Активизация познавательной деятельности в процессе трудового обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 23:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе трудового обучения.
Задачи исследования:
Рассмотреть сущность понятия «активизация познавательной деятельности».
Выявить место активизации познавательной деятельности в учебном процессе трудового обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………..………
3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ …...…………...…….


6
1.1 Понятие «активизация» и ее место в учебном процессе ...
6
1.2 Методы активного обучения, их классификация ..…...…..
13
1.3 Организация познавательной деятельности учащихся по трудовому обучению на основе применения методов активного обучения ……………………………………………. …………………………………...………..……….



18

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ...…………………………………..


24
2.1 Результаты исследования …………………………………..
24
2.2 Методические рекомендации по применению методов активного обучения в процессе трудового обучения (на примере 7 классов) ……………………………………………...


29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...…………………………………………………………….
33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая активизация познавательной деят1.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на имитационные и неимитационные. Имитационные подразделяют на игровые и неигровые. Под не имитационными методами понимают стажировку на рабочем месте, программированное обучение, проблемную лекцию, выпускную работу.

По численности участвующих  выделяют индивидуальные, групповые, коллективные методы, а также методы, предполагающие работу участников в диадах и триадах.

По месту проведения различают аудиторные и внеаудиторные, выездные, экскурсионные.

По принципу использования  вычислительной техники – ручные, компьютерные  и игры по трудовому обучению с компьютерным обеспечением.

 

 

 

1.3 Организация  познавательной деятельности учащихся  по трудовому обучению на основе  применения методов активного обучения

 

 

Применение методов  активного обучения на уроках трудового  обучения значительно повышает познавательную активность учащихся, что в свою очередь ведет к повышению  успеваемости по предмету.

На уроках трудового  обучения могут быть использованы следующие методы активного обучения.

1. Работа с устными и письменными текстами на уроке. На таких занятиях активность учащихся достигается за счет введения учителем в содержание материала различного рода противоречий, преднамеренных ошибок, приемов проблемного обучения:

    • выдвижение и последующее обоснование предложений (гипотез),
    • постановка проблемных вопросов,
    • организация дискуссионного рассмотрения нового материала и др.) [9, с.69].

2. Учебные задания, работающие на решение поставленных задач: задания исследовательского характера, задания по поиску новых технологий, оптимизации последовательности операций, подбору приспособлений, приборов, организации работ; имитационные упражнения, которые могут носить двигательный и умственный характер [9].

К двигательным упражнениям относятся: работа на тренажерах, а к умственным – разбор или построение конкретных ситуаций. Такие ситуации могут касаться разработки структуры технологического процесса, функционально-стоимостного анализа изделия или технологии, обоснование рациональности коммуникативных процессов в трудовых отношениях, аспектов маркетинга и др.,

3. Обучающие игры – это синтез релаксопедических подходов и цепи имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли в соответствии с поставленными целями [9].

Виды обучающих игр, применяемых  на уроках технологии:

Организационно-деятельностные игры, предусматривают организацию  коллективной мыслительной деятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе анализа. Они могут быть связаны с формой построения учебного занятия (например, составление кроссворда или соревнование двух групп учащихся при взаимной постановке вопросов или выполнения практических заданий).

Ролевые игры, характеризуются  наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения. Разыгрывание ролей создает на уроке взаимозависимость учащихся и тем самым активизирует их познавательно-творческую деятельность. Это достигается следующими средствами:

  • Постановкой общей для группы достаточно сложной задачи, которая требует коллективного взаимодействия учащихся.
  • Обеспечением различия интересов участников ролевых ситуаций, которые могут представлять разные службы (например, заказчики и закройщик, закройщик и модельер, покупатели и продавец и т.д.); Дискуссионным взаимодействием участников группы в соответствии с их ролями;
  • Введением учителем по ходу занятия корректирующих условий, дополнительных сведений, помех и др.;
  • Обязательной оценкой учителем ролевых функций учащихся в ходе и в конце урока [15, с.387].

Деловые игры, представляют собой имитационное моделирование  реальных процессов и механизмов. Это форма воссоздания предметного  и социального содержания, какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, технической и т.п.).

В моделирующие игры желательно включать определенные противоречия интересов  участников группы. Это позволяет  приблизить игровую модель к реальным процессам.

Познавательно-дидактические  игры, в которых создаются ситуации характеризующиеся включением изучаемого материала в необычный игровой  контекст. Например, “Путешествие льняного волокна”, “На балу у принцессы”.

4. Игровое проектирование – может быть связано с решением конструкторской задачи или разработкой технологии. При реализации этого метода учитель формулирует задачу и исходные условия к ней. Он может ограничить круг поиска решений. Для игрового проектирования, в отличие от метода проектов, обязательным является введение состязательной ситуации в учебный процесс. Учащиеся делятся на небольшие группы, каждая из которых разрабатывает и представляет свой вариант решения проблемы. В зависимости от сложности поставленной учителем проблемы готовые варианты могут рассматриваться на этом же занятии или должны быть представлены для обсуждения на последующих занятиях [9].

5. Интегрированный урок – это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов [12]. Такой урок имеет ряд преимуществ:

  • Способствует формированию информационной компетентности учащихся;
  • Способствует обогащению мышления и чувств учеников за счет включения интересного нетрадиционного материала;
  • Позволяет с разных сторон познавать явления или предметы изучения [12, с.144].

Интегрированные уроки  отличаются от традиционного использования  межпредметных связей, которые предусматривают  лишь эпизодическое включение материала  других предметов, в основе интегрированных  уроков – близость содержания ведущих  тем разных предметов и логических взаимосвязей.

