Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 23:05, курсовая работа
Цель исследования: выявить методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе трудового обучения.
Задачи исследования:
Рассмотреть сущность понятия «активизация познавательной деятельности».
Выявить место активизации познавательной деятельности в учебном процессе трудового обучения.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………..………
3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ …...…………...…….
6
1.1 Понятие «активизация» и ее место в учебном процессе ...
6
1.2 Методы активного обучения, их классификация ..…...…..
13
1.3 Организация познавательной деятельности учащихся по трудовому обучению на основе применения методов активного обучения ……………………………………………. …………………………………...………..……….
18
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ...…………………………………..
24
2.1 Результаты исследования …………………………………..
24
2.2 Методические рекомендации по применению методов активного обучения в процессе трудового обучения (на примере 7 классов) ……………………………………………...
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...…………………………………………………………….
33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………… |
3 |
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ …...…………...……. |
6 |
1.1 Понятие «активизация» и ее место в учебном процессе ... |
6 |
1.2 Методы активного обучения, их классификация ..…...….. |
13 |
1.3 Организация познавательной деятельности учащихся по трудовому обучению на основе применения методов активного обучения ……………………………………………. …………………………………...………..……….
|
18
|
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ...………………………………….. |
24 |
2.1 Результаты исследования ………………………………….. |
24 |
2.2 Методические рекомендации по применению методов активного обучения в процессе трудового обучения (на примере 7 классов) ……………………………………………... |
29 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...……………………………………………………………. |
33 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………… |
35 |
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………… |
37 |
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономические и
В современных условиях рост научного знания, его постепенное превращение в производительную силу общества делает профессионально необходимым наличие у специалистов прежде всего таких качеств личности, как стремление к постоянному пополнению знаний и творческому их применению в профессиональной деятельности. Эти качества, в основе которых лежат потребности в познании мира, должны формироваться в период обучения в школе, так как именно в этот период происходит становление человека как личности.
В связи с этим, возрастает необходимость в разработке возможных путей активизации у учащихся познавательных потребностей, служащих реальной основой адаптации к социально-экономическим условиям и являющихся базой для подготовки к последующей профессиональной деятельности.
Важным приемом активизации познавательной деятельности учащихся является формирование у них положительной мотивации обучения.
Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. К ним относятся прежде всего широкие социальные мотивы: необходимо хорошо учиться, чтобы в дальнейшем овладеть желаемой специальностью, чувство долга, ответственности перед коллективом, родителями. Однако, как показывают исследования, среди всех мотивов обучения самым действенным является интерес к предмету. Интерес к предмету осознается учащимися раньше, чем другие мотивы учения, он для них более значим (имеет личностную ценность), потому является действенным, реальным мотивом учения. Это произойдет, если процесс познания будет для них привлекательным.
Психолого-педагогическим аспектам формирования познавательных потребностей школьников посвящены работы российских ученых: П.И. Пидкасистый [15], Г.И. Щукиной [20], Т.Г. Богданова [3], В.В. Давыдова [7], А.В. Петровского [14], Л. Ф. Обуховой [13], Н. Ф. Талызиной [18].
Психолого-педагогические
особенности трудового воспитан
Весомый вклад в практику трудового обучения и воспитания внесли К.Д. Ушинский [19], В.Н. Кругликов [9], М.Н. Скаткин [17].
Вместе с тем следует признать, что методам активизации познавательной деятельности учащихся в процессе трудового обучения уделяется недостаточное внимание. А между тем трудовое обучение обладает рядом специфических черт, среди которых основной – практическая направленность деятельности, а также необходимость подготовить учащихся к активной и социальной трудовой жизни в условиях современного развития экономики. Этим фактором и обусловлена актуальность нашего исследования, а также выбор темы.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс обучения труду и технологии.
Предмет исследования: процедура активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения труду и технологии.
Цель исследования: выявить методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе трудового обучения.
Задачи исследования:
3. Выделить методы активного обучения и их классификацию и определить наиболее эффективные методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе трудового обучения.
5. Изучить влияние методов активного обучения на познавательную деятельность учащихся в процессе обучения труду и технологии.
