Анализ деятельности авторских школ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить влияние идей авторских школ на современную национальную систему образования.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования.
Задачи :
Историографический анализ проблемы авторских школ.
Провести сраванительный анализ работы авторских школ второй половины ХIX в.
Выявить основные идеи авторских школ второй половины ХIX в.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Деятельность авторских школ Л.Н. Толстого, С.А. Рачинского, Н. А. Корфа и Н. Ф. Бунакова 4
1.1 Яснополянская школа Л. Н. Толстого 4
1.2 Татаевская сельская школа 10
1.3 Сельские школы Н. А. Корфа и Н. Ф. Бунакова 16
Глава 2. Анализ деятельности авторских школ. 21
2.1 Сраванительный анализ авторских школ. 21
2.2 Выявление целей и задачи авторских школ 27
Заключение 32
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

Кусавая.docx

— 72.20 Кб (Скачать файл)

В первом десятилетии ХХ в. в России сформировались достаточно чёткие представления о возможностях развития образования на селе. Согласно этим представлениям, сельская среда  обладает значительным воспитательным потенциалом, обусловленным её близостью  к природе, относительной простотой  и доступностью в обучении крестьянскому  труду, сохранением в сельской местность  традиций народной педагогики. Вместе с тем, признавался низкий культурный уровень крестьянства, хотя крестьянская община, в целом, чаще всего идеализировалась.

Подводя итоги развития сельских школ в Российской империи, можно выделить в развитии образования на селе следующие ключевые идеи, актуальные для современной сельской школы:

  1. учёт специфики сельской образовательной среды в осуществляемом инновационном процессе;
  2. внутришкольное управление, ориентированное на гуманизацию образовательных отношений;
  3. укрепление и расширение связей школы с сельской средой, развитие социального партнёрства в обучении и воспитании сельских школьников;
  4. усиление в инновационной практике позитивных факторов сельской местности;
  5. ослабление и преодоление влияния негативных факторов сельской среды на образовательный процесс.

Авторские школы данного  периода представляли собой систему  образовательно-воспитательных учреждений, осуществлявших профессиональную ориентацию и подготовку своих воспитанников. Деятельность учреждений такого типа отвечала следующим целям:

  1. целостности системы образования, т.е. интеграция всех ее подсистем, это способствовало достижению конечной цели - развитию творческой личности;
  2. преемственности системы образования, всех ее звеньев и подсистем;
  3. непрерывности образования, которая осуществлялась "вертикальной" интеграцией, обеспечивавшей поступательное развитие личности и преемственность ее общего и профессионального образования, и "горизонтальной" интеграцией, координировавшей структуры на различных уровнях образования;
  4. ориентированности педагогического процесса на личность учащегося.

Деятельность авторских  школ определялась следующими задачами: исследование проблем воспитания и  образования молодежи; изучение вопросов общественно-полезной деятельности школ; изучение форм и методов организации  детской среды. Поэтому на первое место были выдвинуты вопросы школьного самоуправления, вопросы общественно-политического образования для старшеклассников, и наиболее важная сторона - культивирование активного проявления детской общественной деятельности, выводящей детей за стены школы, связывающей их с окружающим миром и позволяющей осознать свое участие в окружающей жизни.

Для решения названных  задач авторские школы систематизировали  и вели научную разработку материалов, полученных в процессе педагогической работы с детьми, устную и печатную пропаганду результатов своей работы среди учащихся, населения и работников просвещения.

Оживленная и вдумчивая работа педагогов, развитие педагогической журналистики — все это подготовило почву  для работы педагогики в XX веке, создало  то наследие, какое XIX век завещал XX веку. Прежде всего окончательно и  серьезно впитала в себя русская  педагогическая мысль веру в необходимость  строгого научного обоснования педагогики. К началу XX века стремление связать  педагогический процесс с тем, что  дает для его понимания наука, достигает очень высокой силы. Это сказывается на развитии научной  психологии и на появлении переводов  главнейших руководств с иностранных  языков на русский. Изучение и развитие экспериментальной психологии становится настолько заметным, что в XX веке определяется даже несколько течений  в этой области.

Поиск «самобытного» просвещения  и общечеловеческих основ воспитания разделил русскую интеллигенцию 40-х  гг. XIX столетия, условно говоря, на два  лагеря – славянофилов и западников.

Именно этот «поиск» и  стал толчком к появлению, формированию и дальнейшему развитию идей авторских  школ. Многочисленные педагогические публикации и очерки не могли долго  сдерживать этот напор, и закономерным явлением стал переход от теоретических идей к практическим.

Деятельность педагогов-новаторов, авторских школ дало мощный толчок к модернизации и реформированию школьной системы как дошкольного, начального и среднего образования, так и высшего.

