Активизация познавательной деятельности в процессе трудового обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 23:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе трудового обучения.
Задачи исследования:
Рассмотреть сущность понятия «активизация познавательной деятельности».
Выявить место активизации познавательной деятельности в учебном процессе трудового обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………..………
3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ …...…………...…….


6
1.1 Понятие «активизация» и ее место в учебном процессе ...
6
1.2 Методы активного обучения, их классификация ..…...…..
13
1.3 Организация познавательной деятельности учащихся по трудовому обучению на основе применения методов активного обучения ……………………………………………. …………………………………...………..……….



18

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ...…………………………………..


24
2.1 Результаты исследования …………………………………..
24
2.2 Методические рекомендации по применению методов активного обучения в процессе трудового обучения (на примере 7 классов) ……………………………………………...


29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...…………………………………………………………….
33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая активизация познавательной деят1.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

Как подчеркивает П.И. Пидкасистый, наибольший стимулирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых  обучаемые должны:

    • Отстаивать свое мнение;
    • Принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
    • Ставить вопросы своим товарищам;
    • Рецензировать ответы товарищей;
    • Оценивать ответы и письменные работы товарищей;
    • Создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий [14 , с.225].

В.Н. Кругликов выделяет следующие принципы активного обучения, реализуемые при организации учебного процесса [9].

1. Индивидуализация. Под индивидуализацией понимается создание системы многоуровневой подготовки, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения соответствующего этим способностям образования. Индивидуализация обучения может осуществляться по следующим признакам:

  • содержание, когда обучающийся имеет возможность корректировки направленности получаемого образования. Эту возможность учащийся получает в случае применения программ обучения по индивидуальным планам, в рамках целевой подготовки, при использовании элективных дисциплин, а также развитием деятельности научных обществ слушателей.
  • объёму учебного материала, что позволяет способным учащимся более глубоко изучать предмет в познавательных, научных или прикладных целях. Для этого также могут использоваться индивидуальные планы работы, элективные дисциплины, работа в научном обществе.
  • времени усвоения, допуская изменение в определённых пределах регламента изучения определённого объёма учебного материала в соответствии с темпераментом и способностями учащегося [9, с.36-37].

Активизация учебно-познавательной деятельности достигается за счёт повышения  уровня учебной мотивации, которое, в свою очередь, наблюдается при максимально возможном приближении темпа, направленности и других аспектов организации учебного процесса к индивидуальным стремлениям и возможностям слушателя.

2. Гибкость – сочетание вариативности подготовки, предусматривающей деление на специализации с учетом пожеланий обучающихся. С возможностью оперативного, в процессе обучения, изменения её направленности. Варианты подготовки должны появляться и изменяться уже в процессе обучения, учитывая изменения, происходящие на рынке труда, что позволяет снизить инерционность системы образования, а обучающимся предоставляет возможность выбора профиля обучефния в широком спектре вариантов её направленности и в соответствии с развитием профессиональных интересов.

3. Элективность – предоставление учащимся максимально возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов – элективных курсов, получением на этой основе уникального набора знаний или нескольких смежных специальностей, отвечающих индивидуальным склонностям обучающихся, специфике планируемой ими будущей профессиональной деятельности или просто познавательным интересам. Этот принцип частично получил своё воплощение в современных государственных образовательных стандартах.

4. Контекстный подход – подчинение содержания и логики изучения учебного материала, в первую очередь общеобразовательных дисциплин, исключительно интересам будущей профессиональной деятельности, в результате чего обучение приобретает осознанный, предметный, контекстный характер, способствуя усилению познавательного интереса и познавательной активности.

5. Развитие сотрудничества – практическим осознанием необходимости перехода на принципы доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и учителей в деле подготовки специалиста [9, с.34-57].

Использование методов активного обучения в педагогической практике – решение проблемы активизации учебной деятельности, так или иначе лежит в основе всех современных педагогических теорий и технологий. Большинство из них направлено на преодоление таких, давно ставших привычными и трудноразрешимыми, проблем школы, как необходимость развития мышления, познавательной активности, познавательного интереса, на введение в обучение эмоционально-личностного контекста профессиональной деятельности. При этом все они в качестве средств достижения поставленных целей используют те или иные инструменты из числа методов активного обучения.

В числе комплексных  средств, в наибольшей степени реализующих  указанные принципы организации  учебного процесса, можно назвать  модульно-рейтинговые системы [21]. Частично принципы реализуются при увеличении числа практических занятий, реализации программ индивидуальной подготовки, введении модульных систем, элективных курсов.

Таким образом, активность личности – особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик, а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.

Познавательная активность – это целенаправленное сложное  образование личности, включающее мотивационный, содержательно-рациональный и эмоционально-волевой компоненты.

Управление активностью  школьников традиционно называют активизацией Главная цель активизации познавательной активности – повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Выделяют следующие  принципы активного обучения, реализуемые при организации учебного процесса: индивидуализация, гибкость, элективность, контекстный подход, развитие сотрудничества.

 

 

 

1.2 Методы активного  обучения, их классификация

 

 

Методы активного обучения представляют собой совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности [12].

