Серьезной проблемой стало
уклонение от уплаты налогов. Для решения
этой проблемы в нашей стране требуется
не только снижение ставок налогов, сколько
прежде всего совершенствование демократических
институтов, способных восстановить разорванную
связь между уплатой налогов и получением
выгод от потребления общественных благ,
что поможет поменять саму модель рационального
выбора налогоплательщика, его оппортунистический
тип поведения. Далее, необходима реальная
борьба с коррупцией и злоупотреблениями
общественной властью.
Наконец, нужна скрупулезная
настройка налогового законодательства
с целью обеспечения его прозрачности
и предотвращения налоговой дискриминации,
повышения вероятности обнаружения фактов
уклонения прежде всего у посредников,
благодаря деятельности которых сегодня
многократно сокращаются издержки уклонения
от уплаты налогов для рядовых налогоплательщиков.
Ужесточение штрафных санкций, рост числа
проверок и количества проверяющих как
возможные меры по борьбе с уклонением
от уплаты налогов могут привести к
положительным результатам только при
опережающей эффективной борьбе с коррупцией.
Налоговая реформа должна предусматривать,
с одной стороны, снижение налоговой нагрузки
и решение наиболее важных для бизнеса
вопросов (ликвидация барьеров, препятствующих
развитию инвестиций), а с другой стороны,
- большую «прозрачность» налогоплательщиков
для государства, улучшение налогового
администрирования и служение возможностей
для уклонения от налогообложения.
Центральным звеном модернизации
налоговой системы является создание
центров обработки данных, на которые
возлагается основное бремя задач по поводу
обработке, хранению и использованию большого
объема информации налоговых органов
всех уровней.
На ближайшую перспективу следует
подумать об объединении на основе налогового
учета всех видов государственного учета,
включая и паспортный. Тогда вместо внутренних
паспортов граждане могут пользоваться
простейшими (но существенно более надежными)
удостоверениями личности, в которых,
кроме их налогового номера, будут содержаться
еще и их отпечатки пальцев (в реальном
виде или в цифровом формате).
Следующей важной мерой является
закрепление за налоговым ведовством
функции сборщика налогов. С учетом опыта
зарубежных стран в этой сфере следует
передать Министерству по налогам и сборам
России все функции по сбору всех налогов
и других обязательных платежей в стране
на единый счет налоговых органов.
Все эти цели и задачи должны
быть сформулированы в рамках Государственной
налоговой доктрины России, а методы и
средства их решения - в Общей концепции
налоговой политики и основных направлений
развития налоговой системы России.
Основные направления налоговой
реформы в России в этом общем контексте
видятся так:
1) ослабление налогового
бремени и упрощение налоговой
системы путем отмены низкоэффективных
налогов и отчислений во внебюджетные
фонды;
2) расширение налоговой
базы путем отмены ряда налоговых
льгот, расширения круга плательщиков
налогов и облагаемых доходов
в соответствии с принципом
«налоговой справедливости»;
3) постепенное перемещение
налогового бремени с предприятий
на физических лиц;
4) решение комплекса
проблем, связанных со сбором
налогов и контролем за соблюдением
налогового законодательства.
3.2. Основные направления
совершенствования налоговой политики
России в перспективе
Основные направления налоговой политики
подготовлены в рамках составления проекта
федерального бюджета на очередной финансовый
год и двухлетний плановый период. Основные
направления налоговой политики являются
одним из документов, который необходимо
учитывать в процессе бюджетного проектирования,
как при планировании федерального бюджета,
так и при подготовке проектов бюджетов
субъектов Российской Федерации.
В трехлетней перспективе 2013-2015 годов
приоритеты Правительства Российской
Федерации в области налоговой политики
остаются такими же, как и ранее - создание
эффективной и стабильной налоговой системы,
обеспечивающей бюджетную устойчивость
в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Основными целями налоговой политики
продолжают оставаться поддержка инвестиций,
а также стимулирование инновационной
деятельности.
Важнейшим фактором проводимой налоговой
политики является необходимость поддержания
сбалансированности бюджетной системы
Российской Федерации. В то же время необходимо
сохранить неизменность налоговой нагрузки
по секторам экономики, в которых достигнут
ее оптимальный уровень с учетом требований
сбалансированности бюджетной системы
Российской Федерации.
В периоде 2013 - 2015 годов будет продолжена
реализация целей и задач, предусмотренных
в предыдущих периодах.
Взимание налогов и сборов может оказывать
различное влияние на поведение экономических
субъектов, создавать различные стимулы
как для организаций, так и для физических
лиц. Необходимым условием для повышения
конкурентоспособности российской экономики
является её диверсификация, технологическое
обновление, модернизация производства.
К важным факторам модернизации относится
развитие некоммерческого сектора, предоставляющего,
в том числе услуги социального характера.
Стимулирующая роль налоговой системы
по перечисленным направлениям сохранится.
С учетом необходимости обеспечения
бюджетной сбалансированности следует
предпринимать усилия, направленные на
увеличение доходов бюджетной системы
Российской Федерации. Основными источниками
роста налоговых поступлений может стать
как повышение налоговых ставок, изменение
правил исчисления и уплаты отдельных
налогов, так и принятие мер в области
налогового администрирования. Отдельным
направлением политики в области повышения
доходного потенциала налоговой системы
будет являться оптимизация существующей
системы налоговых льгот и освобождений,
а также ликвидация имеющихся возможностей
для уклонения от налогообложения.
