Анализ работы ДОУ и начальной школы по вопросам осуществления преемственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 09:24, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: преемственность в работе по обучению математике детей старшего дошкольного возраста и первоклассников.
Цель исследования: обосновать педагогические условия осуществления преемственности в обучении математике между дошкольным учреждением и школой.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы преемственности в работе дошкольного учебного учреждения и начальной школы
1.1 Понятие преемственности в подготовке ребенка к школе
1.2 Сущность понятия готовности ребенка к школьному обучению
Глава II. Реализация преемственности в обучении математике дошкольников и учащихся начальной школы
2.1 Содержание преемственности в работе дошкольного учебного учреждения и школы по математике
2.2 Показатели готовности детей к изучению математики в первом классе
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

К.-2.docx

— 60.53 Кб (Скачать файл)

 

К первому подходу относятся  все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного  возраста определенных навыков и  умений, необходимых для обучения в школе. Этот подход связан с вопросом о возможности обучения в школе  с более раннего возраста.

 

 

В исследованиях этого направления  установлено: дети 5 6 лет имеют значительно большие, чем предполагалось, интеллектуальные, психические и физические возможности, что позволяет перенести часть программы 1-го класса в подготовительную группу детского сада. Авторы этих работ Т.В. Тарунтаева [29] и Л.Е. Жукова [12] убедительно демонстрируют, что путем социальной организации воспитательной работы можно успешно обучать детей. Проблему готовности в данном варианте рассматривают не как психологическую подготовку к существующим формам обучения, а как наличие предпосылок и источников учебной деятельности в дошкольном возрасте.

 

Суть второго подхода состоит  в том, что в работах, принадлежащих  этому направлению, исследуется  генезис отдельных компонентов  учебной деятельности и выявляются пути их формирования на специально организованных учебных занятиях.

 

В специальных исследованиях Т.С. Комарова [16], А.Н. Давидчук [6], Т.Н. Доронова [10] выявлено, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование, аппликация, лепка, конструирование), сформировались такие элементы учебной деятельности как:

 

 способность действовать по  образцу;

 

 умение слушать и выполнять  инструкцию;

 

 умение оценивать как свою  работу, так и работу других  детей.

 

Тем самым, по мнению авторов, у детей  формировались психологическая  готовность к школьному обучению.

 

Третий подход состоит в выявении единого психологического новообразования, лежащего у источников учебной деятельности. Этому подходу соответствует исследования Е.М. Бохорского, Д.Б. Эльконина [3]. Гипотеза автора состоит в том, что новообразованием, в котором сконцентрирована суть психологическая готовность является способность к подчинению правилам и требованиям взрослого.

 

Наконец, четвертый подход группы исследователей, которые понимают под  готовностью ребенка к обучению определенный уровень дошкольной зрелости, т.е. такой уровень физического  и интеллектуального развития, который  позволяет заключить, что требования систематического обучения, разного  рода нагрузки, новый режим жизни  не будут для него чрезмерно утомительными  Елфимовой Н.В., Ильина Е.П., Марковой А.К. [11].

 

Готовность к школе является многокомпонентным образованием, которое  рассматривалось и глубоко изучалось  педагогами, психологами. В современной  психологии пока не существует единого  и четкого определения понятия "готовности" или "школьной зрелости".

 

По данным Я.Я. Коломинского и др. выделяют следующие компоненты:

 

 личностная готовность;

 

 социально-психологическая готовность;

 

 интеллектуальная готовность [15, 86].

 

Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции положению  школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы.

 

Социально-психологическая готовность включает в себя формирование у детей  качеств, благодаря которым они  могли бы общаться с другими детьми, с учителем. Данный компонент предполагает развитие у детей потребности  в общении с другими, умение подчиняться  интересам и обычаям детской  группы.

 

Первым условием успешного обучения ребенка в начальной школе  является наличие у него соответствующих  мотивов обучения: отношение к  нему как к важному, общественно  значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным  предметам. Познавательный интерес  к любому объекту и явлению  развивается в процессе активной деятельности самих детей, тогда  дети приобретают необходимый опыт, представления. Наличие опыта, представлений, способствует у детей возникновению  желания познания. Только наличие  достаточно сильных и устойчивых мотивов учения может побудить ребенка  к систематическому и добросовестному  выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения  этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного  детства общее желание детей  поступить в школу, приобрести почетное в глазах ребенка положение школьника  и, с другой стороны, развитие любознательности, умственной активности, обнаруживающийся в живом интересе к окружающему, в стремлении узнавать новое.

 

В психологии установлено, что любые  психические свойства и способности  складываются лишь в ходе той деятельности, для которой они необходимы. Поэтому  качества, требующиеся школьнику, не могут сложиться вне процесса школьного обучения. Следовательно, психологическая готовность к школе  заключается не в том, что у  ребенка оказываются сформированными  сами эти качества, а в том, что  он овладевает предпосылками к следующему их усвоению. Задача выявления содержания психологической готовности к школе  это и есть задача установления предпосылок  собственно “школьных” психологических  качеств, которые могут и должны быть сформированы у ребенка к  моменту поступления в школу.

 

Компонент индивидуальной готовности предполагает наличие у ребенка  кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным  и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами  мышления и основными логическими  операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

 

Интеллектуальная готовность к  школьному обучению рассматривается  как соответствующий уровень  внутренней организации мышления ребенка, который обеспечивает переход к  учебной деятельности. Иными словами, будущий школьник должен иметь развитую способность проникать в сущность предметов и явлений, овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация; в процессе учебной деятельности уметь устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия. Все это играет важную роль в овладении системой научных понятий и обобщенных способов решения практических задач в школе [13, 52].

 

Необходимо различать специальную  и общую готовность ребенка к  учению в школе. Общая готовность определяется его физическими и психическим развитием. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения прежде всего таких школьных учебных предметов как родной язык и математика.

 

Овладение детьми математикой происходит в процессе специальных занятий, основной целью которых и является формирование у детей предпосылок  к обучению письму и счету. Ведущей  задачей при формировании математических понятий является:

наблюдение (изменение, моделирование, построение) объектов с целью выявления  их свойств;

сравнение объектов и их свойств: анализ свойств, в ходе которого надо определить, какие из них являются общими, отличительными, существенными, а какие несущественными; установление и использование аналогий;

обобщение, формулировка суждений об общих существенных признаках объектов; классификаций разбивка множества  изучаемых понятий на классы и  виды и т. п. т. е. на задания, которые  формируют умственную деятельность ребенка и развивают мыслительные операции.

 

Развитие умения ориентироваться  в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях (поровну, больше, меньше, целое, часть, зависимость между величинами и  др.);

 

Обучение овладением способами  установления разного рода математических связей, отношений; понятия, что самыми очными способами установления количественных отношений является счет предметов  и измерение величин.

 

Особенность преемственности дошкольного  и начального образования в том, что воспитатель должен учитывать  двусторонность данного процесса. С  одной стороны, признавать самоценность дошкольного детства с опорой на ведущую - игровую - деятельность, с другой создавать условия для элементов учебной деятельности. Его задача - в процессе познания развивать мыслительные способности детей на основе любознательности, интереса. Во многом решение будет зависеть от того, правильно ли воспитатель понимает готовность ребенка к школьному обучению. Ведь здесь следует учитывать созревание всех структур организма, становление качественных новообразований во всех сферах личности - физической, мотивационной, эмоционально-волевой, интеллектуальной, коммуникативной.

 

Таким образом, детский сад выполняет  задачу всесторонней подготовки детей  к школе в процессе систематического, целенаправленного педагогического  воздействия. В задачи воспитателя  детского сада входит помимо планомерной  подготовки к школе, изучение неблагоприятных  вариантов психического развития ребенка, черт личности и поведения. Наиболее оптимальным вариантом формирования у ребенка школьной зрелости является тесное взаимодействие детского сада и школы, их сотрудничество по всем аспектам вопроса подготовки детей  к школьному обучению.

 

Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам преемственности  позволил сделать следующие выводы.

 

Установление преемственности  между дошкольным учреждением и  школой заключается в следующих  направлениях:

 

1. Согласование целей на дошкольном  и начальном школьных уровнях  (Державные стандарты и Базовый  компонент дошкольного образования) [2].

 

2. Совершенствование форм организации  и методов обучения, как в дошкольных  учреждениях, так и в начальной  школе, а именно:

отказ от жестко регламентированной направленности обучения в детских  учреждениях (статичных поз на занятиях, расположения столов в ряд по типу школьных, ответы по поднятой руке, пресечение инициативных высказываний в дисциплинарных целях.);

максимальное обеспечение двигательной активности детей на уроках физкультуры, больших переменах, а также в  процессе внеклассной работы);

использование многообразия форм обучения неурочного типа, включающих специфически детские виды деятельности на интегративной  основе, объединение по подгруппам, организация деятельности кооперативного типа;

создание развивающей предметной среды, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе, функционально  моделирующую содержание детской деятельности;

широкое использование методов, активизирующих у детей мышление, воображение, поисковую  деятельность, то есть элементы проблемности в обучении, дивергентные задачи, задачи открытого типа, имеющие варианты правильных решений.

 

ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ  В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

 

 

2.1 Содержание преемственности  в работе дошкольного учебного  учреждения и школы по математике

 

 

 

Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познавательных интересов  и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному, в частности  математическому, развитию детей. С  целью совершенствования подготовки всех детей шестилетнего возраста к  школе организуются подготовительные классы при школах, подготовительные группы в детских садах.

 

Обеспечение более высокого уровня математического развития детей, поступающих  в первый класс, их предварительная  подготовка, безусловно, существенно  влияют на качество усвоения учебного материала в школе. Поэтому такое  серьезное внимание уделяется правильной организации учебно-воспитательной работы в детских садах, особенно в старшем дошкольном возрасте.

 

Психолого-педагогические исследования последних лет (Н.Я Попова [24], Е.Э. Кочурова [18] Р.А. Должиковой, Г.М. Федосимовa [8] и др.) дали возможность усовершенствовать содержание обучения дошкольников, в частности математике. Перестройка вариативных программ обучения и воспитания в детском саду осуществляется, прежде всего, в соответствии с требованиями начальной школы, которые предъявляются к математической подготовке детей, и особенностей их математического развития.

 

Программа работы в подготовительной группе является частью единой системы  обучения математике и развития интеллекта детей, которая предполагает занятия с двух лет. В старшей группе содержательным ядром программы является формирование представления о числе как о точке числовой прямой. Большое значение придается развитию образного мышления и абстрактного воображения детей, воспитанию интереса и "вкуса" к математике как совершенно особой области человеческого знания. С этой целью предлагаются творческие задания, включенные в продуктивные виды деятельности как средство усвоения и присвоения математического содержания.

 

Можно сказать, что работа по этому  разделу преследует две цели: первая связана с подготовкой детей  к поступлению в школу и  обучению в ней, вторая с развитием  интеллекта и воображения. Проведем сравнительный анализ содержания программ. Анализ программ представлен в таблицах 2.1.,2.2.

Информация о работе Анализ работы ДОУ и начальной школы по вопросам осуществления преемственности