Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 17:41, реферат
Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Ø сформулировать конкретные задачи проекта и определить механизмы сбора и обработки необходимых для проекта данных и анализа результатов;
Ø опираясь на эти задачи, составить четкий план проекта (это может быть, например, сценарий будущего медиатекста);
Ø осуществить практическое выполнение плана проекта;
Ø подготовить отчет по результатам проекта и обсудить его результаты.
ТИПЫ НЕТРАДИЦИОННЫХ
УРОКОВ,
СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА
К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА
Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом. Творчество на таких уроках я вижу не в развлекательности, а в подборе таких заданий, такого дидактического материала, который своей новизной, необычностью подачи (путешествие, заседание, конкурс, игра и т.д.), вызывая удивление, активизирует внимание, мышление ученика. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика.
Существует несколько
классификаций нестандартных
Урок-зачет.
Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные уроки русского языка обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.
Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. Выбор типа урока зависит от нескольких условий: 1) возрастных особенностей учащихся; 2) задач; 3) целей; 4) содержания обучения в связи с изучаемой темой.
Например, урок-семинар имеет повторительно-обобщающий характер и его целесообразно проводить в старшем или среднем звене, так как он способствует формированию научного стиля речи, самооценке собственных высказываний, оказывается эффективной формой контроля и самоконтроля, ребята учатся работать самостоятельно, пользоваться научной литературой. Основой содержания урока-семинара служит теория. Ведущая цель – формирование теоретического мышления, которое позволит учащимся самостоятельно отбирать, изучать информацию и применять полученные знания на практике.
Этапы подготовки и проведения урока-семинара:
Ø ознакомление учащихся с темой и микротемами семинара (за 2-3 недели до проведения);
Ø осмысление и выбор микротем;
Ø создание творческих групп;
Ø подбор материала к семинару;
Ø консультации учителя (за 7–10 дней до проведения семинара);
Ø систематизация и обобщение материала;
Ø выступление творческих групп на семинаре;
Ø конспектирование дат, определений и других важных моментов сообщений;
Ø выполнение практического задания;
Ø обсуждение выступлений творческих групп;
Ø подведение итогов;
Ø оценивание работы;
Ø объяснение домашнего задания.
В соответствии с задачами
повторения разделов семинарские занятия
можно организовать по следующим
темам: «Состав слова и
Уроки такого плана требуют тщательной подготовки и ученика, и учителя. Воспитательная и образовательная ценность семинаров неоспорима. Она заключается, прежде всего, в том, что школьники учатся самостоятельно работать с научной литературой, строить свои выступления в соответствии с предложенным планом, а это готовит учеников и к обучению в вузе.
Одним из современных требований к уроку русского языка является работа с текстом. В связи с этим используется такая форма урока, как исследование. В самом названии «урок-исследование» просматривается основная задача – исследование языкового материала на основе текстов.
Этапы подготовки и проведения урока-исследования по русскому языку:
Ø выбор текстов;
Ø составление плана анализа текста;
Ø предварительная работа с произведением;
Ø создание творческих групп;
Ø дифференцированное распределение отрывков;
Ø исследование художественного текста под
«лингвистическим микроскопом»;
Ø подготовка группы к «защите» исследования;
Ø представление текста (художественное чтение) одноклассникам;
Ø лингвистический анализ отрывка;
Ø обсуждение, рецензирование анализов, проведённых группами;
Ø подведение итогов урока;
Ø оценивание работы учащихся;
Ø объяснение домашнего задания.
Особое внимание при подготовке к такому уроку следует обратить на выбор текста. Текст должен быть высоко-художественным, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности учеников, и объём исследуемого материала. Целесообразно использовать для анализа тексты разных авторов, объединённых общей темой, тексты разных стилей и типов речи, чтобы впоследствии провести сравнительный и сопоставительный анализ.
На таком уроке перед учителем возникает задача: исследовать язык художественного текста «под лингвистическим микроскопом» и вместе с тем не лишить художественное произведение его поэтического очарования и целостности. Как правило, перед таким уроком знакомлю ребят с произведением на уроке литературы, чтобы они имели представление о произведении в целом.
Одна из основных сложностей при обучении русскому языку – написание сочинений. И чтобы такое домашнее задание не превращалось в катастрофу для всей семьи, надо провести на уроке серьёзную подготовительную работу. Научиться писать сочинение значит научиться мыслить, видеть, анализировать увиденное. С этой целью можно провести урок-практикум по русскому языку в 5-ом классе. Цель этого урока – обратить внимание ребят на то, что происходит рядом с ними, научить их видеть удивительное, необычное в самых обыденных вещах.
Этапы урока-практикума:
Ø экскурсия, наблюдения за природой;
Ø знакомство на практике с изобразительно-выразительными средствами;
Ø обсуждение увиденного;
Ø творческая работа учащихся;
Ø чтение сочинений (по желанию);
Ø обсуждение и рецензирование творческих работ;
Ø исправление и доработка сочинений;
Ø объяснение домашнего задания. (Как правило, художественное оформление творческих работ).
Учитель русского языка должен заботиться о том, чтобы выпускники школы хорошо владели как письменной, так и устной речью. А для этого нужно "открыть уста детей", предоставить им возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует, поддержать стремление детей к самовыражению через слово. Но как это сделать в жестких рамках учебной программы?
Одним из типов работы над развитием речи, не требующим много времени на уроке, является мини-изложение. У этого вида работы ещё несколько плюсов: его можно проводить регулярно (раз в неделю); на примере текста, выбранного для мини-изложения можно разобрать то, как автор создал художественный образ или как он воздействует на читателя, т.е. поговорить о художественных средствах языка. И ещё одно: небольшие по объёму изложения можно проверить в классе, прочитав несколько работ вслух. Как правило, ребята представляют свои работы на суд одноклассников по желанию. Такая проверка очень эффективна: обращая внимание на чужие недостатки, ребята учатся видеть и свои ошибки.
За эту работу оценки лучше не ставить по той причине, что ученики 5–6 класса ещё не достаточно владеют орфографическими навыками и, боясь получить низкую оценку, они будут скованы в высказывании своих мыслей.
Одним из основных приемов
работы по развитию речи учащихся является
комплексный анализ текста, элементы
которого ребята начинают осваивать
уже в пятом классе, определяя
тип текста, вид связи предложений,
определяя тему, идею автора, подбирая
заголовок, называя изобразительно-
Этот вид работы не требует много времени, а ребята привыкают работать с текстом, что очень помогает при написании изложения: учащиеся уже при первом прочтении пробуют определить тему, выявить изобразительные средства, языковые особенности текста, эмоционально окрашенные слова, вид связи, тип речи. Анализ текста, как и любой анализ вообще, также способствует развитию критического мышления.
Эта работа имеет ещё один важный плюс: ребята, работая с образцами высоко художественной литературы, не только знакомятся с миром большой, но нехристоматийной литературы, но и сами учатся создавать художественные тексты, что так важно при написании сочинения – самого трудного вида работы по развитию речи, ведь именно на это – письменное или устное изложение своих мыслей, и направлена вся работа по развитию речи учащихся.
Эффектным видом контроля успеваемости учащихся является урок-зачёт. Тематика таких уроков соответствует ранее изученному материалу. О проведении зачета ребят предупреждаю заранее, знакомя их с планом урока, не забываю и о дифференцированном подходе к обучению: наиболее подготовленные ученики дома самостоятельно составляют вопросы, карточки с практическими заданиями для одноклассников. Эта группа учащихся осваивает некоторые функции учителя. Дети готовятся к объяснению того, как пользоваться изученным правилом, консультируют одноклассников, проверяют выполнение работы.
Излюбленной формой урока ребят 5-7-х классов остается урок-игра. Отличительной особенностью учебно-ролевых уроков является то, что их психологическую основу составляет механизм воображения: ребята представляют себя в определенных ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу. Приняв за основу соответствующий механизм, можно оживить даже самый сложный материал. В чем же успех такого урока? Я думаю, что и в его необычности (использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности. Ведь ребятам надоедает «зубрить» из урока в урок материал учебника. Но если, например, представить, что ты попал на необитаемый остров или на другую планету и тебе надо помочь соплеменникам, что ради этого не сделаешь?! Горы свернёшь, не говоря о том, чтобы выучить падежи, спряжения или научиться писать частицу со словом.
При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой». Поэтому я часто прибегаю к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант или диктант - кроссворд, как называют его ребята, и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты с «вагоновожатым», и задание по типу «найди лишнего, которое прививает умение синтеза и осмысления информации. Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.
Объяснение нового материала эффективнее, если «подкрепляется» наглядностью, что позволяет уравновесить словесную и образную формы мышления. Учащимся обычно предлагается изобразительный материал ( как правило, в сочетании со словесным) по конкретному разделу языка или его отдельным темам. Схема-опора ( на интерактивной доске она может быть заранее подготовлена и раскрываться дозированными частями) - это модель изученного или изучаемого материала, изображение его «устройства», взаимоотношение частей, выделение главного. Это одно из средств обучения, обеспечивающих прочность знаний, умений и навыков.