Воспитание интереса у школьников к изучению русского языка с использованием инновационных технологй

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 17:41, реферат

Краткое описание

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Вложенные файлы: 1 файл

интерес к ря.docx

— 44.27 Кб (Скачать файл)

Ø сформулировать конкретные задачи проекта и определить механизмы сбора и обработки необходимых для проекта данных и анализа результатов;

Ø опираясь на эти задачи, составить четкий план проекта (это может быть, например, сценарий будущего медиатекста);

Ø осуществить практическое выполнение плана проекта;

Ø подготовить отчет по результатам проекта и обсудить его результаты.

 

ТИПЫ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ,  
СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА  
К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА

Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом. Творчество на таких уроках я вижу не в развлекательности, а в подборе таких заданий, такого дидактического материала, который своей новизной, необычностью подачи (путешествие, заседание, конкурс, игра и т.д.), вызывая удивление, активизирует внимание, мышление ученика. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика.

Существует несколько  классификаций нестандартных уроков и множество их видов:

  • Урок-семинар;
  • Урок-лекция;
  • Урок-беседа;
  • Урок-практикум;
  • Урок-экскурсия;
  • Урок-исследование;
  • Урок-игра;
  • Урок-КВН;
  • Урок-защита проекта;
  • Урок-диспут;
  • Урок-конференция;
  • Урок-театрализованное представление;
  • Урок-маскарад;
  • Урок-путешествие;

Урок-зачет.

Практически все они позволяют  задавать проблемные вопросы и создавать  проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного  обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные уроки русского языка обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.

Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много  сил и времени и со стороны  учителя, и со стороны ученика. Выбор  типа урока зависит от нескольких условий: 1) возрастных особенностей учащихся; 2) задач; 3) целей; 4) содержания обучения в связи с изучаемой темой.

Например, урок-семинар имеет  повторительно-обобщающий характер и  его целесообразно проводить в старшем или среднем звене, так как он способствует формированию научного стиля речи, самооценке собственных высказываний, оказывается эффективной формой контроля и самоконтроля, ребята учатся работать самостоятельно, пользоваться научной литературой. Основой содержания урока-семинара служит теория. Ведущая цель – формирование теоретического мышления, которое позволит учащимся самостоятельно отбирать, изучать информацию и применять полученные знания на практике.

Этапы подготовки и проведения урока-семинара:

Ø ознакомление учащихся с темой и микротемами семинара (за 2-3 недели до проведения);

Ø осмысление и выбор микротем;

Ø создание творческих групп;

Ø подбор материала к семинару;

Ø консультации учителя (за 7–10 дней до проведения семинара);

Ø систематизация и обобщение материала;

Ø выступление творческих групп на семинаре;

Ø конспектирование дат, определений и других важных моментов сообщений;

Ø выполнение практического задания;

Ø обсуждение выступлений творческих групп;

Ø подведение итогов;

Ø оценивание работы;

Ø объяснение домашнего задания.

В соответствии с задачами повторения разделов семинарские занятия  можно организовать по следующим  темам: «Состав слова и словообразование», «Морфология. Самостоятельные и  служебные части речи», «Пунктуация  простого предложения» и т.д.

Уроки такого плана требуют  тщательной подготовки и ученика, и  учителя. Воспитательная и образовательная  ценность семинаров неоспорима. Она  заключается, прежде всего, в том, что  школьники учатся самостоятельно работать с научной литературой, строить  свои выступления в соответствии с предложенным планом, а это готовит  учеников и к обучению в вузе.

Одним из современных требований к уроку русского языка является работа с текстом. В связи с  этим используется такая форма урока, как исследование. В самом названии «урок-исследование» просматривается основная задача – исследование языкового материала на основе текстов.

Этапы подготовки и проведения урока-исследования по русскому языку:

Ø выбор текстов;

Ø составление плана анализа текста;

Ø предварительная работа с произведением;

Ø создание творческих групп;

Ø дифференцированное распределение отрывков;

Ø исследование художественного текста под

«лингвистическим микроскопом»;

Ø подготовка группы к «защите» исследования;

Ø представление текста (художественное чтение) одноклассникам;

Ø лингвистический анализ отрывка;

Ø обсуждение, рецензирование анализов, проведённых группами;

Ø подведение итогов урока;

Ø оценивание работы учащихся;

Ø объяснение домашнего задания.

Особое внимание при подготовке к такому уроку следует обратить на выбор текста. Текст должен быть высоко-художественным, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности учеников, и объём исследуемого материала. Целесообразно использовать для анализа тексты разных авторов, объединённых общей темой, тексты разных стилей и типов речи, чтобы впоследствии провести сравнительный и сопоставительный анализ.

На таком уроке перед  учителем возникает задача: исследовать  язык художественного текста «под лингвистическим микроскопом» и вместе с тем не лишить художественное произведение его поэтического очарования и целостности. Как правило, перед таким уроком знакомлю ребят с произведением на уроке литературы, чтобы они имели представление о произведении в целом.

Одна из основных сложностей при обучении русскому языку – написание сочинений. И чтобы такое домашнее задание не превращалось в катастрофу для всей семьи, надо провести на уроке серьёзную подготовительную работу. Научиться писать сочинение значит научиться мыслить, видеть, анализировать увиденное. С этой целью можно провести урок-практикум по русскому языку в 5-ом классе. Цель этого урока – обратить внимание ребят на то, что происходит рядом с ними, научить их видеть удивительное, необычное в самых обыденных вещах.

Этапы урока-практикума:

Ø экскурсия, наблюдения за природой;

Ø знакомство на практике с изобразительно-выразительными средствами;

Ø обсуждение увиденного;

Ø творческая работа учащихся;

Ø чтение сочинений (по желанию);

Ø обсуждение и рецензирование творческих работ;

Ø исправление и доработка сочинений;

Ø объяснение домашнего задания. (Как правило, художественное оформление творческих работ).

Учитель русского языка должен заботиться о том, чтобы выпускники школы хорошо владели как письменной, так и устной речью. А для этого  нужно "открыть уста детей", предоставить им возможность свободно говорить и  писать о том, что их волнует, интересует, поддержать стремление детей к самовыражению  через слово. Но как это сделать  в жестких рамках учебной программы?

Одним из типов работы над  развитием речи, не требующим много  времени на уроке, является мини-изложение. У этого вида работы ещё несколько  плюсов: его можно проводить регулярно (раз в неделю); на примере текста, выбранного для мини-изложения можно  разобрать то, как автор создал художественный образ или как  он воздействует на читателя, т.е. поговорить о художественных средствах языка. И ещё одно: небольшие по объёму изложения можно проверить в  классе, прочитав несколько работ  вслух. Как правило, ребята представляют свои работы на суд одноклассников по желанию. Такая проверка очень эффективна: обращая внимание на чужие недостатки, ребята учатся видеть и свои ошибки.

За эту работу оценки лучше  не ставить по той причине, что ученики 5–6 класса ещё не достаточно владеют орфографическими навыками и, боясь получить низкую оценку, они будут скованы в высказывании своих мыслей.

Одним из основных приемов  работы по развитию речи учащихся является комплексный анализ текста, элементы которого ребята начинают осваивать  уже в пятом классе, определяя  тип текста, вид связи предложений, определяя тему, идею автора, подбирая заголовок, называя изобразительно-выразительные  средства (известные учащимся), используемые автором. Для анализа подбираю высоко художественные, небольшие по объёму тексты, с ярко выраженным авторским стилем (часто с произведениями именно этого автора знакомимся на уроке литературы). Постепенно работа с текстом усложняется, как и сам текст.

Этот вид работы не требует  много времени, а ребята привыкают  работать с текстом, что очень  помогает при написании изложения: учащиеся уже при первом прочтении  пробуют определить тему, выявить изобразительные средства, языковые особенности текста, эмоционально окрашенные слова, вид связи, тип речи. Анализ текста, как и любой анализ вообще, также способствует развитию критического мышления.

Эта работа имеет ещё один важный плюс: ребята, работая с образцами высоко художественной литературы, не только знакомятся с миром большой, но нехристоматийной литературы, но и сами учатся создавать художественные тексты, что так важно при написании сочинения – самого трудного вида работы по развитию речи, ведь именно на это – письменное или устное изложение своих мыслей, и направлена вся работа по развитию речи учащихся.

Эффектным видом контроля успеваемости учащихся является урок-зачёт. Тематика таких уроков соответствует  ранее изученному материалу. О проведении зачета ребят предупреждаю заранее, знакомя их с планом урока, не забываю  и о дифференцированном подходе  к обучению: наиболее подготовленные ученики дома самостоятельно составляют вопросы, карточки с практическими  заданиями для одноклассников. Эта  группа учащихся осваивает некоторые  функции учителя. Дети готовятся  к объяснению того, как пользоваться изученным правилом, консультируют  одноклассников, проверяют выполнение работы.

Излюбленной формой урока  ребят 5-7-х классов остается урок-игра. Отличительной особенностью учебно-ролевых  уроков является то, что их психологическую  основу составляет механизм воображения: ребята представляют себя в определенных ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу. Приняв за основу соответствующий механизм, можно оживить даже самый сложный  материал. В чем же успех такого урока? Я думаю, что и в его  необычности (использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение  любимых героев), и в доступности  изложения материала, и в использовании  яркой наглядности. Ведь ребятам  надоедает «зубрить» из урока в урок материал учебника. Но если, например, представить, что ты попал на необитаемый остров или на другую планету и тебе надо помочь соплеменникам, что ради этого не сделаешь?! Горы свернёшь, не говоря о том, чтобы выучить падежи, спряжения или научиться писать частицу со словом.

При всем многообразии и  эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы  каждый урок был особенный, со своей «изюминкой». Поэтому я часто прибегаю к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант или диктант - кроссворд, как называют его ребята, и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты с «вагоновожатым», и задание по типу «найди лишнего, которое прививает умение синтеза и осмысления информации. Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.

Объяснение нового материала  эффективнее, если «подкрепляется»  наглядностью, что позволяет уравновесить словесную и образную формы мышления. Учащимся обычно предлагается изобразительный  материал ( как правило, в сочетании со словесным) по конкретному разделу языка или его отдельным темам. Схема-опора ( на интерактивной доске она может быть заранее подготовлена и раскрываться дозированными частями) - это модель изученного или изучаемого материала, изображение его «устройства», взаимоотношение частей, выделение главного. Это одно из средств обучения, обеспечивающих прочность знаний, умений и навыков.

Информация о работе Воспитание интереса у школьников к изучению русского языка с использованием инновационных технологй