Появление методов активного  обучения связано со стремлением  преподавателей активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать её повышению. В образовательном  процессе в явном виде проявляется  три вида активности: мышление, действие и речь. Ещё один в неявном – эмоционально-личностное восприятие информации. В зависимости от типа используемых методов активного обучения на занятии может реализовываться либо один из видов, либо их сочетание. Степень активизации учащихся рассматривается в зависимости от того, какие и сколько из четырёх видов активности обучающихся на занятии проявляется. Например, на лекции используется мышление (в первую очередь память), на практическом занятии – мышление и действие, в дискуссии – мышление, речь и иногда эмоционально-личностное восприятие, в деловой игре – все виды активности, на экскурсии — только эмоционально-личностное восприятие. Методы активного обучения могут использоваться как самостоятельные педагогические разработки, так и в сочетании с традиционными. Существуют также принципы активизации традиционных форм обучения.

А.М.Новиков выделяет следующие отличительные особенности активного обучения [12]:

  • принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
  • достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной мере устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
  • самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых [12, с.96].

Сегодня существуют различные  подходы к классификации методов активного обучения. В качестве отличительных признаков, используются: степень активизации учащихся, характер учебно-познавательной и игровой деятельности, способ организации игрового взаимодействия, место проведения занятий, их целевое назначение, тип используемой имитационной модели и многие другие [12, 15, 17].

По характеру учебно-познавательной деятельности (чаще всего используют именно эту классификацию) методы активного обучения подразделяют на имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и неимитационные [12]. Имитационные, в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций, разбор деловой почты руководителя, действия по инструкции [12].

Игровые методы подразделяют на следующие группы:

    • деловые игры,
    • дидактические или учебные игры,
    • игровые ситуации,
    • ролевые игры
    • игровые приемы и процедуры,
    • тренинги в активном режиме,
    • имитационные модели,
    • имитационные игры [15, с.74].

При этом к игровым  процедурам и приемам относят  средства реализации отдельных, единичных  принципов. В первую очередь, различные  формы активизации уроков и других традиционных форм обучения, игровые педагогические приемы, отдельные средства активизации. Например, лекцию с использованием метода анализа конкретных ситуаций в виде иллюстрации осуществляемой учителем, лекцию с запланированными ошибками, лекцию вдвоем, проблемную лекцию, творческую задачу – реализующие принцип проблемности; лекцию пресс-конференцию, лекцию-дискуссию, лекцию-беседу – принцип диалогового общения.

Игровые ситуации представляются средством реализации двух и более  принципов, не совпадающим с деловой игрой (по количеству) составом элементов и не имеющим формализованной структуры, правил поведения на игровой площадке, регламента [15, с.278]. Примером игровой ситуации можно считать дискуссионные занятия, проводимые в развернутом виде, с незапланированными выступлениями и оппонированием, когда заранее неизвестно кто и в каком качестве (докладчика, критика, провокатора) будет участвовать в обсуждении. А также ситуации, используемые для ролевых игр, театрализованных игр, упрощенных тренингов.

К деловым играм относятся  методы, реализующие всю совокупность элементов и весь комплекс принципов  активизации, характерных для методов  активного обучения.

Под неимитационными методами понимают – стажировку на рабочем месте, программированное обучение, проблемную лекцию, выпускную работу [15].

По назначению выделяют: мотивацию познавательной деятельности, сообщение учебной информации; формирование и совершенствование профессиональных умений и навыков; освоение передового опыта, контроль результатов обучения [15, с.282].

По типу деятельности участников при поиске решения задач  выделяют методы, построенные на: ранжировании по различным признакам предметов  или действий; оптимизации процессов  и структур; проектировании и конструировании  объектов; выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской или социально-психологической задачи; демонстрации и тренинг навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и другие [17].

По численности участвующих  выделяют: индивидуальные, групповые, коллективные методы, а также методы, предполагающие работу участников в  диадах и триадах [18].

По месту проведения различают: аудиторные и внеаудиторные, выездные, экскурсионные [12, с.74].

По принципу использования  вычислительной техники – ручные, (без использования вычислительной техники); компьютерные – игры на ЭВМ; и игры с компьютерным обеспечением [9, с.46-49].

Выделяют четыре структурные  группы элементов игровой деятельности, которые имеют место при реализации всех форм и методов активного  обучения [12].

1. Проблемное содержание. Имитационная модель — это основной, центральный элемент деловой игры. Если рассматривать весь комплекс методов активного обучения, то в основе других игровых форм, вместо нее, могут использоваться творческие (или проблемные) задачи, ситуационные задачи, проблемные вопросы. Вторым элементом реализации проблемного содержания выступает игровая среда.

2. Организация участников игрового действия. Этот элемент игры отражается в способах формировании команд, определении и распределении ролей.

3. Игровое взаимодействие. Порядок, вид и способы действий участников определяют правила, которые описываются отдельно или в сценарии игры. Условия, в которых осуществляется игровое взаимодействие, называют игровой обстановкой.

4. Методическое обеспечение. Требование формирования дидактической модели игрового действия, реализации принципа двуплановости выполняется при осуществлении всех перечисляемых выше игровых элементов, но только дидактическим целям служат такие игровые элементы как погружение, рефлексия и система оценивания. Они обеспечивают успешность игрового действия и поэтому в наибольшей степени отвечают дидактическим целям игры. Совокупность всех игровых элементов в части их дидактической направленности трактуется как игровая модель.

Таким образом, методы активного  обучения представляют собой совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

Информация о работе Активизация познавательной деятельности в процессе трудового обучения