Гипотеза исследования: применение активных методов обучения способствует повышению интереса учащихся к сфере трудовой деятельности, вызывает у школьников желание приобщиться к миру труда, осваивать трудовые умения и навыки.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, анкетирование, методы математической обработки результатов исследования.
Практическая значимость результатов исследования: полученные результаты могут быть использованы школьными педагогами при организации учебно-воспитательного процесса по трудовому воспитанию и обучению.
ГЛАВА 1
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ
1.1 Понятие «активизация» и ее место в учебном процессе
Современный этап развития
образования характеризуется
Активность личности – особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность [14, с.].
Термин «активность» широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях.
Обсуждение отдельных аспектов проблемы активности можно найти в работах специалистов различных областей науки. С психологической стороны они рассматривались в трудах К. А. Абульхановой-Славской [1], Л. И. Божович [4], Л. С. Выготского [5], В. В. Давыдова [7], И. С. Кона [8], А. Н. Леонтьева [10], В. С. Мухиной [11], А. В. Петровского [14], С.Л. Рубинштейна [16].
Психолого-педагогические особенности активности личности в обучении представлены в работах Б. Г. Ананьева [2], П. И. Пидкасистого [15], В. Н. Кругликова [9], Н. Ф. Талызиной [18], И. С. Якиманской [21].
В литературе и бытовой
речи понятие «активности» часто
употребляется как синоним
Познавательная активность – предмет исследования различных наук, естественных и общественных, каждая из которых исследует специфические для нее закономерности порождения, развития, динамику активности.
Понятие «познавательная активность» включает две составляющих: «активность» и «познавательность».
Анализ психолого-
– биологическом;
– психологическом;
– социальном;
– педагогическом.
Познавательная активность – важнейшая область общего феномена активности, предметом которой является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникнуть в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость [13, с.75].
Познавательная активность является наиболее общей категорией в исследованиях природы психики, психического развития, познавательных и потенциальных возможностей личности.
Можно выделить два подхода к пониманию сущности познавательной активности.
Первый подход основан на рассмотрении познавательной активности как особого вида деятельности. Познавательная активность при этом понимается как совокупность обусловленных индивидом моментов движения, обеспечивающих становление, реализацию, развитие и видоизменение деятельности [7, с. 32].
Второй подход рассматривает познавательную активность как качество, личностное образование [15, с. 48].
Познавательная активность – это целенаправленное сложное образование личности, включающее мотивационный, содержательно-рациональный и эмоционально-волевой компоненты [18, с. 93]. Познавательная активность реализуется через познавательную потребность, инициативу, познавательную надситуативность, преобразуемость, самоактуализацию и саморегуляцию, которые являются ее определяющими характеристиками.
Познавательная активность определяется следующими существенными признаками: инициативность, интенсивность деятельности, положительное отношение к деятельности, самостоятельность, волевые качества личности.
Шаблонность, автоматизм мышления, устаревшие, инерционные методы работы не содействует развитию познавательных интересов учащихся, вызывают у детей отрицательную реакцию. В развитии познавательных интересов учащихся ведущую роль играют методическая культура преподавания, умение развивать положительные мотивы учения, четко ставить вопросы проблемного характера, развивать любознательность, пробуждать интерес к предмету. При слабом руководстве познавательной деятельностью знания не становятся для детей личностно значимыми.
Интерес к знаниям характеризуется динамичным, поступательным движением и носит осознанный характер. «Интерес, пишет – С.А. Рубинштейн, – это сосредоточенность на определённом предмете мыслей, помыслов личности, вызывающая стремление ближе ознакомиться с предметом, глубже в него проникнуть, не упускать из поля своего зрения» [16, с.174].
П.И.Пидкасистый определяет познавательную активность как отношение школьников к учению, их желание получать новые знания и умения [15, с.317].
В структуре познавательной активности выделяют следующие компоненты:
Н.Ф. Талызина указывает, что управление активностью школьников традиционно называют активизацией [13]. Главная цель активизации познавательной активности – повышение качества учебно-воспитательного процесса.
Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной из которых – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность школьников.
Информация о работе Активизация познавательной деятельности в процессе трудового обучения