Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 11:02, реферат
С первого дня жизни ребенка родители начинают выполнять свой главный родительский долг – они становятся воспитателями. Через радости и испытания ведут они растущего человека по пути развития его духовных и физических сил, к духовной и физической зрелости.
Введение
Глава 1. Историко-педагогические аспекты развития просвещения в эпоху А.С. Макаренко
1.1 Картина исторического времени эпохи А.С. Макаренко
1.2 Педагоги эпохи А.С. Макаренко о воспитании ребенка в семье
1.3 А.С. Макаренко о формах воспитания детей в семье
Глава 2. Методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С. Макаренко и применение их им на практике
2.1. Главные методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С. Макаренко
2.2. Анализ опыта работы с детьми из различных семей в практике А.С. Макаренко
Заключение
Список литературы
Заключение
В основе современной теории семейного воспитания следует в большей мере акцентировать внимание на ценностях активной социокультурной жизни, личного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности, культуры гражданства, ответственности перед собой, обществом и государством. При этом культурные основания теории семейного воспитания должны строиться с учетом идей плюрализма и вариативности воспитательной практики, демократизации отношений субъектов учебно-воспитательного процесса, ответственности каждого гражданина и государства в целом за воспитание детей и молодежи.
Оригинальность взгляда А.С. Макаренко на педагогику и воспитание, масштаб его влияния на педагогическую мысль и практику определяются прежде всего тем, что его творчество органически неотделимо от ценностей и потребностей развивающегося мира в области культуры, экономики, общественно-политической жизни, морально-психологического состояния общества и человека, молодого поколения.
Глубоко понимая социальную сущность
педагогики и воспитания, А.С. Макаренко
дал блестящий пример педагогического
просвещения, массовости и многообразных
форм распространения научно-
Во-первых, выдающийся педагог предложил отказаться от традиционных взглядов на воспитание как явление, существующее в пространстве отношений воспитателя и воспитуемого. Он говорит о широкой стихии воспитания, «которая проводится не только воспитателями, но и всей нашей жизнью – каждым из вас над каждым из вас». Макаренко уверен, что два человека, проживающие вместе хотя бы неделю, уже воспитывают один другого. Этим он аргументирует свою мысль о том, что воспитание – чрезвычайно широкое явление. Его трудно понимать как явление только детское, в особенности в Советском Союзе, где оно сделалось одним из широчайших общественных дел.
Во-вторых, критикуя педологов, А.С. Макаренко
резко возражал против превращения
воспитания подрастающих поколений
в игрушку возрастных биологических,
психологических и других симпатий.
С другой стороны, он не принимал и
пустой коммунистической фразеологии
на этот счет, сводившейся к призывам
следовать «коммунистической
В-третьих, общественный характер воспитания обнаруживается в том, что оно является коллективистским. В связи с этим Макаренко подчеркивал: наш воспитанник, кто бы он ни был, никогда не может выступать в жизни как носитель некоего личного совершенства, только как добрый или честный человек. Он всегда должен выступать прежде всего как член своего коллектива, как член общества, отвечающий за поступки не только свои, но и своих товарищей. В этом, по нынешним меркам, «старомодном» высказывании содержится мысль, которую нельзя игнорировать и сегодня: воспитание призвано формировать человека, ответственного перед другими людьми, способного следовать общественному долгу. Вместе с тем сомнительны утверждения Макаренко, о безусловном подчинении личности коллективу.
В-четвертых, заслуживает также внимания замечание Макаренко о контроле общественного мнения над воспитанием. Именно оно закаляет характер ученика, воспитывает волю, прививает общественно полезные навыки личного поведения. Как следствие, в ребенке рождается твердость, несгибаемость закаленного характера, воспитывается чувство гражданской чести, долга, сознание обязанности по отношению к другим людям.
В-пятых, показателем социальности воспитания по Макаренко выступает то обстоятельство, что воспитание осуществляется не только в государственном учреждении – школе, но и в основной ячейке общества – семье. Именно в семье, по его мнению, закладываются основы характера человека, создается фундамент его воспитанности. Семейное воспитание должно найти меру между нашей большой, отдающей себя обществу работой и нашим счастьем, тем, что мы берем от общества.
Итак, теоретические положения А.С. Макаренко, касающиеся социальной сущности воспитания, его общественного характера не потеряли своей актуальности и в нынешних условиях. Они позволяют уточнить категориальный аппарат современной социальной педагогики и, на наш взгляд, смогут благотворно повлиять на процесс накопления достоверного знания в этой относительно новой научной дисциплине.
Практическое претворение в жизнь идей А.С. Макаренко, в том числе и этико-педагогических, не пройденный этап, а задача на будущее. Он - теоретик не прошлого, а будущего: воплощение его комплексной воспитательной и этической программы связано с такими условиями, которые в значительной мере еще предстоит сформировать. А.С. Макаренко относится к педагогам, которые идут впереди своего времени, потому что основополагающая идея его этической концепции - общественная ответственность, строящаяся на взаимности личности и коллектива. Его система воспитания выше этического рационализма в обычном его понимании. Она может быть реализованной лишь в условиях такого типа социальной организации, где школа будет органической частью жизненной практики, а не изолированной ее формой.
Взгляды А.С. Макаренко - этика педагогики
дня сегодняшнего и будущего, так
как нормы «нового
Литература
1. Анзорг, Л.С. Дети и семейный конфликт : Учебное пособие / Л.С. Анзорг – М. : Просвещение 1987. 200с.
2. Белогуров, А.Ю. Семья как социальная ценность современного мира : Учебное пособие / А.Ю. Белогуров – М. : Логос 2000. 280с. – ISBN 5-886873.
3. Вигман, С.Л. Педагогика в вопросах и ответах : Учебное пособие / С.Л. Вигман – М. : Академия 2000. 208с. – ISBN 5-88439-097-1.
4. Григорович, Л.А. Педагогика и психология : Учебное пособие / Л.А. Григорович – М. : Просвещение 2003. 475с. – ISBN 5-469-01027-9.
5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка : Учебное пособие / Л.С. Выготский – М. : Академия 2006. 512с. – ISBN 5-468-01034-8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991.
6. Кулик, Л.А. Семейное воспитание : Учебное пособие / Л.А. Кулик – М. : Просвещение 2003. 175с. – ISBN 5-222-10169-7.
7. Ковалев, С.В. Психология современной семьи : Учебное пособие / С.В. Ковалев – М. : Просвещение 1999. 270с. – ISBN 5-223 1056-5.
8. Лесгафт, П.Ф. Семейное
воспитание ребенка и его
9. Макаренко, А.С. Книга для родителей : Учебное пособие / А.С.Макаренко – М. : Педагогика, 1981. 300с.
10. Макаренко, А.С. Цель
11. Макаренко, А.С. Проблемы воспитания в советской школе : Учебное пособие / А.С.Макаренко – М. : Педагогика 1984. 300с.
12. Макаренко, А.С. Семья и воспитание детей : Учебное пособие / А.С.Макаренко – М. : Педагогика 1984. 200с.
13. Макаренко, А.С. Лекции о
воспитании детей. Общие
14. Немов, Р.С. Психология : Учебное пособие / Р.С.Немов – М. : Академия 1995. 492с. – ISBN 5-469-0228-7.
15. Попиловский, Я.В. Помощь родителям в воспитании детей : Учебное пособие / Я.В.Попиловский – М. : Слово 2006. 500с. – ISBN 5-7695-0634-1.
16. Харламов, И.Ф. Педагогика : Учебное пособие / И.Ф.Харламов – М. : Гардарики 2002. 200с. – ISBN 5-7694-0523-5.
17. Сухомлинский, В.А. Собрание сочинений : Учебное пособие / В.А.Сухомлинский – М. : Логос 1999. 400с. – ISBN 5-469-0273-2.
18. Спиваковская, А.С. Как быть родителями : Учебное пособие / А.С.Спиваковская – М. : Академия 2001. 306с. – ISBN 5-7695-1950-4.
19. Эльконин, Д.Б. Детская психология : Учебное пособие / Д.Б.Эльконин – М. : Академия 2000. 356с. – ISBN 5-7498-1750-6.
20. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений : Учебное пособие / К.Д. Ушинский – М. : Просвещение 1982. 500с.
21. Фролов, А.А. Макаренко в СССР, России и мире : Учебное пособие / А.А.Фролов – М. : Академия 2001. 417с. – ISBN 5-7496-16320-7.
22. Хямяляйнен, Ю.В. Воспитание родителей : Учебное пособие / Ю.В.Хямяляйнен – М. : Просвещение 1993. 190с. – ISBN 5-7692-1703-8.
23. Фромм, А.К. Азбука для родителей : Учебное пособие / А.К.Фромм – М. : Академия 2000. 218с. – ISBN 5-7684-1902-7.
24. Андреева, И.Н. История образования за рубежом и в России : Учебное пособие / И.Н.Андеева – М. : Академия 2001. 416с. – ISBN 5-7695-0657-1.
25. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли : Учебное пособие / А.Н.Джуринский – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС 2003. 400с. – ISBN 5-305-00100-5.
26. Константинов, Н.А. История педагогики : Учебное пособие / Н.А.Константинов – М. : Просвещение 1982. 447с.
27. Макаренко, А.С.
28. Кравченко, И.В. Совершенство в семье : Учебное пособие / И.В.Кравченко – М. : Академия 2003. 268с. – ISBN 5-7684-0345-4.
29. Лазарев,А.А. Семейная педагогика : Учебное пособие / А.А.Лазарев – М. : Академия 2005. 314с. – ISBN 5-7634-0721-6.
30. Мироненко, Л.С. Пойми ребенка : Учебное пособие / Л.С.Мироненко – М. : Просвещение 2006. 278с. – ISBN 5-7652-0891-5.
31. Филимонов, К.Н. Моя семья : Учебное пособие / К.Н.Филимонов – М. : 2003. 324с. – ISBN 5-305-02312-2.
Информация о работе А.С.Макаренко о воспитании детей в семье