Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 17:29, контрольная работа
Цель контрольной работы - изучить содержание работы социального педагога по профилактики подросткового алкоголизма.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
осуществить анализ социально-педагогической литературы по изучаемой проблеме;
определить сущность понятия подросткового алкоголизма;
изучить отношение подростков к употреблению алкогольных напитков.
Введение
Глава 1. Алкоголизм - социально-педагогическая проблема
1.1 Понятие и характеристика алкоголизма как формы девиантного поведения подростков
1.2 Особенности детского и подросткового алкоголизма его влияние на организм подростка
1.3 Причины и уровни вовлеченности подростков в употребление спиртных напитков
1.4 Освещение в социально-педагогической литературе проблемы профилактики подросткового алкоголизма
Глава 2. Организация деятельности социального педагога по профилактики алкоголизма в подростковой среде
2.1 Содержание деятельности социального педагога по профилактике алкоголизма в ОСШ №20 г. Барановичи
Заключение
Список использованных источников
быстрое привыкание к спиртным напиткам. Всё это объясняется тем, что это бурно растущий организм с интенсивным обменом веществ, большей скоростью всасывания, большей скоростью кровотока и большим просветом сосудов, относительно большей массой крови;
принятие ребенком больших доз алкоголя не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одномоментно;
быстрое развитие запойного пьянства. Для подростков становится нормой пить по любому поводу и характерно стремление к полному опьянению - только в этом случае выпивка расценивается как удачная;
низкая эффективность лечения. Употребление алкоголя включается в структуру потребности.
Организм подростка примерно в 10 раз чувствительнее к алкоголю, чем организм взрослого (алкогольное опьянение у взрослого - алкогольное отравление у подростка).
Алкогольная зависимость у взрослого человека формируется в течении 3-5 лет, у подростков - за 1,5-2 года.
Все стадии формирования алкоголизма проходят быстрее: у взрослого человека период внешнего благополучия продолжается несколько лет, у подростков - несколько месяцев.
Разрушение личности у взрослого, злоупотребляющего алкоголем, происходит в среднем через 10 лет, у подростка - через 3-4 года.
Первое опьянение у подростков нередко сопровождается алкогольным отравлением (тошнота, рвота, головная боль, слабость).
У подростков чаще, чем у взрослых, встречаются необычные формы опьянения (вместо эйфории появляются злоба, тоска, депрессия, агрессия, истерические реакции).
Продолжение пьянства в подростковом возрасте, как правило, ведёт к формированию алкоголизма.
Социальная дезадаптация наступает быстрее, чем у взрослых. С началом алкоголизации подростки быстро теряют интерес к учёбе или работе. Выпивки обычно сопровождаются уходами из дома, бродяжничеством, правонарушениями. При продолжении пьянства у подростков отмечаются заметные нарушения памяти, возникает невростеноподобные состояния с выраженной вегетососудистой неустойчивостью, повышенной раздражительностью, расстройствами сна, нарушаются функции внутренних органов.
Пьянство среди
пьянство способствует созданию криминальной ситуации;
пьянство выступает как средство приобщения несовершеннолетних к группе сверстников с антиобщественным поведением;
Н.Я. Копыт и Е.С. Скворцова
в своих исследованиях
Современные исследования позволяют
обоснованно утверждать, что в
организме нет таких органов
и тканей, такого уровня, на котором
бы не сказывалось токсическое
Токсическое воздействие алкоголя, прежде всего, сказывается на деятельности нервной системы. Одновременно нарушается работа сосудов головного мозга: наблюдается их расширение, увеличение проницаемости, кровоизлияния в ткань мозга. Все это способствует усилению притока алкоголя к нервным клеткам и приводит к еще большему нарушению их деятельности.
Из внутренних органов быстрее и чаще всего поражается желудочно-кишечный тракт. Алкогольные напитки, раздражая желудок и кишечник, вызывают длительные расстройства в их деятельности, следствием чего являются нарушение баланса питания, похудание организма, отставание в росте.
Под влиянием алкоголя страдает и функция печени. Деятельность печени резко нарушается, возникает неизлечимое заболевание, которое называется циррозом печени. Известны случаи смерти детей и подростков от цирроза печени .
Алкоголь даже в малых
дозах возбуждает, усиливает половое
влечение. В тоже время он затормаживает
рефлексы, выработанные в процессе
воспитания: притупляется стыд, чувство
осторожности, собственной безопасности,
брезгливости. Алкоголь ослабляет критическую
оценку человеком своего поведения.
Юноши и девушки в состоянии
опьянения вступают в случайные
половые связи. Это повышает риск
заболевания венерическими
Таким образом, наиболее актуальной проблемой в подростковой среде является ранняя алкоголизация молодежи, которая и приводит к формированию алкоголизма к возрасту 20-22 лет, а также последующей социальной деградацией личности. Алкоголь оказывает чрезвычайно пагубное воздействие на растущий и развивающийся организм человека в период отрочества. Он ослабляет организм, тормозит и угнетает правильное развитие и созревание его органов и систем, а в некоторых случаях (при злоупотреблении) и вовсе гасит развитие некоторых функций (развитие высших форм самосознания, абстракции, эстетических понятий и этических категорий и так далее).
Большинство современных авторов (В.Т. Кондрашенко, Н.Я. Копыт, М.А. Галагузова и другие) указывают, что злоупотребление алкоголем и развитию алкоголизма способствует комплекс факторов как биологического, так и социального плана.
С точки зрения современной психологии, формирование и психическое развитие ребенка происходит в результате тесного взаимодействия трех компонентов: биологического (организм ребенка, уровень его зрелости, особенности функционирования различных органов и систем), социального (люди с их делами, взглядами, отношениями, поступками, идеалами, среди которых живет и с которыми общается ребенок) и поведенческой активности ребенка, под которой понимается физическая и умственная (стремление узнать, что это такое, как устроено и так далее) деятельность.
Первой социальной средой
для ребенка является его семья.
Она играет важнейшую и во многом
решающую роль в воспитании детей. Семья
обуславливает усвоение ребенком основных
правил и норм поведения, вырабатывает
стереотип отношения к
Функциональная
Характер употребления алкоголя в семье оказывает чрезвычайно большое влияние на ребенка. Существующие в семье "питейные традиции" становятся объектом наблюдения и подражания ребенка. При этом мальчики больше стараются быть похожими на отца, а девочки - на мать. Следовательно, алкоголизм родителей является причиной возникновения пьянства у детей.
Необходимо отметить еще одну особенность проведения свободного времени подростками - обязательное наличие компании друзей, товарищей, просто сверстников. Компания друзей служит для подростка тем социальным коллективом, где происходит его дальнейшее приобщение к алкоголю.
Нельзя не принимать во
внимание то, что в формировании
поведения, отношения к данному
явлению, человеку далеко не последнюю
роль играют конкретные знания об этом
явлении, человеке. Большинство подростков
знают о вредном влиянии
М.А. Галагузова в качестве причин приобщения к спиртным напиткам в подростковом возрасте называет:
неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации;
незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма;
психологические особенности личности; самоутверждение.
Социологи и психологи в качестве основных причин тяги подростков к алкоголю указывают на растущее психологическое напряжение, неумение, правильно использовать свободное время, неустроенную жизнь. Опираясь на исследования ученых Научно-исследовательского института физиологии детей и подростков РАО, которые провели обследование 1700 подростков в разных регионах страны, можно выделить уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков.
1. Нулевой уровень характеризует
подростков, которые никогда не
употребляли алкоголя
2. Начальный уровень
3. Уровень эпизодического
употребления алкоголя
4. Уровень высокого риска
отличается тем, что
5. Уровень выраженной
6. Уровень физической
7. Уровень алкогольного
распада личности
В результате употребления алкоголя перед нами уже фактически новая личность с качественно новыми мотивами и потребностями, с новой их внутренней организацией. Таким образом, причину, как пьянства, так и алкоголизма следует рассматривать под углом воздействия на организм комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных внешних факторов и внутренних предрасполагающих условий.
Масштабы и темпы
Неконтролируемый рост употребления алкогольных напитков, обусловленный, прежде всего, отсутствием системы пропагандистской деятельности со стороны государства против употребления спиртных напитков, выдвигает на первый план проблему профилактики алкоголизма среди детей и подростков.
Профилактика - это целая
система комплексных
Решить проблему алкоголизации
молодежи только с помощью запретительных,
медицинских и юридических
Профилактика пьянства и алкоголизма должна быть этиологичной, комплексной, дифференцированной и поэтапной, а главное - носить систематический и наступательный характер.
Эти логичность профилактики заключается в целенаправленном воспитательном воздействии на основные факторы (биологические, психологические, социальные), способствующие формированию пьянства и алкоголизма.
Комплексность профилактики проявляется во взаимной заинтересованности и согласованной против алкогольной работе различных ведомств, министерств и специалистов. Профилактика пьянства и алкоголизма - общегосударственная задача и успешное ее решение возможно только при совместных координированных усилиях врачей, педагогов, социологов, психологов, общественных организаций.
Профилактика пьянства и
алкоголизма должна проводиться
дифференцированно среди