто административных, приказных форм и методов». Большая советская энциклопедия определяет «администрирование – формально – бюрократическое управление, осуществляемое лишь посредством приказов и распоряжений, командование, игнорирование роли масс в управлении …». Для придания администрированию рыночной окраски следует обратиться к мнению А. Файоля: «Администрировать – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, руководить, контролировать».

Налоговое администрирование новое понятие в методологии налогообложения, нашедшее широкое распространение в законодательных актах, научных трудах и практике. Однозначного определения данного термина на сегодняшний день не существует, ни один законодательный акт не закрепляет данного понятия. Точки зрения ученых по данному вопросу различны.

Таблица

Точки зрения ученых по сущности налогового администрирования

ФИО ученого, источник

Понятие налогового администрирования

Гончаренко Л.И. Налоговое администрирование: учебное пособие /кол. авторов  2009. С. 10 

Одна из частей управления налоговой системой.

Безруков Г.Г. Налоговое администрирование в системе федерального государственного устройства (на примере Уральского федерального округа): Дис. к.э.н. Екатеринбург, 2003, С 18.

Комплексная система управления налогообложением

Мишустин М.В. Информационно-технологические основы государственного налогового администрирования в России. Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С.14

Семантическое значение слова «администрирование» уже слова «управление» и, следовательно, процесс государственного администрирования, в том числе и налогового, есть лишь часть общего процесса государственного управления, включая управление налоговыми отношениями.

Дадашев А.З., Лобанов А.В. налоговое администрирование в РФ. М.: Книжный мир, 2002. С.4.

Организационно-управленческая система реализации налоговых отношений, включающая совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России.

Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование. М.: Омега-Л. 2005. С.33

Динамически развивающаяся система управления налоговыми отношениями, координирующая деятельность налоговых органов в условиях рыночной экономики.


 

Преобладающей позицией исследователей в области налогообложения выступает определение налогового администрирования как процесса управления налоговыми отношениями. Но, следует отметить, что понятие управление шире понятия администрирование. Управление трактуется как элемент, функция организованных систем различной природы, обеспечивающей сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности.1 Государственное администрирование, в том числе налоговое, выступает частью общего процесса государственного управления, в том числе налоговыми отношениями. Такой же точки зрения придерживается Мишустин М.В.

Налоговое администрирование не следует рассматривать как управление налоговыми отношениями, так как управление осуществляется преимущественно через законодательные акты, а налоговое администрирование это функция исполнительных органов власти, призванных на практике реализовывать должное исполнение законодательства, и контроль за его исполнением. Если обратиться к положениям налогового законодательства, то становится очевидным отсутствие в них полномочий управления в отношении налогоплательщиков со стороны налоговых органов и прочих налоговых администраций.

 Изучение существующих авторских  мнений, действующего законодательства  по определению налогового администрирования  и практического опыта позволяет  уточнить понятие.

Налоговое администрирование – совокупность мер и мероприятий, проводимых государственными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции, направленных на получение полной и достоверной информации о текущих и потенциально возможных объемах налоговых поступлений, планирование и прогнозирование налоговых поступлений, налоговое регулирование и налоговый контроль, проводимых с целью максимизации налоговых поступлений в бюджетную систему при минимизации затрат.

Налоговое администрирование является одной из функций государственного налогового менеджмента (управления налогообложением).

Место налогового администрирования в управлении налогообложением  изображено на схеме. 

 

 

Эти же задачи включаются в состав налогового механизма, посредством которого осуществляется воздействие субъекта налоговых отношений (государственных органов власти и управления) на объект (налоговые отношения, в разрезе налогоплательщиков и уровней бюджетной системы). Остановимся подробнее на каждой из задач.

Сбор и обработка информации, без которой невозможно осуществление прочих задач налогового администрирования. Информация, необходимая для проведения налогового администрирования включает в себя различные формы бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. По собранным данным производится анализ налоговых поступлений в разрезе налогов, бюджетов, налогоплательщиков. Так же анализ проводится по показателям эффективности налогового контроля, то есть по количеству и качеству проведенных камеральных и выездных проверок, качеству реализации иных форм налогового контроля. Сбор и анализ информации необходим для оценки текущей ситуации и разработки на ее основе направлений совершенствования процесса налогового администрирования.

   Налоговое планирование  и прогнозирование представляет  собой оценку качественных и  количественных параметров бюджетных  заданий. Налоговое планирование  включает в себя два направления: прогнозирование налоговых поступлений  по всем уровням бюджетной  системы и планирование налоговых  проверок. От эффективности проведенного  планирования налоговых проверок  зависит уровень налоговых поступлений  в бюджетную систему.

Налоговое регулирование представляет собой совокупность мер государственного вмешательства в ход выполнения налоговых обязательств. Данная задача реализуется в полном объеме в рамках налогового механизма, налоговое администрирование предполагает сопровождение выполнения указанной задачи с позиции осуществления своих функций исполнительными органами власти. А именно: прием и оформление документов на предоставление вычетов, получение льгот, отсрочек по уплате налогов, проведение налогового контроля по вопросам правомерности использования льгот и прочим вопросам исполнения налогового законодательства, принятого в рамках налогового регулирования.

