Алкоголизм - как форма проявления дивиатного поведения детей. Социальная педагогическая деятельность с подростками склонных к алкоголизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 17:29, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы - изучить содержание работы социального педагога по профилактики подросткового алкоголизма.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
осуществить анализ социально-педагогической литературы по изучаемой проблеме;
определить сущность понятия подросткового алкоголизма;
изучить отношение подростков к употреблению алкогольных напитков.

Содержание

Введение
Глава 1. Алкоголизм - социально-педагогическая проблема
1.1 Понятие и характеристика алкоголизма как формы девиантного поведения подростков
1.2 Особенности детского и подросткового алкоголизма его влияние на организм подростка
1.3 Причины и уровни вовлеченности подростков в употребление спиртных напитков
1.4 Освещение в социально-педагогической литературе проблемы профилактики подросткового алкоголизма
Глава 2. Организация деятельности социального педагога по профилактики алкоголизма в подростковой среде
2.1 Содержание деятельности социального педагога по профилактике алкоголизма в ОСШ №20 г. Барановичи
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

контроль по педагогике 2012.docx

— 151.27 Кб (Скачать файл)

быстрое привыкание к спиртным напиткам. Всё это объясняется  тем, что это бурно растущий организм с интенсивным обменом веществ, большей скоростью всасывания, большей  скоростью кровотока и большим  просветом сосудов, относительно большей  массой крови;

принятие ребенком больших  доз алкоголя  не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одномоментно;

быстрое развитие запойного  пьянства. Для подростков становится нормой пить по любому поводу и характерно стремление к полному опьянению - только в этом случае выпивка расценивается  как удачная;

низкая эффективность  лечения. Употребление алкоголя включается в структуру потребности.

Организм подростка примерно в 10 раз чувствительнее к алкоголю, чем организм взрослого (алкогольное  опьянение у взрослого - алкогольное  отравление у подростка).

Алкогольная зависимость  у взрослого человека формируется  в течении 3-5 лет, у подростков - за 1,5-2 года.

Все стадии формирования алкоголизма  проходят быстрее: у взрослого человека период внешнего благополучия продолжается несколько лет, у подростков - несколько  месяцев.

Разрушение личности у  взрослого, злоупотребляющего алкоголем, происходит в среднем через 10 лет, у подростка - через 3-4 года.

Первое опьянение у  подростков нередко сопровождается алкогольным отравлением (тошнота, рвота, головная боль, слабость).

У подростков чаще, чем у  взрослых, встречаются необычные  формы опьянения (вместо эйфории  появляются злоба, тоска, депрессия, агрессия, истерические реакции).

Продолжение пьянства в подростковом возрасте, как правило, ведёт к  формированию алкоголизма.

Социальная дезадаптация наступает быстрее, чем у взрослых. С началом алкоголизации подростки быстро теряют интерес к учёбе или работе. Выпивки обычно сопровождаются уходами из дома, бродяжничеством, правонарушениями. При продолжении пьянства у подростков отмечаются заметные нарушения памяти, возникает невростеноподобные состояния с выраженной вегетососудистой неустойчивостью, повышенной раздражительностью, расстройствами сна, нарушаются функции внутренних органов.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их отклоняющимся  поведением. Большинство преступлений несовершеннолетних совершается в нетрезвом состоянии. Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные (агрессивные) преступления. Это обусловлено тем, что опьянение снимает действующие в обычных условиях навыки социально одобряемого поведения;

пьянство способствует созданию криминальной ситуации;

пьянство выступает как  средство приобщения несовершеннолетних к группе сверстников с антиобщественным поведением;

Н.Я. Копыт и Е.С. Скворцова  в своих исследованиях указывают, что деятельность органов и систем организма в подростковый период отличается функциональной неустойчивостью, а в связи с этим и повышением реактивности тканей ко многим факторам внешней среды, особенно к вредным. Не случайно, поэтому организм подростка оказывается легко уязвимым к воздействию алкоголя .

Современные исследования позволяют  обоснованно утверждать, что в  организме нет таких органов  и тканей, такого уровня, на котором  бы не сказывалось токсическое воздействие  алкоголя. На уровне органов - приводит к патологии желудочно-кишечного  тракта, печени и других. Таким образом, не надо обладать большим воображением, чтобы представить себе весь урон, который способно вызвать у подростка  хотя бы однократное употребление вина и даже пива.

Токсическое воздействие  алкоголя, прежде всего, сказывается  на деятельности нервной системы. Одновременно нарушается работа сосудов головного  мозга: наблюдается их расширение, увеличение проницаемости, кровоизлияния в  ткань мозга. Все это способствует усилению притока алкоголя к нервным  клеткам и приводит к еще большему нарушению их деятельности.

Из внутренних органов  быстрее и чаще всего поражается желудочно-кишечный тракт. Алкогольные  напитки, раздражая желудок и  кишечник, вызывают длительные расстройства в их деятельности, следствием чего являются нарушение баланса питания, похудание организма, отставание в росте.

Под влиянием алкоголя страдает и функция печени. Деятельность печени резко нарушается, возникает неизлечимое  заболевание, которое называется циррозом печени. Известны случаи смерти детей  и подростков от цирроза печени .

Алкоголь даже в малых  дозах возбуждает, усиливает половое  влечение. В тоже время он затормаживает  рефлексы, выработанные в процессе воспитания: притупляется стыд, чувство  осторожности, собственной безопасности, брезгливости. Алкоголь ослабляет критическую  оценку человеком своего поведения. Юноши и девушки в состоянии  опьянения вступают в случайные  половые связи. Это повышает риск заболевания венерическими болезнями (сифилис, гонорея), которые зачастую отражаются на дальнейшей судьбе молодых  людей.

Таким образом, наиболее актуальной проблемой в подростковой среде  является ранняя алкоголизация молодежи, которая и приводит к формированию алкоголизма к возрасту 20-22 лет, а  также последующей социальной деградацией  личности. Алкоголь оказывает чрезвычайно  пагубное воздействие на растущий и  развивающийся организм человека в  период отрочества. Он ослабляет организм, тормозит и угнетает правильное развитие и созревание его органов и  систем, а в некоторых случаях (при злоупотреблении) и вовсе  гасит развитие некоторых функций (развитие высших форм самосознания, абстракции, эстетических понятий и этических  категорий и так далее).

1.3 Причины и уровни вовлеченности  подростков в употребление спиртных  напитков

 

Большинство современных  авторов (В.Т. Кондрашенко, Н.Я. Копыт, М.А. Галагузова и другие) указывают, что злоупотребление алкоголем и развитию алкоголизма способствует комплекс факторов как биологического, так и социального плана.

С точки зрения современной  психологии, формирование и психическое  развитие ребенка происходит в результате тесного взаимодействия трех компонентов: биологического (организм ребенка, уровень  его зрелости, особенности функционирования различных органов и систем), социального (люди с их делами, взглядами, отношениями, поступками, идеалами, среди которых  живет и с которыми общается ребенок) и поведенческой активности ребенка, под которой понимается физическая и умственная (стремление узнать, что  это такое, как устроено и так далее) деятельность.

Первой социальной средой для ребенка является его семья. Она играет важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей. Семья  обуславливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип отношения к окружающему  миру. Неблагополучие семьи обязательно  отражается на детях. Не случайно подростки, употребляющие алкогольные напитки, как правило, живут именно в таких  семьях.

Функциональная неполноценность  семей подростков, часто употребляющих  алкоголь, выражается, прежде всего, в  напряженной психологической обстановке, конфликтных взаимоотношениях между  членами семьи. Атмосфера постоянного  психологического дискомфорта выталкивает  детей на улицу под влияние  друзей, компании, тем более родителям  часто не до них.

Характер употребления алкоголя в семье оказывает чрезвычайно  большое влияние на ребенка. Существующие в семье "питейные традиции" становятся объектом наблюдения и подражания ребенка. При этом мальчики больше стараются  быть похожими на отца, а девочки - на мать. Следовательно, алкоголизм родителей  является причиной возникновения пьянства у детей.

Необходимо отметить еще  одну особенность проведения свободного времени подростками - обязательное наличие компании друзей, товарищей, просто сверстников. Компания друзей служит для подростка тем социальным коллективом, где происходит его  дальнейшее приобщение к алкоголю.

Нельзя не принимать во внимание то, что в формировании поведения, отношения к данному  явлению, человеку далеко не последнюю  роль играют конкретные знания об этом явлении, человеке. Большинство подростков знают о вредном влиянии алкоголя, но среди подростков, часто употребляющих спиртное, больше распространено мнение о пользе алкогольных напитков.

М.А. Галагузова в качестве причин приобщения к спиртным напиткам в подростковом возрасте называет:

неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации;

незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма;

психологические особенности  личности; самоутверждение.

Социологи и психологи  в качестве основных причин тяги подростков к алкоголю указывают на растущее психологическое напряжение, неумение, правильно использовать свободное  время, неустроенную жизнь. Опираясь на исследования ученых Научно-исследовательского института физиологии детей и  подростков РАО, которые провели  обследование 1700 подростков в разных регионах страны, можно выделить  уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков.

1. Нулевой уровень характеризует  подростков, которые никогда не  употребляли алкоголя благодаря  личной установке на полную  трезвость. Мотивы отказа: убежденность  в отрицательном влиянии спиртного  на организм, поведение.

2. Начальный уровень характеризуется  единичными или очень редкими  случаями употребления спиртных  напитков. Мотивы: приобщиться к миру взрослых. Стадия длится 1-2 месяца.

3. Уровень эпизодического  употребления алкоголя характеризуется  знакомством с различными напитками,  содержащими алкоголь. Мотивы: повысить  настроение, обрести уверенность  в себе. Длительность периода  3-4 месяца.

4. Уровень высокого риска  отличается тем, что расширяется  число поводов для выпивок.  Мотивы: повысить свой тонус, весело  провести время в компании. Период 4-12 месяцев.

5. Уровень выраженной психической  зависимости от алкоголя. Алкогольное  опьянение превращается в наиболее  желанное психическое состояние.  Мотивы: временно уйти от реальности. Формируется в течение 1, 5 лет.

6. Уровень физической зависимости  от алкоголя. Формируется повышенная  переносимость спиртного, появляется  синдром похмелья. Мотивы: устранить  плохое самочувствие. Физическая  зависимость - 3-5 лет употребления  алкоголя.

7. Уровень алкогольного  распада личности характеризуется  развитием запойного пьянства, психическая  зависимость от алкоголя, которая  перекрыта тяжелой физической  зависимостью. Мотивы: стремление устранить  болезненное состояние .

В результате употребления алкоголя перед нами уже фактически новая  личность с качественно новыми мотивами и потребностями, с новой их внутренней организацией. Таким образом, причину, как пьянства, так и алкоголизма следует рассматривать под углом воздействия на организм комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных внешних факторов и внутренних предрасполагающих условий.

 

 

 

 

 

1.4 Освещение в социально-педагогической  литературе проблемы профилактики  подросткового алкоголизма

 

Масштабы и темпы распространения  алкоголизма в стране таковы, что  ставят под вопрос физическое и моральное  здоровье молодежи. Это в ближайшей  перспективе может привести к  социальной нестабильности белорусского общества. Распространение алкоголизма  в молодежной среде является одной  из самых тревожных и опасных  социальных проблем нашего времени.

Неконтролируемый рост употребления алкогольных напитков, обусловленный, прежде всего, отсутствием системы  пропагандистской деятельности со стороны  государства против употребления спиртных напитков, выдвигает на первый план проблему профилактики алкоголизма  среди детей и подростков.

Профилактика - это целая  система комплексных государственных  и общественных, социально-экономических  и правовых, медико-санитарных, психолого-педагогических и психологических мероприятий.

Решить проблему алкоголизации  молодежи только с помощью запретительных, медицинских и юридических ограничений  невозможно. Основные усилия должны быть сосредоточены на формировании "внутренних" ограничителей, то есть на воспитании личностной устойчивости к алкогольному соблазну. Это обуславливает необходимость  применения социально-педагогических подходов в профилактике алкоголизма.

Профилактика пьянства и  алкоголизма должна быть этиологичной, комплексной, дифференцированной и поэтапной, а главное - носить систематический и наступательный характер.

Эти логичность профилактики заключается в целенаправленном воспитательном воздействии на основные факторы (биологические, психологические, социальные), способствующие формированию пьянства и алкоголизма.

Комплексность профилактики проявляется во взаимной заинтересованности и согласованной против алкогольной работе различных ведомств, министерств и специалистов. Профилактика пьянства и алкоголизма - общегосударственная задача и успешное ее решение возможно только при совместных координированных усилиях врачей, педагогов, социологов, психологов, общественных организаций.

Профилактика пьянства и  алкоголизма должна проводиться  дифференцированно среди подростков и взрослых, родителей и учащихся. Среди подростков она должна быть также различной в отношении школьников и учащих. При выборе мер профилактики следует отличать алкоголизм, как заболевание, от пьянства, как проявления моральной распущенности, а также учитывать, направлены эти меры на здоровых людей или на лиц, неустойчивых в нервно-психическом отношении.

Информация о работе Алкоголизм - как форма проявления дивиатного поведения детей. Социальная педагогическая деятельность с подростками склонных к алкоголизм