Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 09:37, реферат
Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.
В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
Концепции, ориентированные на коллективное
воспитание В.А. Караковского, основанны
на общечеловеческих ценностях, идеях
коллективного творческого
Авторская педагогическая система Е.А. Ямбурга
Адаптивная модель школы
Разработанная московским педагогом Евгением Ямбургом модель адаптивной школы становится все более популярной.
Ее суть - адаптация учебной системы к возможностям и потребностям школьника, в отличие от традиционной школы, где все наоборот. Переделать школьную систему под ребенка - идея не новая, однако методика Ямбурга отличается особой гибкостью и этим во многом и интересна.
То есть это школа, где методы работы с учениками, формы обучения и подходы к организации учебного процесса подбираются в зависимости от того, какие дети учатся в том или ином конкретном классе. Не ребенок адаптируется в школе, а школа готова подстраиваться под него, исходя из его особенностей. Как результат - разноуровневая система обучения, дающая возможность каждому ученику реализоваться. Сегодня в центре образования 237 педагогов и 2020 учеников. При нем действуют театральная студия, школа художественных ремесел и даже парикмахерская (персонал - сами учащиеся).
Школа, известная по имени ее директора и разработчика адаптивной модели образования Евгения Ямбурга (официально - Центр образования N 109), находится на юго-западе Москвы и состоит из нескольких подразделений (детский сад, младшая школа, средняя и старшая школа, конно-спортивный клуб и т. д.).
Условия, в которых по восемь-десять (а то и больше) часов в день будет находиться ваш ребенок, - фактор, заслуживающий особого внимания. Каждая школа в идеале должна иметь свое лицо. В этой - никаких серо-зелено-голубых стен, атмосфера, в которой проводят время дети, не должна отдавать казенщиной. Другой принципиальный момент - есть все, что нужно для учебного процесса. Однако в ЦО о количестве компьютеров и прочего оборудования упоминать не принято, главное - техника обучения. Между тем недавно центр приобрел партию ноутбуков для учеников коррекционных классов. Достаточно показательно. Если речь идет о частной школе, тот тут уж сам бог велел организовать "удобства" на уровне выше среднего. А вот государственные учебные заведения, как правило, в этом отношении не блещут. В прямом и переносном смысле. Евгений Александрович говорит, что сам, приезжая с инспекциями в другие школы, в первую очередь обращает внимание на состояние сантехнических помещений, и специально показывает мне туалеты и умывальники - светлые кафельные полы, цветы, рыбки в аквариуме...
На стенах - шаржи на учителей, видимо, для создания неформальной атмосферы. Естественно, никто не обижается - так принято. Уменьшенная копия директора школы, изготовленная из папье-маше, - прямо перед его кабинетом.
Главные принципы адаптивной школы - ориентация в первую очередь на особенности ребенка (как психические, так и физические), гибкий подход к обучению и отсутствие жесткого отбора на входе.
Гибкий подход, декларируемый адаптивной школой, - это возможность постоянно выбирать. В том числе и приемы обучения. Скажем, в вальдорфских школах учатся только по вальдорфским канонам, в школе Амонашвили - в соответствии с одноименной методикой. А здесь педагогический инструментарий может быть любым. Главное - чтобы он подходил детскому коллективу.
Коррекционные классы рассчитаны на детей, требующих повышенного внимания со стороны педагогов, на тех, кому учиться в обычном классе будет трудно. Учиться в гимназическом или лицейном классе более престижно, чем в общеобразовательном, но и гораздо сложнее. Например, в лицейном лингвистическом изучаются два иностранных языка, в медицинском серьезный акцент делается на химию и биологию и т. д.
Примечательно, что переходы от одного этапа школьной жизни к другому в адаптивной школе максимально щадящие. Так, часть первых классов находится на территории детского сада, то есть поступившие в них малыши пребывают в знакомой обстановке; часть пятых по той же схеме - на территории начальной школы.
Кстати, обучение в гимназических классах начинается не с пятого года обучения, как в других российских школах, а с шестого. На пятом же дети привыкают к новым педагогам, новой системе построения учебного процесса и т. п. Для учеников и это - достаточно серьезный стресс, подчеркивает Евгений Ямбург.
Занятия В ЦО N 109 продолжаются примерно до часа-двух дня. А после начинается самое интересное.
Например, у школы есть своя конюшня с 27 лошадями. Дело в том, что администрация ЦО решила ввести в школьный обиход иппотерапию. Показаний к ее применению множество. Так, даже у детей с ДЦП, которые регулярно ездят верхом, улучшается координация движений, появляется чувство уверенности в себе. Действенна иппотерапия и при менее серьезных проблемах со здоровьем.
Однако это не все. При ЦО функционирует клуб путешественников "Зюйд-Вест", члены которого зимой разрабатывают маршруты походов по Волге (эту реку ямбуржцы осваивают уже 15 лет), ищут информацию в интернете о каждом участке пути, шпаклюют плавсредства - школьный флот насчитывает 15 шестивесельных ялов (у ЦО есть еще и два собственных теплохода). В плавание по Волге отправляются летом. С одной стороны - это все интересно и, безусловно, познавательно. С другой - есть еще одна возможность перемешать самых разных детей и подростков. В походе ведь все в одной команде, кто, как и в каком классе учится, уже большого значения не имеет.
Речные путешествия, лошади
- вещи уже привычные и для
Авторская педагогическая система А.С. Макаренко
Педагогическая система А.С. Макаренко основана на трех взаимосвязанных принципах. Принцип первый: труд, от которого зависит реальное благосостояние ребят (качество питания, одежды, развлечения, экскурсии и т.д.). При этом у воспитанников должна быть возможность выбора, чтобы каждый мог найти дело по душе. Принципиально важно, чтобы плодами своего труда дети распоряжались сами. Отсюда - принцип второй: самоуправление. Организовать его без соблюдения первого принципа невозможно, потому что чем тогда всерьез управлять?
Принцип третий: коллективная ответственность. За проступок одного отвечает вся группа (отряд). Однако коллектив может быть заинтересован в дисциплине (а значит, и в осуждении ее нарушителя) только в том случае, если от дисциплинированности каждого зависит благосостояние (не только материальное!) всех и если ребята сами могут участвовать в установлении границ этой дисциплины.
Педагоги особо отмечают
гуманистическую направленность педагогической
системы А.С. Макаренко, говорят о
том, что она создает базу для полноценного развития личности, готовит
детей к реальной жизни со всеми ее трудностями
и проблемами, во многом помогает детям
чувствовать себя хозяевами и творцами
своей жизни
Макаренко ставит в центр воспитания ценностное
отношение к труду, что особенно актуально
сегодня, когда сознание значимости труда
у молодежи явно снижено. Его педагогическую
концепцию можно охарактеризовать как
оптимистическую (с приоритетом категории
будущего), социально-личностную (первенство
общности) и как концепцию целостного
развития личности (основанного на волевой
активности). В авторских материалах А.С.Макаренко
отмечается: на основе коллективной трудовой
организации «удалось создать крепкую
и дружную семью и найти интересные и оригинальные
формы внутренней организации»; в основу
воспитания здесь положена не «логика
труда», а «логика хозяйства», которое
«должно отличаться развитием, мощностью,
прибыльностью, веселым тоном». Душа общинно-коллективистской
педагогики Макаренко - социальный оптимизм,
устремленность в будущее, идея «возвышения
человека» в процессе созидания и творчества.
Особенность педагогической системы А.С.Макаренко - это правоотношение целей и средств воспитания, их диалектическая взаимосвязь, которая и составляет суть педагогической логики: зрения этой логики, мы не можем допустить никакого средства, которое не вело бы к поставленной нами цели.
Авторская педагогическая система В.С. Библера
«Диалог культур»
Библер Владимир Соломонович - ученый-философ Российского гуманитарного университета, г. Москва.
Проблема диалога в обучении и воспитании не является новой, однако в ряде технологий она сводится к проблеме общения, актуализации смыслообразующей, рефлексивной и других функций личности. В системе «Диалог культур» сам диалог предстает не только как средство обучения, а как сущностная характеристика системы, определяющая и ее цель, и содержание.
В основу системы «Диалога культур» положены идеи М. М. Бахтина «о культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л. С. Выготского и положения «философской логики культуры» В. С. Библера.
Диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения. Можно выделить внутриличностный диалог (противоречие сознания и эмоций), диалог как речевое общение людей (коммуникативная технология) и диалог культурных смыслов, на котором и строится технология диалога культур.
Классификационные параметры системы
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: диалектическая.
По основному фактору развития: социогенная + психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
По ориентации на личностные структуры: 1) ЗУН +2) СУД.
По характеру содержания: обучающая, светская, гуманитарная, общеобразовательная, дидактоцентрическая.
По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами групповой.
По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + проблемная.
По категории обучаемых: продвинутого уровня.
Целевые ориентации
• Формирование диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского рационализма, монофилии культуры.
• Обновление предметного содержания, сопряжение в нем различных, не сводимых друг к другу культур, форм деятельности, смысловых спектров.
Концептуальные идеи
• Диалог, диалогичность есть неотъемлемый компонент внутреннего содержания личности.
• Многоголосье мира («карнавал мироощущения» по Бахтину) существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога.
• Диалог есть позитивное содержание свободы личности, так как он отражает полифонический слух по отношению к окружающему миру.
• Диалог не есть проявление противоречий, а сосуществование и взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний.
• Современное мышление строится по схематизму культуры, когда «высшие» достижения человеческого мышления, сознания, бытия вступают в диалогическое общение с предыдущими формами культуры (Античности, Средних веков, Нового времени).
В системе «Диалога культур» диалог выступает в двух функциях:
1. Форма организации обучения.
2. Принцип организации самого содержания науки:
а) диалог - определение самой сути и смысла усваиваемых и творчески формируемых понятий;
б) диалог культур в контексте современной культуры развертывается вокруг основных, вопросов бытия, основных точек удивления;
в) диалог в сознании ученика (и учителя) голосов поэта (художника) и теоретика, как основа реального развития творческого (гуманитарного) мышления. Особенности организации содержания (по В. С. Библеру)
1. Проецирование на
весь процесс обучения
• античное мышление - эйдетическое (образное);
• средневековое - причащающее мышление (часть мыслится как принадлежное к демиургу);
• новое время - рационалистическое мышление, разум - все;
• современная эпоха - релятивизм, отсутствие единой картины мира; характерно возвращение мышления к исходным началам.
2. Обучение строится
на сквозном диалоге двух
3. Последовательность
классов отвечает
1-11 классы: Точки удивления
- это «узелки» понимания,
III-IV: Античная культура.
V-VI: Культура Средневековья.
VII-VIII: Культура Нового Времени, Возрождения.
IX-X: Культура современности.
XI: Класс специально
4. Обучение в каждом
учебном цикле строится на
основе внутреннего диалога,