Методы налогового регулирования можно разделить на два направления: стимулирующие и дестимулирующие. К стимулирующим методам относим: налоговые каникулы, налоговые вычеты, льготы, снижение налоговых ставок, отсрочки, рассрочки по уплате налогов, инвестиционный налоговый кредит. Дестимулирующими методами налогового регулирования выступают: штрафы, повышение налоговых ставок, отмена налоговых льгот.

Налоговый контроль представляет собой совокупность мероприятий, проводимых налоговыми и иными уполномоченными на то органами, направленных на выявление нарушений действующего законодательства по налогам и сборам, а также на их предотвращение.

 

  1. Субъекты налоговых правоотношений, характеристика их прав и обязанностей
  2. Характеристика субъектов налоговых правоотношений
  3. Порядок постановки на учет налогоплательщиков в налоговом органе
  4. Крупнейшие налогоплательщики: характеристика, особенности учета
  5. Обязанности банков в налоговых правоотношениях

1.

 

Участники налоговых правоотношений (ст. 9 НК РФ):

  1. Организации и физ.лица, признаваемые в соответствии с НК налогоплательщиками или плательщиками сборов;
  2. Организации и физ.лица – налоговые агенты;
  3. Налоговые органы;
  4. Таможенные органы.

Определение налогоплательщика содержится в ст. 19 НК РФ.  Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

   Статус налогоплательщика  или плательщика сбора определяется  понятиями налоговый резидент  и нерезидент.

    Резидент – лицо, прибывающее  на территории РФ непрерывно  в течение 183 дней на протяжении 12 последовательных календарных  месяца.

Права налогоплательщика (ст. 21 НК РФ):

  1. Получать бесплатные консультации у налоговых органов, МинФина (устная, письменная формы);
  2. Использовать все предусмотренные законодательством налоговые льготы;
  3. Получать рассрочку, отсрочку, инвестиционный кредит (гл. 9 НК РФ);
  4. На своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо взысканных налогов (гл. 12 НК РФ);
  5. Представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством, лично либо через своего представителя (гл. 4НК РФ);
  6. Представлять пояснения налоговым органам и их должностным лицам по исчислению и уплате налогов;
  7. Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  8. Получать копии актов налоговой проверки и решений налоговых органов, а также уведомления;
  9. Требовать соблюдения налогового законодательства и налоговой тайны (ст. 102 НК РФ);
  10. Не выполнять неправомерные акты налоговых органов;
  11. Обжаловать акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
  12. На возмещение убытков;
  13. На участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов.

Обязанности налогоплательщиков:

  1. Уплачивать законно-установленные налоги;
  2. Встать на учет в налоговом органе;
  3. Вести учет доходов и расходов, а также иных объектов налогообложения;
  4. Обеспечить сохранность данных налогового учета в течение 4х лет;
  5. Представлять налоговые декларации;
  6. Выполнять законные требования об устранении выявленных нарушений;
  7. И другие обязанности.

 

Носитель налога – лицо, которое несет экономическое бремя налогообложения в конечном итоге.

Налоговый агент – организации и(или) физ.лица, на которых возложены обязанности по исчислению и перечислению налогов за налогоплательщика.

 

Обязанности налоговых агентов:

  1. Правильное и своевременное исчисление, удержание из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику, и перечисление налогов в бюджет РФ;
  2. Письменное сообщение в налоговый орган по месту учета о невозможности удержания налога и о сумме задолженности налогоплательщика в течение 1 месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о данных обстоятельствах;
  3. Ведение учета начисленных и выплаченных налогоплательщику доходов, исчисленных, удержанных налогах, в т.ч. по каждому налогоплательщику;
  4. Обеспечение сохранности данных бух. Учета в течение 4х лет;
  5. Предоставление в налоговый орган по месту своего учета документов, необходимых для осуществления контроля над правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Права налоговых органов:

  1. Проводить налоговые проверки;
  2. Требовать от налогоплательщиков документы, свидетельствующих об исчислении и уплате налогов;
  3. Проводить выемку документов, предметов (ст. 94 НК РФ);
  4. Вызывать налогоплательщика в налоговые органы;
  5. Приостанавливать операции по счетам в банках (ст. 76 НК РФ);
  6. Налагать арест на имущество в том случае, если не исполнено требование либо есть основания, что лицо предпримет меры скрыться либо скрыть свое имущество;
  7. Определять суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет;
  8. Взыскивать недоимки, штрафы и пени;

9) Требовать  от налогоплательщика устранения  выявленных нарушений (гл. 10 НК РФ);

10) Привлекать  для проведения налогового контроля  специалистов, экспертов и переводчиков;

11) Заявлять  ходатайства об аннулировании  или о приостановлении действия  выданных юр. И физ. Лицам лицензии  на право осуществления определенных  видов деятельности;

12) Предъявлять в суды иски.

 

Обязанности налоговых органов:

  1. Выполнять законодательство по налогам и сборам и требовать его выполнения налогоплательщиками;
  2. Вести учет налогоплательщиков и налоговых агентов;
  3. Бесплатно консультировать налогоплательщиков;
  4. Осуществлять своевременный возврат и зачет излишне взысканного налога;
  5. Соблюдать налоговую тайну;
  6. Корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам, не унижать их честь и достоинство.

Информация о работе Сущность налогового администрирования