Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2014 в 10:18, дипломная работа
Актуальность темы исследования определяется необходимостью разрешения ряда противоречий между:
– признанием авторами необходимости разноплановой работы с семьей и
крайней недостаточностью специальных исследований в вопросах организации и содержания педагогического взаимодействия коррекционного учреждения и семьи;
– ростом числа семей, имеющих детей с нарушениями в развитии, нуждающихся в интенсивной, своевременной, профилактической, реабилитационной помощи, и невозможностью оказания таковой в силу нерешенности значительного количества разнохарактерных проблем (медицинских, психолого-педагогических, социальных, экономических и др.);
Введение...............................................................................................................3-6
Глава 1. Теоретическое обоснование организации взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха
1.1. Семья как социальный институт воспитания детей с нарушением слуха....................................................................................................................7-14
1.2. Проблемы семейного воспитания ребенка с нарушением слуха…….15-25
1.3. Организация взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха ………………………………….25-28
Выводы по материалам 1 главы ………………………………………....29-30
Глава II. Экспериментальное изучение взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха
2.1. Организация и содержание опытно-экспериментальной работы…..31-43
2.2. Описание результатов исследования ……….…………………..……44-56
2.3. Проект организации взаимодействия образовательного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха……………………..…..
Выводы по материалам 2 главы …………………………………….…...57-58
Заключение......................................................................................................79-82
Литература..................................
Для решения этой проблемы существуют разнообразные формы работы по организации взаимодействия учителя-сурдопедагога с семьей. Коррекционными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности воспитания и развития детей.
2.1. Организация и содержание опытно-экспериментальной работы
Для изучения специфики взаимодействия образовательного учреждения и семьи детей с нарушением слуха были использованы следующие методы:
– анкетирование учителей-сурдопедагогов и родителей;
– беседа с сурдопедагогами;
– анализ педагогической документации;
– изучение аудиограмм детей.
Опишем подробно содержание каждого метода.
Анкета для учителя-сурдопедагога
Цель: изучить специфику организации взаимодействия учителя-сурдопедагога с родителями детей с нарушением слуха.
Уважаемый учитель-сурдопедагог!
Просим Вас искренне ответить на волнующие нас вопросы. Заранее благодарим за помощь!
1.Считаете ли
Вы работу с семьей
4. Принимают ли родители
5.Какие формы
работы с семьей Вы
консультации;
другие (указать)
6. Как Вы считаете,
каким формам работы следует отдавать
предпочтение?_________________
______________________________
ФИО___________________________
Место работы________________________
Стаж работы ______________________________
Анкета для родителей №1. (констатирующий этап)
Просим Вас искренне ответить на волнующие нас вопросы. Заранее благодарим за помощь!
1.ФИО, ребенка_______________________
2.Состав семьи:_______________
Мать ФИО___________________________
Место и характер
работы________________________
Возраст в момент
рождения ребенка_______________________
Образование___________________
Отец ФИО___________________________
Место и характер
работы________________________
Возраст в момент
рождения ребенка_______________________
Место и характер
работы________________________
Образование___________________
Другие члены семьи,
проживающие или отдельно или совместно
принимающие участие в воспитании ребенка:
______________________________
3.Бытовые условия:______________________
______________________________
4. Данные о
здоровье ребенка:_____________
______________________________
Запланированная
беременность или нет:__________________________
От какой беременности (по счету) рожден ребенок:_____________________
От каких родов рожден
ребенок:______________________
Особенности протекания беременности и родов:________________________
______________________________
Хронические и частые
заболевания:__________________
Учет у специалистов:_________________
______________________________
5. Особенности воспитания ребенка:
Где и кем
воспитывался до д/у:__________
Когда отдан в Д/У
(возраст):____________________
Как привыкал:_____________________
______________________________
Наличие резких смен обстановки (переезды ,разлуки с матерью, отцом, близкими друзьями, переход в новый сад и т.п.)________________________
______________________________
______________________________
______________________________
6. Характеристика развития ребенка:
Когда начал сидеть
_____________, стоять _________, ходить __________, говорить
______________, как шло развитие речи(медленно,
быстро , логопедические трудности
и т.п.)_________________________
______________________________
Общий эмоциональный
тон ребенка:______________________
Трудности в поведении:____________________
7.Любимые занятия и игры:
1-2года:______________________
2-3года:______________________
3-4года:______________________
4-5лет:_______________________
5-____________________________
7лет__________________________
Домашние обязанности, требования со стороны взрослых:_______________
Уровень самостоятельности:____________
8. Отношения с
членами семьи:________________
Со сверстниками:_________________
Типичные конфликты
(с кем, как часто):_______________________
______________________________
Что вы считаете
достоинствами ребенка:______________________
______________________________
Что вы считаете
его недостатками__________________
______________________________
Какие фильмы передачи
предпочитает смотреть ребенок по телевизору____________________
Кто читает ребенку
книги, какие и как часто:________________________
______________________________
______________________________
Есть ли у Вас в семье
совместные игры:_________________________
Как вы проводите
отпуск выходные дни___________________________
______________________________
______________________________
Анализ планов работы учителей-сурдопедагогов с родителями
Цель: выявить специфику организации работы учителя-сурдопедагога с родителями.
Анализ проводился по следующей схеме:
– на основе чего разработан план работы;
– как организована работа с родителями;
– какие формы работы с родителями используются.
Анкетирование родителей
Цель: выявить изменения в отношении родителей к сотрудничеству с коррекционным образовательным учреждением.
Анкета для родителей № 2 (контрольный этап)
Уважаемые родители!
Мы просим Вас ответить на некоторые интересующие нас вопросы. Пожалуйста, будьте по возможности искренни в своих ответах. Спасибо за участие!
1. ФИО родителя.
2. Насколько вы удовлетворены занятиями?
- полностью удовлетворен(а)
- частично
- неудовлетворен(а).
4. Какие именно
занятия произвели на вас
5. Что не понравилось?
6. Изменилось
ли ваше отношение к
В нем участвовали:
- родители - 8 человек;
-учителя-сурдопедагоги -2 человека.
На данном этапе эксперимента было проведено:
– анкетирование учителей-сурдопедагогов;
– анкетирование родителей;
– беседа с учителем-сурдопедагогом;
– анализ педагогической документации.
Проведя анкетирование и беседы с учителями-сурдопедагогами «КСКОУ школа-интернат I-II вида», мы получили следующие результаты:
Оба сурдопедагога считают работу с семьей важной и приоритетной, решение данной программы сурдопедагоги реализуют по-разному:
- ведет разъяснительную и просветительскую работу с родителями детей обучающихся в школе-интернате I-II вида (коррекционное направление);
- ведет просветительскую работу, рассказывает об особенностях слухового восприятия и об особенностях формирования произносительной стороны речи среди родителей детей обучающихся в школе-интернате I-II вида.
Среди форм и методов работы с родителями оказались популярными коллективные, наглядные, индивидуальные формы работы: консультации родительские собрания, открытые занятия.
Из содержания анкеты мы узнали, что существуют родительские часы, но родители мало используют эту возможность.
На седьмой вопрос анкеты: «Как вы считаете, каким формам работы следует отдавать предпочтение?» сурдопедагоги дали, следующие ответы:
В процессе беседы мы узнали, что наиболее удобными и интересными формами и методами работы с родителями для сурдопедагогов являются следующие:
На заключительный вопрос анкеты: «Какие трудности Вы испытываете при работе с родителями» сурдопедагоги дали, следующие ответы:
-невыполнение требований;
-неправильная оценка ребенка;
-отсутствие инициативы и активности;
-слабые педагогические знания.