Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 12:37, дипломная работа
Актуальность исследования. В условиях развития глобальных информационных процессов, решения социально-экономических проблем актуализируется важность управления качеством образования при реализации реформы общего образования. Цели воспитания и обучения, выдвинутые в «Национальной док¬трине образования в Российской Федерации» , расширяют границы отечест¬венной системы образования от локального до мультикультурного образовательного пространства.
Введение……………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические аспекты внутришкольного контроля как условия обеспечения эффективности управления качеством воспитания……….....12
1.1. Состояние проблемы управления качеством воспитания в образовательном процессе в существующей теории и практике……...…12
1.2. Роль и место контроля в системе внутришкольного управления…….…..23
1.3. Влияние внутришкольного на эффективность управления качеством воспитания………………………………………………………….………..37
Выводы по первой главе…………………………………………..……………….45
Глава 2. Совершенствование внутришкольного контроля за воспитательным процессом в Муниципальном казенном образовательном учреждении «СОШ №2» г. Миасса……………………………....……………..47
2.1. Реализация внутришкольного контроля за качеством воспитания в Муниципальном казенном образовательном учреждении «СОШ №2» г. Миасса…………………………………...…………………………………47
2.2. Апробация рекомендаций по совершенствованию внутришкольного контроля за качеством воспитания в Муниципальном казенном образовательном учреждении «СОШ №2» г. Миасса…………….………58
2.3. Итоги апробации рекомендаций совершенствованию внутришкольного контроля за качеством воспитания в Муниципальном казенном образовательном учреждении «СОШ №2» г. Миасса………….…………63
Выводы по второй главе……………………….………………………..…………70
Заключение…………………………………………………..……………….……71
Список используемых источников……………………..………………………73
Первый этап ? предварительный, предположительный диагноз.
Второй этап – уточняющий диагноз, который опирается на более проверенные, объективные данные, сформированные на основе комплексного использования различных методов наблюдения (бесед, опросов, анкетирования, хронометрирования).
Третий этап – процесс диагностирования; он завершается окончательным диагнозом. Заключается он не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего диагноза, но и в их сравнении, сопоставлении.
Значение контроля в управлении современной школой особенно возрастает в связи с предоставлением школе больших полномочий в оценке качества обучения и воспитания учащихся.
Контроль тесно
связан со всеми функциями
Особенность функции внутришкольного контроля состоит в его настоящем и последующем воздействии на личность учителя. Если это молодой учитель, то такое воздействие сказывается на его профессиональном становлении, если это опытный творческий учитель – на укреплении его профессиональной позиции и авторитета в школе. Поэтому в осуществлении контроля очень важны профессионализм и компетентность проверяющего. У современного директора школы стоит задача в объективной оценке состояния дел, оказании методической помощи, поддержке, стимулировании педагогической деятельности.
В организации внутришкольного контроля важно знать некоторые общие требования: систематичность – данное требование направлено на регулярное проведение контроля, создание в школе системы контроля, позволяющей управлять всем ходом педагогического процесса; объективность, то есть проверка деятельности учителя или педагогического коллектива в соответствии с требованиями государственных стандартов и образовательных программ, на основе выработанных и согласованных критериев; действенность, когда результаты проведенного контроля должны привести к позитивным изменениям, устранению выявленных недостатков; компетентность проверяющего, знающего предмет контроля, владеющего методикой контроля, умеющего увидеть достоинства в работе и возможные недостатки, прогнозировать развитие результатов контроля.
Функция контроля тесно связана с регулированием целостного педагогического процесса. Повышение уровня профессионально-педагогической культуры учителей, изменение ценностных ориентаций учащихся требует со стороны управляющей системы обоснованного регулирования. Такое регулирование возможно, исходя из объективных данных контроля и педагогического анализа. В то же время регулирование позволяет видеть эффективность проведенного контроля, его необходимость и целесообразность.
Основу для эффективной реализации функции контроля составляет целенаправленное и активное применение в управленческой деятельности метода анализа, позволяющего внимательно вникнуть в рассмотрение состояния педагогического процесса, оценить эффективность управления образовательным учреждением и составить прогноз развития по всем направлениям деятельности.
Выводы по первой главе
Во-первых, оно используется для того, чтобы охарактеризовать высокий уровень статуса и даже превосходства. Например, когда характеризуют эффективность профессионального мастерства, то говорят, о высоком качестве подготовки .
Во-вторых, понятие "качество" может быть применено для характеристики наивысших показателей и достижений в образовательной сфере. Например, говоря об успехах победителя олимпиад, мы подчеркиваем, что он имеет высокое качество предметной подготовки, развития творческих способностей.
В-третьих, "качество" характеризует степень соответствия некоторой модели, стандарту, то есть характеризует степень соответствия цели образования или воспитания.
В-четвертых, "качество" отражает и характеризует степень соответствия, степень гарантии того, что ожидают от студента, как субъекта воспитания.
В-пятых, следует обратить внимание на то, что понятие "качество" многомерно и системно отражает процесс и (или) результат воспитательной деятельности с точки зрения того, что мы ожидаем в сравнении с тем, что мы реально имеем.
