Арттерапия в работе с детьми
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 13:16, курсовая работа
Краткое описание
В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Наиболее актуальной является арттерапия. Арттерапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арттерапевтические методики позволяют погружаться в проблему на столько насколько человек готов к ее переживанию.
Содержание
Глава № 1 ............................................................................................................... 3 Введение ......................................................................................... 3 Арттерапия. .................................................................................... 4 Цели арттерапии. ............................................................................. 8 Изотерапия. ................................................................................... 9 Проективный рисунок ...................................................................... 11 Этапы работы с детьми по методу В. Окдендер.. 14 Глава № 2 ............................................................................................................. 17 Устранение страхов с помощью изотерапии..... 17 Заключение....................................................................22 Библиографический список......................................................24
Вложенные файлы: 1 файл
работах Де Фере открыл зависимость
скорости кровообращения и силы мускульных
сокращений от цвета и освещения.
Например, в странах, каллиграфического
письма (Китай, Япония) с давних
времен для лечения нервных потрясений
применяется рисование иероглифов.
В настоящее время выяснилось, что при
этом
человек полностью расслабляется
и заметно снижается частота его пульса.
Цели арттерапии.
1. Дать социально
приемлемый выход агрессивности
и другим негативным
чувствам. Работа над рисунками,
картинами, скульптурами является безопасным
способом выпустить "пар"
и разрядить напряжение.
2. Облегчить
процесс лечения. Неосознаваемые
внутренние конфликты и
переживания часто бывает легче
выразить с помощью зрительных образов,
чем
высказать их в процессе вербальной
коррекции. Невербальное общение легче
ускользает от "цензуры"
сознания.
3. Получить
материал для интерпретации и
диагностических заключений.
Продукты художественного творчества
относительно долговечны, и клиент не
может отрицать факт их существования.
Содержание и стиль художественных работ
дают возможность получить
информацию о клиенте, который может помогать
в
интерпретации своих произведений.
4. Проработать
мысли и чувства, которые клиент
привык подавлять. Иногда
невербальные средства являются
единственно возможными для выражения
и
прояснения сильных переживаний
и убеждений.
5. Наладить
отношения между психологом и
клиентом. Совместное участие в
художественной деятельности
может способствовать созданию отношений
эмпатии и
взаимного принятия.
6. Развить чувство
внутреннего контроля. Работа над
рисунками, картинами
или лепка предусматривают
упорядочивание цвета и форм.
7. Сконцентрировать
внимание на ощущениях и чувствах.
Занятия
изобразительным искусством
создают богатые возможности для
экспериментирования с кинестетическими
и зрительными ощущениями и развития
способности к их восприятию.
8. Развить художественные
способности и повысить самооценку.
Побочным
продуктом арттерапии является
чувство удовлетворения, которое возникает
в
результате выявления скрытых
талантов и их развития.
В арттерапии очень много разновидностей
подходов. Например, музыкотерапия,
сказкотерапия, телесно-ориентированая
терапия и т.д. Но мне хочется
остановиться более подробно
на изотерапии.
Изотерапия.
Теоретические основы терапии
с помощью изобразительного искусства
исходят из
психоаналитического воззрения
Фрейда, аналитической психологии Юнга,
который
использовал собственное рисование
для подтверждения идеи о первоначальных
и
универсальных символах, из
динамической теории терапевтической
помощи
графическим самовыражением
Наумбургх. В дальнейшем большое влияние
на
развитие арттерапии оказали
психотерапевты гуманистической направленности.[2;
ст.216]
Рисование – это творческий
акт, позволяющий ребенку ощутить и понять
самого
себя, выразить свободно свои
мысли и чувства, освободиться от конфликтов
и
сильных переживаний, развить
эмпатию, быть самим собой, свободно выражать
мечты и надежды. Это не только
отражение в сознании детей окружающей
и
социальной действительности,
но и ее моделирование, выражение отношения
к
ней. Некоторые ученые склонны
рассматривать рисование как один из путей
выполнения программы совершенствования
организма.
Рисование развивает чувственно-двигательную
координацию. Его достоинство
заключается в том, что оно требует
согласованного участия многих психических
функций.
Рисуя, ребенок дает выход своим
чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает
свои отношения в различных
ситуациях и болезненно соприкасается
с некоторыми
пугающими, неприятными, травмирующими
образами. Таким образом, рисование
выступает как способ постижения
своих возможностей и окружающей
действительности, как способ
моделирования взаимоотношений и выражения
различного рода эмоций, в том
числе и отрицательных, негативных. Поэтому
рисование широко используют
для снятия психического напряжения, стрессовых
состояний, при коррекции неврозов,
страхов.
«Художественное самовыражение»
так или иначе, связано с укреплением
психического здоровья ребенка,
а потому может рассматриваться как
значительный психологический
и коррекционный фактор. Использование
изотерапии
во многих случаях выполняет
и психотерапевтическую функцию, помогая
ребенку
справиться со своими психологическими
проблемами, восстановить его
эмоциональное равновесие или
устранить имеющиеся у него нарушения
поведения.
В настоящее время формы арттерапевтической
работы с детьми разнообразны. В
некоторых случаях эта работа
имеет явно "клинический" характер.
Как,
например, в случае умственной
отсталости, аутизма, грубых эмоциональных
и
поведенческих нарушений у
ребенка и осуществляется в медицинских
учреждениях
или в специальных школах, или
школах-интернатах. В других случаях
арттерапевтическая работа
имеет скорее профилактический или “развивающий”
характер,как, например, в случае
наличия у ребенка легких эмоциональных
и
поведенческих расстройств,
или определенных проблем психологического
порядка,
и проводится в обычных школах
или при социальных центрах. Ребенок использует
изобразительную деятельность
как способ осмысления действительности
и своих
взаимоотношений с нею. По рисунку
можно судить об уровне его
интеллектуального развития
и степени психической зрелости.
Следует учитывать, что изобразительный
материал и образ является для ребенка
средством психологической
защиты, к которому он прибегает в трудных
для себя
обстоятельствах. Это связано
с возможностью образа более-менее длительное,
время "удерживать " переживания,
не давая им "выплеснуться" наружу,
а так же
с их способностью "дистанциировать"
переживания за счет механизма проекции.
Поэтому образ может выступать
для ребенка своеобразным
"контейнером"("накопителем")
внутри которого, сложные переживания
ребенка,
могут сохраняться до тех пор,
пока он не сможет осознать или "принять"
их.
"Защитная" функция
игрового пространства, материала
и изобразительного
образа предлагает также
то, что они обеспечивают возможность
регресса
психики и тем самым необходимую
степень "открытости" ребенка для
психотерапевтической работы.
Регрессия и отражение регрессивного
материала
(опыта, ролей, ситуаций) в
изобразительном процессе ведут
к взаимодействию с
этим материалом и его
постепенной реинтеграции. При всем многообразии
различных форм арт-терапевтической
работы и значительных различиях между
отдельными группами детей,
им всем присущи некоторые общие особенности,
которые необходимо учитывать.
Одна из этих особенностей заключается
в том,
что дети в большинстве случаев
затрудняются в вербализации своих проблем
и
переживаний. Невербальная
экспрессия в том числе, изобразительная,
для них
более естественна. Следует
принимать во внимание и то, что дети более
спонтанны и менее способны
к рефлексии своих чувств и поступков.
Их
переживания "звучат" в
изображениях более непосредственно,
не пройдя
"цензуры" сознания. Поэтому
их переживания, запечатленные в
изобразительной
продукции, легко доступны для
восприятия и анализа.
Следует учитывать живость
и богатство детской фантазии, предлагая
ребенку
сказочные, фантастические
сюжеты для их разработки в изобразительной
работе.
Немаловажна и "ролевая пластичность"
ребенка, естественная склонность к
игровой деятельности. При всем
многообразии различных форм арт-
терапевтической работы и значительных
различиях между отдельными группами
детей, им всем присущи некоторые
общие особенности, которые необходимо
учитывать. Одна из этих особенностей
заключается в том, что дети в
большинстве случаев затрудняются
в вербализации своих проблем и переживаний.
Невербальная экспрессия в
том числе, изобразительная, для них более
естественна. Следует принимать
во внимание и то, что дети более спонтанны
и
менее способны к рефлексии
своих чувств и поступков. Их переживания
"звучат"
в изображениях более непосредственно,
не пройдя "цензуры" сознания. Поэтому
их переживания, запечатленные
в изобразительной продукции, легко доступны
для
восприятия и анализа.
Следует учитывать живость
и богатство детской фантазии, предлагая
ребенку
сказочные, фантастические
сюжеты для их разработки в изобразительной
работе.
Немаловажна и "ролевая пластичность"
ребенка, естественная склонность к
игровой деятельности.
Хочется обратить особое внимание
на одну из методик изотерапии – это
проективный рисунок. Эта методика
интересна тем, что носит двоякий характер.
С одной стороны это замечательная
диагностическая методика, с другой она
обладает всеми необходимыми
техниками для того, чтобы оказывать
психокорреционное воздействие.
Проективный рисунок
Может использоваться как в
индивидуальной форме, так и в групповой
работе.
Основная задача проективного
рисунка состоит в выявлении и осознании
трудновербализуемых проблем
и переживаний клиентов. Управляя и направляя
тематику рисунков, можно добиться
переключения внимания ребенка, концентрации
его на конкретных значимых
проблемах. Это особенно эффективно при
коррекции
детских страхов.[4; ст. 191]
Проективное рисование рассматривается
некоторыми авторами как вспомогательный
метод в групповой работе. Он
позволяет диагностировать и интерпретировать
затруднения в общении, эмоциональные
проблемы и т.д. темы рисунков
подбираются так, чтобы предоставить
участникам возможность выразить
графически или рисунком свои
чувства и мысли. Метод позволяет работать
с
чувствами, которые субъект
не осознает по тем или иным причинам.
Темы, предлагаемые для рисования,
могут быть, самыми разнообразными и
касаться как индивидуальных,
так и обще групповых проблем. Обычно тема
рисования охватывает:
1. Собственное
прошлое и настоящее ("Моя самая главная
проблема в общении
с детьми", "Ситуации в
жизни, в которых я чувствую себя неуверенно",
"Мой
обычный день");
2. Будущее или
абстрактные понятия ("Кем бы я хотел
быть", "Три желания",
"Остров счастья", "Страх");
3. Отношения в
группе ("Что дала мне группа, а я ей",
"Что я ожидал, что
получил от общения в группе").
В проективном рисовании используются
следующие методики (классификация
Кратохвила):
ü Свободное рисование
(каждый рисует, что хочет). Рисунки выполняются
индивидуально, а обсуждение
происходит в группе. Тема или задается,
или
выбирается членами группы
самостоятельно. На рисование выделяется
30 мин.,
затем рисунки вывешиваются,
и начинается обсуждение. Сначала о рисунке
высказываются члены группы,
а затем сам автор. Обсуждаются расхождения
в
интерпретации рисунка.
ü Коммуникативное
рисование. Группа разбивается на пары,
у каждой пары
свой лист бумаги, каждая пара
совместно рисует на определенную тему,
при этом,
как правило, вербальные контакты
исключаются, они общаются с помощью образов,
линий, красок. После окончания
процесса рисования происходит обсуждение
процесса рисования. При этом
обсуждаются не художественные достоинства
созданного произведения, а
те мысли, чувства по поводу процесса рисования,
которые возникли у членов диад,
и их отношение друг к другу в процессе
рисования.
ü Совместное рисование.
Несколько человек (или вся группа) молча
рисуют
на одном листе (например, группу,
ее развитие, настроение, атмосферу в группе
и
т.д.). по окончании рисования
обсуждается участие каждого члена группы,
характер его вклада и особенности
взаимодействия с другими участниками
в
процессе рисования.
ü Дополнительное
рисование. Рисунок посылается по кругу
– один начинает
рисовать, другой продолжает,
что-то добавляя, и т.д.
Существует два способа работы
с готовыми рисунками:
4. Демонстрация
всех рисунков одновременно, просмотр
и сравнение,
нахождение совместными усилиями
общего и отличительного содержания.
5. Разбор каждого
рисунка отдельно (он переходит из рук
в руки, и
участники высказываются о
его психологическом содержании).
Проективный рисунок способствует
самопознанию, взаимопониманию и активизации
группового процесса.
При интерпретации проективного
рисунка внимание обращается на содержание,
способы выражения, цвет, форму,
композицию, размеры, повторяющиеся в
различных рисунках одного
ребенка специфические особенности.
В проективном рисунке находят
отражение непосредственное восприятие
человеком
той или иной ситуации, различные
переживания, часто неосознаваемые и не
вербализуемые.
Основными этапами коррекционного
процесса с использованием метода
проективного рисования являются:
1. Предварительный
ориентировочный этап. Исследование
ребенком
обстановки, изобразительных
материалов, изучение лимитов и ограничений
в их
использовании.
2. Выбор темы
рисования, эмоциональное включение
в процесс рисования.
Информация о работе Арттерапия в работе с детьми