Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 22:50, курсовая работа
Значительный педагогический опыт К.Д. Ушинского по вопросам воспитания ребенка на основе традиций народной культуры, удачное обоснование системы образования в соответствии с культурно-историческими национальными ценностями создали условия для объективного и всестороннего изучения наследия К.Д. Ушинского. Проблема исследования: каким образом влияют идеи К. Д. Ушинского на воспитание, обучение и развитие детей в современное время. Цель исследования – проанализировать, как оценивают вклад К. Д. Ушинского практикующие педагоги общеобразовательных школ, используют ли в своей работе идеи работ К. Д. Ушинского.
Педагогическая антропология
Только распространением между воспитателями разнообразных антропологических знаний, на которых основывается искусство воспитания, можно способствовать развитию самого искусства воспитания.
Распространению среди учительства антропологических знаний поспособствовал главный труд К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
Эта книга не спроста не названа ни психологией, ни педагогикой. Труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» выходит за границы времени Ушинского, это новая область познания, не существовавшая ранее. Педагогическая антропология находится на стыке педагогики и естественных наук о человеке.
В хорошо знакомой Ушинскому психологии складывались такие пограничные дисциплины, как психофизика и физиологическая психология, в антропологии появились ее разновидности — физическая, социальная и культурная антропология.
Следя за структурными
Такое понимание
Развитие по Константину
Кроме того, именно Ушинского
можно считать родоначальником
принципов современной
Между психологией ума и дидактикой Ушинского существует общность в еще более важном пункте — в методе развития, генетическом подходе к обучению-развитию. (23, 17)
С целью распространения труда К.Д. Ушинского среди широких масс русского учительства после смерти К.Д. Ушинского К.К. Сент-Илер пытался приблизить научные факты, приведенные в работе К.Д. Ушинского, к практике воспитания. В 1894 г. вышло сокращенное издание "Педагогической антропологии" в одном томе для удобства использования в качестве учебника педагогики, подготовленное К.К. Сент-Илером и Л.Н. Модзалевским.
Именно К. Д. Ушинский явился
родоначальником системы
Константин Дмитриевич первым
заговорил о том, что
Педагогическая антропология - научный подвиг Ушинского, значение которого возрастает по мере прогресса науки и дела воспитания.
Вплоть до революции 1917 г. и некоторое время после нее в нашей стране развивалась школа педагогов-антропологов и психологов, последователей Ушинского. Яркими представителями ее были К.К. Сент-Илер, М.И. Демков, П.Ф. Каптерев, В.А. Вагнер, А.Ф. Лазурский и многие другие. В настоящее время наблюдается активное возрождение идеи К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» в деятельности современного учительства. (11, 5)
Таким образом, основываясь на идеях К. Д. Ушинского, педагогическая антропология – это особая область знания, стоящая на стыке естественно-научных и педагогических наук, фундаментальное целостное и системное знание о человеке, воспитывающем и воспитывающемся, о человеке как предмете воспитания.
Рассматривая основные идеи труда Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», можно заметить основные постулаты современной дидактики.
Важнейшее требование, выдвигаемое К. Д. Ушинским - строить воспитательно-образовательную работу с учетом возрастных и психологических особенностей детей, систематически изучать детей в процессе воспитания. “Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях... Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями”.(25, 19)
Главной задачей
Знания основ психологии и физиологии значительно обогащают каждого учителя. Именно фундаментальные и системные знания о природе человека, его душе, возрастных кризисах и психических проявлениях составляют необходимую основу для воспитания и обучения детей в практике любого педагога. (25, 76)
Учитель-воспитатель, знающий психологию, должен творчески использовать ее законы и вытекающие из них правила в разнообразных конкретных условиях своей воспитательной деятельности с детьми разного возраста.
Огромная, несоизмеримая заслуга
Константина Дмитриевича
Рассмотрим основные постулаты педагогической антропологии.
Рис. 1. Основные постулаты педагогической антропологии
Постулаты педагогической антропологии:
Воспитание может осуществляться только через знание естественной природы человека
Воспитание человека изучается целостно и системно
Знания психологии, философии, истории, педагогики, других наук о человеке - призваны дать фундамент для воспитания.
Деятельность воспитания обязана исходить из истины человеческой природы в ее реальном
историческом бытии.
Педагогическая антропология есть человековедение, служащее воспитанию и обучению. Она стремится понять, как люди разного возраста
влияют друг на друга
К. Д. Ушинский дал ценнейшие указания, как надо в процессе обучения путем упражнения развивать активное внимание детей, как надо воспитывать сознательную память, закреплять в памяти учащихся учебный материал путем повторения, которое является органической частью процесса обучения. Повторение, считал Ушинский, нужно не для того, чтобы “возобновить забытое (это же плохо, если что-нибудь забыто), но для того, чтобы предупредить возможность забвения”; всякий шаг вперед в деле обучения должен опираться на знания пройденного. ( 25, 118)
Ушинский обосновал с точки зрения психологии важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения.
Выводы по I главе:
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Непосредственно человека воспитывает человек. Воспитуемый и воспитывающий, он един в двух лицах. Перед современными педагогами стоит главная задача – охватить все возможности воспитания, использовать все возможные резервы, а быть может, и заглянуть за горизонт.
Сложная задача – понять и
принять и воспитателя и
Учитель сможет полноправно
В настоящие время
В данной главе мы рассмотрим механизм исследования по тематике курсовой работы, а также предоставим практические рекомендации для учителей по обучению, воспитанию и развитию детей.
2.1. Результаты анкетирования педагогического коллектива МБОУ СОШ № 57 г. Краснодара
По теме исследования была
организована и проведена опытно-
Целью эксперимента является проведение тестирования педагогического коллектива МБОУ СОШ № 57 г. Краснодара, с целью определения результативности использования методической системы К. Д. Ушинского.
На основании полученных данных составить систему методических советов по обучению, воспитанию и развитию для практикующих педагогов.
Задачами нашего исследования являются:
Для достижения цели и задач были использованы следующие методы:
1) анализ психолого-педагогической литературы;
4) анкетирование;
5) тестирование;
В эксперименте участвовали 25 учителей из МБОУ СОШ № 57 г. Краснодара. Из них 15 учителей являются педагогами начальной школы, остальные 10 – учителей – предметники.