Анализ работы ДОУ и начальной школы по вопросам осуществления преемственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 09:24, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: преемственность в работе по обучению математике детей старшего дошкольного возраста и первоклассников.
Цель исследования: обосновать педагогические условия осуществления преемственности в обучении математике между дошкольным учреждением и школой.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы преемственности в работе дошкольного учебного учреждения и начальной школы
1.1 Понятие преемственности в подготовке ребенка к школе
1.2 Сущность понятия готовности ребенка к школьному обучению
Глава II. Реализация преемственности в обучении математике дошкольников и учащихся начальной школы
2.1 Содержание преемственности в работе дошкольного учебного учреждения и школы по математике
2.2 Показатели готовности детей к изучению математики в первом классе
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

К.-2.docx

— 60.53 Кб (Скачать файл)

 

Дети старшего дошкольного возраста уже умеют, хотя и не в полной мере, сдерживать свои импульсивные действия. Игровая, учебная, творческая и трудовая деятельности характеризуются свободной  регуляцией. Во время учебных занятий  они проявляют организованное поведение. Ребенок целенаправленно решает поставленную перед ним задачу, достигает  желаемого результата. При этом заметно  проявляются такие волевые качества, как настойчивость, инициативность, самостоятельность. Получая задания  от взрослых, ребенок пытается проявить свои силы, волю. Такая познавательная активность ребенка дает ему возможность  в дальнейшем легче и лучше  овладевать знаниями.

 

Опыт работы в школе свидетельствует  о том, что возможности обучения воспитанников детских садов  значительно выше, чем у детей, которые приходят в школу из семьи. Воспитанники детских садов имеют  достаточный опыт произвольного  поведения, большой объем математических знаний, достаточно высокий уровень  развития познавательных интересов  и способностей. А это зависит, прежде всего, от организации педагогического  процесса в детском саду.

 

Исследования показывают, что высокий  уровень интеллектуального развития ребенка не всегда совпадает с  его личной готовностью к школе. В ряде случаев в начале обучения в школе у детей отсутствует  положительное отношение к новому способу жизни, предполагающее соответствующие  изменения условий, правил, требований режима обучения, жизни и деятельности в целом.

 

В соответствии с представленными  нами ранее показателями условно  можно выделить три уровня готовности детей к школе.

 

К первому уровню следует отнести  детей, которые хорошо усвоили программные  требования предыдущих групп, имеют  неплохие навыки в счетной деятельности, обследовании, измерении, делении целого на части, решении задач и т.п. При этом дети подготовительной группы умеют выполнять несложные действия в уме без опоры на наглядность, при сравнении предметов по форме пользуются геометрической фигурой как эталоном, умеют классифицировать, обобщать, действовать в соответствии с инструкцией педагога, имеют навыки самоконтроля, проявляют интерес к обучению, умеют работать сосредоточенно, не отвлекаясь, адекватно использовать математическую терминологию, правильно, качественно, в установленный срок выполнять задания, объективно оценивать свою работу.

 

Ко второму уровню можно отнести  детей, которые овладели программой по математике; имеют определенные навыки в счетной деятельности, измерении  величин, делении целого на части. Вместе с тем у них недостаточно развита  умственная деятельность: им трудно объяснить  выбор арифметического действия, обобщать и классифицировать; самоконтроль у этих детей неустойчивый, они  не проявляют интереса к учебной  деятельности; математический словарь  их беден; самооценка чаще всего занижена, иногда завышена.

 

К третьему уровню относятся дети, слабо усвоившие программу по математике. Эти дети имеют некоторые  навыки в выполнении операций счета, но во всех других видах математической деятельности имеют слабые навыки или  вообще их не имеют. Дети, принадлежащие  к третьему уровню усвоения математических знаний, ощущают значительные трудности  при выполнении умственных операций сравнения, обобщения, классификации. Эти дети не проявляют интереса к  учебной деятельности, неправильно  используют специальную математическую терминологию, часто не могут выполнить  задание воспитателя, сравнить его  с образцом.

 

Таким образом, сделаем вывод, что  существует несколько этапов готовности детей к школе. Педагогическую работу перед приходом детей в школу  следует направить на полную ликвидацию третьего, низшего, уровня сформированности математических знаний, умений и навыков, на достижение достаточно качественной математической подготовки детей к школе. Усилия педагогического коллектива должны обеспечивать формирование у детей прочных знаний и умений в объеме программы воспитания в детском саду Малятко, развитие речи, мышления, познавательной активности, интересов и способностей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

Преемственность - это связь, предполагающая с одной стороны направленность воспитательно-образовательной работы детского сада на те требования, которые будут предъявлены детям в школе, с другой стороны опору учителям на достигнутый дошкольный уровень развития, на знания, опыт детей и использование этого в учебно-воспитательном процессе школы.

 

В ходе исследования в рамках данной курсовой работы был изучен теоретический  аспект преемственности в обучении детей математике. Так было установлено, что детский сад выполняет  задачу всесторонней подготовки детей  к школе в процессе систематического, целенаправленного педагогического воздействия. В задачи воспитателя детского сада входит помимо планомерной подготовки к школе, изучение неблагоприятных вариантов психического развития ребенка, черт личности и поведения. Наиболее оптимальным вариантом формирования у ребенка школьной зрелости является тесное взаимодействие детского сада и школы, их сотрудничество по всем аспектам вопроса подготовки детей к школьному обучению.

 

Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе предусматривает  усовершенствование, прежде всего содержания, форм и методов учебно-воспитательной работы в детском саду, в частности  в обучении их математике. Современная  школа требует от ребенка, который  начинает обучение в первом классе, высокой работоспособности, сложных  форм умственной деятельности, сформированных морально-волевых качеств уже  в дошкольные годы. Выполнение всех этих требований способствует повышению  уровня общей готовности ребенка  к школьному обучению. Только на фоне общей готовности ребенка математическая подготовка его способна обеспечить усвоение математики в школе, дальнейшее развитие интереса к математической деятельности.

 

Усвоение программы обеспечивает выпускникам дошкольных учреждений уверенное овладение математикой  в школе. В первом классе идет дальнейшее углубление знаний по математике. Преемственность  в работе детского сада и школы  по математике дает положительный результат  в усвоении знаний детьми.

 

Содержание преемственности в  работе дошкольного учреждения и  школы по обучению математике заключается  в том, что совершенствование  преемственности в работе детского сада и школы обеспечит условия  успешного обучения в первом классе. При этом важно знание воспитателями  основных подходов в методике обучения математике в первом классе, ознакомление их с современными учебниками.

 

Показатели готовности детей дошкольного  возраста к обучению математике в  начальной школе определяются в  несколько этапов готовности детей  к школе. Педагогическую работу перед  приходом детей в школу следует  направить на полную ликвидацию третьего, низшего, уровня сформированности математических знаний, умений и навыков, на достижение достаточно качественной математической подготовки детей к школе. Усилия педагогического коллектива должны обеспечивать формирование у детей прочных знаний и умений в объеме программы воспитания в детском саду Малятко, развитие речи, мышления, познавательной активности, интересов и способностей.

 

Гипотеза исследования данной курсовой работы на основании анализа теоретического материала подтвердилась, реализация принципа преемственности между  дошкольным образовательным учрежденим и начальной школой в процессе обучения математики, построение обучения на основе единых методических принципов и с учетом тенденций и динамики развития детей действительно обеспечивает высокий уровень математической готовности при поступлении ребенка в школу.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Ананьев Б.Г. Избранные психологические  труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. - Т.1. 230 с.

Базовый компонент: Программа обучения в детском саду, - К.: Освіта, 2007. 281 с.

Бохорский Е.М. Эльконин Д.Б. Проблема готовности к школьному обучению. - М.: Просвещение, 1993. 173 c.

Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480с.

Ганелин Ш.И. А.К. Бушля.: Преемственность учебно-воспитательной работы. - М.: Педагогика, 1955. - 215 с.

Давидчук А.Н. Обучение и игра. М.: Мозаика-Синтез. 2006. 160 с.

Давыдов В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее  образование: теоретические основания  преемственности дошкольной и начальной  школьной ступени // Вопр. психол. 1997. № 1. С. 3 18.

Должикова Р.А., Г.М. Федосимов, Н.Н. Кулинич, И.П. Ищенко. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. М.: Школьная Пресса, 2008. - 126с.

Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание. 2000. №2. C. 69 79.

Доронова Т.Н., Гербова В.В. - Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду: Методическое руководство для воспитателей, - М.: Просвещение, - 2006. 191 с.

Елфимова Н.В., Ильин Е.П., Маркова  А.К., Особенности отношения учащийся к различным формам организации  обучения. - М.: Педагогика, 1975. 127 с.

Жукова Л.Е.. Кузнецова М.И.. Пособие  предназначено для обучения чтению детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1978. 84 с.

Запорожец А.В. Воспитание дошкольника. К.: Либедь, 1998 - 356с.

Зеньковский В.В. Психология детства, - М.: Новая школа, 1995. - 318с.

Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Детская психология. Мн.: Университетское, 1998. 361 с.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и  методические рекомендации: Для занятий  с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез. 2008. 192 с.

Конобеева Е.А. Преемственность в  формировании представлений о величинах  у детей дошкольного и мл. школьного возраста. М.: Новая школа- 2001 97с.

Кочурова, Е. Э. Преемственность методик обучения математике младших школьников и дошкольников. М.: Образование, - 1995. - 175 с.

Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления: Процесс и способы решения  технических задач. - М.: Педагогика, 1975. - 321с.

Ладутько Л.К., Шкляр С.В. Познаём мир и себя. Мн.: И.В.Ц. Минфина, 2002. - 259с.

Леушина А.М. О путях создания преемственных программ обучения детей в детском саду и в начальной школе // Личность, образование и общество в России в начале XXI века С-Пб: ЛОИРО. 2001. 45с.

Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка  в начальных классах: Учебное  пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия ИЦ, - 2002. 462 с.

Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. 409 с.

Попова Н.Я., Стаховская В.И., Сочнева А.В. О преемственности в обучении математике. М.: Новая школа, 1998. - 97с.

После трех еще не поздно! (Как развивать  математические способности ребенка 3-4 лет.) Методическое пособие. Мурманск: МГПИ. - 1999. - 84с.

Преемственность в работе детского сада и школы. / Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина, М.: Просвещение, 1978. 165 с.

Программа воспитания и обучения детей  дошкольного возраста Малятко. К.: Педагогічна думка, - 1999. 132 с.

Программы для средней общеобразовательной  школы, 1 2 классы. К.: Педагогічна думка, - 2001. 128 с.

Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников, - М.: Просвещение, 1980. - 65 с.

Ушинский К.Д. Педагогическая система. - М.: Просвещение, 1984.-561с.


Информация о работе Анализ работы ДОУ и начальной школы по вопросам осуществления преемственности