Взаимодействие социального педагога с неполной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Семья во все времена находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это не удивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и закладывается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................2
ГЛАВА І ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С РЕБЁНКОМ ИЗНЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ......................................................................7
1. Неполная семья, как объект социальной работы……………………...7
2. Особенности работы социального педагога в неполной семье..........11
3.Социально-психологические особенности детей из неполных семей .......................................................................................................................18
ГЛАВА II ОБОСНОВАНИЕ И ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ...........26
2.1.Содержание работы социального педагога в общеобразовательной школе......................................................................................................................26
2.2. Программа деятельности социального педагога с неполными семьями.......................................................................................................... 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................54

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx.doc

— 108.66 Кб (Скачать файл)

Цель программы: создание благоприятных условий для обеспечения  социально-педагогической поддержки  детей из неполных семей.

Задачи программы:

·  Осуществить коррекцию  психосоциального состояния детей (тревожности, агрессивности, самооценки);

·  Повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей;

·  Ознакомить педагогический коллектив с методами и формами  работы с детьми из неполных семей.

Сроки реализации: учебный  год. Возраст детей: 13-14 лет.

Проанализировав теоретические  вопросы первой части квалификационной работы, нами был разработан исследовательский  комплекс, направленный на диагностику  детей, воспитывающихся в неполной семье. В качестве исследовательской  площадки была выбрана средняя общеобразовательная школа №12 г Барановичи.

Школа находится на окраине  города, основой микрорайона является частный сектор.

В настоящее время педагогический коллектив школы состоит из 50 учителей. Из них - 80% имеют высшее педагогическое образование, 6,6% -высшую кфалификационную категорию, 38% - первую, 11, 6% - вторую.

Количество учащихся с 1 по 11 классы на 2007-2008 учебный год составило 641 человек, классов-комплектов - 31. В  сравнении за 4 года произошло значительное снижение количества учащихся. С 2002 по 2006 год численность сократилась  на 254 ученика, на 12 классов комплектов, что связано с миграцией населения (выезд родителей в города, районы Севера).

В контексте проводимой в  школе социально-педагогической деятельности необходимо отметить группы детей, состоящих  на внутришкольном учете, в подразделении по делам несовершеннолетних ОВД, в Комиссии по делам несовершеннолетних. За последние 3 года наблюдается незначительное снижение количества детей данных категорий.

1.  Социально-педагогическая  поддержка детей из неполных  семей включает в себя следующие  виды деятельности:

·  Диагностическое (исследование психосоциального состояния детей):

-наблюдение;

-опроссник баса –Дарки;

-Методика «Шкала тревожности»  ДЖ.Тейлора;

-Методика «Альтернативный  список качеств личности;

·  Социально-психологическая  коррекция эмоционально – волевой, личностной сферы ребенка:

- Тренинг коммуникативных  умений;

- Аутогенная тренировка;

- Игротеропия;

- Метод комплексной эспресс-диагностики родителей;

·  Коррекция детско –родительских  отношений:

- Индивидуальное психолого  – педагогическое консультирование  родителей;

- Педагогическое поручение(творческое  задание);

·  Образовательное:

-Семейный лекторий.

2. Социально – педагогическая  поддержка родителей включает  в себя следующие виды деятельности:

·  Организационные - встречи  с родителями;

·  Диагностическое - социальная паспортизация семей;

·  Коррекция детско-родительских отношений – индивидуальное психолого-педагогическое консультирование родителей;

·  Образовательное –  Семейные лекции.

3.Взаимодействие с педагогическим  коллективом по социально –  педагогической поддержке детей  из неполных семей включает  в себя следующие виды деятельности:

·  Консультирование.

1.3 Педагогические условия  успешной социально – педагогической  поддержки детей из неполных  семей

В последнее десятилетие  активно возрастает интерес к  педагогической составляющей процесса социализации, к той системе ценностей  социальной среды, которая соответствует  современным условиям воспитания подрастающего  поколения. В самом широком смысле понятие социализации трактуется как процесс и результат социального развития человека. В конце ХIХ века термин «социализация» стал использоваться применительно к развитию человека.

C позиции социальной психологии  социализация характеризуется как  расширение влияния совокупности  условий, в которых живет и  развивается человек (прежде всего  в результате обучения и воспитания), сферы деятельности и общения  индивида; как процесс становления  его личности.

Вплоть до середины 80-х  годов ХХ века проблема социализации подрастающего поколения рассматривалась  как предмет изучения социально-психологических  наук. Словарь современной западной социологии дает следующее определение  социализации: это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни  социальных норм и культурных ценностей  общества, к которому он принадлежит. Классификацию существующих в западной психологии концепций социализации определяли сторонники нескольких направлений, в основном, философских и социально-психологических  течений. Однако в них четко просматриваются  аспекты воспитательного значения. Социализация определяется Т. Парсонсом, как путь достижения социального равновесия, с помощью которого общественные ценности передаются от одного поколения к другому. Г. Тард рассматривает процесс социализации как включение индивида в нацию в народ. З. Фрейд, Э. Эриксон, основоположники психоаналитической концепции, выделили первыми механизмы социализации ребенка: подражание, имитацию и идентификацию. Имитация, по мнению З. Фрейда, является осознанной попыткой ребенка копировать определенную модель поведения. Под идентификацией им понимается способ осознания принадлежности к иной общности. В основе данной трактовки положено представление о человеке как биологическом существе, приспосабливающем врожденные формы поведения, инстинкты к условиям существования в обществе. Он считал, что процесс социализации заканчивается к пяти-шести годам, таким образом отрицал влияние социальной среды и обозначал семью в качестве главного агента социализации. Э. Эриксон интерпретируя педагогическую сущность социализации, указывал, что главное в этом процессе развить социальные чувства детей, организовать интеллектуальное осознание ошибок и достижений в своем поведении. Социализация личности происходит в процессе принятия социальных ролей, утверждали представители ролевой концепции Дж. Г. Мид и Э. Дюркгейм. Суть педагогического подхода в данной концепции определяется необходимостью создания правил и планов социального поведения детей, придавая ему в нужный момент необходимую ролевую форму. Идеи Дж. Г. Мида перекликаются с исследованиями Ж. Пиаже и Л. Колберга, представителями когнитивной концепции социализации, которые указывали на значимость социального взаимодействия при освоении личности ролей.

Целью социализации сторонников  психодинамической концепции К.Левина, Ф. Хайдера было научить человека жить, используя атрибуции повседневных событий поступков людей, в основе игры учить детей распознавать ошибки, причинно-следственных связи социального поведения других людей, побуждать их относиться к окружающим людям так, как хотели бы, чтобы относились к ним.

А. Бандура, У. Бронфенбреннер, представители американской школы, определяют концепцию социального научения, в основе которой, лежит механизм идентификации, подражания и внушения, следования социальным нормам, обмен деятельности между людьми. Педагогическое понимание сущности процесса социализации видится в приемах целенаправленно использовать в практике воспитания примеры для подражания, систему поощрений и наказаний, что позволит личности формировать поведение социально-значимой модели.

Особое распространение  на западе получила критическая концепция  А. Маслоу, К. Роджерса. Сторонники гуманистической психологии утверждают, что задача взрослых в процессе социализации ребенка понять проблему и не подсказывать ребенку ее решение. Для личности и ее поведения, важное значение имеет формирование «Я - концепции», которая выступает системой самовосприятия и отражает те характеристики, в которых человек себя воспринимает.

Сторонники субъект - объектного подхода Э.Дюркгейм, О. Конт, Т.Парсонс, Г. Спенсер и др. предполагают пассивную позицию человека в процессе социализации, саму социализацию рассматривают как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии присущей ему культурой. Данная модель должна обеспечивать функцию адаптации, функцию интеграции, затрагивающую правовые институты, обычаи; функцию воспроизводства структуры, отвечающую за систему верований, морали и органы социализации. Общество как система должно выполнять данные функции.

Центральной частью процесса социализации с точки зрения представителей субъект - субъектного подхода, является формирование «Я» (себя). Оно не дано биологически, но появляется, определяется в ходе взаимодействия с окружающим, доказывают Ф. Дэвис, И. Гофман, Ч.Х. Кули, Дж. Г. Мид, Р.Тернер.

Дж. У. Вандер Занден определяет социализацию как процесс социального взаимодействия, в ходе которого люди приобретают знания, отношения ценности и модели поведения, необходимые для эффективной жизнедеятельности в обществе.В процессе социализации, в частности социальной адаптации, под которой понимают приспособление индивида к условиям социальной среды, проявляется объективная потребность ребенка проявить себя. Индивидуализация ребенка выражается в том, что те или иные значимые качества его личности проявляются в индивидуальной присущей именно ему форме. Именно таким образом, происходит вхождение ребенка в социум его социальное развитие.

Педагогический аспект социализации переплетается с философским  и психологическим. Усваивая социальный опыт, ценности, нормы, установки общества и социальных групп, ребенок не только обогащается опытом, но и реализует  себя как личность, приобретает готовность к преобразовательской деятельности.

Рассмотрим основные педагогические концепции социализации подрастающего  поколения в отечественной и  зарубежной науке.

Концепция социального развития в Вальдорфской педагогике представляет социализацию как систему бережного разворачивания духовной жизни личности. Целью концепции Р. Штейнера было создать равные условия в социуме к обучению детей с различными способностями и разным социальным происхождением. Подход к человеку как единому целому является главным педагогическим принципом на всех стадиях Вальдорфской школы. Центральным понятием педагогической системы М. Монтессори, является саморазвитие. Основанный на идеях природосообразности воспитания педагогический подход актуален по сегодняшний день.

Педагогическая концепция  социализации французского педагога ХХ века С. Френе сводится к тому, что для развития социальных способностей детей, нравственных и гражданских качеств их личности недостаточно просто изменить программы и методы обучения. Основное значение в социализации он придавал свободной школе. Главным способом обучения и развития ребенка С. Френе считал свободное творческое выражение ребенком своего «я».

Французский психолог Ш.З. Годрон отмечает: «Даже новорожденного нескольких секунд от роду нельзя назвать асоциальными, потому что связь с обществом зарождается в атмосфере человеческих привязанностей с самых первых минут его жизни. По мере того как ребенок растет, он вступает в разнообразные отношения с окружающими его людьми-взрослыми и детьми, которые, в свою очередь, входят в различные социальные группы. Отношения, существующие между ребенком и этой жизненной средой, порождают и поддерживают определенные социальные взаимодействия. Таким образом, в ходе своего развития –для того , чтобы сформироваться как личность, ребенок должен стать составной частью социального мира, в который он погружен, в котором он действует и который его обогащает. Он должен приспособиться к этому миру (адаптироваться в нем)и взаимодействовать с ним».

Оригинальная концепция  социального развития ребенка выдвинута  Валлоном (1954г.). Окружающая среда, по его  мнению, – это прежде всего обстановка, атмосфера, связанная с комплексом «субъект - «другой» - внешний мир». При этом, однако, способности ребенка  могут развиваться через приобретаемый  им в этих условиях опыт. Окружающая среда – это также «другие». Социализация ребенка происходит в  рамках отношений, устанавливаемых  ребенком с «другими», которые присутствуют и которых он идентифицирует и  интерпретирует. Согласно концепции  Валлона, роль «другого» заключается  в том, чтобы способствовать психогенезу  социального поведения ребенка. Противопоставление себя «другому», столкновение с «другим» индивидуализирует ребенка  и в то же время питает его ощущения бытия и стремление к самоутверждению.

В зарубежных философско-психологических  концепциях социализация тождественна понятию «развитие личности». Однако существенное различие этих понятий  доказывает следующие подходы отечественных  ученых, которые рассматривают социализацию с позиции воспитания личности.

Проанализируем педагогические концепции детской социализации в отечественной науке начала ХХ века.

П. Ф. Каптерев в своем подходе к социализации отстаивает ценности русской классической педагогики, верность идеям народности. Он рассматривает изменение личности под воздействием внешних влияний как процесс присвоения культуры.

К. Н. Вентцель ориентируется на идеи свободного воспитания детей в процессе самоактуализации личности, однако термином социализации не оперирует, подчеркивает, что воспитание – активное самоизменение личности в процессе усвоения культуры.

В.В.Зеньковский рассматривает  процесс, цели социализации в системе  православной жизненной миссии человека.

Мы выделяем подход С. И. Гессена, который основывается на взаимосвязи  духовной жизни личности, рассматривая социум как проявление культуры. Концепции  социализации, ориентирующие на всесторонне  воспитание личности, определяются в  трудах советских ученых (П.П. Блонского, Н.К.Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н.Шульгина).

Концепции социализации в  рамках педологии (Л.С. Выготский, А.Б.Залкинд) сохраняли свои тенденции в отечественной науке до середины 40-х гг. ХХ века.

Используя педагогическое наследие К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеева указывает  на необходимость такой системы, которая помогла бы воспитать  человека в лучшем значении этого  слова и обеспечивала бы всестороннее развитие личности, начиная с раннего  возраста. Идеи свободного воспитания детей, педагогическая защита ребенка, позиции «свободного самовыявления  ребенка», «отрицания задач воспитания, лежащих вне ребенка» являлись характерными особенностями педагогического  наследия концепции Л.К.Шлегер.

Новые взгляды на проблему социализации детей и принятие ее как явления общественной жизни  оформляются в отечественной  педагогике в середине 60-х годов  ХХ века.

Исследование (1968г.) Р.С. Буре, посвященное проблеме взаимоотношений  дошкольников, находит свое отражение  в педагогике 80-х гг. в концепции  социального развития дошкольника  С. А. Козловой.

Педагогические концепции  середины 80-х годов рассматривают  особенности коллективных взаимоотношений  детей: желание сообща играть, трудиться, дружеское расположение детей друг к другу, проявление интереса к замыслу  товарища, ответственность (В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.Н.Жуковская, Р.С. Буре, Г.Н. Година, С.А. Козлова, Д.И. Сергеева, А.Д.Шатова) [85;180;105;].

Информация о работе Взаимодействие социального педагога с неполной семьей