Арт-терапия в коррекционной педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 17:59, реферат

Краткое описание

В Российской системе образования в наши дни наблюдаются перемены, представляющие собой очередной этап становления новой школы, ориентированной на активное вхождение России в мировое образовательное пространство. Именно поэтому происходят существенные изменения в подходе к педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса: на первый план выдвигается новое содержание, новые подходы, новые права, отношения и типы поведения, а также новый педагогический менталитет.

Содержание

Введение 2
1. Арт-терапия: история и современность 4
2. Зарубежный опыт использования приемов арт-терапии в системе образования 7
3. Отечественный опыт внедрения технологий арт-терапии в системе образования 10
4. Практические примеры арт-терапевтических технологий 14
5. Применение технологий арт-терапии в коррекционной педагогике 17
Заключение 20
Список источников 21

Вложенные файлы: 1 файл

ИРИШКЕ.docx

— 49.31 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 2

1. Арт-терапия: история и современность 4

2. Зарубежный опыт использования приемов арт-терапии в системе образования 7

3. Отечественный опыт внедрения технологий арт-терапии в системе образования 10

4. Практические примеры арт-терапевтических технологий 14

5. Применение технологий арт-терапии в коррекционной педагогике 17

Заключение 20

Список источников 21

 

 

Введение

 

В Российской системе образования  в наши дни наблюдаются перемены, представляющие собой очередной  этап становления новой школы, ориентированной  на активное вхождение России в мировое  образовательное пространство. Именно поэтому происходят существенные изменения  в подходе к педагогической теории и практике учебно-воспитательного  процесса: на первый план выдвигается  новое содержание, новые подходы, новые права, отношения и типы поведения, а также новый педагогический менталитет.

Принцип вариативности, провозглашенный  в российском образовании, открывает  для педагогических коллективов  широкую творческую возможность  выбирать и моделировать педагогический процесс в любом ракурсе. Это  направление является прогрессивным  в образовании, поскольку дает дорогу для разработки различных вариантов  содержания образовательного процесса, использования средств современной  дидактики в повышении эффективности  образовательных структур, научной  разработки и практического обоснования  новых идей и технологий, а так  же дает возможность применению технологий альтернативной педагогики.

В связи с этим особую важность приобретает организация  взаимодействия различных педагогических систем, апробирование на практике передовых инновационных технологий, составляющих дополнение и альтернативу государственной традиционной системе  образования.

Можно утверждать, что государство  осознало потребность в воспитании креативной личности, однако, четких технологий культурного и творческого развития пока не разработано. Актуальным на данном этапе может стать внедрение  в традиционную педагогическую школу  таких инновационных дисциплин, как «арт-педагогика» и ее смежная  компонента «арт-терапия».

Идея о необходимости  взаимодействия педагогики и психотерапии была обоснована еще в 1927 г. немецким психиатром А.Кронфельдом в статье “Психогогика, или Психотерапевтическое учение о воспитании”. Автор призывал к разработке такого метода, который  нацеливал бы человека на духовное оздоровление и личностный рост. В  качестве наиболее приемлемого и  эффективного в работе с детьми психотерапевтического направления можно выбрать арт-терапию. Использование искусства как терапевтического фактора вполне доступно для педагога. При этом специальных знаний не требуется. Арт-терапевтические занятия можно рассматривать как одну из инновационных форм работы с детьми.

Механизмы воздействия искусства  на психолого-педагогические процессы исследовали многие зарубежные авторы: Э.Сеген, Ж.Демор, О.Декроли и отечественные: Л.С.Выготский, А.И.Граборов, В.П.Кащенко  и др. Э.Сурно, известный работами в области эстетического воспитания, отмечал, что искусство является важным средством воспитания, влияющим на нравственность ребенка, а также  на формирование его мышления, воображения, эмоций и чувств.

Процесс восприятия искусства  детьми представляет собой сложную  психическую деятельность, сочетающую в себе познавательные и эмоциональные  моменты. Занятия художественной деятельностью  способствуют сенсорному развитию детей, способности различать цвет, форму, звуки, обеспечивает понимание языка  различных видов искусства. Говоря о педагогических возможностях искусства, нельзя так же не отметить еще один важный аспект: психотерапевтическое воздействие искусства на ребенка. Влияя на эмоциональную сферу, искусство  при этом выполняет коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Совместное участие ребенка, его  сверстников и педагогов в  процессе создания художественного  произведения расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений  коммуникативной сферы. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка выражается так же в эффекте  «очищения» от накопившихся негативных переживаний и позволяет вступить на путь новых отношений с окружающим миром.

Несомненно, понятие «артпедагогика»  в российской традиционной школе  педагогики ещё не имеет точного  определения. Так же многогранную трактовку  имеют понятия «артпсихология»  и «арттерапия». Рассмотрим подробнее  современное состояние данных сравнительно молодых дисциплин и оценим их значимость для современной альтернативной педагогики.

 

  1. Арт-терапия: история и современность

 

Здесь хотелось бы рассмотреть  трактовку такой  дисциплины как  арт-терапии. Сам термин «арт-терапия» ( art therapy – исцеление искусством) означает исцеление посредством  творчества с целью выражения  человеком своего психо-эмоционального состояния.

Хотя приоритет теоретического обоснования арт-терапии принадлежит  зарубежным специалистам, наша отечественная  педагогическая наука и народная педагогика имеют давний опыт использования  изобретательного творчества в воспитательных, развивающих и коррекционных  целях.

Термин “арт-терапия” (буквально  – терапия искусством) был введен А. Хиллом (1938) при описании собственной  работы с туберкулезными больными в санаториях1.

По М. Либману, арт-терапия  – это использование средств  искусства для передачи чувств и  иных проявлений психики человека с  целью изменения структуры его  мироощущения 2

В Российской энциклопедии социальной работы указано, что арт-терапия  – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства  и художественной деятельности3. К средствам искусства относятся: музыка, живопись, литературные произведения, театр и т. д.

В основе современного определения  арт-терапии лежат понятия экспрессии, коммуникации, символизации, с действием  которых и связано художественное творчество4.

Принципы воздействия  произведений искусства на людей  интересовали ученых во все времена. Исторические истоки свидетельствуют, что в древности жрецы, а потом  врачи, философы, педагоги использовали искусство для врачевания души и  тела. Исследуя механизм воздействия  на человеческую психику живописи, театра, музыки, танца, древние ученые пытались определить роль и место  искусства как в процессе восстановления функций организма, так и в  формировании духовного мира личности. Воздействие искусства на человека как способ врачевания использовался в Древней Греции, Египте, Междуречье, Китае и Индии.

Однако лишь в ХХ веке искусству стали официально приписывать  терапевтическую функцию, основываясь  на конкретных положительных результатах  научных исследований. Так, например, в Великобритании М.Ричардсон. Дж. Дебуффе  и др. использовали изобразительное  искусство для лечения психических  расстройств, а в 1940-е годы рисунки, выполненные различными людьми, использовались как инструмент исследования бессознательных  процессов. По одной из версий собственно термин «арт-терапия» был впервые  употреблен Адрианом Хиллом в 1938 году при описании своих занятий изобразительным  творчеством с туберкулезными больными в санаториях. Затем этот термин стал применяться ко всем видам терапевтических  занятий искусством (музыкотерапия, драматерапия, танцедвигательная терапия  и т.п.). В качестве особого вида профессиональной деятельности арт-терапия  начала развиваться в Великобритании после Второй Мировой войны, причём в тесной связи с психотерапией.

В 1969 году была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация, объединявшая арт-терапевтов – практиков. Подобные ассоциации возникли впоследствии в  Англии (БААТ, Британская Ассоциация арт-терапевтов), Голландии, Японии. В 1960-1980 гг. были созданы  профессиональные объединения, которые  способствовали государственной регистрации  арт-терапии как самостоятельной  специальности.

Конец прошлого века ознаменовался  изменением культурного климата, ускорение  темпов глобализации повлекли за собой  необратимые изменения в социокультурной  среде. Мир столкнулся с проблемами притока иммигрантов, беженцев, с  вынужденным существованием расовых  и этнических сообществ на одной  территории. В таких условиях значительной оказывается помощь арт-терапевтов, деятельность которых выходит за рамки традиционной психологии и  психотерапии, все шире применяется  в учреждениях культуры и образования.