Обобщая все вышесказанное применительно к воспитанию, можно принять за основу следующее определение: Качество воспитания - это системная характеристика воспитания, отраженная в показателях и критериях оценки процесса и (или) результата воспитательной деятельности, на основе которых осуществляется оценка степени соответствия реального процесса и (или) результата воспитательной деятельности в сравнении с идеальной моделью, образовательным стандартом или ожидаемым результатом.
Внутришкольный
контроль представляет вид деятельности
руководителей совместно с
Глава 2. Совершенствование внутришкольного контроля за воспитательным процессом в Муниципальном казенном образовательном учреждении «СОШ №2» г. Миасса
2.1.
Анализ эффективности
Общеобразовательное учреждение Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
создано в 1944 году (согласно Книге регистрации выдачи аттестатов, 1954г)
Учредитель: муниципальное
образование «Миасский
Осуществляет образовательную деятельность в соответствии с уставом, утвержденным
Постановлением Администрации Миасского городского округа №8231 от 15.12.2011г,
Исполняющим обязанности Главы Администрации Миасского городского округа Е.А.Степовиком
и лицензией А №0002055 от « 27 » января 2012 года, выданной Министерством образования и науки Челябинской области, регистрационный №895 на срок действия бессрочно на право ведения образовательных программ:
1.Начального общего образования;
2.Основного общего образования;
3. Среднего (полного) общего образования.
Согласно Уставу
в школе функционируют
- Учебно-методическое - зам.директора по УВР учителя начальных классов, воспитатели ГПД, учителя – предметники.
- Воспитательная
работа и дополнительное
- Социальная защита обучающихся и охрана прав детства - зам. директора по ВР, ответственный за социальную работу в школе с функционалом социальная защита, медицинская сестра поселковой амбулатории, классные руководители.
- Информатизация
образовательного процесса - зам.
директора по УВР, учитель
- Библиотека, - библиотекарь школы.
- Административно-хозяйственная деятельность- завхоз .
Каждое структурное
подразделение выполняет
Управленческая система школы вертикальная с привлечением коллегиальных органов управления:
Педагогического совета
Родительского комитета
Управляющего совета.
Управление образовательным учреждением.
Таблица 2
Сведения об административном составе
Ф.И.О. (полностью) |
Должность |
Общий административный стаж |
Стаж работы в данной должности в данном учреждении |
Образование |
Квалифика-ционная категория |
Якушев Сергей Михайлович |
Директор |
14 лет |
10 лет |
высшее |
высшая |
Жукова Галина Николаевна |
Заместитель директора по УВР |
3 года |
3 года |
высшее |
первая |
Злобина Анна Борисовна |
Заместитель директора по ВР |
13 лет |
13 лет |
высшее |
первая |
Таблица 3
Социальный состав учащихся
Социальный состав |
2010-2011 |
2011-2012 |
2012-2013 | |||
Кол-во |
% |
Количество |
% |
количество |
% | |
Обучается учащихся в школе |
179 |
100% |
182 |
100% |
180 |
100% |
В том числе учащиеся: |
||||||
из многодетных семей |
31 |
17% |
39 |
21,5% |
37 |
20,5% |
из неполных семей |
37 |
20,5% |
34 |
18,5% |
33 |
18,3% |
находящиеся под опекой |
4 |
2,2% |
6 |
3,3% |
5 |
2,7% |
дети-инвалиды |
3 |
1,6% |
3 |
1,7% |
3 |
1,6% |
Дети из детского дома |
41 |
21% |
38 |
21% |
40 |
22% |
Традиционно школа реализует формы получения образования:
Таблица №4
формы обучения |
2011- 2012 учебный год |
2012-2013 Учебный год |
Классно-урочная |
175 учащихся |
177 учащихся |
Обучение на дому по состоянию здоровья |
6 учеников |
2 ученика |
экстернат |
1 ученик |
1 ученик |
Средняя наполняемость классов:
1 - 4 - 18,5 учащихся;
5 - 7 - 14,5 учащихся;
8 - 9 - 17 учащихся;
10 - 11 - 6 учащихся;
Классы СКО – 8 учащихся
Особенности образовательного процесса.
Структурная модель школы:
I ступень - начальная школа –5 классов.
Общеобразовательные классы работают по УМК «Школа России», изучение английского языка со 2 класса, информатика со 2 класса
Работает 3 группы продленного дня для учащихся 3-4 классов, для учащихся 1-2 классов внеурочная деятельность в количестве 10 часов в неделю.
II ступень - средняя школа – 7 классов
Общеобразовательные классы.
Общеобразовательные
классы занимаются по
III ступень - старшая школа – 1 класс
Общеобразовательный класс.
Деятельность классных руководителей МКОУ «СОШ №2».
Основная ответственность за внеклассную воспитательную работу ложится на классных руководителей. Их деятельность складывается из следующих основных направлений:
1. Работа с классной документацией.
2. Индивидуальная работа с учащимися (в том числе учет посещаемости занятий учащимися класса).
3. Выявление уровня воспитанности учащихся.
4. Проведение
внутриклассных воспитательных
мероприятий и подготовка
5. Работа с родителями.
6. Участие в МО классных руководителей.
7. Организация дежурства по классу и школе.
8. Работа с учителями-предметниками.
9. Анализ воспитательной работы за учебный год.