Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 00:59, курсовая работа
задачи:
1. Рассмотреть наиболее объективные причины, влияющие на познавательную деятельность учащихся на всем протяжении урока;
2. Выявить типы подходов к решению данной проблемы (повышения активизации внимания), исходя из многообразия методов активизации учащихся, применительно к урокам биологии в школе;
3. Предложить на основе изложенного материала педагогически и дидактически грамотно построенный урок, опираясь на опыт ведущих педагогов.
. Объектом данной курсовой работы являются сами учащиеся, а ее предметом изучения - условия активизации познавательной деятельности учащихся. В процессе учебной деятельности каждый учащийся включается в неё по-разному, на разных уровнях. Качество уровня владения учеником тем или иным материалом зависит от ряда как объективных, так и непосредственно субъективных причин. Выявить эти причины, организовать педагогически и дидактически правильную постановку урока в соответствии с имеющимися приемами, при которой учащиеся будут в максимально возможной мере активизированы интеллектуально, то есть включены в учебный процесс и заинтересованы в его результатах – все это можно определить как цель данной курсовой работы.
Учитель дает задание: преобразовать текст, план, таблицу, схему.
Например: чтобы лучше представить различия процессов дыхания и фотосинтеза дополните предложения:
Таблица 1. Различия процессов дыхания и фотосинтеза.
Дыхание | Фотосинтез |
1. Поглощение кислорода | 1. Поглощение ……………. |
2. Выделяется углекислый газ | 2. Выделяется ……………… |
3. Происходит на свету и в темноте | 3. Выделяется ……………… |
4.
Происходит во всех живых |
4. Происходит ……………… |
5. Органические вещества | 5. Происходит ……………… |
6. Энергия освобождается | 6. Энергия …………………… |
3. Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Выполняются письменные графические работы творческого характера. Например: (работа на компьютере).
КАРТОЧКА ЗАДАНИЕ
Какой скелет называют наружным?
Какой скелет называют внутренним ?
4. Метод эвристической (поисковой) беседы. Обучающиеся решают проблемные вопросы, добывают часть новых знаний. Например: почему весной и осенью растения, растущие по берегам рек, озёр, позже реагируют на изменение температуры? (тепло от воды).
5. Метод проблемного изложения. Проблемный подход предполагает организацию активной деятельности обучающихся. Роль учителя сводится к управлению познавательной деятельности детей. Основа метода – создание на уроке проблемной ситуации, т.е. интеллектуальные затруднения, при котором обучающиеся не располагают нужными знаниями и способами деятельности для объяснения факторов явлений.
Способы создания проблемной ситуации.
• Выдвижение проблемного вопроса. Например: При порезе кожи кровь в скорее свертывается и перестаёт течь. Почему кровь не свертывается в сосудах? Почему после укуса пиявки кровь долго течёт и не свертывается? Как объяснить применение медицинских пиявок для лечения некоторых болезней? Урок. Внутренняя среда организма. Изучение состава крови. Учитель может сказать: «Кровь – это жидкая соединительная ткань». Учитель ставит вопрос: «Мы знаем, что организм состоит из тканей, а что же такое кровь?».
• Создание проблемной ситуации на основе высказываний ученых. Например: Как вы объясните высказывание о том, что растениям принадлежит космическая роль. (К.А. Тимирязев). Создание проблемной ситуации на основе противоположной теоретической зависимости по одному и тому же факту. Например: приспособленность живых организмов к определённым условиям среды обитания объясняют: а) Как результат создания новых видов – творцов; б) Как способность организмов изменяться соответственно изменениям условий окружающей среды; в) Как результат выживания особей, у которых благодаря изменчивости развиваются признаки лучше соответственных данных условий среды обитания. Какую теоретическую зависимость вы выберите и почему?
• Сообщение парадоксального фактора. Например: Дарвин установил факт зависимости между урожаем клевера и числом кошек живущих в местности. (Кошки разоряют гнезда шмелей).
6. Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач. Например: В 1846 г. на картофельных полях Ирландии размножился грибок фитофтора. В стране разорился голод. Почему такая катастрофа невозможна на родине картофеля? (Южная Америка). Основная функция учебных задач – формирование и развитие приёмов обучения, учебной деятельности и мотивация учащихся на сам процесс обучения, на процесс познания. Поурочные листы развития, содержащие учебные задачи, помогают сделать процесс обучения более разнообразным и интересным. Например:
Таблица 2. Примерное планирование урока.
Тема урока |
| ||||
Планируемые результаты | Учащиеся углубляют знания о плодах, их разнообразии и значении. | ||||
Личная значимость изучаемого для обучающегося. | Плоды вишни – костянки, малины – сборная костянка. У гороха плод – боб, а вовсе не стручок, яблоко – это вообще ложный пложный плод. | ||||
План урока |
| ||||
Методы обучения | Частично поисковый, проблемный. | ||||
Формы организации учебной деятельности. | Комбинированный урок. Лабораторная работа «Сухие и сочные плоды». | ||||
Приёмы деятельности учителя. | Организация опроса лабораторной работы, эвристической беседы, обсуждение изученного материала. | ||||
Познавательные задания. |
| ||||
Организация деятельности обучающихся | Повторяют изученное слушая ответы, выполняют тест, лабораторную работу, обсуждают процессы опыления, оплодотворения, приводят примеры, заполняют таблицу, делают выводы. | ||||
Развитие умений обучающихся. | Быть внимательным и собранным, обсуждать процессы опыления, использовать личный опыт, работать с раздаточным материалом, делать обобщения. | ||||
Основные понятия урока. | Опыление, оплодотворение, околоплодник, семязачаток, завязь, односемянной, многосемянной, сухой, сочный плод. | ||||
Источники информации. | Основные: учебник, таблица, разборная модель цветка, коллекция плодов, видеофильм. | ||||
Д/З |
Наглядные методы.
1. Демонстрация опыта или сообщения о нем может стать основой для создания проблемной ситуации. Опыт демонстрируют до объяснения нового материала. Например: Опыт Гаузе: если популяции двух близких видов инфузорий (инфузория золотистая и инфузория хвостатая) выращивать по отдельности, представители имеют определенное количество пищи, то особи размножаются и достигают некой определенной численности. Но если два эти вида выращивать совместно при том же количестве пищи, то к концу 16 дня выживет только инфузория золотистая, инфузория хвостатая погибнет. Как объяснить причину этого опыта?
2. Частично поисковый метод. Работа с экранными пособиями. Обучающиеся решают проблемные вопросы и добывают часть новых знаний путем просмотра и обсуждения, т.е. осуществляется показ явлений в динамике, что позволяет учащимся ответить на проблемный вопрос учителя.
3. Метод опорных сигналов. Учитель демонстрирует таблицу с опорными сигналами, объясняет их содержание, учащиеся копируют, прорабатывают и воспроизводят.
Практические методы.
Частично поисковый лабораторный метод. Учащиеся добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения эксперимента самонаблюдения или работа с натуральным раздаточным материалом, но решают задачи самостоятельно.
Например: Какие химические превращения происходят с пищей под воздействием слюны и делают выводы.
Рассмотрите животных. Отметьте, как перемещаются животные; каков характер их движений. Выявите, какие приспособления, органы, части тела участвуют в перемещении животного; как меняется характер движения при испуге или прикосновении. Оцените приспособленность животных к перемещению в типичной для него среде обитания.
Заполните таблицу.
Таблица 3. Движение животных.
|
(работа выполняется на компьютере).
Формирование умений, приёмов познавательной или умственной деятельности.
В основной школе содержание биологического образования обращается больше к фактам. Это приводит к задержке развития ученика [10]. Поэтому учебный процесс надо строить таким образом, чтобы стимулировать аналитическую и синтезирующую деятельность мозга ученика. Особое влияние на развитие мыслительной деятельности учащихся оказывают логические приемы. Основными мыслительными операциями являются анализ и синтез, и степень их развитости характеризует степень развития логического мышления учащихся. Использование логических приемов необходимо начинать с изучения раздела “Растения” [12]. В старших классах учащиеся будут легко справляться не только с репродуктивными, но и с расширяющими и развивающими вопросами.
Дидактический
прием “сравнение” помогает выявить
черты сходства и отличия в
предметах и явлениях, некоторые
общие особенности в
дайте сравнительную характеристику белой планарии и свиного цепня. Сделайте вывод.
Таблица 4. Сравнительная
характеристика белой планарии и
свиного цепня.
|
Однако при помощи сравнения нельзя выявить существенные признаки. Этому способствует применение “противопоставления”.
«Противопоставьте образ жизни белой планарии и свиного цепня. Объясните, какие возникли приспособления к паразитическому образу жизни у свиного цепня? Сможет ли белая планария жить в другом организме? Ответ обоснуйте» [15].
*Когда нужно
составить самостоятельно
Составьте самостоятельно сравнительную характеристику свиного цепня и человеческой аскариды.
Прием классификации помогает объединить в группы по сходным признакам. Этот прием требует большой аналитико-синтетической деятельности учащихся. Сначала ученик должен провести анализ признаков предметов и явлений, затем среди них найти общее, на основании которых объединить их в группы.
«Распределить животных по классам и выделить их отличительные признаки:
Бычий солитер, печеночная двуустка, свиной цепень, кровяная двуустка, широкий лентец, ремнец, лягушачья многоустка, эхинококк» [13].
Прием систематизации требует расположения предметов или явлений в определенном порядке, в системе.
«На примере изученных червей проследите черты усложнения. Строение и образ жизни каких червей являются наиболее сложными? Докажите» [13].
Прием установления причин и выяснения взаимосвязи. Важным условием этого приема является наличие у учащихся определенного запаса знаний. Вскрытие причин и взаимосвязей помогает учащимся объяснить факты, а значит понять их. Данный прием включает в себя вопросы и задания, начинающиеся словами «почему», «с чем связано», «объяснить причины», а также при работе со схемами и моделями. Полезны задания на составление учащимися схем и моделей самостоятельно.
«Объясните причину массового выхода дождевых червей на поверхность после дождя» [13].
Прием обобщения. Этот прием позволяет выделить общее и главное в определенной системе знаний. «Его внешним выражением являются задания типа: что в этих заданиях общее, сделайте вывод, в чем сущность происходящего, как вы понимаете… и конечным результатом является формулировка правил, понятий, выводов» [13] .
«Сделайте вывод: Как связаны особенности строения дождевых червей с образом жизни и средой их обитания» [13] ?
Сущностью логических приемов является проблемная ситуация, которая внешне оформляется в виде вопросов, заданий задач.
1группа. Приёмы активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия знаний способствуют к пробуждению интереса к изучению материала.
Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии