Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребёнка третьего года жизни в условиях ДОУ
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 12:56, контрольная работа
Краткое описание
Актуальность темы работы «Взаимодействие детского сада и семьи в процессе адаптации ребенка 3-го года жизни к ДОУ» обусловлена тем, что в последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение в раннем возрасте. Положение усугубляется тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки комплексного проектирования взаимодействия детского сада и семьи.
Содержание
1.Введение 2.Глава 1: Особенности адаптационного периода. 1.1 Понятие и виды адаптаций. 1.2 Характеристика понятия "адаптация" и факторы, влияющие на неё. 1.3Особенности поведения детей в период адаптации. 3.Глава 2: Создание целостной системы взаимосвязанной деятельности специалистов ДОУ с семьей в период адаптации. 2.1 Характеристика форм работы с родителями в адаптационный период. 2.2 Технология педагогической поддержки ребёнка и семьи в адаптационный период. 4.Заключение. 5.Список, используемой литературы
1.Аралова М.А.’’ Игры
с детьми раннего возраста
:Методические рекомендации’’- М.:ТЦ Сфера
.2008.-128 с.(Приложение к журналу «Воспитатель
ДОУ»1 )
2.Афонькина Ю.А."Психолого-педагогическое
сопровождение в ДОУ развитие ребенка
раннего возраста" :Методическое пособие.-М.:АРКТИ,2010.-80
с.(Растем умными)
3.Белкина Л.В. ’’Адаптация детей раннего
возраста к условиям ДОУ: Практическое
пособие’’- Воронеж ''Учитель '',2006.-236 с.
4.Горюнова Т.М. ''Развитие детей раннего
возраста: Анализ программы дошкольного
образования ''. –М.:ТЦ Сфера,2009.-128с.- (Программы
ДОУ; Приложение к журналу «Управление
ДОУ»)
5.Гуркина А.П. ''Формирование личности
ребёнка в детском саду ''.- Учебно –методическое
пособие к курсовым работам и спецсеминарам
для студентов – заочников факультетов
дошкольного воспитания пединститутов-
М.”Просвещение“,1980.-111 с.
6.Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие
ДОУ с родителями дошкольников. Программа
«Ребёнок – педагог – родитель».- ПСб.:
ООО «Детсво-Пресс»,2011.-196с.
7.Жердева Е.В. '' Дети раннего возраста
в детском саду (возрастные особенности
, адаптация ,сценарии дня)'' .- Ростов н/Д:
Феникс , 2008.- 186 с.
8.Заводчикова О.Г.'' Адаптация ребёнка
в детском саду :взаимодействие дошк. образоват.
учреждения и семьи :пособие для воспитателей
''. – М.: Просвещение.2007. – 79 с.
9.Иванова Н.В. , Кривовицына О.Б. ,Якупова
Е.Ю ''Социальная адаптация малышей в ДОУ
''. М.:ТЦ Сфера,2011.-128 с.-(Библиотека Воспитателя)
10.Ковалева И.В. ''Профилактика агрессивного
поведения у детей раннего возраста. Коррекционная
программа ''.М.: Айрис – пресс ,2008.- 48 с.
11.Костяк Т.В. '' Психологическая адаптация
ребёнка в детском саду: учеб. пособие
для студ. высш. пед. учеб. заведений''.М.:
Издательский центр ‘’Академия ‘’,2008.
– 176 с.
12.Лапина И.В. '' Адаптация детей при поступлении
в детский сад: программа , психолого –педагогическое
сопровождение , комплексные занятия''.
Волгоград : Учитель, 2010.- 127 с.
13.Макарычева Н.В. '' Проблемы раннего детства
:диагностика , педагогическая поддержка
, профилактика :В помощь занимающимся
воспитанием детей 2 – 3 лет''. – М .:АРКТИ,
2005.- 64 с.
14.Носова Е.А. , Швецова Т.Ю. '' Семья и детский
сад : педагогическое образование родителей''
.- СПб. :ООО '' ИЗДАТЕЛЬСТВО ''ДЕТСТВО -ПРЕСС
'',2009. – 80 с.
