Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2012 в 11:06, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью данной работы является анализ суффиксальных морфем английского языка, проведенный на базе определения состава суффиксального инвентаря, а также с позиции продуктивности и непродуктивности суффиксов, что является весьма актуальным вопросом, рассматриваемым многими лингвистами, проводящими исследования в данной области.
Введение…………………………………………………………………... ………………3
Глава I………………………………………………………………………. ……………..5
1. 1. Морфологическая структура слова ……………………………......................5
1. 2. Классификация морфем ………………………………………………………….8
1. 3. Типы словообразования........................................................................... 10
1. 4. Словообразовательная структура............................................................ 13
1. 5. Морфологический анализ слова.............................................. ……………16
1. 6. Аффиксы словообразования и словоизменения...................................... 18
1. 7. Понятие «суффикс». Классификация суффиксов................................. 20
1. 8. Функции суффиксальной морфемы в английском языке.... ……………24
1. 9. Критерии продуктивности суффиксов современного английского языка...............................................................................................................28
Выводы по главе I.......................................................................................... 35
Глава II ..........................................................................................................................................38
Анализ суффиксальной системы английского языка ...................................38
2.1. 1. Суффиксальные существительные..................................................... 39
2. 1. 2. Суффиксальные прилагательные...................................................... 57
2. 1. 3. Суффиксальные глаголы....................................................................69
2. 1. 4. Суффиксальные наречия.................................................................. 75
2. 2. Динамика продуктивности английских суффиксов. ……………………..78
2. 3. Динамика продуктивности английских суффиксов в технической литературе……………………………………………………………………………….79
2. 4. Динамика продуктивности английских суффиксов в художественной литературе…………………………………… ……...............................................81
2. 5. Общая динамика продуктивности английских суффиксов в художественной и технической литературе……………………………………... 82
Выводы по Главе II ……………………………………………………………………92
Библиографический список ................................................
Свободным основам, противопоставляются так называемые связанные основы, которые по отделении аффикса не составляют значимого целого слова. В английском языке они встречаются главным образом в заимствованных словах. Например: poss-ible, prob-able, de-liver, in-volve, re-ceiver.
Связанные морфемы – «деривационные форманты» (Мешков, 1976, с. 126) никогда не встречаются в изолированном виде, они составляют часть какого-либо производного слова. Связанные морфемы включают аффиксы и те корневые морфемы, которые не встречаются вне сочетаний с аффиксами, как, например, docu- в слове document, -sist в слове resist и т. д. Некоторые лингвисты, исходя из семантических и структурных особенностей корневых морфем, говорят о существовании собственно морфем и псевдоморфем (Влахов, Флорин, 1980, с. 129). «Критерием деления является возможность морфологически адекватного и условного деления слова на компоненты» (Гинзбург, 1979, с. 90).
Аффиксоиды (префиксоиды и суффиксоиды) — корневые морфемы, выступающие в функции аффикса. Они представляют собой морфемы греческого и латинского происхождения, имеющие определенное конкретное значение (т. е. сохранившие диахроническую связь с первоосновой), а также стилевые особенности. Например, в словах telephone, microscope, phonograph можно выделить префиксоиды tе1е- — далеко micro- — малый размер, phone- — звук и суффиксоиды -phone, - scope — видеть, -graph – писать. Аффиксоиды обладают специфическими чертами, отличными от собственно морфологических: в производных словах корневая, структурно связанная морфема выступает в функции аффикса (Виноградов, 1951).
Относительно свободные/относительно связанные морфемы, или полуаффиксы, представляют собой отдельную группу морфем, «занимающих промежуточное положение между деривационными аффиксами и производящими основами» (Антрушина, 1985, с. 21). В лингвистической литературе нет единого мнения по поводу словообразовательной природы данных единиц. Например, морфема -man рассматривается как деривационный суффикс (Каращук, 1977, с. 28) и как полуаффикс (Гинзбург, 1979, с. 87); элемент -fold трактуется как адъективный суффикс (Гинзбург, 1979, с. 74) и как полнозначное слово, выступающее в роли суффикса (Мешков, 1976, с. 19).
Г.Б. Антрушина в своей работе пишет о том, что наиболее обоснованным представляется подход к подобным элементам как к полуаффиксам - морфемам, способным выполнять функции аффиксов, т. е. образовывать производные слова и в то же время выступать в качестве полнозначных лексических единиц. «Элементы -1оаd, -man, -worthy в производных словах типа busload, cameraman, loveworthy обладают отличительными признаками аффиксов: они утрачивают часть своего конкретного значения и придают производному слову дополнительное обобщенное значение, т. е. выполняют функцию аффиксов (Антрушина, 1985, с. 21). Так, «busload» означает не груз автобуса, а полный автобус; в слове «cameraman» — оператор элемент -man выполняет агентивную функцию; полуаффикс -worthy присоединяется к исконно английским и заимствованным основам и образует прилагательные: blameworthy — заслуживающий порицания — заслуживающий благодарности, thankworthy – заслуживающий благодарности и т.д. Следовательно, дистрибутивные связи полуаффиксов -1оаd, -man, -worthy и лексических единиц 1оаd, man, worthy различны, хотя один из основных признаков аффиксов — их абстрагированное значение — у полуаффиксов проявляется недостаточно четко. Диахронический анализ полуаффиксов позволяет проследить процесс развития и становления аффиксов. «Ведь если морфема - man функционирует в качестве и лексической единицы, и словопроизводящего полуаффикса, то полуаффиксы -monger и – writh (-monger < др. англ. monzere — торговец, ремесленник, (от лат. mango — торговец + ere —агетнивный суффикс; -writh < от др. англ. wyrhta — работник) [Смирницкий, 1955, с. 92] ) не имеют аналогичных свободных лексем, хотя они достаточно активны в отношении словопроизводства: fashionmonger — модник, модница,damager — сплетник, warmonger — поджигатель войны» (Смирницкий, 1956, с. 84).
Исследуя особенности словообразования в древнеанглийском языке, А. И. Смирницкий указывал, что некоторые самостоятельные слова превратились или еще только превращаются в словообразовательные суффиксы (существительные liс, sсipe, dom, hood) (1955,c. 161—16). В современном английском языке суффиксальная природа морфем -1у, ship, dom, hood уже не вызывает сомнений.
Вполне вероятной представляется возможность перехода ряда полуаффиксов в разряд связанных морфем-аффиксов, поскольку большинство нынешних исконно английских суффиксов восходит к полнозначным словам. Так, именной суффикс -ment образован от латинского слова mente, которое является формой творительного падежа существительного mens — дух, характер, манера, а полуаффиксы -man, -worthy уже классифицируются как суффиксы (Каращук, 1997, с. 31—32).
Следовательно, высокая степень воспроизводимости, широкие дистрибутивные связи, определенная абстрактизация значения — все эти факторы способствуют переходу свободных форм, т. е. лексических единиц, в разряд полуаффиксов с дальнейшей потенциальной возможностью превращения их в аффиксы.
Особенности морфологической структуры слова в каждом языке определяются особенностями грамматического строя данного языка. Не случайно поэтому, что совпадение по форме корневого слова и корня, и основы и слова гораздо чаще встречается в английском языке, чем в русском. Грамматический, строй английского языка не требует наличия в морфологической структуре каждого слова показателя. его грамматической принадлежности, как это имеет место в русском языке, где отнятие аффикса оставляет основу, которая самостоятельно в языке не употребляется.
Ср.: книг-а — book
больш-ой — big
И.В. Арнольд пишет: «Та большая роль, которую играют в словарном составе английского языка одноморфемные корневые слова, а также то обстоятельство, что части речи необязательно различаются по морфологической структуре, являются специфическими его особенностями. Поэтому аффиксальное словопроизводство в целом оказывается сравнительно менее развитым в английском языке, чем в русском, что, впрочем, отнюдь не значит, что аффиксация вообще не играет существенной роли в обогащении словарного состава английского языка» (Арнольд, 1966, с. 101).
1. 3. Типы словообразования
Под общим названием словообразование (word building)объединяются очень различные способы-обогащения словарного состава языка.
Важнейшим из них является морфологический способ, при котором новые слова создаются путем сочетания морфем. Новое слово при этом оформляется и новым звуковым комплексом, т. е. точнее новой комбинацией уже существовавших в языке элементов.