6. Еще одной из форм работы с учащимися являются интегрированные и социальные проекты, под руководством куратора. Интегрированные проекты позволяют обобщить, систематизировать и закрепить, полученные знания, умения и навыки на практике. Способствуют развитию творческого потенциала учащихся, реализуют деятельностный и личностно-ориентированный подходы к обучению и воспитанию [9].

Социальное проектирование предоставляет учащимся возможность .попробовать свои силы в разработке реальных проектов, результатом которых может стать изменение социальной ситуации (в школе, микрорайоне, городе). Работа над проектами позволяет почувствовать учащимся значимость своей деятельности, повышает их социальный статус в школе, в микрорайоне, открывает новые возможности.

Учащиеся, разрабатывая проект, проходят все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только положительные качества ребенка, но и позволяет определить ему свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем необходимо работать. Например, проект, над которым в течение года работают учащиеся «Сеем разумное, доброе, вечное…» по оказанию шефской помощи детским садам, находящимся рядом со школой.

Таким образом, дидактической особенностью активных методов обучения является то, что учитель заставляет учащихся активизировать внимание и мышление. При этом активность поддерживается независимо от желания учащихся.

Для этих методов обучения характерна высокая степень проявления обратных связей от ученика к учителю. Формы и интенсивность проявления учебной деятельности учащихся служат учителю контрольным инструментом для качественного управления их познавательной активностью.

Выбор и особенности  применения активных методов обучения строятся с учетом характера учебных занятий.

 

 

Выводы

Изучив специальную  и методическую литературу по теме исследования, мы пришли к следующим  выводам.

1. Активность личности – особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик, а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.

2. Познавательная активность  – это целенаправленное сложное  образование личности, включающее  мотивационный, содержательно-рациональный и эмоционально-волевой компоненты.

3. Управление активностью  школьников традиционно называют  активизацией Главная цель активизации  познавательной активности –  повышение качества учебно-воспитательного  процесса.

4. Выделяют следующие  принципы активного обучения, реализуемые при организации учебного процесса: индивидуализация, гибкость, элективность, контекстный подход, развитие сотрудничества.

5. Методы активного  обучения представляют собой  совокупность педагогических действий  и приёмов, направленных на  организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

6. По численности участвующих выделяют индивидуальные, групповые, коллективные методы, а также методы, предполагающие работу участников в диадах и триадах.

По месту проведения различают аудиторные и внеаудиторные, выездные, экскурсионные.

По принципу использования  вычислительной техники – ручные, компьютерные  и игры с компьютерным обеспечением

7. Для активных методов обучения характерна высокая степень проявления обратных связей от ученика к учителю.

8. Выбор и особенности применения активных методов обучения строятся с учетом характера учебных занятий.

 

ГЛАВА 2

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ АКТИВНОГО  ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

 

2.1 Результаты  исследования

 

 

Целью нашего исследования было выявить методы, содействующие активизации познавательной деятельности учащихся в процессе трудового обучения.

Базой исследования послужила  ГУО «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Барановичи. Выборку испытуемых составили учащиеся 7 классов возрастом 12 и 13 лет в количестве 30 человек.

В процессе исследования осуществлялась проверка следующей гипотезы: применение активных методов обучения повышает интерес учащихся к сфере трудовой деятельности, вызывает у школьников желание приобщиться к миру труда, осваивать трудовые умения и навыки.

Для того, чтобы достигнуть цели нашего исследования и проверить гипотезу, мы применили такой метод, как анкетирование. Учащимся предлагалось ответить на ряд вопросов, касающихся их отношения к активным методам обучения. Образец анкеты представлен в приложении (приложение А).

Перейдем к рассмотрению результатов исследования.

Школьникам был задан  вопрос о том, какая форма работы кажется им наиболее привлекательной. Были получены следующие ответы:

парную форму работы выбрали 70 % испытуемых;

групповой форме работы отдали предпочтение 16 % принявших участие в исследовании школьников;

индивидуальную форму  работы как наиболее привлекательную  предпочли 10 процентов учащихся;

классную форму работы указали 4 % респондентов.

Представим полученные данные в виде гистограммы (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 – Выбор учащихся по вопросу формы работы в процессе трудового обучения.

Итак, проанализировав полученные данные мы увидели, что подавляющее большинство учащихся 7 классов, принявших участие в исследовании, выбрали такую форму работы, как парная. Полученные данные могут быть обусловлены желанием школьников работать в паре с друзьями (товарищами), которые разделяют их интересы и увлечения.

Далее рассмотрим результаты опроса по поводу методов обучения, применение которых на уроках трудового обучения, по мнению учащихся, повысит интерес к изучаемому предмету. В ходе ответа на данный вопрос были получены следующие результаты.

Первое место по предпочтению школьников занимают игровые методы проведения урока.

Второе место занял  такой метод, как проведение конкурсов и соревнований.

Третье место по предпочтениям  учащихся принадлежит методу подготовки проектов.

Четвертое место респонденты  отдали такому методу, как работа на тренажерах (за станками, другим оборудованием).

Пятое место занял  метод интегрированного урока.

Шестое место учащиеся отдали такому методу, как дискуссия.

Седьмое место заняла проблемная лекция.

Восьмое место учащиеся отдали работе с устными и письменными  текстами.

Итак, учащиеся считают  наиболее интересными такие методы, как игровые, конкурсы и соревнования, а также подготовку проектов. Наименее предпочтительными, с точки зрения учащихся 7 классов, являются словесные методы обучения – лекции, работа с устными и письменными текстами.

Информация о работе Активизация познавательной деятельности в процессе трудового обучения