Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 00:59, курсовая работа
задачи:
1. Рассмотреть наиболее объективные причины, влияющие на познавательную деятельность учащихся на всем протяжении урока;
2. Выявить типы подходов к решению данной проблемы (повышения активизации внимания), исходя из многообразия методов активизации учащихся, применительно к урокам биологии в школе;
3. Предложить на основе изложенного материала педагогически и дидактически грамотно построенный урок, опираясь на опыт ведущих педагогов.
. Объектом данной курсовой работы являются сами учащиеся, а ее предметом изучения - условия активизации познавательной деятельности учащихся. В процессе учебной деятельности каждый учащийся включается в неё по-разному, на разных уровнях. Качество уровня владения учеником тем или иным материалом зависит от ряда как объективных, так и непосредственно субъективных причин. Выявить эти причины, организовать педагогически и дидактически правильную постановку урока в соответствии с имеющимися приемами, при которой учащиеся будут в максимально возможной мере активизированы интеллектуально, то есть включены в учебный процесс и заинтересованы в его результатах – все это можно определить как цель данной курсовой работы.
Однако дефекты
общего развития характерные для
длительно неуспевающих учащихся, являются
часто результатом запущенной ещё в начальной
школе неуспеваемости.
Другие особенности личности школьников
перешедших в IV класс, такие, как недисциплинированность,
безответственность, слабая воля, отсутствие
трудолюбия, отмечаемые как причины неуспеваемости,
составляют условия и для возникновения
отставания. Все эти черты связаны в известной
мере с возрастными особенностями. Невыполнение
самостоятельной, работы отказ отвечать
на вопросы учителя, отвлечения на уроке
могут быть вызваны недисциплинированностью,
безответственным от ношением к делу.
Слабая воля, отсутствие трудолюбия вызывают
такие элементы отставания, как стремление
избежать трудностей, пассивность при
столкновении с ними. Эти же особенности
личности школьников могут стать причиной
небрежного выполнения работы, и в частности
того, что ученик не использует известные
ему способы самоконтроля. Этому может
способствовать и характерная для данного
возраста некоторая переоценка своих
возможностей, неумение здраво оценить
трудности предпринятой работы. Настроившись
на быстрое и легкое завершение работы,
не предвидя затруднений, ученик сравнительно
легко отказывается от усилий, как только
встречает трудности. Терпения и выдержки
еще недостаточно.
Известная поверхностность, легкомыслие,
неусидчивость свойственны подростковому
возрасту, и это отражается в той или иной
степени на успешности обучения, особенно
таким учебным предметам, как математика
и языки.
Одной из предпосылок, вызывающих отставание,
является характерная для подросткового
возраста неустойчивость устремлений,
наклонность к внеучебным занятиям и увлечениям.
Общеизвестен факт увлечения подростков
приключенческими книгами, кино, телевизионными
передачами в ущерб школьным занятиям
и познавательному чтению. Многие подростки
уделяют много времени спортивным тренировкам
и подвижным играм, работе в юннатских
и других кружках. Обычно во внешкольных
детских учреждениях следят за тем, чтобы
эти занятия не шли в ущерб учебе.
Наличие разнообразных и сильных внеучебных
интересов подростков связано, как отмечают
специалисты, с важнейшими особенностями
подросткового возраста: избытком неистраченной
энергии, стремлением к подвижным видам
деятельности, расположением к совместным
действиям и играм, всевозрастающим стремлением
к самостоятельности, освобождению от
опеки взрослых.
Установлено, что наличие сильных внеучебных
интересов в сочетании с отрицательным
отношением к школе характеризует длительно
неуспевающих школьников.
