Авторская педагогическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 09:37, реферат

Краткое описание

Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.
В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 500.50 Кб (Скачать файл)

 

Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя.

Пример: Оле учитель физики дал тему «Рефракция света в земной атмосфере». Оля приступает к работе по своей теме с Петей. Книгу положили посередине, и один из них прочитал первый абзац текста. Вместе обсудили, о чем речь, и подобрали заглавие: "1) Возникновение рефракции света в земной атмосфере», записали в тетради.

Такую же работу они проделали по Петиной статье. После этого Оля перешла к Гале и вручила ей свою тетрадь. Галя прочитала заглавие и попросила рассказать ей о том, как возникает рефракция света в земной атмосфере.

Когда вопрос был выяснен, Оля прочитала следующий абзац, обсудили, вместе подыскали подходящее заглавие, и после согласования Галя записала Оле в тетрадь новое заглавие: «2) Определение астрономической и земной рефракции». Все то же было проделано и по статье Гали.

Третий абзац Оля  прорабатывала с Борисом, но сначала она ему изложила содержание двух предыдущих абзацев так, чтобы у него не было надобности их перечитывать. Борис в тетрадь Оли записал заглавие третьего абзаца: <3) Траектория светового луча, приходящего к земному наблюдателю» .

Оля сделала еще четыре встречи и проработала четыре абзаца (части) текста. Каждому новому напарнику она излагала содержание того, что проработала с предыдущими товарищами, они читали и обсуждали вместе новую часть текста, озаглавливали, и каждый новый «сотрудник» записывал ей в тетрадь следующее заглавие. В результате получился план, состоящий из семи пунктов. В конце занятия Оля снова встретилась с Петей, которому изложила всю тему от начала и до конца. К этому моменту Петя также заканчивал свою тему и мог уже полностью изложить ее Оле, ответить на ее вопросы, дать советы, как лучше эту тему изучить.

Работа Оли над изучением  своей статьи (текста) с разными  товарищами по очереди является типичной при использовании методики А. Ривина для изучения разных учебных предметов. Суть этой методики заключается в том, что каждый ученик получает свою особую тему (статью) и прорабатывает ее не в одиночку и не в паре с каким-то одним учеником, а постепенно, работая по очереди то с одним, то с другим, то с третьим одноклассником.

Когда ученик заканчивает проработку статьи, тогда он еще раз ее всю перечитывает или просматривает, чтобы окончательно дать полное ее изложение кому-то из своих требовательных товарищей либо выступить перед малой группой, либо воспроизвести и ответить на вопросы учителя, либо сделать выступление перед классом. Возможно также и письменное изложение статьи,

Обратная  методика Ривина: учащиеся находят и прорабатывают различные литературные источники по теме и сами составляют текст.

Методика «Обмен заданиями» (М. А. Мкртчян). Работа начинается с ввода или так называемого «запуска» раздела. Преподаватель, работая индивидуально с каждым по очереди, объясняет, как решается задача «а» того задания, которое должен выполнить ученик. Дает теоретическую консультацию, записывает решение задачи прямо в тетрадь ученика. Задачу «б» своего задания ребята решают самостоятельно, а правильность решения проверяют у преподавателя. После проверки ученику ставится в таблице учета «+».

Раздел считается введенным  в работу (запущенным в технологический процесс), если каждое его задание выполнено хотя бы одним учеником.

 

 

На карточках или  в тетради даются по два однотипных задания (упражнения, задачи или вопросы). Каждое задание имеет свой номер. Удобно задания нумеровать буквами и цифрами: ВА4, МК7. Буквы для обозначения разделов, цифры -для номеров задания в данном разделе.

Пример: задания по разделу «Решение неравенств» (РН).

 

Задание РН1

Задание РН2

Решить неравенства:

Решить неравенства:

а) 2:(1-2х)<3:(х+5) б) 3:(х+2)<5:(2-х)

а) х2+х-2>х б) м2+5x+4>x+2


 

Как работают ученики? Предположим, Витя подготовлен и знает решение  всех задач из задания РН1, а Коля - решение всех задач из РН2. Объединяясь в пару, они могут обменяться знаниями:

Витя учит Колю решению  задачи <а> из задания РН1; если нужно, он дает теоретические объяснения, отвечает на вопросы Коли. Записать решение задачи и необходимые формулы он может прямо в Колину тетрадь.

Затем таким же образом  учит Коля, объясняя Вите, как решается задача <а> из задания РН2. Потом Коля самостоятельно решает задачу <б» из задания РН1, а Витя - задачу «б» из задания РН2 (задача «б» решается таким же способом, как и задача «а» в любом из заданий). Проверив друг у друга правильность решения, ребята расходятся. На этом их работа в паре заканчивается. Каждый из них ищет себе нового партнера. Для облегчения поиска применяется цветная маркировка карточек.

Методика изучения раздела  состоит в следующем. Предположим, что шесть учеников: Коля, Витя, Саша, Олег, Женя и Никита - приступают к выполнению заданий по разделу «Решение неравенств». Для этого составлены шесть заданий: РН1, РН2, РНЗ, РН4, РН5, РН6. Все шесть заданий даются ученикам, и делается отметка в таблице учета.

задания ученик

РН1

РН2

РНЗ

РН4

РН5

РН6

Коля

 

 

 

 

 

Витя

 

 

 

 

 

Саша

 

 

 

 

 

Олег

 

 

 

 

 

Женя

 

 

 

 

 

Никита

 

 

 

 

 


 

Далее, чтобы выполнить  остальные задания, школьники работают друг с другом в парах, как описано  выше, а в таблице учета делаются соответствующие отметки («+>) о проработке заданий. Каждый из ребят выполняет все шесть заданий, взаимодействуя с разными партнерами.

Работа классного коллектива в целом выглядит так. Сначала  организуются несколько групп по пять-семь ребят в каждой. Самое трудное - «запуск»: в классе может действовать одновременно пять-шесть групп и все по разным темам. Например, первая группа выполняет задание по разделу РН - решение неравенств; вторая - по разделу ЧП - числовые последовательности.

По возможности на «урок запуска» приходит не один учитель, а два-три и даже больше, помогая таким образом друг другу осуществить начало работы. Можно привлечь к «запуску» учеников старших классов. Работа старшеклассников (общественного актива) с младшими является нормой, обычным явлением при коллективном способе обучения.

В мурманской методике взаимообмена заданиями, взаимопередачи тем теоретический материал и упражнения распределяются по карточкам, которые выдаются учащимся с заданием освоить (повторить) в самостоятельной работе (прием «самозапуска»). Затем каждый выбирает партнера и происходит взаимообучение, выполнение упражнения на закрепление, обмен карточками, поиск нового партнера.

При этом ведется экран  учета работы учащихся, применяются  маршрутные карты, различные формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

Итоговый контроль имеет  разновидности:

- зачет по «вертикали»  (несколько учащихся принимают  зачет по определенной карточке у всех в данном классе);

- зачет по «горизонтали»  (принимает зачет один параллельный  класс у другого в парах);

- зачет принимают учитель  и ассистенты-учащиеся того же  класса;

- зачет принимают учителя,  пришедшие на коллективное занятие в эту школу (заседание МО);

- «зачет-вертушка», проводимый  в группах переменного состава,  где в роли экспертов-координаторов могут быть учащиеся, учителя, учителя других школ;

- тестирование машинное  и безмашинное. 

Одним из преимуществ  КСО является высвобождение учителя от значительной доли фронтальной работы с классом и соответственно увеличение времени для индивидуальной помощи учащимся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Современные тенденции  развития школы предоставляют все  больше прав и возможностей учителю в отношении путей и способов достижения образовательных целей. Тем самым создают условия для реализации творческого потенциала педагогических коллективов, талантливых педагогов и руководителей.

Коррекция, улучшение, доработка  государственных программ, а иногда и коренная их переработка (включая целевые установки концептуальные позиции) может представлять собой уже авторскую систему.

Критериями сформированности авторской педагогической системы  учителя являются: субъектность, авторство  учителя в постановке целей, выработке содержания, разработке средств, форм педагогического взаимодействия; адаптированность методической системы (конструкции методик, приемов и техник) к индивидуально-стилевым особенностям учителя; сотрудничество, соавторство учителя и ученика в разработке всех аспектов педагогического взаимодействия; технологичность педагогической деятельности, положительные результаты педагогической деятельности, совпадение результатов деятельности с заданной целью; обеспечение единства личностно-смыслового и когнитивного аспектов развития учащихся.

Стимулирование развития педагогического творчества учителей, руководство созданием ими авторских  педагогических систем являются приоритетными  функциями управления в условиях личностной ориентации образования. Стимулирование становления авторских педагогических систем учителей происходит путем создания методических и социально-

 психологических условий,  обеспечивающих востребованность  учителя не

только как профессионала, но и прежде всего как личности.

 

Таким образом, исследование возможностей посредством специально организованного управления влиять на становление авторских педагогических систем учителей в условиях личностного  ориентированного образования является актуальной проблемой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Адамский А.И., Караковский В.А. // Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. Т. 1.
  2. ”Владимир Караковский”. М: Издательско-книготорговый дом "Логос", 2004 г.
  3. Новикова Л.И., В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова. Концептуальные основы теории воспитательных систем.
  4. Ольшанский С.А.,«Педагогика» - Москва,1999г. 27-33с. ШДК библера
  5. Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Об идеалах В.А. Сухомлинского, М., 1991 г.
  6. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем, М., 1986 г.
  7. Сухомлинский В.А. О воспитании, М., 1979 г.
  8. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Т.1, М.: Педагогика. 1979 г.
  9. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974 г.
  10. Зязюн, И.А. Основы педагогического мастерства / И.А. Зязюн.– М., 1989.
  11. Ильина, Т. А. Системно-структурный подход к организации обучения. - М., 1972.
  12. Библер B. C. Мышление как творчество. - М. , 1975.
  13. Школа диалога культур: основы программы / Под ред. В.С. Библера. - Кемерово, 1992.
  14. Школа диалога культур / Под ред. В.С. Библера. – Кемерово, 1993.
  15. Дьяченко В. Обучение по способностям // Народное образование. - 1994. - № 2-3.
  16. Дьяченко В. К. Новая педагогическая технология в действии // Начальная школа. - 1994. -№4.
  17. Дьяченко В. К. Организованная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Педагогика, 1989.
  18. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991.
  19. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998. -256 с.
  20. http://www.ospu.ru/?id11a=42
  21. http://ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/
  22. Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М. «Задачи по физике с примерами решений. 7-9 классы. Под ред. В.А.Орлова. – М.: Илекса, 2005.
  23. Коханов К.А., Сауров Ю.А., «Световые явления. Модели и моделирование» – газета «Физика» №46/2000 г.

 

 

 




Информация о работе Авторская педагогическая система