15.Оверчук Т.И. ''Воспитание детей раннего
возраста в условиях семьи и детского
сада(сборник статей и документов)''. СПб.:
''ДЕТСТВО – ПРЕСС’’, 2003. – 220 с.
16.Печора К.Л.'' Развитие и воспитание детей
раннего и дошкольного возраста . Актуальные
проблемы и их решение в условиях ДОУ и
семьи '' .- М.:’’Издательство Скрипторий
2003’’,2006.- 96 с.
17.Русаков А.С. '' Адаптация ребёнка к детскому
саду . Советы педагогам и родителям :Сборник
. '' - СПб.: Речь , Образовательные проекты
;М.:Сфера, 2010.- 128 с.
18.Соколовская Н.В. ''Адаптация ребёнка
к условиям детского сада : управление
процессом , диагностика ,рекомендации
''.Волгоград : Учитель,2011.- 188 с.
19.Шитова Е.В.'' Работа с родителями :практические
рекомендации и консультации по воспитанию
детей 2 – 7 лет ''.Волгоград :Учитель,2009.-169с.
Приложение 1:
Советы родителям в адаптационный период
1. Начать водить ребенка в детский
сад за 2 месяца до выхода мамы на работу.
2. Первое время
приводить ребенка на 2-3 часа.
3. Если ребенок
трудно привыкает к детскому саду (1 группа
адаптации), то мама может находиться в
группе вместе с ребенком, чтобы познакомить
ребенка с окружающей его обстановкой.
4. Сон и еда являются
стрессовыми ситуациями для детей, поэтому
в первые дни пребывания ребенка в детском
саду не оставляйте его на сон и прием
пищи.
5. Первые 2-3 недели
ребенка рекомендуется приводить и забирать
одному и тому же члену семьи.
6. В период адаптации,
в связи с нервным напряжением, ребенок
ослаблен и в значительной мере подвержен
заболеваниям. Поэтому в его рационе должны
быть витамины, свежие овощи и фрукты.
7. Тщательно одевать
ребенка на прогулку, чтобы он не потел
и не замерзал, чтобы одежда не стесняла
движений ребенка и соответствовала погоде.
8. Помнить, что
период адаптации – сильный стресс для
ребенка, поэтому нужно принимать ребенка
таким, какой он есть, проявлять больше
любви, ласки, внимания.
9. Если у ребенка
есть любимая игрушка, пусть он берет ее
с собой в детский сад, с ней малышу будет
спокойнее.
10. Интересоваться
поведением ребенка в детском саду. Советоваться
с воспитателем, медиками, психологом,
для исключения тех или иных негативных
проявлений.
11. Не обсуждать
при малыше волнующие вас проблемы, связанные
с детским садом.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Как помочь ребенку быстрее привыкнуть
к детскому саду?»
1. Старайтесь
не нервничать , не показывать свою тревогу
по поводу адаптации ребенка к детскому
саду, он чувствует ваши переживания.
2.Обязательно
придумайте какой-нибудь ритуал прощания
(чмокнуть в щечку, помахать рукой), а также
ритуал встречи.
3.По возможности
приводить малыша в сад должен кто-то один,
будь то мама ,папа или бабушка. Так он
быстрее привыкнет расставаться.
4.Не обманывайте
ребенка, забирайте домой во время ,как
пообещали.
5. В присутствии
ребенка избегайте критических замечаний
в адрес детского сада и его сотрудников.
6.В выходные дни
резко не меняйте режим дня ребенка.
7.Создайте спокойную,
бесконфликтную обстановку в семье.
8.На время прекратите
посещение с ребенком многолюдных мест
,цирка, театра.
9. Будьте терпимее
к его капризам, «не пугайте», не наказывайте
детским садом.
10.Уделяйте ребенку
больше своего времени ,играйте вместе
,каждый день читайте малышу.
11.Не скупитесь
на похвалу.
12.Эмоционально
поддерживайте малыша : чаще обнимайте
,поглаживайте, называйте ласковыми именами.