Также следует  подчеркнуть спонтанный характер творческой деятельности на арт-терапевтических занятиях в отличие от процесса обучения изобразительному искусству. Творчество, как известно, само по себе обладает целительной силой.

Но сейчас арт-терапия  приобрела педагогическое направление. Использование данного термина  не связано буквально с лечением заболевания (как известно “therapia”  в переводе с латинского означает лечение). Имеется в виду “социальное  врачевание” личности, изменение  стереотипов ее поведения средствами художественного творчества. Педагогическое направление связано с укреплением  психического здоровья ребенка и  выполняет психогигиенические (профилактические) и коррекционные функции.

Согласно исследованиям  А.И. Копытина, за рубежом заметно  возросла роль арт-терапевтов в сфере  образования. Они работают в специализированных и общеобразовательных школах, чаще с детьми, имеющими определенные эмоциональные  и поведенческие нарушения, а  также проблемы в обучении.

Достоинством арт-терапии  является “язык” визуальной и пластической экспрессии. Согласно восточной мудрости, “картина может выразить то, что  не выразит и тысяча слов”. По мнению В.С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью. Им свойственно  стремление рисовать. Это – своеобразное экспериментирование с художественными  символами в качестве заместителей реальных объектов. Посредством рисования  реализуется потребность личности в самовыражении.

 

 

 

  1. Зарубежный опыт использования приемов арт-терапии в системе образования

 

В разных странах имеются различные  модели и школы арт-терапии, рассмотрим различные примеры и подходы.

Согласно одной из трактовок  международной классификации, терапия  искусством представлена четырьмя направлениями: собственно арт-терапией (психотерапией  посредством изобразительного творчества), драматерапией (психотерапией посредством  сценической игры), танцевально-двигательной терапией (психотерапией посредством  движения и танца) и музыкальной  терапией (психотерапией посредством  звуков и музыки).

Рассмотрим зарубежный опыт на примере классической американской школы.

Э.Крамер считала возможным  достижение положительных эффектов прежде всего за счет «исцеляющих» возможностей самого процесса художественного  творчества, дающего возможность  выразить, заново пережить внутренние конфликты и, в конечном счете, разрешить  их.

А. Хилл связывает исцеляющие возможности изобразительной деятельности прежде всего с возможностью отвлечения пациента от «болезненных переживаний».

М. Наумбург полагает, что  человек в результате художественных занятий преодолевает сомнения в  своей способности свободно выражать свои страхи, выступает в соприкосновении  со своим бессознательным и «разговаривает»  с ним на символическом языке  образов. Выражение содержания своего собственного внутреннего мира помогает человеку справиться с проблемой.

Таким образом, можно сказать, что одни из ученых делают акцент на том, что художественное творчество помогает психотерапевту установить с  клиентом более тесный контакт и  получить доступ к его переживаниям, другие – на том, что исцеляющий эффект художественного творчества достигается, прежде всего, благодаря  отвлечению от наболевшего и созданию положительного настроя, третьи – на том, что оно само по себе способно сублимировать его чувства и  давать выход деструктивным тенденциям.

М. Эссекс, К. Фростиг и Д. Хертз отмечают, что экспрессивная психотерапия искусством является наиболее подходящим для работы с несовершеннолетними  методом, и что долгосрочные формы  психокоррекционной работы с ними могут  быть успешно реализованы именно на базе школ. Основной целью внедрения  арт-терапии в школы эти авторы видят адаптацию детей (в том  числе тех из них, кто страдает эмоциональными и поведенческими расстройствами) к условиям образовательного учреждения и повышение их академической  успеваемости. Указывая на различия между  приоритетными задачами деятельности учителей и школьных арт-терапевтов, эти авторы также считают, что  педагоги и арт-терапевты имеют  ряд общих долгосрочных задач, таких, в частности, как развитие у учащихся навыков решения проблем и  их способности справляться со стрессом, повышение их межличностной компетентности и совершенствование коммуникативных  навыков, а также раскрытие творческого  потенциала молодежи и формирование у учащихся здоровых потребностей. Эти авторы связывают внедрение  арт-терапии в школы с характерной  для американского образования  тенденцией рассматривать школьную среду как формирующую здоровую и социально продуктивную личность.

Информация о работе Арт-терапия в коррекционной педагогике