Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:27, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности педагогического взаимодействия семьи и школы по воспитанию подрастающего поколения.
Задачи:
1. Теоретически обосновать взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе: охарактеризовать семью как социальный институт и школу как воспитательную организацию; рассмотреть научно-практические подходы к организации взаимодействия семьи и школы.
2. Описать формы и методы организации воспитательного взаимодействия семьи и школы.
3. Изучить организационно-педагогическую работу школы с родителями.
Воспитательная система школы - это область согласованного личностного влияния коллектива педагогов на учеников, которое лишь подкрепляется воспитательными мероприятиями и системой организационных условий. На основании такого подхода можно (при определенных условиях) говорить и о воспитательной системе отдельного педагога, и сравнивать воспитательные системы образовательных учреждений разных ступеней образования, и даже анализировать сходство и различие воспитательных систем школы и производственной организации [27, с. 115].
Выводы по главе
Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир.
Воспитание в семье – это та же жизнь, и поведение и даже чувства родителей к детям сложны, изменчивы и противоречивы. Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у ребенка нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка.
Семья - важная среда духовно-нравственного формирования личности ребенка и главный институт воспитания, отвечающий не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни.
Эффективность воспитания детей в семье зависит от единства требований к ребенку со стороны родителей и педагогов (воспитателей детского сада, учителей школы).
Педагогу необходимо знание общих тенденций развития семьи и факторов, влияющих на социализацию личности в семье, знания в области социальной педагоги для выработки стратегии и тактики педагогически грамотного воздействия на конкретную семью, оказания ей квалифицированной психолого-педагогической и социальной помощи.
Современная школа представляет собой
сложную социально-
Ведущим и основополагающим условием успешной работы педагога является авторитетность его личности для детей.
Разнообразие методов и форм — один из путей активизации и интенсификации воспитания. Воспитывать — значит организовывать деятельность детей.
Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и останется очень важной сферой деятельности учителей. Для успеха при использовании разных форм работы с детьми педагог должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их организовывать.
Воспитательная система школы - это область согласованного личностного влияния коллектива педагогов на учеников, которое лишь подкрепляется воспитательными мероприятиями и системой организационных условий.
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ
2.1. Научно-практические подходы к организации взаимодействия семьи и школы
Школа располагает квалифицированными кадрами педагогов и строит учебно-воспитательную работу на научно-педагогической основе. Учитывая то, что в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психологии, школа призвана оказывать им надлежащую научно-методическую помощь, способствовать повышению культуры семейного воспитания. П.П. Блонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей [4, с. 23].
Педагог в работе с семьей выполняет одновременно ряд ролей:
1) советник: информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей;
2) консультант: консультирует по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье;
3) защитник: защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенного быта, отсутствием внимания, человеческого отношения родителей к детям [8, с. 12].
Различные исследования свидетельствуют, что не все современные молодые родители владеют методикой воспитания своих детей. Среди причин такого явления выделяют следующие:
1) однодетность и малодетность
(особенно в городских
2) жизнь порознь со
старшим поколением лишает
3) основательно утрачены традиции народной педагогики;
4) если раньше в условиях
деревни, где все люди знали
друг друга, родителям было
стыдно иметь невоспитанных
5) возникающие социальные
и экономические трудности,
Названные причины диктуют
необходимость активизации
Школа как образовательное учреждение выполняет основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются основные задачи формирования гармоничной личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необходимость согласования действий семьи и школы. Ведущая роль в этом единстве принадлежит именно школе. Школа расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролирует и направляет семейное воспитание, организует и направляет деятельность общественных и внешкольных организаций на активное участие, помощь семье и школе, координирует их действия [10, с.5].
Семья представляет собой важный институт социализации ребенка. Она выполняет свои специфические функции, то есть семья призвана обеспечить индивидуализацию (дифференциацию) детского развития [14, с.45].
Доминирующая роль семьи в социализации и воспитании подрастающего поколения по отношению к другим социальным институтам показана в многочисленных психолого-педагогических исследованиях.
Никто не знает так хорошо ребенка, его индивидуальные особенности, личностные свойства, характер, темперамент, способности, склонности, как родители и близкие родственники. Следовательно, именно семья должна являться для педагогов самой надежной опорой в решении задач по развитию индивидуальности ребенка, заложенных в нем от природы возможностей и сформировавшихся личностных свойств [34, с. 34].
Переход от дошкольного детства к школьному является важным этапом в социализации ребенка и характеризуется изменением его места в системе общественных отношений. Следует подчеркнуть, что для ребенка освоение новой социальной позиции связано с изменением его ценностных ориентаций, и в первую очередь с формированием особой моральной направленности личности. Развитие ребенка заключается в активном овладении способами и средствами практической познавательной деятельности, имеющими социальное происхождение. В этой связи учение является для ребенка не просто деятельностью по усвоению знаний, оно воспринимается как его собственная трудовая обязанность, смена его образа жизни [30, с. 22].
Семья является важнейшей средой формирования личности и главным институтом воспитания. Именно от семьи зависит, получат ли развитие положительные задатки растущей личности и будут ли заторможены отрицательные наследственные особенности. Поэтому сегодня особенно актуальна задача взаимодействия образовательного учреждения с родителями.
Взаимодействие педагога с родителями учащегося направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являлись бы основой жизни, достойной человека.
Взаимодействие
Образование само по себе не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители, не имея специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Поэтому взрастить новое поколение можно только общими усилиями педагогов, родителей и самих детей.
Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных отношений, связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи. Создавшееся положение, наряду с другими объективными и субъективными причинами, способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде [6, с. 65].
Образовательное учреждение, будь то школа или учреждение дополнительного образования детей, есть один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Деятельность родителей и
Педагогам важно установить партнерские
отношения с семьей каждого воспитанника,
создать атмосферу
Целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие вопросы, проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов [4, с. 25].
Особое значение в разработке перспективных форм взаимодействия с семьей имеет опыт учреждений образования (в том числе и дополнительного), особенностью которых является свободное творческое развитие личности ребенка на основе выбора занятий.
Педагогов и родителей должна объединить забота о здоровье ребенка, его развитии, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной творческой деятельности.
В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм. Исходя из этого, можно выделить цели взаимодействия образовательного учреждения с семьей:
- повышение роли семьи в
- активизация позиции семьи
в образовании детей, в
- создание условий для
Информация о работе Взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе