Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 22:37, курсовая работа
в исследовании были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить первоисточники по вопросу дисциплина и наказание в отечественной педагогике.
3. Определить роль дисциплины и наказания в педагогическом процессе.
5. Проанализировать опыт использования методов наказания в современном педагогическом процессе во время взаимодействия воспитателя и воспитанника.
6. Определить условия для применения методов наказания и их воздействие на ребёнка.
Введение………………………………………………………………………....3
Глава I. Вопросы дисциплины и наказания в отечественной педагогике..6
1.1. Педагогические взгляды на проблему дисциплины и наказания в
отечественной педагогике ………………………………………….. …………6
1.2. Вопросы дисциплины и наказания в педагогических взглядах А.С.
Макаренко……………………………………………………………………….12
Выводы по первой главе………………………………………………………..16
Глава II. Анализ взглядов зарубежных педагогов по вопросу дисциплины и наказания ………………………………………………………………………17
2.1.Взгляды зарубежных педагогов на проблему дисциплины и
наказания….…………………………………………………………………...17
2.2. Педагогические взгляды Марии Монтессори о дисциплине и
наказании…………………………………………………………….…….. 21
Выводы по главе II………………………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………25
Список литературы……………………………………………………………...26
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное Общеобразовательное Учреждение
Высшего Профессионального Образования
Череповецкий государственный университет
Институт
педагогики и психологии
Курсовая
работа
по дисциплине: История педагогики.
на тему: Вопросы дисциплины и наказания в отечественной
специальности 050703
Череповец,
2010
Оглавление:
Введение………………………………………………………
Глава I. Вопросы дисциплины и наказания в отечественной педагогике..6
1.1. Педагогические взгляды на проблему дисциплины и наказания в
отечественной педагогике ………………………………………….. …………6
1.2. Вопросы дисциплины и наказания в педагогических взглядах А.С.
Макаренко………………………………………………………
Выводы по первой главе………………………………………………………..16
Глава II. Анализ взглядов зарубежных педагогов по вопросу дисциплины и наказания ………………………………………………………………………17
2.1.Взгляды зарубежных педагогов на проблему дисциплины и
наказания….…………………………………………………
2.2. Педагогические взгляды Марии Монтессори о дисциплине и
наказании………………………………………………………
Выводы по главе II………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В педагогике обучения и воспитания есть много сложных проблем, но одной из ключевых и наиболее важных является проблема стимулирования, т.е. того, как воздействовать на ребёнка, чтобы добиться от него желаемого поведения. В определенном смысле, это средоточие основных трудностей, поисков, педагогических усилий, поскольку от эффективности стимулирования очень часто зависит весь успех педагогического процесса.
Каждый, кому приходится иметь дело с детьми, знает, что с помощью поощрений и наказаний воспитатель добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. При этом важно учитывать, что в воспитании детей в школе и семье, как и в обществе, «мы имеем в виду дисциплину, построенную не на страхе, который лишает людей уверенности, порождает нечестность - речь идёт о дисциплине, построенной на высокой сознательности и ответственности людей».
В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание -- это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.
Проблемой использования методов поощрения и наказания занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и другие. В настоящее время этой проблемой занимаются Л.Ю. Гордин, Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков. Но нетрудно заметить, что работы этих и многих других учёных полны самых противоречивых утверждений - от непомерно расширительного толкования поощрений и наказаний, попыток выдать их за какие-то «универсальные» воспитательные средства до почти полного отрицания их педагогического значения.
Причина такого положения в том, что в педагогической теории нет ясного понимания сущности поощрения и наказания как воспитательных средств. Порой к наказаниям относят лишь порку, воздействие грубым насилием, а к поощрениям - только награды, подарки. Иногда же, напротив, всякое одобрение считают поощрением, любое осуждение объявляют наказанием. Итогом служат крайние и взаимоисключающие друг друга подходы в теории, которые отрицательно сказывается и на практике использования поощрения и наказания.
Таким
образом, перед нами встал
Таким образом, актуальность данной проблемы обосновывает основную цель: определить условия воздействия и наказания на ребёнка и условия организации дисциплины.
Объект исследования – процесс наказания в педагогике.
Предмет исследования – методы наказания, применяемые в процессе
воспитания детей дошкольного возраста в современной педагогике.
В связи с поставленной целью и задачами нами была выдвинута гипотеза: повышение эффективности учебно-воспитательного процесса с минимальным использованием методов наказания.
Для реализации поставленной цели в исследовании были определены следующие задачи:
процессе.
5. Проанализировать опыт использования методов наказания в современном педагогическом процессе во время взаимодействия воспитателя и воспитанника.
6. Определить условия для применения методов наказания и их воздействие на ребёнка.
В соответствии
с целями и задачами были использованы
такие методы исследования, как теоретический
анализ психолого-педагогической литературы,
опрос, наблюдение, тестирование, изучение
передового опыта.
1.1. Педагогические взгляды на проблему дисциплины и наказания в
отечественной педагогике.
В настоящее время ведутся исследования
по проблеме дисциплины. Важное место
в формировании организованности и дисциплинированности
детей занимает дошкольное воспитание
и обучение. Обычно считают, что дисциплина
означает наказание (для некоторых – это
порка).
Мы
бы хотели развести эти
Обращение
к проблеме дисциплины, к изучению ее историко-педагогического
аспекта и реализации в современных образовательных
учреждениях является важнейшим направлением
в истории образования и педагогической
мысли.
В классических педагогических трудах
данную проблему рассматривали Н.И. Пирогов,
С.И. Гессен, К.Д. Ушинский, Н.А. Корф, П.П.
Блонский, А.С. Макаренко и другие.
Дисциплина
(лат.) - определенный порядок поведения
людей, обеспечивающий согласованность
действий внутри коллектива, отвечающий
сложившимся в обществе нормам права и
морали. [18].
Как средство общественного контроля
над повседневным поведением людей, дисциплина
отражает в себе господствующие в данном
обществе социальные отношения и служит
для их поддержания. Различными средствами
осуществления дисциплины являются: обычаи,
нравы, традиции, нормы, общественные привычки,
вкусы, авторитет. Для каждой общественной
формации характерно преобладание определенного
типа дисциплины.
В отечественной педагогике изучением проблемы дисциплины занимался Н.И. Пирогов, считая хорошую дисциплину одним из важнейших условий успеха обучения и нравственного воспитания. Он осуждал произвол, казарменный режим, которые царили в школах того времени, и требовал гуманности и сердечности при поддержании дисциплины. В случае проступка ученика педагог должен внимательно учесть обстоятельства, при которых совершен проступок, беспристрастно оценить его, довести до сознания ученика его вину и справедливость назначенного за проступок наказания.[5]
В статье
"Нужно ли сечь детей, и сечь в
присутствии других детей" Пирогов
осудил телесные наказания детей
и горячо доказывал, что применение
розг антипедагогично, что телесные
наказания уничтожают в ребенке
стыд, развращают детей и должны
быть отменены. Однако, он был непоследовательным
в этом вопросе. В 1859 году он опубликовал
циркуляр, в котором считал, что
без розг невозможно обойтись на практике
и советовал применять их в
гимназиях как исключительную меру
и только по постановлению педагогического
совета.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский
протестовал против слепой, палочной дисциплины.
В старой школе дисциплина была основана
на страхе к учителю, раздающему награды
и наказания. Ушинский требовал гуманного
отношения к детям, но их нельзя чрезмерно
нежить и ласкать, педагог должен проявлять
разумную требовательность, воспитывая
у детей чувство долга и ответственности.
Н.А. Корф - основатель русских земских
школ, к вопросу школьной дисциплины подходил
с позиций прогрессивной русской педагогики.[5]
Он
выступал против телесных наказаний, но
и осторожно подходил к мерам поощрения,
считая денежные награды антипедагогичными.
Выдающийся отечественный педагог А.С.
Макаренко в работе "Лекции о воспитании
детей" требовал активной дисциплины
"борьбы и преодоления". Педагог отмечал,
что дисциплинированным человеком в обществе
можно назвать только такого, который
всегда, при всяких условиях сумеет выбрать
правильное поведение, наиболее полезное
для общества, и найдет в себе твердость
продолжать такое поведение до конца,
несмотря на трудности и неприятности.
Таким образом, дисциплина в понимании
Макаренко - это не только дисциплина торможения,
но и дисциплина стремлений, активности.
Она не только сдерживает, но и вдохновляет
к новым победам и достижениям.
А.С. Макаренко тесно связывал вопрос о дисциплине с воспитанием воли, мужества, твердого характера. Он указывал на то, что школа умеет бороться с дезорганизаторами, но такие типы характера, как "тихони", мечтатели, зубрилы проходят мимо нашей педагогической заботы.
Таким
образом, мы рассмотрели с
Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы наказания и поощрения.
Так,
например, «поощрение» означает
«одобрение», «содействие», «ускорение»,
«стимулирование» и т. п. «
Информация о работе Вопросы дисциплины и наказания в отечественной педагогике