Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 00:43, курсовая работа
Перед нами стоит проблема в поиске эффективных методов формирования культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 летнего возраста. Поэтому целью исследования явилось изучение процесса формирования культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 летнего возраста. Задачи исследования:
Изучить проблему в теорию:
- изучить возрастные, психолого-педагогические особенности детей раннего возраста.
- изучить формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста в программах ДОУ.
...
Введение
Глава I . Теоретические основы формирования культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет.
1.1 Роль культурно-гигиенических навыков в приобщении детей к здоровому образу жизни.
1.2 Психолого - педагогические особенности детей раннего возраста.
1.3 Анализ программ по формирование культурно-гигиенических навыков в программах ДОУ.
1.4 Приёмы и средства формирования культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет.
Глава II . Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет.
2.1 Выявление уровня сформированности культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет при поступлении в ДОУ.
2.2 Разработки программы по формирования культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет.
2.3. Проверка эффективности проделанной работы.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение.
Рис. 6
Условные обозначения:
1–закатать рукава; 2–смочить руки; 3–взять мыло, намылить до появления пены; 4–мыть руки; 5–смыть мыло; 6–мыть лицо; 7–вытереть насухо руки и лицо, повесить полотенце на место.
Диагностика навыка культуры еды.
Держать правильно ложку научились все дети (100%). Не крошить хлеб, откусывать от куска научились восемь детей (80%), двое детей (20%) иногда крошат хлеб. Все дети (100%) научились правильно вести себя за столом, не разговаривать, а кушать молча. Также все дети (100%) всегда говорят «спасибо» после приёма пищи. Восемь детей (80%) уверенно пользуются салфеткой, у двоих детей (20%) не всегда получается использовать салфетку правильно. Отразим данные в рисунке 7.
Рис.7
Условные обозначения:
1–держать ложку, 2–не крошить хлеб, 3–не разговаривать за столом, 4–благодарить, 5–пользоваться салфеткой.
Диагностика навыков одевания и раздевания.
Семь детей (70%) могут уверенно расстегивать пуговицы, трое детей (30%) делают это с небольшим затруднением. Восемь детей (80%) умеют снимать платье (брюки), двое детей (20%) иногда затрудняются снять платье (брюки). Девять человек (90%) научились аккуратно вешать одежду на стульчик, а один ребёнок (10%) делает это не всегда хорошо. Почти все дети (90%) могут сами снять обувь, только один ребёнок (10%) иногда затрудняется. Семь человек (70%) могут сами одеться в обратной последовательности и трое детей (30%) иногда путают последовательность. Отразим навык одевания и раздевания в рисунке 8.
Рис.8
Условные обозначения:
1–растегнуть пуговицы, 2–снять платье(брюки), 3–аккуратно повесить, 4–снять обувь, 5–снять колготки, 6–надеть в обратной последовательности.
Диагностика навыка
Все дети (100%) могут достать платок из кармана. Восемь детей (80%) могут самостоятельно развернуть платок, двое детей (20%) разворачивают платок с небольшими затруднениями. Восемь человек (80%) уверенно используют платок по назначению, двое детей (20%) делают это недостаточно хорошо.
Свернуть платок могут семь человек (70%), у троих детей (30%)это не всегда получается качественно. Убрать платок в карман могут все дети (100%).
Отразим диагностику в рисунке 9.
Рис.9
Условные обозначения:
1–достать платок из кармана, 2–развернуть, 3–использовать по назначению, 4–свернуть, 5–убрать в карман.
Анализ результатов диагностики после проведения формирующей работы показал следующее (Рисунок 10), что у 90% детей навыки прочно сформировались, у 10% детей навыки сформировались, но требуют отработки, совершенствования и закрепления. Прослёживается четкая положительная динамика.
Диагностика культурно-
Рис.10
Заключение.
Анализ проведенного исследования позволил предоставить результаты опытно-экспериментальной работы, проведённой на базе МДОУ ЦРР детского сада № 159. Была прослежена динамика изменения уровня сформированности культурно-гигиенических навыков в процессе экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе эксперимента уровень сформированности навыков у детей был не одинаков. Анализ результатов до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной нами методики совершенствования работы. Результаты детей улучшились. Почти все дети достигли высокого уровня, также возросли показатели среднего уровня.
В процессе работы были замечены такие изменения: дети стали мыть руки без напоминания взрослого, научились мыть лицо, опрятнее одеваться, стали следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых. Многие заметно улучшили свое поведение во время приема пищи; стали кушать аккуратнее. Малыши стали больше проявлять инициативы в подготовке к занятиям или приему пищи. Дети начали замечать неполадки во внешнем виде друг друга или окружающей обстановке. Большинство ребят стали бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок.
Разумеется, данное исследование не претендует на достаточно полное, и вопрос остаётся актуальным. Однако в плане формирования культурно-гигиенических навыков в ДОУ переработаны известные методические аспекты и разработана методика формирования навыков для детей раннего возраста.
Исходя из анализа опытно-
Воспитание культурно-
Рекомендации воспитателям МДОУ:
Воспитание культурно-
Воспитание культурно-гигиенических навыков следует отнести к первоочередным задачам воспитания маленького ребенка.
Прежде всего, необходимо вызвать
у детей желание действовать
определенным образом. Этому во многом
могут способствовать условия детского
сада: благоустроенное помещение, мебель,
соответствующая возрасту детей. Но
мало вызвать желание, надо научить
ребенка действовать
Если постоянно пользоваться запретом: «Нельзя брызгаться водой, нельзя трогать вещи, нельзя бросать куклу», то у малыша уже в этом возрасте может развиться упрямство и своеволие. Ведь складывается понятие, что взрослые «мешают» ребенку интересно действовать: вертеть, крутить, двигать, стучать. А действовать ему просто необходимо, поэтому и нужно переключить малыша с ненужного действия на полезное.
Постепенно повышая требования к ребенку, необходимо проводить работу с семьей. Приглашать родителей в группу, показывать условия жизни их детей и приемы обучения. В индивидуальных беседах рассказать, чему уже научился их ребенок, что и как нужно продолжать закреплять дома.
Литература.
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-204с.
2. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 1997.
3. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. – М.: Просвещение, 1973.
4. Болотина Л.Р., Комарова
Т.С., Баранов С.П. Дошкольная
5. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.- М.: Просвещение, 1987.-95с
6. Баранова, М.Л. Справочник
руководителя дошкольного
7. Выготский, Л.С. Психология / - М.: Академия, 2000.
8. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения.// Дошкольное воспитание.-1989- №11-17-21с
9. Конина Е.Ю. Формирование
культурно-гигиенических
10. Дошкольная педагогика/под редакцией Логиновой В.И. и Саморуковой П.Г.-М.: Просвещение, 1988-256с.
11. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1986 -141с.
12.Немов, Р.С.Том 2, Психология образования - М.: просвещение,1995. -496с.
13.ИгуменоваН.Скатерть-
14. Буре Р.С.,Островская Л.Ф. Воспитатель и дети.-М.:Просвещение,2001
15. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.-М.:Просвещение, 1991-160с.
16.Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2005-467с.
17. Менджерицкая Д.В. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение, 1979-175с.
18. Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2008-№10-53-59с.
19. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности.// Дошкольное воспитание.-1988-№9-13-17с.
20. Фролова А.Н. Игры-занятия с малышами.- К.: Рад.шк, 1987-144с.
21. Пиаже, Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1969. - с.42.
22. Психологический словарь / Под ред. Давыдова В.В. - М.: Просвещение, 1983. - с.18.
23. Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков.// Дошкольное воспитание.-1979-№ 8-15-20с.
24. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности - СПб.: Питер, 2004. - с.224.
25. Мир детства: Дошкольник. / Под ред. А.Г.Хрипковой. -М.: Педагогика, 1987-256 с.
26. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. - М.:Просвещение,1991.
27. Смирнова, Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет . - СПб.: Детство пресс, 2005.
28. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. - СПб., 2007
.29. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста - М.: Просвещение, 2007.
30. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. - М.: Просвещение, 1990.
31. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. Ярославль: Академия развития, 2001. – 136 с.
Информация о работе Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста