Воспитание младших школьников на традициях народной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Народные традиции – это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение. Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематичному труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения, способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело. Жизненный опыт приобретается на протяжении всей истории существования народа, находит свое отражение в народных традициях. Богатый арсенал народных традиций, который сформировался из конкретных исторических условий развития народа, должен быть широко использован. Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................3
§ 1. Теоретические аспекты использования традиций народной педагогики в воспитании младших школьников...........................................................................6
§ 2. Виды воспитания младших школьников на традициях народной педагогики………………………………………………………………………..…………..11
§ 3. Рассмотрение практической работы по воспитанию младших школьников на основе народных традиций …………………................................................20
§ 4. Педагогический опыт учителей по использованию народных традиций в воспитательном процессе младших школьников ………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................................................35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Павлова Катерина.doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)

Несмотря на многочисленные исследования и понимание общественностью важности народных традиций народа в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы на наш взгляд они используются мало и не эффективно.

 Разработка вопроса использования народных традиций в воспитательном процессе в начальной школе предполагает развертывание работы по следующим направлениям:

 - организация просветительской работы в среде педагогических работников и родителей с целью ознакомления их с культурой и трудовыми традициями различных народов;

 - создание системы программ и пособий регионального уровня, позволяющих знакомить с традиционной культурой воспитания детей младшего школьного возраста и их использование при организации воспитательного процесса;

- постоянный учёт того факта, что система воспитания любого этноса, при всей своей здоровой консервативности, устойчивости развивается, что это не всегда заметно в пределах жизни одного поколения, но ощутимо в рамках длительного исторического процесса;

- использование идей традиционной системы воспитания и народной педагогики в целом с учётом неоднородного национального состава населения республики;

 - широкое вовлечение родителей, СМИ, общественности в работу по этнопедагогизации воспитания подрастающего поколения;

- обеспечение системы в работе с взрослыми и, прежде всего, с родителями по углублению, расширению и систематизации их знаний традиционной культуры, и в частности традиционной культуры воспитания.

 - обязательное включение в учебно-воспитательный процесс школ таких трудовых традиций народа как: раннее привлечение детей к труду; труд взрослого – главный пример для ребенка; совместная трудовая деятельность людей разного возраста; использование песен, пословиц, загадок, сказок и др. Для привлечения и поддержания интереса к трудовой деятельности; поощрение, скромности, деловитости, трудолюбия; порицание безделья и пустословия [Архарова, 2000, с. 69].

 

§ 2. Виды воспитания младших школьников на традициях народной

педагогики

 

Народное искусство, являясь хранителем исторической памяти, непосредственным носителем самобытной культуры, искусства предыдущих поколений, отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития ее нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры [Оконешникова, 1996, с. 36].

Народные традиции играют важную роль в воспитательном процессе ребенка. Ведь именно в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы. Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.

Традиции, обычаи, праздники, содержащие в себе надежно проверенные временем и историческим отбором знаний, умений и навыков человечества, представляют для дополнительного образования предмет социальной востребованности и актуальности.

Воспитательное значение этих социальных явлений заключается в том, что они вызывают горячее стремление следовать хорошим примерам, установившимся нормам и правилам. Необходимо создать у младших школьников определенное отношение к народным традициям и обычаям, отношение глубокого уважения, понимания их сущности, желание изучать и следовать примеру людей, носителей этих явлений [Юдина, 2006, с. 162].

В народной педагогической практике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Традиция жива, пока ее чтут, берегут.

Младший школьник, обретающий в этом возрасте рефлексию и способность планировать свою деятельность, воспитывается уже не только через разговоры и примеры со стороны взрослых, но и в рамках разных видов собственной активности, которая становится систематической, предметной и целенаправленной. Основные виды деятельности, оказывающие воспитательное влияние на младших школьников, – учение, игра, общение и труд [Батурина, 2003, с. 114].

 Учение является мощным средством  воспитания в силу того, что  оно предполагает общение и  взаимодействие ребенка с учителем  и товарищами, личности которых  оказывают воздействие на личность ученика. Следовательно, в учебной деятельности происходит не только на учение, но и воспитание. В процессе учения приобретаются не только знания, умения и навыки, но и происходят формирование и закрепление определенных качеств личности, склонностей, способностей, интересов, потребностей, черт характера.

 В начальный период учения  основное содержание воспитательной  работы связано с формированием у ребенка потребности в знаниях, познавательных интересов, желания познать истину, стремления к непрерывному самообразованию и саморазвитию.

Фундамент этих качеств закладывается еще до школы на основе естественной любознательности детей, которую надо всячески поддерживать и развивать. Необходимо обстоятельно, доступно и честно отвечать на вопросы, интересующие ребенка, и учить его самому находить на них ответы. В течение младшего школьного возраста учебная мотивация образует единство двух базовых потребностей: потребности в знаниях и потребности в достижении успехов. Школьники начинают осознавать жизненное значение этих потребностей и динамику их функционирования. В частности, они начинают различать способности и прилагаемые усилия и понимать, что их успехи больше зависят от старания [Суханов, 1998, с. 278].

 Собственно успехи школьников  оценивает, прежде всего, учитель, и именно его точка зрения является определяющим фактором осознания детьми младшего школьного возраста своих личностных качеств. Школьники 3-4-го классов способны различать, когда оценки заслужены и когда они не соответствуют реальным успехам. Установлено, например, что чем легче задача, за успешное решение которой ученик удостаивается похвалы учителя, тем с большим основанием он считает, что учитель низко оценивает его способности. И наоборот, чем труднее задача, неудача, в решении которой вызовет порицание учителя, тем скорее учащийся сделает вывод о высокой оценке педагогом его способностей. Иными словами, ученик понимает, что дефицит способностей может быть компенсирован стараниями и что при наличии высокоразвитых способностей можно приложить не очень много усилий.

 Следующим шагом в понимании  сущности усилий и способностей  является вывод ученика о том, что оценивать и хвалить людей надо не столько за способности, сколько за прилагаемые усилия. Осознание этого факта становится сильным стимулом для самосовершенствования и мощной мотивационной основой самовоспитания [Антонова, 1995, с. 108].

Воспитательная работа – это очень широкое поле деятельности, которое включает в себя все виды воспитания

  • Трудовое воспитание
  • Нравственное воспитание
  • Эстетическое воспитание
  • Умственное воспитание

Трудовое воспитание.

Самым важным воспитанием считалось трудовое. Только на его основе можно было дать все остальные виды воспитания. Ленивый человек не станет трудиться, чтобы помочь кому-нибудь. Только трудом можно решить сложную задачу. Чтобы сделать что-то красивое  надо потрудиться. Самый лучший способ развития мышц – физический труд.

Ребенок уже с 5–6 лет начинал трудиться — помогать своей семье.

По записям Г. Н. Волкова, в 50-х годах прошлого века чувашские ученые опросили старых людей 80–90 лет и узнали, какую работу они могли выполнять в 10–12 лет.

Пожилые мужчины назвали 100–110 видов труда (например, колоть дрова, вить веревки, плести лапти, корзины, ремонтировать кожаную обувь, ухаживать за скотом, косить, жать, складывать стога, запрягать лошадь, пахать, боронить и т. д.), пожилые женщины –120 –130 видов (растапливать печь, варить еду, мыть посуду, убирать дом, ухаживать за маленькими детьми, прясть, ткать, шить, стирать, доить коров, косить, жать, полоть сорняки и т. п.) [Измайлов, 1991, с. 23].

Наши предки считали, что человеку нужно не просто любить труд, а иметь привычку, потребность трудиться, не проводить время впустую. Свою трудовую школу маленький ребенок начинал рядом с отцом-матерью, бабушкой-дедушкой. Сначала он просто подавал инструменты и наблюдал за работой, потом ему доверяли «закончить» работу, например, отрезать нитку на шитье, до конца забить гвоздь. Подрастая, ребенок тянулся к более сложной работе и так постепенно учился всем ремеслам, которые знали его родители.

С раннего возраста каждому ребенку выделяли свои особые грядки, которые он сам поливал, полол, соревнуясь с братьями и сестрами. Осенью сравнивали полученный урожай. Были у детей и «свои» животные-детеныши, за которыми они сами ухаживали.

Так постепенно, посильным трудом дети входили в рабочую жизнь семьи. Хотя слова «труд» и «трудно» очень похожи, но труд на благо семьи приносил много радости.

Любовь к труду у маленьких детей проявлялась с ранних лет, и иногда они, подражая взрослым, могли перестараться в своем усердии и «потрудиться» не так, как надо. Например, взять и выкопать поздний сорт картошки раньше времени, недозревшим, да умудриться спустить его в подпол. Тут взрослые не знали, что делать, то ли хвалить, то ли ругать таких «работничков». Но, конечно, дети были серьезными и важными помощниками во всех делах семьи. Старинные традиции трудового воспитания до сих пор сохраняются во многих семьях [Волков, 2001, с. 143].

Нравственное воспитание.

Как приучить ребенка всегда поступать так, чтобы не навредить ни людям, ни себе? Маленький ребенок, появившись на свет, не знает, как надо жить, не знает, что такое хорошо, а что такое плохо. В древности у людей не было телевизоров, Интернета, разных журналов и видеофильмов. И ребенок рос, наблюдая за окружающими его людьми и за природой. Он подражал и учился всему у своих родителей, бабушек-дедушек, родственников, соседей. А также смотрел на солнце, звезды, домашних и лесных животных, следил, как растут травы и вьют гнезда птицы. И постепенно понимал, что всё на земле живет и трудится, что люди стремятся помогать друг другу, что человек тоскует без родины и что у всего на свете есть свой родной язык, и что ни одно живое существо не обходится без семьи и детенышей. Так ребенок и получал нравственное воспитание [Волков, 2001, с. 147].

Каждый поступок, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием «мораль».

Мораль в прямом значении – это обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима используют слово этика – привычка обыкновение, обычай. Другое значение этого слова – философская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне нравственности.

Как отмечает Баймурзина В.И., в тюркских языках нет возникшего на их собственной основе однозначного понятия «мораль». С приходом арабо-мусульманской культуры ко многим тюркским народам проник термин «эхлак», означающий мораль. В домусульманской период истории башкир вместо термина «эхлак» употреблялось слово «якшылык». В этом же значении употреблялись слова «йола»- обычай, «изгелек» - доброта. Синонимом понятий «яхшы», «якшылык», «изге», «изгелек» выступает и понятие «дан» слава («Дан кеше» - «Славный человек») [Баймурзина, 1996, с. 32].

Одно из главных понятий нравственности - добро. Так, например, добро в эпосе башкирского народа «Урал - батыр» - всесильное [начало, растворенное во всем мироздании.

Добро служит универсальным средством ценностных ориентаций. Универсальность добра нашла отражение и в других произведениях устного поэтического творчества  народа, например, в пословицах: «Доброе дело не забывается», «Доброе дело ласкает, худое - коробит», «Доброе дело и на земле не пропадет.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что нравственность и мораль возникли давно и нашли свое отражение в понятиях «добро» и «зло» [Баймурзина, 1996, с. 33].

Основные идеи нравственного воспитания народа заключаются в следующем:

Идея подчинения личного интереса общественным. Например, Урал - батыр последний глоток живой воды использует ради жизни на земле, отказывая тем самым себе в бессмертии.

На добро отвечать добром. Назло отвечать добром. Например, суть этого понятия выражают пословицы: «Хороший прекратит тяжбу, злой скажет: «победил», « Бросившему камень, подай пищу».

Идея самоценности человека. Например, «Урал - батыр» отвергает человеческие жертвоприношения.

Идея любви как нравственно эстетический феномен культуры. Она связана с укреплением моногамного брака как основы семьи [Баймурзина, 1996, с. 39].

Умственное воспитание.

Термин «ум» часто используется как синоним «способности мышления». Иметь ум – быть умным, значит быть способным. Одна из важных основ способности – овладение знаниями.

В представлении башкирского народа понятие «способность рассматривается как одно из свойственных качеств человеческой личности, о чем свидетельствует многозначность слова.

На ранних этапах развития нации приоритет физического развития бесспорен, отсюда вытекает и требование к героям эпосов, сказок, которые обязательно должны были иметь неимоверную физическую силу.

Позднее требования к одаренным личностям приобретали не только иные направления. На первое место вместо грубой физической силы выступила умственная способность: «Сильный одолеет одного, умный – десятерых».

 Постепенно возрастает роль знаний в жизни людей: «Человек без названия – слепой», «Знания дороже богатства», «Знающий человек не Пропадет». Люди, стремящиеся к знанию, учению всегда пользовались уважением: «Не золото является богатством, а знание», «Не расти в длину, развивайся умом», «Знающий спасся от тысячи бед».

Основными средствами умственного воспитания являются загадки. Они развивают смекалку, память скорость мышления логику, догадливость и сообразительность. Содержание загадок всегда отражает жизнедеятельность человека, явления окружающей действительности. Они помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях. Отгадывание загадок также оказывает влияние на развитие речи детей. Кроме того, разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умение четко выделить наиболее характерные признаки предмета явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.

Информация о работе Воспитание младших школьников на традициях народной педагогики