Анализ опыта осуществления преемственности между детским садом и начальной школой в области экологического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 06:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: обосновать педагогические условия осуществления преемственности в экологическом обучении между дошкольным учреждением и школой.
Гипотеза исследования. Реализация принципа преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой в процессе обучения экологии, построение обучения на основе единых методических принципов и с учетом тенденций и динамики развития детей, обеспечивает достаточный уровень экологической готовности при поступлении ребенка в школу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 5
1.1. Понятие преемственности в работе детского сада и начальной школы 5
1.2. Концептуальные основы исследования вопросов преемственности 10
II. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ЭКООБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 18
2.1 Реализация преемственности в работе дошкольного учебного учреждения и начальной школы в области экообразования 18
2.2. Анализ работы ДОУ и начальной школы по вопросам осуществления преемственности в области экологического образования (на примере МБ ДОУ «Д/с пос. Ст. Малоархангельск» и МБ ОУ «Совхозская средняя общеобразовательная школа») 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ опыта осуществления преемственности между детским садом и начальной школой в области эк. обр..doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

 

На основе выделенных направлений программы составлен совместный план работы МБ ДОУ «Д/с пос. ст. Малоархангельск» и МБ ОУ «Совхозская средняя общеобразовательная школа» по реализации  преемственности в области экологического образования. Данный план работы представим в табл.2.2.

Таблица 2.2. – Совместный план реализации опыта преемственности

№ п/п

Мероприятия

Цель мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Встреча учителей выпускных 

4-х классов с воспитателями  подготовительных к школе групп

1. Скорректировать план совместной  работы начальной школы и дошкольных  групп

2. Выявить возможность и место  участия выпускников подготовительных  групп в празднике “1 сентября  – День Знаний”.

август

Завуч ДОУ и начальных классов, учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп

2.

Диагностика, определяющая готовность детей к обучению в школе «Адаптация первоклассников», совместный педсовет с воспитателями дошкольных групп

Проанализировать уровни сформированности интегративных качеств первоклассников и готовности к обучению в школе, согласно модели

Сентябрь

психолог

3.

Праздник “1 сентября – День Знаний”.

Создать для будущего выпускника дошкольных групп условия для повышения  учебной мотивации.

2. Создать для учащихся 1-го класса  условия возникновения гордости быть учеником.

Сентябрь

Завуч ДОУ и начальных классов, учителя начальных классов и  воспитатели дошкольных групп

4.

Взаимопосещение воспитателями дошкольных групп уроков в 1-м классе начальной  школы и учителей выпускных 4-х  классов непосредственной образовательной деятельности в дошкольных группах

Познакомить воспитателей дошкольных групп с методами и приёмами, применяемыми на различных уроках учителями начальной  школы.

Познакомить учителей с методами и  приёмами, применяемыми в организации  непосредственной образовательной деятельности с детьми

Выявить возможные ошибки при обучении и воспитании первоклассников.

В течение года

Завуч ДОУ и начальных классов, учителя начальных классов и  воспитатели дошкольных групп

5

Выставка продуктивной деятельности «Осенняя фантазия»

Совместное творчество учащихся начальных  классов и детей дошкольных групп

 

Учителя начальных классов и  воспитатели дошкольных групп

6

Мастер – класс для учителей: «Всестороннее развитие ребёнка  в игровой деятельности»

Защита творческих тем по воспитанию детей воспитателями дошкольных групп

Ноябрь

Воспитатели дошкольных групп

7.

Совместное заседание МО

Общие понимания и требования готовности ребенка к школе

1.Выработать педагогами дошкольных  групп  и школы общее понимание  и требования к готовности ребенка к школе.

Ноябрь

Учителя начальных классов и  воспитатели дошкольных групп

8.

Изучение воспитателями подготовительных групп программ 1-го класса начальной. школы, планируемых к открытию на будущий учебный год.

Показать разнообразие программ в начальной школе.

Повысить уровень подготовки к  обучению в школе, базируясь на программах школы.

Сентябрь - апрель

Учителя начальных классов и  воспитатели дошкольных групп

9.

Праздник “Мы теперь – ученики”.

Выявить возможность и место  участия выпускников подготовительных групп в празднике “Мы теперь – ученики”.

Создать для будущего выпускника дошкольных групп условия возникновения  желания учиться в школе.

Создать для учащихся 1-го класса условия  возникновения гордости быть учеником.

Ноябрь

Учителя начальных классов

10

Семинар-практикум

«Использование здоровьесберегающих  технологий в работе дошкольных групп и начальной школы

Знакомство с новыми образовательными технологиями (приглашение специалистов РИПКРО)

Ноябрь

Администрация школы

11.

Работа школы будущего первоклассника “Всезнайка”(проведение адаптационных занятий с воспитанниками дошкольных групп)

1.Создание условий для личностного  развития ребенка. 

2. Обеспечение успешной адаптации  к обучению в школе, желания  учиться и развиваться

Октябрь - апрель

Учителя начальных классов и  воспитатели дошкольных групп

12

Акция «Начальная школа - детскому саду: новогоднее чудо» Шефская помощь учащихся начальных классов воспитанникам дошкольных групп. Обмен опытом по театрализованной  деятельности педагогов начальных классов и дошкольных групп

Создание условий для совместного  эмоционально фона при проведении праздников, развлечений, досугов, выставок

Декабрь

Учителя начальных классов и  воспитатели дошкольных групп

13.

Проведение совместного педагогического совета “ Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста”

Выявить особенности программ по речевому развитию

Подготовить к школе воспитанников  дошкольных групп согласно программным  требованиям ДОУ и школы.

Декабрь-

февраль

Учителя начальных классов и  воспитатели дошкольных групп

14

Посещение мероприятия в дошкольных группах по физкультурному досугу «Ловкие, сильные, быстрые», посвящённому Дню защитника Отечества

Привлечение учащихся начальных классов  к проведению праздника

Февраль

Учителя начальных классов и  воспитатели дошкольных групп

15.

Проведение тестирования по определению  школьной зрелости в области экологического образования.

Выявить уровень школьной зрелости у воспитанников подготовительных групп.

Наметить пути формирования развития школьнозначимых функций для тех воспитанников подготовительных групп, у которых низкий и пониженный уровень экологической зрелости.

Выявить воспитанников подготовительных групп со средним и повышенным уровнем экологического образования и наметить пути его повышения и поддержания уровня школьной мотивации.

Апрель-май

Психолог

Учителя начальных классов и  воспитатели дошкольных групп

16.

Проведение совместного родительского  собрания “Подготовка к школе  в системе “детский сад – семья – школа”

Привлечь родителей к обучению детей в школе своего района.

Сформулировать задачи дошкольных   групп   и семьи в подготовке детей к школе.

Обозначить требования учителей к  уровню подготовки выпускников дошкольных групп к обучению в школе.

Март

 

Администрация

Учителя начальных классов и  воспитатели дошкольных групп

17.

Экскурсии воспитанников дошкольных групп  в школу в рамках «Дня открытых дверей» 

Познакомить воспитанников дошкольных групп со зданием школы, учебными классами, физкультурным залом, библиотекой.

Создать для будущих первоклассников  условия возникновения желания  учиться в школе.

Март

Администрация

Учителя начальных классов и  воспитатели дошкольных групп

18

Праздник «Масленица»

Совместная организации праздника  учащихся начальной школы и дошкольных групп

Март

Учителя начальных классов и  воспитатели дошкольных групп

19.

Организация тематической творческой выставки: “Экология и я”

1. Выявить творческий потенциал  экологического образования детей предшкольного и школьного возраста.

Апрель

Учителя начальных классов и  воспитатели дошкольных групп

20.

Консультации для родителей  будущих первоклассников “Как правильно  организовать свободное время ребёнка”

Помощь родителям в решении  педагогических проблем.

Март - май

Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп

21

Выставка «Животный и растительный мир глазами детей» Преемственность изобразительных  технологий  в дошкольном образовании и начальной школе

   

Учителя начальных классов и  воспитатели дошкольных групп

22

Методическое объединение логопедов. Обсуждение вопросов преемственности..

Обсуждение проблем речевого развития дошкольников и учащихся начальных  классов

 

Администрация

23.

“День открытых дверей” (по отдельному плану)

Показать с помощью компьютерной техники презентацию школы.

Обозначить для родителей будущих  первоклассников программные требования для выпускников ДОУ.

Довести до каждого родителя программу, учебные пособия, планируемые на будущий учебный год в школе.

Март

Администрация

Учителя начальных классов и  воспитатели дошкольных групп

24

Диагностическое обследование, определяющее успешность обучения первоклассников  в конце учебного года

Определение уровня готовности к обучению в школе

Март

Психолог

25

Круглый стол «Сравнительный анализ диагностики в начале и середине учебного года»

Обсуждение проблем в подготовке к  школе детей дошкольных групп

Март

Психолог

Учителя начальных классов и  воспитатели дошкольных групп

 

Экскурсия «Введение в школьную жизнь» Знакомство со школьной библиотекой, спортивным залом, школьным музеем, игровыми комнатами, кабинетом музыки

Путешествие по школьным станциям

Апрель

Администрация

Учителя начальных классов и  воспитатели дошкольных групп

16.

Праздник “Прощай, Азбука!”

1 Создать для будущего выпускника  дошкольных групп условия возникновения желания учиться в школе, уметь читать.

2. Создать для учащихся 1-го класса  условия возникновения гордости  быть учеником.

Май

 

127.

Круглый стол “Вопросы преемственности  ДОУ и школы

Составить примерный план совместной работы начальной школы и дошкольных групп на будущий учебный год.

Подвести итоги совместной работы начальной школы и дошкольных групп по решению проблемы преемственности.

Апрель-май 

 

28.

Участие первоклассников в празднике  “До свидания, детский сад!” 

Создать для будущего выпускника дошкольных групп условия возникновения желания учиться в школе.

Май

Воспитатели дошкольных групп

29

Педагогический совет  «Реализация преемственности между ДОУ и начальной школой в области экологического образования» Анализ работы по преемственности за год. Составление плана работы на новый 2011-2012 учебный год. Создание консультативных пунктов для родителей будущих первоклассников на базе школы

Подведение итогов по реализации программы  преемственности через экологическое воспитание

Май

Администрация

Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп

Психолог


 

Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует утверждать, что данная совместная работа д/с и начальной школы по вопросам преемственности выявила:

1. Согласование целей  воспитания, обучения и развитие на уровне дошкольных групп и начальной школы, подчиненность всего учебно - воспитательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его обще интеллектуальных и коммуникативных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.

2.Создание сопряженных  учебных планов и программ, их  согласование в отдельных звеньях  образовательной системы. 

3. Определение структуры  и содержания учебно-воспитательного  процесса с учетом соблюдения  принципов целостности, системности и преемственности.

4. Разработка единых  для дошкольных групп и начальной  школы принципов создания предметно  - развивающей среды, игровых комнат, учебных классов, кабинетов. 

5.  Согласование норм  и критериев оценки знаний, умений  и навыков на разных этапах обучения.

6. Создание системы  диагностических тестов и заданий  для контроля за достигнутым  уровнем развития детей и для  дальнейшего его прогнозирования.

Вся совместная деятельность воспитателей и учителей ориентирована на модель экологического образования дошкольника, его готовности к школьному образованию. Полученный результат совместной деятельности педагогического коллектива дошкольных групп, учителей начальных классов, семьи, характеризуют представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать дошкольник.

 

 

Заключение

Тема настоящего исследования связана проблемами педагогической теории и практики в области преемственности между детским садом и начальной школой. Это и недостаточная теоретическая и методологическая разработанность проблемы преемственности в экологическом образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста; недостаточность опыта сочетания дидактики дошкольного образовательного учреждения и начальной школы, а также противоречия между: ростом научных знаний об окружающем мире и сложностью их дидактической обработки для малышей, между фрагментарностью экологического образования в системе «детский сад - начальная школа» и необходимостью комплексного подхода, интегрирующего экологические знания в различные предметные области дошкольного и школьного образования; между необходимостью выявления педагогических условий обеспечения преемственности экологического образования в системе «детский сад - начальная школа» и отсутствием соответствующих методических рекомендаций.

Данным исследованием  затрагиваются и такие фундаментальные  проблемы экологического образования, как: цели и мотивы обучения (зачем учить); содержание обучения (чему учить); условия эффективности осуществления преемственности в естественнонаучном образовании. Кроме гносеологических основ понимания изучаемых аспектов экологического образования, в работе выделяются также общенаучные принципы организации познавательной деятельности, формирования экологических представлений.

Обосновав во введении актуальность темы исследования, определив уровень научной разработанности его проблемы, выявив целый комплекс противоречий, требующих скорейшего и эффективного разрешения, сформулированы основные параметры данного исследования: объект и предмет, цель и задачи, описаны методологические основы и методы исследования, раскрыта его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

Рассматривая теоретические  основы непрерывного экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, был проведен ретроспективный анализ данной проблемы в отечественной педагогической теории и практике, были затронуты некоторые теоретические аспекты процесса непрерывного экологического образования и концепции современного естествознания. Выполняя задачу построения цельной и логически непротиворечивой картины мира, экообразование стало важнейшим компонентом современных образовательных систем.

В рамках настоящего исследования мы определяли процесс преемственности экологического образования в системе «детский сад -начальная школа» с учетом интеграции знаний об окружающем мире в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) и предметов естественнонаучного профиля в начальной школе. Преемственность -многостороннее явление и в разных своих аспектах может проявляться по-разному. Различные авторы по-разному трактуют преемственность: как закономерность, принцип, процесс, условие, требование, фактор, способ, средство и т. д. Преемственность является объективной закономерностью развития вообще. Ее можно рассматривать как связь между явлениями в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы, растет на основе старого, с принятием его, в борьбе с ним, ибо без сохранения не может быть обогащения и накопления, без отрицания нет развития и обновления. Преемственность не тождественна повторению, хотя и предполагает удержание, сохранение в «новом» определенных элементов «старого». Эти элементы не переносятся механически из прошлого в настоящее, а существуют в нем в преобразованном виде, зависящем от конкретных условий возникновения новой качественной определенности. Отсюда и множественность трактовки преемственности.

Проблема преемственности  между дошкольной и школьной ступенями экологического образования рассматривалась нами не только как подготовка детей к обучению в школе, но и как основа формирования научного мировоззрения и современной картины мира в непрерывном процессе естественнонаучного образования, где основную роль в решении этой задачи предстоит выполнить средней общеобразовательной школе и другим массовым образовательным учреждениям, а именно: дошкольным образовательным учреждениям и учреждениям дополнительного образования детей. Целостная структура процесса непрерывного естественнонаучного образования детей в системе «детский сад - начальная школа», предопределенная направленностью на развитие личности в процессе познавательной деятельности, характеризуется тесной взаимосвязью ее основных компонентов и отражена в модели преемственности естественнонаучного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, построенной на основе его сущностно-содержательной и структурно-функциональной характеристики, состоящей из четырех блоков: процессуального, содержательного, деятельностного и критериального и создающей возможность охватить в единой системе специфику исследуемого процесса.

Участники процесса естественнонаучного  образования - дошкольники (старшая  и подготовительная группы) и младшие  школьники (1-4 кл.), воспитатели, учителя  начальных классов, администрация детского сада и школы, родители, условия обучения. Преемственность процесса экологического образования в педагогической системе «детский сад -начальная школа» характеризует преемственность в целях, в содержании, в организации деятельности, в достигаемых при этом результатах.

Основной целью естественнонаучного  образования является создание организационно-педагогических условий для воспитания и развития свободной, жизнелюбивой, талантливой  личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению в процессе ее взаимодействия с окружающей социальной и природной средой. Эта цель реализуется средствами экологического образования, общей задачей которого является формирование экологического сознания личности.

Данное исследование может быть продолжено в таких  направлениях как организация процесса преемственности в естественнонаучном образовании между всеми ступенями  средней общеобразовательной школы  и вуза.

 

Список  использованной литературы

  1. Аверьянов А. Н. Системное познание мира: Методологические проблемы / А. Н. Аверьянов М.: Политиздат, 1995. - 124с.
  2. Агекян Т. А. Звезды, галактики, метагалактика / Т. А. Агекян . 3-е изд., доп. и перераб. -М.: Наука, 2006. - 415 с.
  3. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать / Ю. П. Азаров . М.: Просвещение, 2006 .- 448 с.
  4. Азимов А. Вселенная: от плоской земли до квазаров : Пер. с англ. / А. Азимов М.: Мир, 2009 352 с.
  5. Алексашина И. Интегративный подход в естественнонаучном образовании / И. Алексашина /У Народное образование 2001 .- № 3 С. 161-165.
  6. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса обучения / Ю. К. Бабанский . -М.: Педагогика, 2002 . - 492 с.
  7. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем / В. П. Беспалько .Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 2007. - 304 с.
  8. Венгер А. Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман . 2001. – 310с.
  9. Волков П. В. Комплекс "детский сад школа": Организация и управление / П. В. Волков . - М.: Новая школа, 2007. - 432с.
  10. Воронин А. М: Педагогические теории, системы, технологии / А. М. Воронин, В. Д. Симоненко. Брянск, 2007. - 133с.
  11. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин . М., 2005. - 256с..
  12. Гершунский Б. С. Перспективы развития системы непрерывного образования / Б. С. Гершунский .- М., 2000 .- 221с.
  13. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов . -М.: Педагогика, 2006. - 240с.
  14. Демина В. В. Индивидуальный подход как фактор совершенствования развития личности младшего школьника: диагностика, коррекция / В. В. Демина, Н. В. Нагорнов, В. М. Соловьев . Ульяновск, 2007. - 190 с.
  15. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Левин .- Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2006 .- с. 38-126.
  16. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 2002 .-319с.
  17. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. И. Ядешко, Ф. А. Сохина . -М.: Просвещение, 2006. - 413с.
  18. Ильин В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В. С. Ильин . М.: Педагогика, 2004. - 144 с.
  19. Ильина Т. А. Системно-структурный подход к организации обучения / Т. А. Ильина . -М.: Знание, 2002. - 272с.
  20. Карпова С. Н. Игра и нравственное развитие дошкольников / С. Н. Карпова, А. Г. Лысюк . М.: Изд.-во МГУ, 2006. - 142 с.
  21. Козин С. В. Проблемы преемственности дошкольного и начального образования и воспитания в современных условиях : Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук / С. В. Козин; Ин-т общ. образования МОПО РФ .- М., 2008.-250с.
  22. Колесников Л. Ф. Эффективность образования / Л. Ф. Колесников, В. Н. Турченко, Д. Г. Борисова . -М.: Педагогика, 2001. - 269с.
  23. Комарова Т. С. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе / Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова; Под. науч. ред. Т. С. Комаровой . 2-е изд., перераб. и доп . - М.: Пед. о-во России, 2002 .- 160с.
  24. Лернер И. Я Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер . -М.: Педагогика, 2001. - 185с.
  25. Лихачев Б. Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев .- М.: Прометей, 1993. - 468с.
  26. Махмутов М. И. Теория и практика проблемного обучения / М. И. Махмутов . Казань, 2002. - 550с.
  27. Междисциплинарные исследования в педагогике : Методол. анализ / В. В. Краевский, В. М. Полонский, В. В. Кумарин и др.; Под ред. В. М. Полонского . М.: ИТПИМИО, 2004. - 228с.
  28. Мубараков А. М. Преемственность в методах обучения математике / А. М. Мубараков // Дополнительное образование .- 2003 .- № 2
  29. Нагорнов Н. В. Система учебно-воспитательной работы начальной школы: Педагогическая наука реформе школы / Н. В. Нагорнов . -Ульяновск, 2003.- 144с.
  30. Натанзон Э. Ш. Приемы педагогического воздействия / Э. Ш. Натанзон 2-е изд. М.: Просвещение, 2002. - 215с.
  31. Пискунова Е. Б. Преемственность дошкольников и младших школьников на примере развития речи / Е. Б. Пискунова // Начальная школа 2006. -N8.- С. 18-23.
  32. Подласый И. П. Педагогика : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед / И. П. Подласый . М.: Просвещение; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. -432с.
  33. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие / Г. К. Селевко . М.: Народное образование, 2008. - 256с.
  34. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. М.: Знание, 2004. - 646с.
  35. Ямбург Е. А. Школа для всех: Адаптивная модель / Е. А. Ямбург . М.: Новая школа, 2007. - 352с.



Информация о работе Анализ опыта осуществления преемственности между детским садом и начальной школой в области экологического образования