Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 19:53, курсовая работа
Деятельность учителя – одна из наиболее сложных и ответственных. Каждодневно ему приходится решать широкий круг задач обучения, воспитания и развития учащихся.
Известно, что без развития познавательных интересов школьников учитель не может достигнуть хороших результатов в своей работе, ибо сознательное усвоение знаний учащимися начинается с интереса к ним.
«Учитель, который хочет
принести пользу всем своим учащимся и
тем,
которые будут и тем,
которые не будут пользоваться математикой
после школы
должен обучать решению
задач так, чтобы обучение на одну треть
было математикой,
а на две трети здравым
смыслом.»
(Д. Пойа)
Деятельность учителя – одна из наиболее сложных и ответственных. Каждодневно ему приходится решать широкий круг задач обучения, воспитания и развития учащихся.
Известно, что без развития познавательных интересов школьников учитель не может достигнуть хороших результатов в своей работе, ибо сознательное усвоение знаний учащимися начинается с интереса к ним. Познавательный интерес выступает в обучении, с одной стороны, как мотив учения, а с другой – как условие его успешного протекания.
В качестве реального факта не обходимо признать, что достаточно большая часть школьников отличается объективным неприятием математики. Однако без математического образования современный человек обойтись не может в силу следующих причин:
Сложность заключается в создании привлекательного для учащихся курса математики. Возникает необходимость кропотливого поиска таких приемов методики преподавания и организации учебного процесса, чтобы не заставлять
насильно делать неинтересное, чтобы ученику «захотелось» понять и учить математику.
Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей – познавательные мотивы. К тому же в современных условиях важное значение приобрела проблема профессиональной подготовки специалистов, способных мыслить и действовать творчески, самостоятельно, нетрадиционно. Одной из главных задач школы является не только сообщение определенной суммы знаний учащимися, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и расширению знаний и умений, совершенствованию умения применять их в своей практической деятельности.
Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит «формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов ».
Исходя из актуальности проблемы мной выбрана тема исследования «Развитие познавательной активности на уроках математики». Объект исследования : познавательная активность. Цель исследования: систематизировать методы и приемы формирующих познавательную активность школьников. Задачи исследования: подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой теме; ситематизировать методы и приемы развития познавательной активности; рассмотреть на примерах исследуемую тему.
Данная выпускная работа состоит из содержания, введения, в котором отражена актуальность выбранной темы; главы I ,в которой рассмотрены психолого-педагогические аспекты развития познавательной активности;
главы II, в которой рассмотрены некоторые приемы развития активности; заключения; библиографии и приложения.
Работая
над проблемой формирования
В психолого-педагогических исследованиях проблемы развития познавательной активности, ее становлению, выявлению условий и средтв становления отводит приоритетное значение Н.Г. Морозова в своей работе «Учителю о познавательном интересе».
Г.И. Щукина в «Активности познавательной деятельности в учебном процессе» рассматривает познавательный интерес «как важнейшее образование личности, которое складывается процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его соществования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения».
В работах Г.И. Щукиной, Н.Г. Морозовой указывается на следующую закономерность в становлении активности – это прохождение последовательно таких этапов,как : мотивационный, репродуктивно-деятельностный и творческий.
В «Психологических проблемах активности личности в обучении…» Н.А. Менчинская видит цель воспитания активности личности в формировании способности к саморегуляции процесса учения, которая состоит в том, что ученик приобретает самостоятельность добыче новых знаний и в актуализации имеющихся, осуществляя внутренний контроль над выученным.
Глава 1. Психолого -педагогические аспекты проблемы формирования познавательной активности.
1.1. Познавтельная активность
В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. Активно управляемый учебный процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей школьников, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося. Одни считают, что «познавательная активность – это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении». Другие считают, что активизация познавательной деятельности сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями и навыками. Во втором случае речь идёт о самостоятельной деятельности учителя и учащихся, а в первом случае в понятие познавательной активности автор включил интерес, самостоятельность и волевые усилия школьников.
Познавательная активность включает:
1.Мотивы и цели деятельности.
2.Интерес к предмету.
3.Внимание к изучаемому объекту.
4.Волевые усилия.
5.Положительные эмоции.
6.Творческую самостоятельность.
7.Владение необходимыми
способами и приёмами
8.Оптимальный
ритм и режим работы, обеспечивающей
полное овладение нужными
Познавательной активности школьник не будет проявлять, если он не получает удовлетворения от получаемых результатов, не видит или не знает путей применения знаний на практике. Для активизации познавательной деятельности учащихся учителя используют проблемные и игровые ситуации, поощрения, «стимулирование, эмоциональное воздействие, усиление требовательности и контроля, внедрение оптимального ритма и режима работы для каждого учащегося, приёмы снятия усталости», рассказы о способах и приёмах запоминания и усвоения материала из истории развития науки, об особенностях творчества учёных-математиков, о возможных путях применения на практике данной отрасли знаний.
1.2. Методы обучения, обеспечивающие познавательную активность учащихся.
Среди методов обучения применяемых
в школьном курсе математике, «репродуктивный
путь усвоения знаний обеспечивает информационно-рецептивное
( объяснительно-
Первые способствуют развитию познавательной активности при условии сочетания их со вторыми. Рассмотрим характеристику вторых методов.
Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание проблемных ситуаций, формулировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Её задача – «направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней».
Активная мыслительная деятельность всегда связана с решением определённого задания. Мыслить человек начинает, если у него возникла потребность что-то понять, что-то осуществить. Мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления противоречия. «Проблемной ситуацией определяется привлечение личности к мыслительному процессу, который всегда направлен на решение некоторой задачи» .
Основой познавательной активности является:
1.Адаптация,
приспособление детской
2.Стимулирование учебной деятельности учащихся.
3.Преодоление
противоречий между
Методом проблемного обучения будем считать совокупность действий учителя по созданию проблемных ситуаций и формулировке проблем (задач), которые вызывают оптимальную познавательную активность всех учащихся класса. Проблемная ситуация и постановка проблемы оживляют учебный процесс, вовлекают учащихся в продуктивную деятельность. Система проблем, рассматриваемая на уроке, строится с учётом индивидуальных особенностей учащихся класса, включая их способности, общее развитие, наклонности,интересы, эмоциональное состояние, опыт, знания. В связи с этим учащихся можно разделить на такие группы:
1.Учащиеся, которые постоянно проявляют интерес к предмету
2.Учащиеся, которые изучают математику, но особенного старания не проявляют
3. Учащиеся, которые
интереса к предмету не
Для первой категории учащихся задачи формулируются по учебнику, указывается их значение в науке и практике. Этого достаточно, чтобы учащиеся этой группы настроились на поисково-исследовательскую деятельность. Для других учащихся такой подход может быть недостаточным. Возможно, перед этим следует активизировать знания учащихся, проверить их готовность к изучению материала и решению данной задачи.
В процессе обучения выделяют такие уровни проблемности, исходя из особенностей творческой деятельности:
В школьных учебниках и учебных пособиях задачи сформулированы так, что «они ориентируют только на проблемность первого и второго уровня. Нужна творческая трансформация материала, чтобы дать возможность учащимся перейти на третий и четвёртый уровни проблемности». Проблема может быть поставлена перед учащимися при помощи соответствующего вопроса, в процессе решения некоторого задания, упражнения, задачи, практической или лабораторной работы.
Например, при введении понятия системы координат учащимся можно дать задание: укажите примеры из жизни, когда расположение множества предметов или состояния вещества описывается множеством чисел. Учащиеся называют шкалу термометра, шкалы других измерительных приборов, обозначения клеток шахматной доски, запись мест в театральных билетах, географическую систему координат и др.. Затем ставится вопрос: как на плоскости можно определить положение точки? Множества точек? Учащимся придётся лишь обобщить рассмотренные примеры и выделить аналогии. Удивление учащихся может вызвать оригинальное решение задачи или упражнения, невероятный результат, очень быстрое решение «сложной» задачи и т.п..
Например, при изучении числовых последовательностей учащихся можно удивить таким заданием:
Имеем последовательность чисел 5, 9, 13,…… Каким будет 2000-й член этой последовательности?
Эмоциональной настроенности
способствует стимулирование учащихся
высокой оценкой за устный счёт,
выполненную контрольную
Метод алгоритмического обучения.
Для построения алгоритма (программы) решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ её решения. Рациональными способами решения владеют самые подготовленные и способные ученики. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими учащимися. Для остальных учащихся такой алгоритм будет служить образцом деятельности. Так как каждый учащийся решает учебное задание свойственным ему путём, то процесс его решения в классе может быть представлен несколькими алгоритмами. Алгоритмы обучения называют алгоритмическими предписаниями. В процессе обучения самоконтроля учащийся, решая ту или иную проблему, рассуждает в соответствии с некоторыми алгоритмическими предписаниями, которые ему даны или сформулированы у него самостоятельно. Например, учащемуся дается задача и схема решения. Предлагается решить её, придерживаясь этой схемы. При изучении теоретического материала после каждой выделенной порции предлагается контрольное задание для проверки уровня усвоения знаний учащегося.
Под умением учащихся можно понимать их способности описать ото или иной процесс на алгоритмическом языке и применить на практике. Навыки- это способность и готовность выполнять подсознательно тот или иной процесс, описываемый некоторым алгоритмическим предписанием.
Метод эвристического обучения.
В учебном процессе чаще всего встречаются случаи, когда учитель знает схему решения данной проблемы и, несмотря на это, должен решать её вместе с учащимися, сопереживать процесс творчества, стремиться к тому, чтобы они самостоятельно нашли схему решения задачи. Одной из основ эвристического обучения является решение нестандартных (для учащихся) задач и упражнений. В процессе их решения у учащихся нужно сформировать познавательные стратегии, которые помогали бы находить нужную информацию, преобразовывать её, вырабатывать правила действий в непривычных условиях, формировали бы творческих характер мышления. В педагогической эвристике исследуются средства, при помощи которых учащийся находит решение математической задачи, не обращаясь к той части математики, где она выступает как дедуктивная система. В связи этим Д. Пойа формулирует общие правила, которые лежат в основе поиска решения задачи, следующим образом: