Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:46, курсовая работа
Цель исследования – провести анализ особенностей развития внимание у школьников второго-третьего возраста.
Объект исследования – группа школьников …возраста
База исследования – школа № 15 в городе Москве.
Предмет исследования – особенности внимания у школьников 7-8 лет
Введение…………………………………………………………………………..3
I.Индивидуальные и возрастные характеристики внимания……………..5
1.1 Общая характеристика внимания……………………………………………5
1.2 Особенности развития внимания…………………………………………….8
1.3 Основные функции внимания………………………………………………12
1.4 Проблема изучения основных свойств внимания…………………………14
II. Развитие внимания в начальной школе…………………………………18
2.1 Диагностика, коррекция и возможности саморазвития…………………...18
2.1.1 Методики для диагностики……………………………………………….18
2.1.2 Методика проведения эксперимента, проба Бурдона…………………...19
2.1.3 Порядок проведения диагностики………………………………………..21
2.2 Результаты и их обсуждение………………………………………………..22
2.2.1 Исследование внимания…………………………………………………..22
2.2.2 Примерные нормы и обратная связь……………………………………..25
2.2.3 Анализ работ………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы……………
Содержание
Введение…………………………………………………………
I.Индивидуальные и возрастные характеристики внимания……………..5
1.1 Общая характеристика внимания……………………………………………5
1.2 Особенности
развития внимания…………………………………
1.3 Основные функции внимания………………………………………………12
1.4 Проблема изучения
основных свойств внимания……………
II. Развитие внимания в начальной школе…………………………………18
2.1 Диагностика, коррекция и возможности саморазвития…………………...18
2.1.1 Методики для
диагностики……………………………………………….
2.1.2 Методика проведения эксперимента, проба Бурдона…………………...19
2.1.3 Порядок проведения диагностики………………………………………..21
2.2 Результаты и
их обсуждение………………………………………………..
2.2.1 Исследование
внимания…………………………………………………..
2.2.2 Примерные нормы и обратная связь……………………………………..25
2.2.3 Анализ работ………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..32
Введение
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание ), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.
Актуальность темы заключается в том, что жалобы на недостаток внимания и усидчивости у школьников составляет 90% всех жалоб со стороны родителей и учителей. Проблемой нарушения внимания школьный психолог занимается больше всего, возможно, потому, что симптомы нарушения внимания самые очевидные, а также потому, что существует большое количество методик для диагностики и, самое главное, коррекции подобных нарушений.
Два раза в год в каждом классе начальной школы проводится фронтальное обследование внимания. Результаты анализируются и используются для предупреждения и коррекции трудностей в обучении. В процессе этих исследований становится очевидным необходимость превратить ученика из пассивного объекта диагностики в заинтересованного в результате участника, понимающего причины своих трудностей и готового к их преодолению.
Цель исследования – провести анализ особенностей развития внимание у школьников второго-третьего возраста.
Объект исследования – группа школьников …возраста
База исследования – школа № 15 в городе Москве.
Предмет исследования – особенности внимания у школьников 7-8 лет
Гипотеза исследования состоит в том, что единственная функция, которую мы можем исследовать фронтально в динамике, — это внимание и поскольку внимание осуществляет функцию контроля деятельности, оно тесно связано с развитием самоконтроля и успеваемости школьников.
Исходя из гипотезы, сформированы следующие задачи:
Были
использованы: методика Бурдона - исследование
особенностей распределения внимания
методом корректурной пробы.
Прежде чем приступить к практическому исследованию методик диагностики внимания школьников отметим ряд важных моментов, так например одним из определений внимания в психологии является предложенное Н.Ф.Добрыниным понимание внимания как направленности и сосредоточенности психической деятельности человека. При этом под направленностью понимается избирательный характер активности, а под сосредоточенностью – углубление в данную деятельность. Подобно памяти внимание относится к сквозным психическим явлениям, поэтому, опираясь на структуру психической организации человека, возможно рассмотрение внимания и как процесса (или стороны какого-либо психического процесса: например, сенсорное, перцептивное, интеллектуальное внимание), и как состояния (например, состояние сосредоточенности), и как свойства личности (например, внимательность).
В
отличие от памяти регулирующая функция
внимания выступает более отчетливо,
что дает основание для классификации
его видов в зависимости от
уровней психической регуляции.
Такая классификация
К числу основных характеристик внимания относят объем, избирательность, устойчивость, концентрацию, распределение и переключение.
Под объемом внимания понимается то количество объектов, которые могут быть отчетливо восприняты в относительно короткий период времени. Ряд исследователей в понимании объема внимания предлагают исходить из объема информации, на котором может сосредоточиться сознание субъекта с тем, чтобы оперировать этой информацией. Введение в современные экспериментальные исследования субъективных критериев внимания (например, балльных оценок для уровня субъективной уверенности в ясном, быстром и точном ответе) позволило сделать вывод, что объем внимания определяется шестью элементами. При дальнейшем увеличении числа элементов происходит их структурирование (например, на основе двух-трех элементов, а именно: пара – линия, три – треугольник и т. д.). Поэтому ряд из десяти элементов, образующий те или иные структуры, воспринимается столь же точно и отчетливо, как ряд из одного-трех элементов. Явление структурирования обнаружено при исследовании объема внимания для разных сенсорных анализаторов, в том числе и для слухового. Объем слухового внимания зависит также от длительности, частоты и темпа предъявления звуковых стимулов. Например, всякое изменение оптимального темпа ведет к уменьшению объема слухового внимания.
Произвольная регуляция объема внимания при разрозненных стимулах ограничена. При смысловой организации стимулов она значительно выше. Ограниченность объема внимания требует постоянного выделения субъектом каких-либо объектов, находящихся в сенсорно-перцептивной зоне, а невыделенные объекты используются ими как фон. Этот выбор из множества сигналов только некоторых из них носит название избирательности внимания. Количественным параметром избирательности внимания считается, например, скорость осуществления испытуемым выбора стимула из множества других, а качественным – точность, т. е. степень соответствия результатов выбора исходному стимульному материалу. Показатель успешности внимания является комплексной характеристикой. Он включает и количественные (скорость), и качественные (точность) параметры избирательности.
Устойчивость
внимания – это способность субъекта
не отклоняться от направленности психической
активности и сохранять сосредоточенность
на объекте внимания. Характеристиками
устойчивости внимания являются временные
параметры длительности сохранения
направленности и сосредоточенности
психической активности без отклонения
от исходного качественного
Переключение внимания представляет собой перемещение его направленности и сосредоточенности с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другую. Характеристикой переключения внимания является степень трудности его осуществления, измеряемая скоростью перехода субъекта от одного вида деятельности к другому. Установлено, что скорость переключения внимания зависит как от стимульного материала, так и от характера деятельности субъекта с ним. Легкость или трудность переключения внимания обусловливается также индивидуальными особенностями субъекта, а именно свойствами его нервной системы. У лиц, характеризующихся подвижной нервной системой (быстрым переходом от возбуждения к торможению и обратно), переключение внимания осуществляется легче. Не менее значимы при переключении внимания и личностные особенности испытуемых, а именно: их активность и заинтересованность, уровень мотивации и т. д.
Все
перечисленные характеристики внимания
представляют функциональное единство,
и их разделение является чисто экспериментальным
приемом. Наряду с ним в наши дни
все более развивается
Одной из основных форм познавательной деятельности человека являются ощущения, которые привлекают внимание ребенка и заставляют концентрироваться на предмете, действии. Под ощущениями понимаются такие психические процессы, которые возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений окружающей действительности на органы чувств. В познавательном отношении из всех анализаторов ведущая роль принадлежит зрению и слуху, хотя считается, что жизненно и социально значимые раздражители чаще и больше отражаются через слух, чем через зрение.
В познавательном отношении большое значение имеют осязательные ощущения, так как они носят комплексный характер. В них объединяются ощущения прикосновения, температурные и двигательные ощущения. Посредством осязания познаются многие признаки предметов: их величина, форма, свойства материала и т. д. В результате этих ощущений создается целостный образ предмета, как необходимый для детей с нарушениями слуха при формировании у них словесной речи.
К
активным познавательным средствам
можно отнести и еще один вид
ощущений — кинестетические ощущения,
т. е. ощущения движений органов тела
и самого человека. Кинестетические
ощущения в значительной степени
связаны со зрением, тактильным восприятием,
слухом. Их необходимо использовать как
вспомогательные средства для выработки
более самостоятельных и
Полноценное развитие психических процессов, в том числе и всех видов ощущений, во многом зависит от определенных условий, среди которых особое значение имеет внимание.
Понятие
«внимание» заключается в ясном
и четком отражении человеком
того, что он воспринимает или делает,
в выделении одних объектов или
свойств и качеств с