Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 00:43, курсовая работа
Перед нами стоит проблема в поиске эффективных методов формирования культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 летнего возраста. Поэтому целью исследования явилось изучение процесса формирования культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 летнего возраста. Задачи исследования:
Изучить проблему в теорию:
- изучить возрастные, психолого-педагогические особенности детей раннего возраста.
- изучить формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста в программах ДОУ.
...
Введение
Глава I . Теоретические основы формирования культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет.
1.1 Роль культурно-гигиенических навыков в приобщении детей к здоровому образу жизни.
1.2 Психолого - педагогические особенности детей раннего возраста.
1.3 Анализ программ по формирование культурно-гигиенических навыков в программах ДОУ.
1.4 Приёмы и средства формирования культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет.
Глава II . Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет.
2.1 Выявление уровня сформированности культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет при поступлении в ДОУ.
2.2 Разработки программы по формирования культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет.
2.3. Проверка эффективности проделанной работы.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение.
В этом
возрасте формируются элементы самосознания.
У малыша повышается уровень самостоятельности
и инициативности в разных видах самообслуживания.
Он понимает, что хорошо и что плохо, осваивает
элементарные способы поведения и обращения
со сверстниками и взрослыми. У ребенка
значительно возрастает потребность в
общении, развивается способность устанавливать
деловые контакты со взрослыми, в процессе
которых малыш легко обучается трудовым
действиям. Малыш любит «похвастаться»
своими достижениями и умениями, в этом
проявляется его стремление к признанию
и одобрению. У ребенка постепенно формируется
потребность в самоутверждении, появляются
чувства гордости и стыда[1;13-14]. Самообслуживание
это труд направленный на удовлетворение
личных потребностей, у маленьких детей
связан с процессами одевания, раздевания,
приема пищи и соблюдением элементарных
правил личной гигиены (мытье рук, пользование
носовым платком и т.п.) [1;14]. Следует понимать,
что малыш не просто должен механически
усвоить эти навыки, они должны войти
у него в привычку. В процессе формирования
этих навыков обогащается личность ребенка,
расширяется ориентировка в окружающем,
развивается речь, координация движений,
формируются такие личностные качества,
как самостоятельность, инициативность,
настойчивость, аккуратность, опрятность
и пр. Учитывая возрастные особенности
детей 2-3 лет необходимо применять такие
приемы, которые позволяют сделать работу
с малышом эмоциональной, интересной и
результативной.
Ребенок 3-х лет осознает необходимость выполнения культурно – гигиенических требований к предстоящей деятельности: «Надо мыть руки, потому что потом будем есть». Выразить в речи составляющую навык последовательность операций, условия их выполнения дети еще не могут. Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения бытового процесса, например умывания – мыло, полотенце и вода. Малыша по прежнему привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым становится выполнение действий в правильной последовательности, потому расширяется круг культурно – гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий и изменяется их структура.
Культурно – гигиенические навыки выступают как важная составная часть культуры поведения. Постепенно культурно - гигиенические навыки превращаются в привычки – действия, выполнение которых стало потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность.
Привычки выполнять требования личной гигиены и культурного поведения проявляются в разных жизненных ситуациях. А бытовые процессы выполняются без напоминания взрослых. Режим дня в дошкольном возрасте играет важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил поведения. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.[5;75]
Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.
Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться. В детских садах создаются условия, способствующие формированию и прочному закреплению навыков личной и общественной гигиены. В каждой группе обязательно наличие всех принадлежностей для умывания, мытья ног.
Воспитание культурно-
Изучая опыт работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста, стало понятно, что в этом помогают разные игровые приёмы и методы. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, причёски и т. д. продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. А человеческие отношения маленький ребёнок воплощает, прежде всего, в игре. Поэтому в своей опытно - экспериментальной работе мы отдадим предпочтение использованию разных игровых методов и приёмов, а так же художественного слова.
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 2 - 3 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА.
Исходя из анализа литературы, были определены задачи экспериментальной части исследования:
2. Разработать мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков и привычек у детей раннего возраста.
3. Проверить эффективность разработанных мероприятий.
Разработана программа исследования (Таблица 1)
Программа исследования Таблица 1
Сроки исследования |
Этап исследования |
Цель исследования |
сентябрь |
констатирующий |
Изучение уровня сформированности культурно-гигиенических навыков на момент поступления в ДОУ. |
октябрь – апрель |
формирующий |
Разработать программу мероприятий по формированию культурно-гигиенических навыков в течении года. |
май |
контрольный |
Проверка эффективности
разработанной программы по формированию
культурно-гигиенических |
База исследования: воспитанники I первой младшей группы «Лапушки», МДОУ ЦРР № 159 г.Твери. Количество детей в группе 22, для исследования возьмём группу детей в количестве 10 человек.
Исследовались следующие навыки:
-навыки культуры еды и поведения за столом.
-навыки самообслуживания (одевание и раздевание).
-навыки мытья рук, умывание.
-навык пользования носовым платком.
2.1 Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста при поступлении в МДОУ.
Констатирующий этап.
Диагностика детей при поступлении в ДОУ, данные зафиксированы в таблице 2 (Приложение 1).
Навыки мытья рук и умывания включают умение:
Навыки культуры еды включают умение :
2. Не крошить хлеб;
3. Не разговаривать за столом;
4. Благодарить;
5. Пользоваться салфеткой.
Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
Если ребенок правильно выполнял все действия входящие в навык, то за
правильно выполненное действие он получает 2 балла.
Действие выполненное с небольшими неточностями и помощью взрослого 1 балла.
Неумение выполнять действие (полностью помогает взрослый) 0 баллов.
Для показателя навыка сформированности пользования носовым платком:
0 - формирование навыка вызывает сильные затруднения;
1- формирование навыка вызывает незначительные затруднения;
2- формирование навыка не вызывает затруднения.
Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков:
Высокий уровень (32-46 балла) - все навыки сформированы прочно;
Средний уровень (16-31 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии становления, а остальные навыки сформированы, но требуют закрепления;
Низкий уровень (0-15 баллов) – один и более навыков не сформирован.
Диагностика навыка мытья рук и умывания.
Так, закатать рукава полностью могут двое детей (20%), двое детей (20%) пытаются закатывать рукава,но справляются только с помощью взрослого. Шесть человек (60%) не могут закатать рукава.
Смочить руки водой сами могут трое детей (30%),пять человек (50%) справляются не полностью, и двое детей (20%) не могут сами смочить руки водой.Берёт мыло и намыливает до появления пены только один ребёнок (10%),пятеро детей (50%) берут мыло но не могут хорошо намылить руки,четверо детей (40%) не могут взять мыло и намылить руки.
Моют руки самостоятельно двое детей (20%), четверо детей (40%)не очень хорошо моют руки и четверо детей (40%) не могут сами мыть руки.
Трое детей (30%) хорошо смывают мыло с рук, четверо детей (40%) смывают мыло не достаточно хорошо, трое детей (30%) не могут смыть мыло с рук.
Один ребенок (10%) сам умывает лицо, четверо детей (40%) пытаются мыть лицо,но делают это не умело,пять человек (50%) не умеют мыть лицо.
Один ребёнок (10%) хорошо вытирает лицо и руки,вешает полотенце не место; четверо детей (40%)пытаются вытирать лицо и руки,но делают это не достаточно хорошо.Пять человек (50%) не знают как вытирать руки и лицо,и не могут повесить полотенце на место.
Отразим навык сформированности мытья рук и умывания в рисунке 1.
Рис.1
Условные обозначения: 1–закатать рукава; 2–смочить руки; 3–взять мыло, намылить до появления пены; 4–мыть руки; 5–смыть мыло; 6–мыть лицо; 7–вытереть насухо руки и лицо, повесить полотенце на место.
Диагностика навыка культуры еды.
Хорошо держать ложку могут 5детей (50%),четверо детей (40%) держат ложку неуверенно, перекладывают из одной руки в другую и один ребенок (10%) не умеет держать ложку. Двое детей (20%) кусают от кусочка хлеба аккуратно не кроша его, пять детей (50%) не очень аккуратно кушают хлеб, трое детей (30%) не умеют кушать хлеб, крошат его. Шестеро детей (60%) кушают за столом молча, трое детей (30%) иногда разговаривают за столом во время еды, и один ребенок (10%) не умеет вести себя за столом. Трое детей (30%) говорят после еды «спасибо» без напоминания, четверо детей (40%) не всегда благодарят после еды, и трое детей (30%) не говорят спасибо. Двое детей (20%) пытаються пользоваться салфетками после еды, восемь детей (80%) не имеют представления о том, как пользоваться салфеткой.
Информация о работе Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста