Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 07:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на 12 экзаменационных вопросов.
Раздел 1. Общая педагогика
Педагогика как наука, искусство и область практической деятельности. Взаимосвязь педагогической науки и практики.
Отличительной чертой педагогики в общей системе наук является то, что педагогика изучает процесс воспитания человека. Начало изучения научного исследования любой науки обычно связано с определения таких проблем: история возникновения и развития этой науки, какие особенные задачи она ставит и проблемы исследует.
Поскольку педагогика
очень тесно связана с
К основным
методологическим положениям
1. Воспитание, которое,
как и другие общественные
явления, имеет социально-
2. Факторы, влияющие на развитие личности, которые находятся во внешней среде, развитие личности происходит под влиянием общества, в том числе и воспитания.
3. Активность самой
личности имеет очень большое
значение и играет
Существуют
другие методологические
Понятие «педагогическая
методология» можно
В педагогике выделяется несколько уровней методологии: философский, общенаучный и педагогический уровни.
На философском уровне методологических процессов педагогики выявляются те задачи, которые решают проблемы взаимодействия социального и биологического, объективных и субъективных факторов в формировании и развитии личности, проблемы сущности воспитания и образования и т. д. Иначе говоря, те проблемы философии, решение которых определяет общее направление и способы педагогической познавательной и практической деятельности.
Общенаучные
методологические проблемы
К педагогическим
методологическим проблемам
Возможно изменение
актуальности методологических
проблем, которое зависит от
педагогической практики, а также
от ученых-исследователей, занимающихся
проблемами изучения
Таким образом,
методология педагогической
Раздел 2. История образования и педагогической мысли
16. Образование и педагогическая мысль в России в первой половине XVIII в. «Политика просвещенного абсолютизма» Екатерины II, ее влияние на развитие начального образования. Типы народных школ.
Развитие образования в России во второй половине XVIII века шло под влиянием просвещенного абсолютизма Екатерины II, определившего не только рост сети образовательных учреждений, но и приоритет сословного принципа в их комплектовании.
Екатерина II внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. Например, в России XVIII века были хорошо известны труды Яна Амоса Коменского, Фенелона, "Мысли о воспитании" Локка. Отсюда, новая формулировка задач школы: не только учить, но и воспитывать. За основу брался гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения: он исходил "из уважения к правам и свободе личности" и устранял "из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения" (П.Н. Милюков). С другой стороны, воспитательная концепция Екатерины требовала максимальной изоляции детей от семьи и передачи их в руки учителя. Впрочем, уже в 80-х гг. центр внимания был снова перенесен с воспитания на обучение.
За основу
были взяты прусская и австрийская
системы образования. Предполагалось
учредить три типа общеобразовательных
школ - малые, средние и главные. В
них преподавались
Была внедрена
классно-урочная система
В 1764 году в
Москве, на Солянке был открыт казенный
«Воспитательный дом для
Воспитание
происходило по методу
Иван Иванович Бецкой - один из главных деятелей царствования Екатерины II в области образования. На содержание Воспитательного дома в Москве он завещал около 170 тысяч рублей. Уровень образовательного процесса в Воспитательном доме был высок; учреждение пользовалось популярностью в городе, поэтому неслучайно именно при нем открылись «французские классы» для подготовки будущих гувернанток.
В 1764 году издается указ об основании Воспитательного общества благородных девиц на 200 человек при Смольном женском монастыре в Петербурге – Институт благородных девиц.
Девочек
с 4-6 летнего возраста забирали
из дома на 15 лет. Образование
было в основном гуманитарным,
но давались и начала
В 1765 году в
Петербурге была открыта первая
в России общественная школа для
женщин – Смольный институт. До этого
девушки воспитывались в
В 1779 году на деньги Прокопия Акинфиевича Демидова открыто Московское Коммерческое училище для детей купцов и разночинцев. Известный благотворитель екатерининской эпохи, действительный статский советник Демидов П.А. прославился крупными пожертвованиями: 1 млн. предоставил он в 1764 году на строительство Воспитательного дома, 20 тыс. рублей им было выделено на стипендии неимущим студентам Московского университета, 100 тыс. – на создание народных училищ.
В 1786 году был издан Устав о народных училищах, согласно которому в каждом губернском городе учреждались народные училища двух ступеней. Первую ступень представляли «малые училища» с двухгодичным сроком обучения, вторую – «главные», в составе четырех классов. В «малых» училищах преподавались грамота, чтение, арифметика и Закон Божий. «Главные училища предназначались для подготовки педагогических кадров «малых» училищ. Первое «главное» народное училище было открыто в Москве 5 октября 1786 года. Этот день можно считать днем рождения одновременно и первой массовой школы, и первого педагогического училища города.
Для системы общеобразовательных школ нужно было подготовить учителей. С той целью в 1783 году в Петербурге было открыто Главное народное училище, от которого через три года отделилась учительская семинария - прообраз педагогического института.
До конца XVIII века в России не было педагогических учебных заведений. Только в конце века, в 1786 году в губернских городах были учреждены Главные народные училища, в которых готовили учителей для уездных училищ. Будущие педагоги учились пять лет, помимо общеобразовательной подготовки осваивая способ учения и работу с классом, По окончании сдавался экзамен на аттестат учителя. В дворянских семьях по-прежнему продолжали традиционно нанимать детям домашних учителей, по большей части иностранцев.
Екатерининская реформа не была доведена до конца, но, тем не менее, она сыграла значительную роль в развитии российского образования. За 1782-1800 гг. разные виды школ окончили около 180 тыс. детей, в том числе 7 процентов девочек. К началу XIX века в России было около 300 школ и пансионов с 20 тыс. учащихся и 720 учителями. Среди них почти совсем не было сельских школ, т.е. крестьянство практически не имело доступа к образованию. Правда, еще в 1770 г. созданная Екатериной комиссия об училищах разработала проект устройства деревенских школ (включавший предложение о введении в России обязательного начального обучения для всех детей мужского пола независимо от сословия). Но он остался проектом и не был воплощен в жизнь.
Школьная
реформа 1780 –х годов была первой попыткой
создать государственную систему народного
образования. В основу новой школы были
положены принципы всесословности и бесплатности
обучения. Но для создания системы образования
не хватило необходимых средств и, что
самое главное, не было еще потребности
в образовании у широких слоев населения.
Решение всех этих задач было делом следующего
столетия.
17. Образование и педагогическая мысль в России в первой половине XIX в. (И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Н.А. Добролюбов, В.Ф. Одоевский). Учреждение министерства народного образования. Становление и развитие государственной системы образования. Типы начальных народных училищ.
Идеи просвещения еще во второй половине XVIII века привлекают внимание представителей передового дворянства. И. И. Бецким и Н. И. Новиковым высказываются мысли об образовании и воспитании «новых людей» и «полезных граждан».
Наряду с крестьянским вопросом и реорганизацией государственного аппарата большое внимание Негласного комитета было уделено народному просвещению. Культурная отсталость России столь явно препятствовала поступательному развитию промышленности, торговли, финансов страны, что правительство вынуждено было подумать о создании новой системы народного просвещения.
В августе 1802 года
было создано министерство народного
просвещения, первоочередной задачей
которого стала подготовка и проведение
полной реорганизации всех звеньев
учебного процесса в России. Ранее
подготовленные и обсуждаемые «Предварительные
правила народного просвещения»
были дополнены, утверждены царем и
опубликованы в 1804 году в виде двух
уставов — «Устава
Согласно уставу
1804 года создавалась стройная и последовательная
система административного
Профессора университета во главе с ректором призваны были курировать гимназии тех губернских городов, которые входили в округ, принимать участие в разработке учебных и методических вопросов, контролировать деятельность директоров и преподавателей гимназии.
Аналогично этому директор гимназии отвечал за работу уездных училищ своей губернии, а смотритель уездных училищ — за деятельность приходских училищ уезда. Так возникала стройная система соподчинения учебных заведений, причем это соподчинение не ограничивалось чисто административной сферой. Устав 1804 года, определивший не только структуру учебных заведений, но и содержание и методы учебного процесса, устанавливал преемственность учебных программ всех ступеней низшей, средней и высшей школы того времени.
Согласно уставу, начальным звеном школы становились приходские училища, которые были предназначены дать в течение одного года детям «низших слоев» религиозное воспитание и навыки чтения, письма и счета, подготовив их к поступлению в уездное училище.
Следующей ступенью образования стали уездные училища с двухгодичным сроком обучения. Создавались они в уездных и губернских городах и предназначались для детей ремесленников, мелких торговцев, зажиточных крестьян, дабы «сообщить детям свободных непривилегированных сословий необходимые познания, сообразные состоянию их и промышленности». Учебный план уездных училищ был рассчитан на то, чтобы подготовить учеников к поступлению в гимназию.
Информация о работе Вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика»