Сущность налогового администрирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 09:16, реферат

Краткое описание

Если обратиться к современному экономическому словарю, то администрирование трактуется как «преобладание в управлении формальных, чисто административных, приказных форм и методов». Большая советская энциклопедия определяет «администрирование – формально – бюрократическое управление, осуществляемое лишь посредством приказов и распоряжений, командование, игнорирование роли масс в управлении …». Для придания администрированию рыночной окраски следует обратиться к мнению А. Файоля: «Администрировать – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, руководить, контролировать».

Вложенные файлы: 1 файл

38070_konspekt_NA_CDO.docx

— 94.13 Кб (Скачать файл)

 

Обязанность по уплате налога также считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом, в порядке установленной ст. 78 НК РФ, решения о зачете излишне уплаченным или излишне взысканных сумм налогов.

Гл. 12 НК РФ предусматривает порядок зачета и возврата излишне уплаченных ( взысканных) сумм налога.

Зачет излишне уплаченных сумм налога в счет будущих платежей производится на основании заявления налогоплательщика. Зачет излишне уплаченных сумм в счет уплаты по иным налогам производится на основании решения налогового органа. Зачет может быть произведен только между платежами по налогам одного уровня бюджета.

Возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм налога производится на основании заявления налогоплательщика, по решению налогового органа, при отсутствии задолженности по уплате налогов (сборов). Возврат должен быть осуществлен в течение 1 месяца с момента подачи заявления.  В случае нарушения срока возврата в пользу налогоплательщика начисляются проценты, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ (годовой), за каждый день просрочки.

 

 

2.

 

Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами:

- залог  имущества

-поручительство 

-пени

-приостановление  операций по счетам в банках

- арест  имущества налогоплательщика

 

Залог имущества применяется в качестве в качестве обеспечивающей меры для отсрочки уплаты налога или сбора. Оформляется договором между залогодателем и налоговым органом. Залогодателем может выступать как налогоплательщик, так и 3-е лицо. В качестве залога выступает движимое, недвижимое имущество, ценные бумаги и др. имущество, находящееся в собственности налогоплательщика, либо 3-го лица.

Поручительство применяется в случаях изменения сроков исполнения обязанности по уплате налогов (сборов). При поручительстве поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если тот не уплатит в установленный срок причитающейся суммы налога и пени. Поручительство оформляется договором между налоговыми органами и поручителем. Принудительное взыскание налогов и пеней с поручителей осуществляется в судебном порядке.

Приостановление операций по счетам в банке  (ст.76 НК РФ)- применяется в отношении:

-организаций-налогоплательщиков, плательщиков  сборов, налоговых агентов;

-ИП-налогоплательщиков, плательщиков  сборов, налоговых агентов

-нотариусов 

-адвокатов

Арест имущества (ст.77 НК РФ)- представляет собой действия налогового органа или таможенного органа с  санкцией прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации. Арест может быть наложен на все имущество, однако при обращении взыскания за счет имущества, представлена очередность реализации имущества в соответствии с НК РФ

Очередность взыскания:

-наличные денежные средства

-имущество не участвующее непосредственно  в производственном процессе

-готовая продукция

-имущество переданное по договору  в пользование другим лицам 

Арест может быть полным или частичным. При частичном аресте организация владеет, пользуется и распоряжается арестованным имуществом с разрешения и под контролем налоговых (таможенных) органов. При полном аресте налогоплательщик не праве распоряжаться имуществом, а владение и пользование осуществляется с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Решение об аресте имущества применяется в случае необходимости взыскания недоимок по налогам, при недостатке или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщиков в банке или отсутствии информации об открытых счетах налогоплательщика. Принятое решение направляется в трехдневный срок судебному приставу для исполнения. Решение о взыскании налога за счет имущества организации может быть принято в течении 1 года после истечения требования об уплате налогов.

 

Пени (ст.75 НК РФ) начисляются на сумму недоимки, исходя из одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ. Пени начисляются за каждый день просрочки платежа, начиная со следующего за днем уплаты дня по день фактической оплаты включительно. В случае получения отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита налогоплательщиком начисление пеней прекращается

 

 

4. Налоговое планирование и прогнозирование в Бюджетной системе.

 

 

1. Понятие и методы прогнозирования и планирования налоговых поступлений

2.Информационное обеспечение планирования налоговых поступлений

3. Анализ налоговых поступлений

1.

 

Планирование включает в себя принятие плановых решений уполномоченными  органами, план обязателен к выполнению, в ряде случаев имеет силу закона.Прогнозирование – опережающее отражение будущего. Строится на определении тенденций динамики развития событий (например-объема налоговых поступлений) на основе анализа их состояния в прошлом. Прогнозирование создает необходимую информационную базу для планирования, способствует его обоснованности и является неотъемлемой его частью.

Цель планирования налоговых доходов – достижение максимального уровня мобилизации налогов и сборов в Бюджетную систему страны.

Задачи планирования налоговых доходов:

- обеспечить исполнение доходной  части бюджетов всех уровней;

-увеличить налоговые поступления  в соответствии с приростом  налоговых баз;

-обеспечить стабильность и непрерывность  налоговых поступлений в течении  финансового года.

Методы планирования налоговых доходов:

1 Неформализованные:

- метод прямого счета;

-расчетно-аналитический метод;

-метод экспертных оценок.