В части мер налогового стимулирования
планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах
по следующим направлениям:
1. Поддержка инвестиций и развития
человеческого капитала.
2. Совершенствование налогообложения
при операциях с ценными бумагами
и финансовыми инструментами
срочных сделок, а также иных
финансовых операциях.
3. Совершенствование специальных
налоговых режимов для малого
бизнеса.
4. Развитие взаимосогласительных
процедур в налоговых отношениях.
5. Страховые взносы на обязательное
пенсионное, медицинское и социальное
страхование.
В части мер, предусматривающих повышение
доходов бюджетной системы Российской
Федерации, планируется внесение изменений
в законодательство о налогах и сборах
по следующим направлениям:
1. Налогообложение природных ресурсов.
2. Акцизное налогообложение.
3. Введение налога на недвижимость.
4. Сокращение неэффективных налоговых
льгот и освобождений.
5. Совершенствование налога на
прибыль организаций.
6. Совершенствование налогового
администрирования.
7. Противодействие уклонению от
налогообложения с использованием
низконалоговых юрисдикций.
Таким образом, содержанием налоговой
политики в среднесрочной перспективе
является определенный налоговый маневр,
который будет заключаться в снижении
налоговой нагрузки на труд и капитал
и ее повышении на потребление, включая
дорогую недвижимость, на рентные доходы,
возникающие при добыче природных ресурсов,
а также в переходе к новой системе налогообложения
недвижимого имущества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как известно, налоги
— неотъемлемый атрибут и органическая
часть государства, без них немыслима
реализация задач и функций института
государства. Налоги как очень мощное орудие
могут сыграть свою роль в стабилизации
экономики и финансов только в случае
целенаправленного и дозированного использования.
В настоящее время в России идет этап становления
механизма налогового регулирования посредством
реформирования налоговой системы – одной
из главных элементов рыночной экономики.
Необходимо, чтобы налоговая система России
была адаптирована к новым общественным
отношениям, соответствовала мировому
опыту.
Нестабильность налоговой системы
на сегодняшний день - главная проблема
реформы налогообложения. Анализ реформаторских
идей в области налогов в основном
показывает, что выдвигаемые предложения
касаются в лучшем случае
отдельных элементов налоговой
системы(прежде всего размеров ставок,
предоставляемых льгот и привилегий;
объектов обложения; усиления или замены
одних налогов на другие).
В настоящее время во всем мире
наблюдается тенденция к упрощению налоговой
системы. Это и понятно. Чем проще налоговая
система, тем, проще определять экономический
результат, меньше забот при составлении
отчетных документов и тем больше остается
времени у предпринимателей на обдумывание
того, как снизить себестоимость продукции,
а не на то, как снизить налоги. Налоговым
же органам проще следить за правильностью
уплаты налогов, что позволяет уменьшить
число работников в финансовых органах.
Такая тенденция подтверждается
тем, что в некоторых странах вообще существует
один единственный налог на добавленную
стоимость. В нашей же стране система налогов
имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют
различные налоги, отчисления, акцизы
и сборы, которые по сути почти ничем друг
от друга не отличаются. Так как налоговые
реформы в сущности продолжаются и по
сей день, данная тема остаётся актуальной
и сегодня, когда и сама экономика России
начинает стабилизироваться.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Конституция Российской Федерации. М.: Маркетинг, 2012. – 39 с.
- Налоговый кодекс Российской
Федерации. М.: Проспект, 2013. – 848 с.
- Закон РФ от 27.12.91 г. N 2118-1(ред. от 11.11.2003) «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
- Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение:
учебник / под ред. Б.Х. Алиева. - 2 изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007. – 448 с.
- Борисов А. Б. Большой экономический словарь. – М., 2008. – 860 с.
- Булатов А.С. Экономика: Учебник – М.: Экономистъ, 2007. – 896.
- Виноградов В.В. Экономика России: Учебник/М.: Юрайт, 2010. – 320 с.
- Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б.
Налоги и налогообложение. Учебн./ Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б.-Изд.3-е, перераб. и доп.- Ростов н/Д: Феникс,2005. – 512 с.
- Иванов А.Г. Понятие администрирования
налогов//Финансовое право. 2005, 9. – 35.
- Иохин В.Я. Экономическая теория: вопросы и ответы, задачи и решения: уч. пособие. – М.: Экономистъ, 2003. – 558 с.
- Качур О.В. Налоги и налогообложение:
учебное пособие/ О.В.Качур.-М.: Кнорус,2007. – 304 с.
- Лыкова Л.Н. Налоговая система России. Общее и особенное — М.: Наука, 2006 г. – 444 с.
- Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учеб. для вузов / под ред. И. А. Майбурова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 655 с.
- Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 томах. – пре.с англ. – М.: Инфра - М, 2007. – 972 с.
- Миляков Н.В. Налоги и налогообложение:
Учебник.-5-е изд. перераб. и доб.-М.: Ифра – М, 2006. – 509 с.
- Пансков В.Г. О принципах налогообложения физических лиц// Финансы, 2008, 1. – 48 с.
- Романовский М.В. Налоги и налогообложение. 6-е изд., доп. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - Спб.: Питер, 2009. - 528 с.
- Русаковский И.Г., Кашина В.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004. – 178 с.
- Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории: учебник – Киров, АСА, 2007. – 832 с.
- Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник. М.: Инфра - М, 2002. – 570 с.