Согласно В.И. Заботкиной (1989, с. 23), морфологический способ словообразования в свою очередь подразделяется на несколько подтипов, а именно:
1) Словосложение (composition) — очень древний и до сих пор продуктивный способ создания новых слов путем объединения двух или более основ в одно целое:
2) Чередование (sound interchange)- непродуктивный способ, при котором изменяется фонетический состав корня:
bite ( v )- bit ( n )
sing ( v )- song ( n )
3) Сокращение/ аббревиация (Shortening, abbreviation), при котором сходное слово теряет один или несколько звуков. В результате действия этого способа словообразования создаются слова с неполной, усеченной основой, называемые аббревиатурами. Аббревиатуры могут быть простыми и сложными. Простые аббревиатуры создаются путем отбрасывания конечного или начального слогов основы: doctor-doc, telephone-phone. Сложные аббревиатуры (сложносокращенные слова) образуются действием аббревиации и основосложения и состоят из начальных букв или слогов слов или из сочетания их с полными основами. Например: CND (Campaign for Nuclear Disarmament); PA system (public address system); Interpol (International police); hi-fi (high fidelity); V-Day (Victory Day).
4) Удвоение (reduplication) с повторением основы: murmur.
5) Аффиксальное словопроизводство или, как этот способ также называют, аффиксация или деривация, или просто словопроизводство (derivation), т. е. создание новых слов путем присоединения к основе тех или иных словообразовательных элементов—аффиксов. Так, например, слово 1иску образовано путем присоединения к непроизводной основе lucky суффикса - у, а слово unlucky путем присоединения к производной основе lucky префикса un-. Путем присоединения к производным основам lucky и lucky наречного суффикса -1у образуются соответствующие наречия: luckily; unluckily.
Итак, под общим названием “словообразовательные аффиксы” объединяются стоящие после корня суффиксы и предшествующие корню префиксы. Различие между ними заключается не только в их месте в слове, но также и в том, что префикс, как правило изменяет только значение слова, а суффикс, создавая новое слово, оформляет его как определенную часть речи. Сравнивая суффиксы с корневыми морфемами, необходимо отметить, что суффикс обычно выражает более высокую степень обобщения, чем корень, и показывает к какому более широкому классу принадлежит выраженное словом понятие.
6) Т.И. Арб6екова также выделяет такой способ как дезаффиксация – «способ словообразования, при котором слова образуются путем отбрасывания суффикса или элемента, внешне сходного с суффиксом» (Арбекова, 1977, с. 46). Так образованы глаголы «to burgle» от существительного «burglar», «to legislate» от «legislator» и т.д.
Все вышерассмотренные способы словообразования относятся к морфологическим, но существуют и некоторые другие второстепенные способы словообразования.
Меньше развит чем морфологический, но весьма продуктивен в современном английском языке способ, морфолого-синтаксический, т. е. «словообразование без изменения основной формы исходного слова или конверсия, при котором всегда имеют место как новая синтаксическая сочетаемость, так и новая морфологическая характеристика, поскольку новое слово принадлежит к иной части речи, чем исходное» (Арнольд 1966, с. 102). Так, в приведенном ниже примере все глаголы образованы от существительных без изменения основной формы и получили при этом новую парадигму и новую синтаксическую сочетаемость: Не papered, carpeted and mirrored his new room. «Слово в этом случае получает не только новое значение, но и новые грамматические свойства, новую парадигму, а, следовательно, появляются и новые фонетические комплексы» (Арнольд 1966, с. 102).
Следует заметить, «что если конверсия характеризуется как способ морфолого-синтаксический, это не означает, что новая синтаксическая сочетаемость и новая парадигма не имеют места в словах, образованных другими способами» (Степанова, 1968, с. 38). Напротив, read и reader, и speak и speaker тоже отличаются и парадигмой и синтаксической сочетаемостью, но словообразовательная роль их в этих случаях менее заметна, так как имеются и другие средства, а именно, специальный словообразовательный аффикс -ег и чередование звуков в корне [к]— [tſ].
И.В. Арнольд пишет в своей работе о том, что «появление новой лексической единицы вовсе не обязательно связано с возникновением нового речевого комплекса, с изменением синтаксической сочетаемости и парадигмы. Изменения могут ограничиться только смысловой стороной того или иного слова. Такое словообразование называется лексико-семантическим» (Арнольд, 1966, с. 102). Например от film - пленка, путем изменения значения образуется film — кинокартина.
1. 4. Словообразовательная структура
Одним из наиболее продуктивных способов словообразования, как мы писали в предыдущем разделе, является аффиксация или прогрессивная деривация — «морфологический процесс (соотв. явление), заключающийся в присоединении аффиксов к корням или основам» (Ахманова, 1969, с. 61). Словообразовательная структура слова предполагает наличие трех обязательных элементов: основы, аффикса и модели, по которой происходит присоединение аффикса к производящей основе (Ахманова, там же). Следовательно, любое производное слово является результатом взаимодействия этих трех элементов: словообразовательная основа, исходя из своих структурных, семантических и грамматических характеристик, присоединяет к себе возможные аффиксы по объективно существующим моделям.
Рассмотрение процессов аффиксации не должно сводиться к описанию префиксов и суффиксов. «Описание моделей и схем, по которым происходит аффиксация, также не дает полного понимания процесса словообразования. Исследуя словообразование, необходимо учитывать, что аффикс реализует свое значение не изолированно, а в сочетании со словом-основой» (Труевцева, 1986, с. 16).
Структурно словообразовательные основы делятся на свободные и связанные.
Свободные основы совпадают с минимальной структурой слова и характеризуются отсутствием деривационных аффиксов. Они могут совпадать с корневой морфемой (pocket, day, red), быть по своей структуре производными (girlish, redden) или сложными (matchbox, sunrise, letterwife). Во всех этих случаях свободные основы совпадают с морфологическими корнями, т.е. с формами, которые зарегистрированы в словаре. Свободные несвязанные основы могут также совпадать со словоформами (unsmiling, well-bred) и словосочетаниями (second-rateness, blue-eyed). «Они обладают порождающей силой и определяют состав словообразовательной парадигмы» (Антрушина, 1985, с. 23).
Связанные основы образуют словообразовательные парадигмы. Так, например, в словах actor, activity, action выделяются свободная основа act и связанная основа [ækƒ-]. Связанные основы вычленяются только как единицы структуры слова, они не представляют интереса с точки зрения словообразования, поскольку у них отсутствует избирательность по отношению к суффиксальным морфемам.
Рассматривая производные слова относительно их состава и словообразовательной модели, следует обратить внимание на то, что в английском языке существуют модели с одинаковым словообразовательным значением. Например, в результате присоединения суффиксов -ing, -ment, -ance, -ation к глагольным основам образуются существительные, называющие действие; префиксы un-, de-, dis- именуются реверсивными, так как в сочетании с глагольными основами они передают значение, противоположное тому, которое обозначено основой. «Подобное явление, свидетельствующее об отношениях синонимии на уровне морфологии (синонимичные аффиксы), не может иметь реального воплощения без учета значения производящей основы. В то же время основа является доминирующим фактором в образовании слов при помощи многозначных аффиксов» (Царев, 1984, с. 122). Например, суффикс -ery в сочетании с основами существительных передает значение места или собирательности (fishery, pottery), в сочетании с адъективными основами — значение качества или состояния (bravery). Присоединяясь к основам глаголов, этот суффикс передает наименование действия (delivery). Суффикс,— как отмечает Т. М. Беляева, «реализует в производном слове то значение, на которое его ориентирует основа мотивирующего слова. Основа является стержнем деривационной парадигмы. Она обладает тремя характерными свойствами — словообразовательной потенцией, валентностью и активностью. Потенция отражает способность основы участвовать в словопроизводстве, валентность показывает, за счет каких аффиксальных морфем эта способность реализуется, а активность является количественным показателем реализованных возможностей относительно общего количества основ в выборке» (Беляева, 1979, с. 19). Вместе с тем необходимо добавить, что изучение аффиксации следует проводить комплексно, с учетом характеристик всех составляющих — основ, аффиксов и словообразовательных моделей. Такое исследование предлагается во второй главе данной работы.
Информация о работе Анализ суффиксальной системы английского языка