2 Формализованные:

- Методы экстраполяции ( тренд, корреляция  и др.);

- Методы теории принятия решений ( теория массового обслуживания, стохастическое программирование)

3 Комбинированные

Метод прямого счета

Предполагает прогнозирование величины налоговых баз в разрезе конкретных налогов и сборов. Если налог имеет несколько ставок, то прогноз готовиться относительно налоговых баз в разрезе предусмотренных налоговых ставок.

Данные корректируются с учетом факторов, которые могут оказать на них влияние:

  • Уровень собираемости.
  • Изменение налогового законодательства.
  • Эффективность работы налоговых органов по регулированию задолженности по налогам и сборам.

Метод экстраполяции

Динамика налоговых поступлений за определенный период может иметь устойчивую тенденцию. Чаще всего налоговые поступления в динамике увеличиваются ежегодно на несколько процентных пунктов. Увеличение, как правило, связано с изменением уровня инфляции, с экономическим ростом регионе или стране, повышение уровня жизни населения. Перенос тенденций на будущее возможен в условии стабильности налогового законодательства, а именно, механизма начисления налоговых платежей.

Классификация планов налоговых поступлений

1. По уровню власти и управления:

-Государственные планы

-Местные планы

2. По временной определенности:

-долгосрочные (более 3-х лет)

-среднесрочные ( 3 года)

-краткосрочные (1 год)

-текущие ( квартал, месяц)

3. По степени охвата налогов и сборов:

-агрегированные планы ( по всем видам налогам и сборам)

-группированные по видам налогов  и сборов ( федеральные, региональные, местные)

-детальные (в разрезе отдельных  налогов и сборов)

4. Исходя из субъектов налоговых платежей:

-поступления от налогоплательщиков-организаций

-поступления от налогоплательщиков – физических лиц

5. В зависимости от этапов бюджетного процесса:

-планы налоговых поступлений  при обосновании налоговых доходов  бюджетов

-при исполнении бюджетов

 

2.

 

 

1.Информация из внутренних источников:

-информация отдела учета налогоплательщиков;

-бухгалтерская отчетность и  расчеты налогоплательщиков по  налогам;

-информация отдела камеральных  проверок;

-сведения из отдела учета  и отчетности по принудительному  взысканию недоимок.

2 Информация из внешних источников:

-нормативно-правовая;

-социально-экономическая;

-информация о нарушениях налогоплательщиками  налогового и иного законодательства, полученная от других контролирующих  органов ( МВД, суда, прокуратуры, таможенных  органов и т.д.)

 

Требования к информации, используемой для налогового планирования и прогнозирования:

-непрерывность;

-систематизация;

-регулярность обновления и пополнения;

-полнота;

-достоверность;

-организация рациональной системы  сбора.

 

3.

 

Содержание анализа определяется его целями и задачами.  Анализ налоговых поступлений проводится на всех уровнях ФНС России.

Задачами анализа являются:

-контроль выполнения планов;

-достижения прогнозных значений  налоговых поступлений в БС;

-выявление тенденций в поступлении  налогов в целом по администратору  за определенный период времени;

-определение факторов, повлиявших  на фактическое поступление в  сравнении с начисленным объемом  по отдельным видам налогов  в разрезе видов экономической  деятельности  за отчетный период;

-установление причин недопоступления  начисленных налогов;

-сравнение намеченного и фактического  планов поступления налогов;

-оценка эффективности принятых  налоговыми органами мер, направляемых  на увеличение поступления налогов  и сборов;

-формирование информационной базы  для планирования и прогнозирования  налоговых поступлений;

-разработка проектов, решений по  мобилизации налоговых поступлений  в планируемом периоде.

 

Виды анализа налоговых поступлений:

1 По признаку времени:

-ретроспективный: оперативный и итоговый

-перспективный 

2. По субъектам анализа:

-внутренний, проводится в налоговых  органах

-внешний, осуществляется на основании  действий статистической отчетности  исполненными органами государственного  управления

3. По методике исследования:

-количественный, который основан  на количественных сопоставлениях  показателей и факторов, оказывающих  влияние на полученный результат;

-качественный, основывается на  экспертных оценках процессов, происходящих  в целях налогообложения

4. По степени охвата объекта:

-сплошной, изучаются все налоговые  поступления, от всех субъектов, участвующих в формировании налоговых  поступлений на определенной  территории

-выборочный, исследуют результаты  налоговых поступлений по определённым  видам налогов и сборов, в отношении  конкретной категории налогоплательщиков.

 

Методы анализа налоговых поступлений:

Количественный анализ:

-метод сравнений, сопоставлений

-метод структурного исследования

-метод использования интегральных  показателей

-факторный анализ

-метод группировок

Качественный анализ:

-метод экспертных оценок

-метод наблюдений

-метод косвенных оценок налогового  потенциала

 

5. Налоговый контроль

 

1.Сущность  налогового контроля

2. Формы и методы налогового контроля

3. Виды налоговых проверок

 

 

1.

 

Налоговый контроль представляет собой деятельность государственных органов власти по обеспечению полноты и своевременности выполнения налоговых обязательств налогоплательщиками и налоговыми агентами путем осуществляется законодательно регламентируемого комплекса мероприятий. Налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок; получения объяснений от налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также других форм, предусмотренных НК РФ.

Информация о работе Сущность налогового администрирования