А. С. Макаренко о воспитании детей в семье и современные проблемы семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования стало исследование представлений А. С. Макаренко о воспитании детей в семье и выявление современных проблем семейного воспитания.
Объект исследования: семейное воспитание.
Предмет исследования: представления А. С. Макаренко о воспитании детей в семье и проблемы семейного воспитания.

Содержание

Введение
Глава 1. Макаренко А.С. о воспитании детей в семье
1.1 Семейное воспитание и его формы по А.С. Макаренко
1.2 Методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С. Макаренко
Глава 2. Особенности семейного воспитания в современное время
2.1 Семейное воспитание и его значение
2.2 Современные проблемы и нарушения семейного воспитания
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

А. С. Макаренко о воспитании детей в семье и современные проблемы семейного воспитания.docx

— 47.22 Кб (Скачать файл)

4 тип «Воспитание  равнодушием». Ребенок не получает  в семье достаточно тепла, внимания, любви, он предоставлен сам  себе и никем не контролируется. Никто не обучает его пониманию  «что такое хорошо, а что такое  плохо». Как правило, у таких  детей возможны серьезные нарушения  поведения.

5 тип - «Воспитание  подарками». При таком типе воспитания, как правило, родители не занимаются  достаточное время своими детьми, отделываясь от них подарками.  Родители перепоручают воспитание  своих детей родственникам, репетиторам  и т. д., лишь бы дети не  мешали им работать и делать  карьеру. Вместо родительской  любви, заботы, тепла и ласки  ребенок получает от родителей  суррогаты любви. Такое воспитание  отражается на психике ребенка,  он не чувствует себя счастливым  и нужным близким людям.

6 тип - «Воспитание  доверием». Родители предоставляют  детям определенную самостоятельность,  относятся к ним тепло, уважают  их человеческое достоинство,  позволяют часто самим регулировать  свое поведение, готовы прийти  на помощь, снисходительны к ошибкам.

Ребенку, особенно, младшего возраста, нужна поддержка  старших, вера в то, что если он сегодня  не умеет что - то делать, то завтра это  у него обязательно получится.

При таком  типе воспитания дети вырастают социально  адаптированными, способными к сотрудничеству и творчеству.

Таким образом, оптимизировав опыт отечественных и зарубежных педагогов и психологов по вопросу отношений между детьми и родителями, а также влияния семьи на успешность обучения младшего школьника мы рассмотрели теоретический аспект изучаемого вопроса, а именно процесс обучения младших школьников, факторы, влияющие на успешность обучения ребенка в школе, адаптация младших школьников к обучению в школы, определили влияние семьи на успешность обучения детей младшего школьного возраста и выявили типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка и ошибки, допускаемые родителями в семейном воспитании.

Семья - это  особого рода коллектив, играющий в  воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных  матерей часто вырастают тревожные  дети; честолюбивые родители нередко  так подавляют своих детей, что  это приводит к появлению у  них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам  того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей  и т.д.

Главное в  воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи  родителей с ребенком. Родителям  ни в коем случае не стоит пускать  процесс воспитания на самотек и  в более старшем возрасте, оставлять  повзрослевшего ребенка наедине  самим с собой.

Именно в  семье ребенок получает первый жизненный  опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных  ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось  конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок  видит, что его мама и папа, которые  каждый день твердят ему, что лгать  нехорошо, сами того не замечая, отступают  от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Заключение

С рождение ребенок  с родителями связан невидимой "нитью" и от того какие отношения закладываются  между ними напрямую зависит формирование личности.

А. С. Макаренко -- педагог-новатор, обогативший советскую  педагогику ценными педагогическими  идеями, методами и приемами (система  перспективных линий, принцип параллельного  действия, стиль и тон педагога и т. д.). Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской  педагогикой проблемы (воспитание в  коллективе, семейное воспитание и  др.).

Семейное воспитание (воспитание детей в семье) -- общее  название для процессов взаимодействия родителей с детьми с целью  достижения желаемого уровня развития, обучения и воспитания детей. Общественное, семейное и школьное виды воспитания осуществляются в неразрывном единстве. Учитель начальной школы опирается  в воспитании детей на семью, направляет семейное воспитание в гуманистическое  русло. Он хорошо понимает проблемы современной  семьи, делает все от него зависящее, чтобы процессы семейного и школьного  воспитания шли согласованно.

Семья для  ребенка является одновременно и  средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно значимо  в начальный период жизни ребенка  и намного превышает все другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья в этом опережает  и школу, и средства массовой информации, влияние улицы, друзей, литературы и  искусства. Это позволило педагогам  вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего  семьей. Чем лучше семья, и чем  лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением постоянно подтверждается зависимость: какая семья, такой  и выросший в ней человек.

Эта зависимость  давно используется учителями. Опытному педагогу достаточно посмотреть на ребенка, пообщаться с ним, чтобы понять, в  какой семье он воспитывается. Точно  так же не составляет труда, пообщавшись  с родителями, установить, какие  в их семье вырастают дети. Семья  и ребенок -- зеркальное отражение  друг друга.

В данной работе мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу и  определили теоретические основы семейного  воспитания и охарактеризовать его  формы по трудам А.С. Макаренко; смогли рассмотреть методы и средства воспитания детей в семье в произведениях  А.С. Макаренко; отметить специфику  семейного воспитания и определить его значение и представить анализ современных проблем и нарушений  семейного воспитания.

Каждая семья, говорил Макаренко, ведет свое хозяйство, ребенок -- член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей  хозяйственной деятельности в более  широких масштабах. Именно здесь, в  условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность. 

 

Стоит отметить, что теоретические положения  А.С. Макаренко, касающиеся социальной сущности воспитания, его общественного  характера не потеряли своей актуальности и в нынешних условиях. Они позволяют  уточнить категориальный аппарат современной  социальной педагогики и, на наш взгляд, смогут благотворно повлиять на процесс  накопления достоверного знания в этой относительно новой научной дисциплине.

Следовательно, мы выполнили поставленные в работе задачи, рассмотрели особенности  воспитания ребенка в семье, отметив  взгляды А.С. Макаренко на данный вопрос, тем самым достигли поставленной цели.

Список литературы 

 

1. Выготский,  Л.С. Психология развития ребенка:  Учебное пособие / Л.С. Выготский  - М.: Академия 2006. 512с.

2. Кулик Л.А.  Семейное воспитание: Учебное пособие  / Л.А. Кулик - М.: Просвещение 2003. 175с.

3. Ковалев,  С.В. Психология современной семьи:  Учебное пособие / С.В. Ковалев  - М.: Просвещение 1999. 270с.

4. Лазарев  А.А. Семейная педагогика: Учебное  пособие / А.А.Лазарев - М.: Академия 2005. 314с.

5. Лесгафт,  П.Ф. Семейное воспитание ребенка  и его значение: Учебное пособие  / П.Ф. Лесгафт - М.: Просвещение  1992. 200с.

6. Макаренко  А.С. Книга для родителей: [Лекции  о воспитании детей] / [Сост. и автор.  вступит. статья К.И. Беляев]. - М.: Просвещение, 1969.-359 с.

7. Макаренко  А.С. О воспитании в семье:  Изб. пед. произведения / [Вступит.  статья Е. Медынского и И.  Петрухина]. -М.:Учпедгиз, 1955.- 320 с.

8. Макаренко,  А.С. Цель воспитания: Учебное  пособие / А.С.Макаренко - М.: Педагогика 1984. 380с.

9. Марковская  Н.Г. Место семьи в системе  ценностных ориентаций личности: Автореф. дне ..канд. социол. наук. М., 1990.

10. Родители  и дети: к вопросу о детерминантах  детско-родительских отношений:  Сборник научных трудов / Сост. В.А.  Соловьёва. Кострома: Изд-во КГУ  им. Н.А. Некрасова, 2001. Вып 1. С.102 - 120.

11. Сухомлинский, В.А. Собрание сочинений : Учебное  пособие / В.А.Сухомлинский - М. : Логос  1999. 400с.

12. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья  и её проблемы М.,1978.

13. Шахторина  Е.В. Теория и методика воспитательной  работы: Методические рекомендации  для студентов заочного отделения  факультета педагогики и психологии. - Калининград: Изд-во КГУ, 2003. - 24 с.  

 


Информация о работе А. С. Макаренко о воспитании детей в семье и современные проблемы семейного воспитания