РАДУЙТЕСЬ ПРЕКРАСНЫМ
МИНУТАМ ОБЩЕНИЯ СО СВОИМ МАЛЫШОМ!
Памятка
выдается родителям на первом родительском
собрании, которое проводится за три месяца
до поступления детей в детский сад.
Адаптация в детском саду -этоприспособление
к условиям окружающей среды. Между организмом
и этой средой устанавливаются правильные
взаимоотношения, происходит адаптация
организма к окружающим влияниям. Организм
ребёнка постепенно приспосабливается
,живя в семье в определённых, сравнительно
устойчивых условиях, ребёнок постепенно
к определённой температуре помещения,
к окружающему микроклимату, к характеру
пищи и т.д. Под влиянием систематических
воздействий со стороны окружающих ребёнка
взрослых, у него образуются различные
привычки: он привыкает к режиму, способу
кормления, укладывания, у него формируются
определённые взаимоотношения с родителями,
привязанность к ним.
В случае, если установленный в семье порядок
изменяется, обычное поведение ребёнка
временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного
поведения объясняются тем, что малышу
трудно приспособиться к возникшим изменениям,
у него не могут быстро разрушиться старые
связи, а вместо них также сформироваться
новые. Недостаточно развиты у ребёнка
адаптационные механизмы, в частности
слабые тормозные процессы и относительно
малая подвижность нервных процессов.
Однако, мозг ребёнка очень пластичен,
и если эти изменения условий жизни происходят
не так часто и не очень резко, нарушая
привычный образ жизни, то у ребёнка, при
правильном воспитательном подходе быстро
восстанавливается уравновешенное поведение
и не остаётся каких-либо отрицательных
последствий, т. е. ребёнок адаптируется
к новым условиям своей жизни. Анализ поведения
детей в первые дни пребывания в детском
учреждении показывает, что этот процесс
приспособления, т.е. адаптация к новым
социальным условиям не всегда и не у всех
детей проходит легко и быстро. У многих
детей процесс адаптации сопровождается
рядом, хотя и временных, но серьёзных
нарушений поведения и общего состояния.
К таким нарушениям
относят:
-нарушение аппетита (отказ от еды или
недоедание)
-нарушение сна (дети не могут заснуть,
сон кратковременный, прерывистый)
-меняется эмоциональное состояние (дети
много плачут, раздражаются).
Иногда можно отметить и более глубокие
расстройства:
-повышение температуры тела
-изменения характера стула
-нарушение некоторых приобретённых навыков
(ребёнок перестаёт проситься на горшок,
его речь затормаживается и др.)
Длительность привыкания к новым социальным
условиям, а также характер поведения
детей в первые дни пребывания в детском
учреждении зависят от индивидуальных
особенностей. Дети одного и того же возраста
ведут себя по-разному: одни в первый день
плачут, отказываются есть, спать, на каждое
предложение взрослого отвечают бурным
протестом, но уже на другой день с интересом
следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно
ложатся спать, другие, наоборот, в первый
день внешне спокойны, несколько заторможены,
без возражений выполняют требования
воспитателей, а на другой день с плачем
расстаются с матерью, плохо едят в последующие
дни, не принимают участия в игре, и начинают
хорошо себя чувствовать только через
6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам
выделяются определённые группы, к которым
принадлежит ребёнок по характеру поведения
при поступлении в детское учреждение.
В зависимости от того, к какой адаптационной
группе принадлежит ребёнок, будет строиться
работа с ним. Очень часто встречаются
ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно
определить в ту или иную адаптационную
группу. Т.е. модель его поведения находится
не "стыке" двух групп, является пограничной.
Своеобразный переход из одной адаптационной
группы в другую показывает динамику развития
процесса привыкания ребёнка к условиям
детского учреждения. Далее приведена
таблица, в которой представлены 3 адаптационные
группы, о которых говорилось выше.
Ниже приведена информация, следуя которой
родители и воспитатели сделают адаптационный
период более лёгким и безболезненным.
Итак, что должны
знать и уметь родители:
1.Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми
и детьми в квартире, во дворе, на игровой
площадке, около дома, тем быстрее и увереннее
он сможет перенести приобретённые умения
и навыки в обстановку детского сада.
2.Неформальное посещение детского сада.
Т.е. прогулки по территории и сопроводительный
рассказ о садике, причём рассказ должен
быть очень красочный и, несомненно, позитивный.
Старайтесь в своём рассказе показать
ребёнку, как весело и хорошо другим детям
в детском саду.
3.Т.к каждый поступивший ребёнок требует
к себе внимательного индивидуального
подхода, то принимать детей следует постепенно,
по 2-3 человека, с небольшими перерывами
(2-3 дня).
4.В первые дни ребёнок должен пребывать
в группе не более 2-3часов.
5.Для первых посещений рекомендуются
часы, отведённые для прогулок, игр. Это
позволяет быстрее определить группу
поведения ребёнка, наметить правильный
подход и снять эмоциональное напряжение
от первых контактов.
6.Установление эмоционального контакта
ребёнка и воспитателя должно осуществляться
в привычной обстановке в присутствии
близкого человека. В первый день кратковременное
знакомство с воспитателем, направленное
на формирование интереса к детскому саду,
на установление контакта между ребёнком
и воспитателем в новой ситуации.
7.Очень полезны экскурсии по группе, в
которых участвует воспитатель, родители
и ребёнок.
8.Отрицательное влияние на течение адаптации,
а также на поведение детей при поступлении
в детское учреждение оказывает отсутствие
единства системы воспитания в семье и
в детском учреждении.
НЕОБХОДИМО:
-до приёма выяснить режим, применяемый
в семье, индивидуальные особенности поступающего
ребёнка (анкета).
-в первые дни не нарушать, имеющиеся у
ребёнка привычки, нужно постепенно менять
режим и приучать ребёнка к новому укладу
жизни.
-приблизить домашние условия к особенностям
д/с: внести элементы режима, упражнять
ребёнка в самостоятельности, чтобы он
мог сам себя обслуживать и т.п.
Возвращаясь к вышеуказанной таблице,
хочу заметить, что в зависимости от уровня
навыков общения ребёнка, контакт, устанавливаемый
с семьёй, должен быть дифференцирован,
т.е. в соответствии с группой адаптации
ребёнка должны быть определены объём
и содержание работы с семьёй. Так, по отношению
к детям первой группы, нуждающимся в тесном
контакте с близкими людьми, работа с семьёй
должна быть более глубокой и объёмной,
предусматривать тесный контакт членов
семьи с воспитателями и психологом дошкольного
учреждения.
Сразу хочу заметить,
что не все мгновенно увидят плоды своих
трудов, адаптация некоторых детей может
протекать от 20 дней до2-3 месяцев. Особенно,
если ребёнок заболел, в процессе адаптации.
Иногда, после выздоровления, ребёнку
приходится привыкать заново. Но, хочу
Вас заверить, что это не показатель. Не
следует беспокоиться, глядя на ребёнка
подруги, который с первых дней вошёл в
новую среду без особых осложнений. Повторюсь,
что все дети разные, каждый индивидуальность,
к каждому нужен свой подход. Я думаю, что
с Вашей помощью мы найдём ключик к каждому
ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей,
Ваша любовь и забота, иными словами согласованная
работа с семьёй, опирающаяся на знания
возрастных и индивидуальных особенностей,
потребностей ребёнка и необходимых условий
воспитания ребёнка до поступления в детский
сад, позволит решить проблему адаптации
на должном уровне.
При лёгкой адаптации поведение детей
раннего возраста нормализуется в течение
месяца, у дошкольников – за 10 – 15 дней.
Отмечается незначительное снижение аппетита:
в течение 10 дней объём съедаемой ребёнком
пищи достигает возрастной нормы, сон
налаживается в течение 20-30 дней (иногда
и раньше). Взаимоотношения со взрослыми
почти не нарушаются, двигательная активность
не снижается,
3 адаптационные группы:
Эмоциональное состояние:
1гр. - слезы, плач ;2 гр. – ребёнок неуравновешен,
заплачет ,если рядом нет взрослого;3гр.-
состояние ребёнка спокойное, уравновешенное
Деятельность:
1гр.-отсутствует;2гр.-подражание взрослым;3гр.-предметная
деятельность или сюжетно ролевая игра
Отношения со взрослыми
и детьми: 1гр. – отрицательные (ребёнок
не воспринимает просьбы воспитателя,
с детьми не играет );2гр.- положительное
отношение по просьбе воспитателя или
детей;3гр.- положительное по инициативе
ребенка
Речь: 1гр.-отсутствует
или связана с воспоминанием о близких;2гр.-ответная(отвечает
на вопросы детей и взрослых);3гр.-инициативная(сам
обращается ко взрослым и детям)
Потребность в общении:1гр.-потребность
в общении с близкими взрослыми ,в ласке,
заботе;2гр.-потребность в общении со взрослыми
,в сотрудничестве с ним и получении от
него сведений об окружении;3гр.- потребность
в общении со взрослыми в самостоятельных
действиях.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2:
Памятка по организации педагогического
процесса в период адаптации
(для воспитателей и помощников воспитателя
групп раннего возраста)
В период адаптации устанавливается индивидуальный
режим для каждого вновь поступающего
малыша с учетом рекомендаций врача, педагога-психолога,
старших воспитателей. Со временем все
дети переводятся на общий режим. Во время
адаптационного периода необходимо учитывать
все индивидуальные привычки ребенка,
даже вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать
его. Необходимо подготовить "полочку
любимой игрушки", где будут располагаться
вещи, принесенные из дома.
Взрослому следует чаще ласкать ребенка,
особенно во время укладывания на сон:
гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно
нравится детям). Хороший эффект засыпания
дает поглаживание головки ребенка и бровей,
при этом рука должна касаться лишь кончиков
волос.
Не мешает уже в первые дни показать ребенку
детское учреждение с тем, чтобы дать понять
ребенку: его здесь любят.
В психологически напряженной, стрессовой
ситуации помогает переключение на пищевую
реакцию. Необходимо чаще предлагать ребенку
попить, погрызть сухарики. Затормаживает
отрицательные эмоции монотонные движения
руками или сжимание кистей рук, поэтому
ребенку предлагаются игры: нанизывать
шарики на шнур, соединять детали крупного
конструктора "Лего", играть резиновыми
игрушками-пищалками, игры с водой. Периодически
включать негромкую, спокойную музыку,
но строгая дозировка и определение во
время звучания обязательны. Лучшее лекарство
от стресса – смех. Необходимо создавать
такие ситуации, чтобы ребенок больше
смеялся. Используются игрушки-забавы,
приглашаются необычные гости – зайчики,
клоуны, лисички. Необходимо исключить
однообразие жизни детей, т. е. определить
тематические дни. Исключить интеллектуальные
и физические перегрузки.
Необходимо присматриваться к индивидуальным
особенностям каждого ребенка и стараться
вовремя понять, что стоит за молчаливостью,
спокойствием, пассивностью некоторых
детей.
Непреложное правило – не осуждать опыт
ребенка, никогда не жаловаться на него
родителям. Все проблемы ребенка становятся
для педагога профессиональными проблемами.
Ежедневно беседовать с родителями, вселять
в них уверенность, рассеивать беспокойство
и тревогу за своего ребенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3:
А.Игры
в адаптационный период с детьми .
Основная задача игр в этот период – формирование
эмоционального контакта, доверия детей
к воспитателю.
Ребенок должен увидеть в воспитателе
доброго, всегда готового прийти на помощь
человека (как мама) и интересного партнера
в игре. Эмоциональное общение возникает
на основе совместных действий, сопровождаемых
улыбкой интонацией, проявлением заботы
к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными,
чтобы ни один ребенок не чувствовал себя
обделенным вниманием. Инициатором игр
всегда выступает взрослый. Игры выбираются
с учетом игровых возможностей детей,
места проведения и т.д.
«Иди ко мне».