Воплощая свои идеи и замыслы, педагоги сформировали множество закономерностей, методов и принципов обучения которые являются актуальными и  действенными и в наше время. Теперь идея авторских школ ничуть не утратила своей актуальности. В Беларуси такие  школы представлены в виде частных  школ, которые занимаются в большинстве  своем профилированием учебного процесса. Это связано в первую очередь с тем, что система  образования Беларуси очень консервативна  в принципе. И, конечно же, те достижения, которые в ней есть, сохраняются  по максимуму насколько это возможно. В России же в качестве отличительной  черты авторских школ многие специалисты  выделяют также и то, что такие  школы создаются на основе заранее  разработанного оригинального (отсюда - авторская школа) концептуального  проекта. Так, согласно этой градации, можно выделить следующие школы:

- академические

- творчески-созидательные

- эмпирические

Концепции и практика авторских  школ обычно существенно отличаются от традиционной практики школ и часто  строятся на противопоставлении этой практике, ее критике и доказательстве преимуществ новых подходов перед  известными.

Таким образом, практика авторских  школ играет важную роль в развитии и модернизации современных принципов  обучения и воспитания. Принимая это  во внимание, необходимо стимулировать  их возникновение и развитие. 

Заключение

В курсовой работе определено влияние идей авторских школ на современную национальную систему образования. Сделан вывод о необходимости возникновения и развития авторских школ.

Проведён историографический анализ проблемы авторских школ. Описано устройство школ таких педагогических деятелей XIX века как Н. А. Корф, Н. Ф. Бунаков, Л. Н. Толстой и С. А. Рачинский.

Проведён сравнительный анализ авторских школ в России во второй полавине XIX века. Выявлены их схожие черты и причины возникновения конфликтов между ведущими педагогами-наваторами того времени. Рассмотрены принципы на каторых строилось обучения в Яснополянской школе Л.В. Толстого, особенности Татевской школы С.А. Рачинского.

Определены цели и задачи авторских школ в России второй половины XIX века. Цели: целостности системы образования, т.е. интеграция всех ее подсистем, это способствовало достижению конечной цели - развитию творческой личности; преемственности системы образования, всех ее звеньев и подсистем; непрерывности образования, которая осуществлялась "вертикальной" интеграцией, обеспечивавшей поступательное развитие личности и преемственность ее общего и профессионального образования, и "горизонтальной" интеграцией, координировавшей структуры на различных уровнях образования; ориентированности педагогического процесса на личность учащегося. Задачи: исследование проблем воспитания и образования молодежи; изучение вопросов общественно-полезной деятельности школ; изучение форм и методов организации детской среды.

А также рассмотрены действия авторских школ, направленых на решение поставленых перед ними задач. Описаны ключевые идеи в развитии сельских школ: учёт специфики сельской образовательной среды в осуществляемом инновационном процессе; внутришкольное управление, ориентированное на гуманизацию образовательных отношений; укрепление и расширение связей школы с сельской средой, развитие социального партнёрства в обучении и воспитании сельских школьников; усиление в инновационной практике позитивных факторов сельской местности; ослабление и преодоление влияния негативных факторов сельской среды на образовательный процесс.

Выявлены особенности  авторских школ того периода:

1. Разнообразие форм организации  учебной и внеклассной работы.

2. Развитие творческой  инициативы личности ребенка.

3.Альтернативный подход  к общепринятым школьным нормам, стремление поставить в центр  педагогического процесса личность  ученика, его потребности и  интересы.

4. Привлечение учителей  к научно-исследовательской работе.

 Эти особенности, и  на сегодняшний день, имеют большое  значение в развитии современной  национальной системы образования. Что привело к необходимость строгого научного обоснования педагогики. И подтолкнуло к развитию научной психологии.

 

Список литературы

  1. Латышина, Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли) / учеб. пособие. – Москва, Гардарики, 2003.
  2. Константинов, Н.А., История педагогики / Н.А. Константинов Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева – Москва, "Просвещение", 1982 г.
  3. Шабаева, М.Ф., История педагогики – Москва,"Просвещение", 1981 г.
  4. Соколова, Н. Д., Развитие гуманистических идей в отечественной и зарубежной педагогике/ Соколова Н. Д. монография. – Екатеринбург, 1992.
  5. Мазалова, М. А., История педагогики и образования / Т. В. Уракова — Москва, Высшее образование, 2006 г.
  6. Бунаков Н.Ф. Избранные педагогические сочинения /  Бунаков Н.Ф. – Москва, АПН РСФСР, 1953 г.
  7. Днепрова, Э. Д. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. / Э. Д. Днепрова  – Москва, Педагогика, 1991 г.
  8. Новиков, А. М. Основания педагогики / Новиков А.М. — Москва, Эгвес, 2010 г.
  9. Романюк, Л. В. Практикум по истории общей и дошкольной педагогики / Э. В. Онищенко, Романюк Л. В. - Москва, Владос, 2001 г.
  10. Свободная энциклопедия «Википедия», ссылка на сайт -http://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия.
  11. "Знаменитый педагог из Татево (Оленинский район) - С. А. Рачинский" / Форум администрации Оленинского района, ссылка на сайт: http://olenino.forumssity.ru/viewtopic.php?id=10
  12. Кудрявая. Н. В. – Лев Толстой о смысле жизни" / Н. В. Кудрявая.– М.: Красный пролетарий, 1993.

 


Информация о работе Анализ деятельности авторских школ