При эпизодической неуспеваемости и в
случаях отставания характерно равнодушие
к школе. Ученик воспринимает учебные
занятия как неизбежную повинность, выполняет
требования учителей, участвует в какой-то
степени в работе и проявляет даже иногда
активность, но все это только для того,
чтобы не иметь неприятностей, не привлекать
к себе внимание взрослых. У такого ученика
сформировалась довольно стойкая позиция
в отношении школы и уроков: он уверен,
что все это скучно, что это нужно старшим,
а ему лично не нужно. Мы наблюдали случаи,
когда даже кружок выбирается по желанию
родителей.
Не только отрицательное отношение к школе
и учение по принуждению вызывают отставание
учащихся среднего звена. Большим злом
является и учение только ради отметки,
когда получение хорошей или удовлетворительной
отметки
(«хотя бы троечку») становится единственной
целью и ведущим мотивом работы, это парализует
оценочную деятельность ученика, порождает
равнодушие к содержанию учебной деятельности.
Успехи и неудачи в учении вызывают эмоции
не сами по себе, а только в связи с возможностью
или невозможностью получить желаемую
отметку. Радость познания нового, удовольствие
от коллективного труда, удовлетворение
от преодоленных трудностей — все заслоняется
отметкой. Урон наносится не только успеваемости,
но и всему нравственному воспитанию школьника.
У некоторых учащихся цель получения отметки
выступает как средство самоутверждения,
удовлетворения самолюбия, средство для
получения обещанной дома награды («заработать
пятерками» велосипед, фотоаппарат, часы).
Во всех этих случаях имеет место внеучебная
мотивация, и это препятствует развитию
познавательных интересов, возникновению
стремления совершенствовать свои умения
и навыки, углублять и расширять знания,
мешает формированию ценностного отношения
к образованию.
Таковы некоторые черты личности учащихся-подростков,
вызывающие отставание. Мы не говорили
о пробелах в знаниях, умениях, навыках,
так как эти причины являются одновременно
и признаками отставания.
Имеются попытки
построить типологию на иных основаниях,
в частности на характеристиках
учебного труда учащихся и структуре
их личности. Такой подход можно обнаружить
у П. П. Блонского, который, составляя общую
типологию школьников, выделил и типы
неуспевающих. Это, во-первых, тип, названный
им «плохой работник». Его чертами являются
следующие: 1) задания воспринимает невнимательно,
часто их не понимает, но вопросов учителю
не задает, разъяснений не просит, 2) работает
пассивно (постоянно нуждается в стимулах
для перехода к очередным видам работы),
3) не подмечает своих неудач и трудностей,
4) не имеет ясного представления цели,
не планирует и не организует свою работу,
5) либо работает очень вяло, либо снижает
темп постепенно, 6) индифферентно относится
к результатам работы. Указанные черты
неуспевающего школьника, поскольку они
характеризуют его деятельность в учебном
процессе, могут быть использованы в определении
неуспеваемости.
Другой выделенный тип назван патологическим
- это эмоциональные, часто имеющие неудачи
в учении школьники, встречающие специфическое
к себе отношение окружающих. Они заявляют
«не могу» до начала работы, нуждаются
в одобрении со стороны окружающих, тяжело
переносят трудности и неудачи. В данном
случае выделенные черты носят скорее
психологический, нежели дидактический
характер.
Психологическую типологию неуспеваемости дает Н. И. Мурачковский: за основу в данном случае взят характер взаимоотношений наиболее существенных сторон личности школьников. Ценность этой работы определяется тем, что в ходе исследования автором были выявлены общие черты для всех групп неуспевающих школьников V—VIII классов. Они обобщены понятием «слабая самоорганизация», которая проявляется в неумении ученика управлять собственными психическими процессами (вниманием, памятью), отсутствием сформированных рациональных способов умственной работы, нежеланием думать при решении учебных задач, формальным усвоением знаний. Стремясь избежать умственной работы, неуспевающие ищут различные обходные пути, освобождающие их от необходимости мыслить. Следствием низкой самоорганизации является интеллектуальная недогрузка, приводящая к снижению уровня умственного развития этих детей. Специальный анализ с помощью апробированных психологических методик выявил, что низкие показатели развития мышления, восприятия, внимания, памяти не являются результатом патологических изменений, а объясняются только отсутствием у школьников необходимых умений и привычки правильно работать. Здесь также можно почерпнуть материал для характеристики неуспеваемости, и он во многом совпадает с тем, что мы находим у П. П. Блонского.
Более частные характеристики учебного труда учащихся даны в работе Р. Л. Гинзбург. Автор имеет в виду разные уровни усвоения учащимися учебного материала. Под учебным материалом в данном случае понимается текст учебника, и различные типы усвоения соотносятся с определенным уровнем смысловой переработки текста. Так, одни неуспевающие ученики характеризуются тем, что они совсем не могут следить за ходом объяснения учителя и испытывают серьезные трудности при чтении текста учебника, другие - тем, что справляются с анализом - синтезом только в некоторых случаях, в частности, когда речь идет о конкретных предметах и явлениях. Общим для неуспевающих учащихся выступает нежелание напрягать свои умственные силы, отрицательное отношение к более сложным методам работы.
Психолого-педагогическая помощь отстающим.
Педагогикой накоплен
значительный опыт преодоления неуспеваемости.
Анализ разнообразных практических мер
позволил выявить некоторые принципиальные
положения.
На первый план в работе с неуспевающими
школьниками выдвигаются воспитательные
и развививающие педагогические воздействия.
Целью работы с неуспевающими признается
не только восполнение пробелов в их учебной
подготовке, но одновременно и развитие
их познавательной самостоятельности.
Это важно потому, что, догнав своих товарищей,
ученик не должен в дальнейшем от них отставать.
Допускается временное снижение требований
к неуспевающим школьникам, что позволит
им постепенно наверстать упущенное.
Осуществляется нейтрализация причин
неуспеваемости (устранение отрицательно
действующих обстоятельств и усиление
положительных моментов).
При разработке путей совершенствования
учебно-воспитательного процесса, как
правило, имеется в виду создание особо
благоприятных условий для неуспевающих
шкодников. Разрабатываются также отдельные
меры, распространяющиеся на всех учащихся;
они служат для общего улучшения условии
обучения и воспитания учащихся в школе.
Сюда относятся предложения к улучшению
учёта и контроля, рекомендации о том,
как активизировать познавательную деятельность
учащихся и их самостоятельность, усиливать
творческие элементы в ней, стимулировать
развитие интересов. Мы придаем очень
большое значение этим мерам. Но один из
этих вопросов — вопрос об изменении отрицательного
отношения школьников к учению мы хотели
бы рассмотреть здесь. Плодотворными нам
представляются пути перевоспитания отношений,
предложенные в некоторых педагогических
и психологических работах: поставить
перед учеником такие доступные для него
задачи, чтобы он мог достигнуть успеха.
От успеха, даже самого незначительного,
может быть проложен мост к положительному
отношению к учению. С этой целью используют
игровую и практическую деятельность,
приобщают неуспевающих учеников старших
классов к занятиям с отстающими учениками
младших классов. В данном случае педагогическая
деятельность заставила учащихся понять
ценности знаний, критически отнестись
к своим занятиям в школе.
Обращено внимание
и на особые условия опроса для
неуспевающих учеников.
Рекомендуется давать им больше времени
для обдумывания ответа у доски, помогать
излагать содержание урока, используя
план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих
учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной
работой других учащихся с тем, чтобы с
отвечающим учеником можно было провести
индивидуальную беседу, выяснить его затруднения,
помочь наводящими вопросами. Отмечается,
что в ходе самостоятельной работы на
уроке задания для слабоуспевающих учеников
полезно разбивать на этапы, дозы, более
подробно, чем других учеников, инструктировать
их.
Большое внимание
в литературе обращено на дифференцированную
работу учителя на уроке с временными
группами учащихся. Предлагается выделять
три группы учащихся: слабых, средних и
сильных. Задача учителя не только в том,
чтобы подтягивать слабых до необходимого
уровня, но и в том, чтобы дать посильную
нагрузку для средних и сильных учащихся.
На тех или иных этапах урока организуется
самостоятельная работа по группам, и
учащиеся выполняют задания разной степени
трудности. Учитель помогает в первую
очередь слабым учащимся. На последнем
этапе учащиеся выступают с отчетом о
выполненной самостоятельной работе.
Указанный принцип построения урока используется
в практике многих школ. Важно отметить,
что группы носят временный характер,
переход из одной в другую разрешается
учащимся по их желанию и производится
учителем с учетом успешности учения каждого
ученика.
Необходима дифференциация и домашней
работы учащихся. Этот вопрос относительно
мало разработан, но имеются интересные
соображения, которые нам хотелось бы
отметить: о полезности программированных
пособий для домашних заданий отстающим,
об эффективности создания проблемной
ситуации и индивидуализации домашних
заданий.
В практике школы широко используют разного
рода дополнительные занятия с отстающими.
Распространенность этой меры, хотя её
и справедливо критикуют за нерациональность,
объясняется, по нашему мнению, тем, что
она увеличивает количество времени для
изучения материала. Этот способ оказывается
единственным у тех учителей, которые
не умеют дифференцировать работу учащихся
на уроке, индивидуализировать домашние
задания.
Еще один важный вопрос относится к организации
обучения второгодников.
В литературе справедливо отмечается,
что повторный курс наносит большой ущерб
школе, травмирует учащихся и малоэффективен.
В связи с этим возникла идея и имеется
довольно широкая практика создания специальных
классов (и школ) как для неуспевающих
учащихся с замедленным темпом развития,
так и для переростков, второгодников
и оставшихся на третий год в том же классе.
Особенностью обучения в специальных
классах является их меньшая наполняемость,
специальные методы обучения и программы,
предусматривающие ликвидацию пробелов
за предыдущие классы. Используется режим
школы продленного дня; учителя получают
повышенную заработную плату.
Положительные результаты работы таких
классов описаны в литературе.
Проблема особых классов актуальна в зарубежной
педагогике. Она обсуждается, в частности,
в английской педагогической печати. Как
известно, в Великобритании действует
система, по которой все ученики переводятся
в следующий класс, но из неуспевающих
формируются особые потоки, которые работают
по программе со сниженными требованиями.
Прогрессивные педагоги выступают против
потоков – это часть их борьбы против
классовой политики государства в образовании,
против тестов и элитарной школы. Главные
возражения против деления на по токи
сводятся к следующим: 1) предопределяется
более низкий уровень развития на будущее;
2) происходит дискриминация, снижение
ценности личности. Описан положительный
опыт работы начинающих шкот без потоков.
В некоторых из них применялись факультативные
занятия для более способных детей.
Идея о вреде коллективного обучения для
отстающих находит поддержку в США в связи
с общей критикой классно урочной системы
и попытками перейти на индивидуальное
обучение наиболее способных учеников.
Сторонники полной индивидуализации обучения
недооценивают важности общения для воспитания
и развития детей, не понимают стимулирующего
значения коллективной работы.
В нашей педагогической литературе рассматривается
вопрос об условиях перевода неуспевающих
школьников в следующий класс. Весьма
своевременными нам представляются попытки
модифицировать условия перевода, сделать
их более гибкими. Суть дела состоит в
том, чтобы дать возможность учащимся,
которые могут и хотят догнать свой класс,
будучи условно переведенными в следующий
класс, в течение I четверти ликвидировать
свои пробелы, пройти испытательный срок.
Дня предупреждения неуспеваемости, как
показал анализ условий, вызывающих отставание,
основное значение имеет совершенствование
процесса обучения, усиление его воспитывающего
и развивающего воздействия.
Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии