Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 12:37, дипломная работа
Актуальность исследования. В условиях развития глобальных информационных процессов, решения социально-экономических проблем актуализируется важность управления качеством образования при реализации реформы общего образования. Цели воспитания и обучения, выдвинутые в «Национальной док¬трине образования в Российской Федерации» , расширяют границы отечест¬венной системы образования от локального до мультикультурного образовательного пространства.
Введение……………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические аспекты внутришкольного контроля как условия обеспечения эффективности управления качеством воспитания……….....12
1.1. Состояние проблемы управления качеством воспитания в образовательном процессе в существующей теории и практике……...…12
1.2. Роль и место контроля в системе внутришкольного управления…….…..23
1.3. Влияние внутришкольного на эффективность управления качеством воспитания………………………………………………………….………..37
Выводы по первой главе…………………………………………..……………….45
Глава 2. Совершенствование внутришкольного контроля за воспитательным процессом в Муниципальном казенном образовательном учреждении «СОШ №2» г. Миасса……………………………....……………..47
2.1. Реализация внутришкольного контроля за качеством воспитания в Муниципальном казенном образовательном учреждении «СОШ №2» г. Миасса…………………………………...…………………………………47
2.2. Апробация рекомендаций по совершенствованию внутришкольного контроля за качеством воспитания в Муниципальном казенном образовательном учреждении «СОШ №2» г. Миасса…………….………58
2.3. Итоги апробации рекомендаций совершенствованию внутришкольного контроля за качеством воспитания в Муниципальном казенном образовательном учреждении «СОШ №2» г. Миасса………….…………63
Выводы по второй главе……………………….………………………..…………70
Заключение…………………………………………………..……………….……71
Список используемых источников……………………..………………………73
Министерство образования и науки РФ
Федеральное
государственное бюджетное
ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)
Институт
дополнительного профессиональн
Выпускная квалификационная работа по программе профессиональной переподготовки «Менеджмент образования» с дополнительной квалификацией «Менеджер образования»
Тема: «Внутришкольный контроль как условие обеспечения эффективности управления качеством воспитания»
Челябинск, 2013
Министерство образования и науки РФ
Федеральное
государственное бюджетное
ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)
Институт
дополнительного профессиональн
АННОТАЦИЯ
Выпускная работа содержит 95 страниц машинописного текста, 9 таблиц, 11 рисунков, список из 37 информационного источника, 5 приложения.
Ключевые слова: воспитание, качество, эффективность управления, внутришкольный контроль.
В работе:
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические
аспекты внутришкольного
Выводы по первой
главе…………………………………………..……………….
Глава 2. Совершенствование внутришкольного контроля за воспитательным процессом в Муниципальном казенном образовательном учреждении «СОШ №2» г. Миасса……………………………....……………..47
2.1. Реализация внутришкольного
контроля за качеством воспитания в Муниципальном
казенном образовательном учреждении
«СОШ №2» г. Миасса…………………………………...……………………
2.2. Апробация
рекомендаций по
2.3. Итоги апробации
рекомендаций
Выводы по второй главе……………………….………………………..…………
Заключение………………………………………………….
Список используемых
источников……………………..………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. В условиях развития глобальных информационных процессов, решения социально-экономических проблем актуализируется важность управления качеством образования при реализации реформы общего образования. Цели воспитания и обучения, выдвинутые в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» , расширяют границы отечественной системы образования от локального до мультикультурного образовательного пространства.
В доктрине определены следующие стратегические цели обучения и воспитания: преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики; создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.
Традиционная
стратегия образования тормозит
развитие ребенка как человека культуры,
снижает общую потребность
-общее снижение качества образования, его прагматическая ориентированность;
-снижение социальной мотивации образования и духовной культуры общества в целом;
-сохранение в массовой практике школ репродуктивных педагогических технологий.
Проблема качества воспитания неразрывно связана с проблемой качества жизни человека, с его опережающим развитием в системе образования, которая формирует культуру личности как фактор эволюции общества. Такая тенденция в образовании прослеживается на протяжении многих лет в трудах Н.А.Бердяева, В.И.Вернадского, Э.М.Короткова, В.В.Розанова, Н.А.Селезневой, В.П.Симонова, А.И.Субетто и др. Следовательно, соответствие качества воспитания ожиданиям и запросам общества – необходимое условие существования любого образовательного учреждения. С этой целью возрастает необходимость разработки качественно новых подходов к организации и управлению образованием. В этой связи представляется значимым поиск новых путей активизации управленческого потенциала школы, соотнесенность ее образовательной и воспитательной политики с другими институтами социализации, такими как семья.
Ретроспективный анализ монографических работ ряда авторов: М.Н.Аплетаева, В.А.Беликова, Б.С.Гершунского, Т.М.Давыденко, С.М.Дереминой, В.И.Загвязинского, В.С.Лазарева, А.Н. Малинина, Н.В.Мушина, А.Я.Найна, В.П.Панасюка, М.М.Поташника, И.А.Рогачевой, Г.Н.Серикова, В.П.Симонова, А.Г.Соколова, М.Т.Тюркина, О.Г.Хомерики, Т.И.Шамовой, И.К.Шалаева, Е.Ш.Ямбурга и др., - показывает, что на первый план сегодня выдвигается проблема управления в единстве с оценкой качества образования. Это обусловлено рядом следующих факторов, а именно:
- необходимостью
соотнесения целевых установок
развития образовательного
- высоким уровнем
разработанности категорий «
- интеграцией
наук о человеке, социальных системах,
возможностью применения в
Различные аспекты управления качеством воспитания и образования отражены в работах С.Я.Батышева, А.Г.Гостева, Л.М.Кустова, Ю.А.Конаржевского, В.Ю.Кричевского, А.Я.Найна, М.М.Поташника, Г.Н.Серикова, В.П.Симонова, Н.С.Сунцова, Т.И.Шамовой и др.
Определению эффективности управления образовательными учреждениями посвящены публикации В.Н.Аверкина, А.П.Беляевой, С.Т.Ступника, Р.Х.Шакурова, И.К.Шалаева и др.
Исследования В.С.Безруковой, Ю.К.Бабанского, В.И.Гречухина, Т.Д.Кирилловой, Ю.А.Конаржевского, В.П.Симонова, И.М.Старикова и др. посвящены раскрытию специфики отдельных функций управления качеством воспитания и образования с позиции подготовки педагога к организации образовательной и воспитательной деятельности.
В трудах В.А.Беликова, А.Г.Гостева, С.М.Дружина, Э.Ф.Зеера, И.О.Котляровой, А.И.Кочетова, А.М.Кузьмина, Л.М.Кустова, Ю.Н.Кулюткина, А.К.Марковой, С.Г.Молчанова, К.А.Нефедовой, С.А.Репина, Л.Д.Рогожкиной, М.Л.Портнова, Е.А. Шумиловой и др. раскрываются содержание и особенности управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений, пути повышения их управленческой компетенции.
К обоснованию критериев и показателей эффективности управления качеством образования обращались: С.Т.Анушкина, В.С.Брагин, В.П.Беспалько, В.М.Блинов, Н.Н.Булынский, Н.К.Зотова, В.В.Ким, Г.С.Костюк, Е.А.Климов, Ю.Н.Кулюткин, А.К.Маркова, П.И.Пидкасистый, М.Л.Портнов, В.П.Симонов и другие ученые.
Анализ исследований в области философии, социологии, культурологии, психологии, педагогики и широкой практики внутришкольного руководства показывает, что в теории сложились определенные противоречия между:
а) возросшими требованиями к качеству педагогического взаимодействия школы и семьи в образовательном процессе и медленным развитием современной образовательной системы школы, доминированием в ней традиционных укладов и подходов к организации и оцениванию такого рода взаимодействий;
б) общей потребностью руководителей общеобразовательных учреждений в развитии системы управления качеством воспитания и частнопрактическим воплощением актуальных методик, технологий управления в пределах одной школы;
в) необходимостью
осуществления мониторинга
г) наличием в практике школы необходимости в руководителе нового типа, способном организовывать эффективность управления качеством воспитания.
Разрешение данных противоречий определило актуальность проблемы исследования и обусловило необходимость разработки методики и технологии управления качеством воспитания и выявление влияния на эффективность данного процесса системы внутришкольного контроля.
Актуальность, теоретическая значимость, недостаточная научная и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Внутришкольный контроль как условие обеспечения эффективности управления качеством воспитания».
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и апробация рекомендаций по совершенствованию внутришкольного контроля в Муниципальном казенном образовательном учреждении «СОШ №2» г. Миасса.
Объект исследования: процесс эффективного управления качеством воспитания.
Предмет исследования: внутришкольный контроль как условие обеспечения эффективности управления качеством воспитания.
Гипотеза исследования. На основе анализа литературы по социальному управлению, психолого-педагогической литературы, законодательно-нормативных документов мы выдвигаем следующие предположения:
1. Результативность внутришкольно
2. Внутришкольный контроль сможет реализовать свое назначение, если он строится на научно-обоснованной модели функционирования.
3. Развитию демократических
принципов управления будет
4. Эффективность внутришкольного контроля, способствующего максимальному использованию потенциала каждого работника и коллектива школы, повысится, если в основе его сущности лежит идея объективной оценки и оказания профессиональной помощи каждому работнику.
В соответствии с проблемой, целью и гипотезой нами были определены следующие задачи исследования.