Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 18:27, курсовая работа
Народные традиции – это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение. Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематичному труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения, способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело. Жизненный опыт приобретается на протяжении всей истории существования народа, находит свое отражение в народных традициях. Богатый арсенал народных традиций, который сформировался из конкретных исторических условий развития народа, должен быть широко использован. Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль.
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................3
§ 1. Теоретические аспекты использования традиций народной педагогики в воспитании младших школьников...........................................................................6
§ 2. Виды воспитания младших школьников на традициях народной педагогики………………………………………………………………………..…………..11
§ 3. Рассмотрение практической работы по воспитанию младших школьников на основе народных традиций …………………................................................20
§ 4. Педагогический опыт учителей по использованию народных традиций в воспитательном процессе младших школьников ………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................................................35
По мнению профессора Баймурзиной В.И., кроме загадок, к средствам умственного воспитания относятся народные логопедические средства (игра слов, разговор на «секретном языке», определение слова по рифме), а также скороговорки, дразнилки, игры с элементами театрализации, подвижные игры, подчиняющие определенным правилам [Баймурзина, 1996, с. 58].
Педагогическая эффективность вышеназванных средств определяется комплексным их использованием.
Существенным элементом умственного воспитания, по утверждению профессора Баймурзиной В.И., является соблюдение определенных принципов, которые выработаны веками. Это – принцип последовательности, принцип посильности, принцип своевременности, принцип наглядности и личного опыта, принцип доступности.
Эстетическое воспитание.
У народа была своя система приобщения подрастающего поколения к прекрасному. Ее характерная особенность – в тесной связи эстетического воспитания с трудовым; более того - оно, главным образом, осуществлялось в процессе трудовой деятельности.
Приобщение подрастающего поколения
к прекрасному считалось одной из задач воспитания. Оно выступало
в тесной связи не
только с трудовым, но и с умственным, нравственным
и физическим
воспитанием.
Материальная и духовная культура, например у чуваш, сложилась на базе
булгарской культуры. Это сказывается
во всех элементах эстетических традиций
чувашского народа – а песнях, вышивках,
одежде, в
молодежных праздниках, обычаях и обрядах.
Техники вышивок устойчива и передавалась
из поколения и поколение. Исследования
В.Каховского показывают, что в некоторых
элементах узоров чувашских вышивок сохранились
знаки булгарской
рунической письменности. Старинная женская рубаха чуваш, наиболее архаичная,
происхождением связана с волжскими булгарами-
Этнографы находят близкое сходство чувашской
рубахи с женской
одеждой дунайских болгар. Некоторые образцы
женских рубах низовых чувашек, вышитые
по подолу и исполненные многоцветными
шерстяными нитками, имеют почти полное
сходство с женской рубахой дунайских
болгар. Общие элементы в вышивках, народном
искусстве, эстетических традициях дунайских
болгар и чуваш установлены и болгарскими
этнографами.
Эстетические традиции народа очень содержательны и многогранны. Широтой, глубиной и многообразием отличаются представления чуваш о прекрасном, их идеал красоты.
Производные слова и словосочетания, имеющие отношения
к эстетическим традициям, еще более углубляют
представления о
прекрасном и раскрывают культурные связи
и содружество их с соседними народами.
В воспитании чувашской молодежи немалое значение имели эстетические традиции марийского, мордовского, татарского и особенно - русского народа. С.М. Михайлов описал совместные игры и праздники марийцев.
Чуваши положительно отзывались о поведении мордвы, считали,
что мордвин не допускает насмешливого
отношения к чувашам;
охотно проводили с ними праздники, пели
их песни.
Широко были распространены совместные
игры чувашской и
русской молодежи. Они подробно описаны первым
чувашским просветителем и педагогом
С.Михайловым; им высоко оценено педагогическое
значение этих игр. Чувашская молодежь
любила русские
песни, пела их как на родном, так и па русском
языке. Среди чуваш были очень распространены
пляски, но в, то, же время немного было
чувашских танцев, причем они были однообразны
[Волков, 1993, с. 92].
Отдельные средства народной педагогики воздействуют словом, другие действием (игра), третьи формой (изделия народного творчества). Несомненно, наиболее действенными являются словесные средства воспитания. Устное народное творчество оказывает педагогу огромную помощь в воспитании школьников. Педагог использует фольклор, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Сказки, русские народные песни, считалки, загадки, пословицы и поговорки не потеряли своего значения и в наши дни. Русские народные сказки, пословицы, поговорки можно считать жизненными рекомендациями старших поколений. Они выражают философские, этические воззрения нашего народа, его нравственный потенциал. Знакомя школьников с поговорками, загадками, пословицами, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Слушая сказку, ребенок получает урок самовоспитания. Былины позволяют познакомить школьников со славными подвигами богатырей святорусских защитников земли Русской. Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине [Виноградов, 1998, с.68].
Дети любят подражать взрослым. Поэтому большое значение в приобщении школьников к народной культуре имеют народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии [Найденова, 2000, с. 278].
§3. Организация работы по воспитанию младших школьников на
основе традиций народной педагогики
Подготовка урока, беседы - достаточно трудоемкая задача. На педагогическом совете начальной школы можно принять решение не только проводить такие уроки для «своего» класса, но и приглашать на них ребят из параллельных классов или близких по возрасту. Такие открытые уроки стали новой интересной формой, которая позволила, с одной стороны, экономить время и усилия учителей, а с другой - значительно расширить кругозор детей.
В целом, использовались следующие формы работы:
Связь со средней школой возможна через создание стенных газет, через школьное радио, а также через приглашение старшеклассников на спектакли и фестивали [Палаткина, 2003, С. 65-72].
На внеклассных часах «Родная страна» у детей формировались представления о том, что наша страна – Россия в ней много городов и сел. Москва - главный город нашей страны. В Москве работает правительство. На здании Конгресс - холла, где работает правительство, развевается синий флаг – Флаг России. Правительство заботится о людях. В Москве много памятников, театров, красивых высотных зданий улиц и площадей.
Дети должны знать: название своего города, поселка, их своеобразие и достопримечательности; названия нескольких улиц, носящих имена известных людей, героев; памятник погибшим воинам, музей писателя или художника. Младшие школьники должны проявлять интерес к городам нашей страны, у них должно возникать желание больше узнать о Родине. Для этого детям дают представления о многонациональности России, формируют представления о национальностях автономных республиках.
Дети должны знать название своей республики и ее столицы. Младшим школьникам дают элементарные сведения об истории государства, рассказывают о своем городе, поселке, крае; формируют представления о растительном и животном мире разных районов страны, показывают разнообразие, красоту и богатство природы, расширяют представления детей о природе и закрепляют знание правил поведения в ней. Детей младшего школьного возраста знакомят с жизнью великих национальных поэтов, композиторов, художников, с их произведениями. В доступной форме у детей формируют представления о творческом содружестве народов страны [Козлова, 2001, с. 58].
Детей знакомят с Флагом и Гербом, с Гимном. Они «должны узнавать мелодию Государственного гимна, знать, что гимн исполняют во время праздника или другого торжественного события. Знать, что, когда звучит гимн, нужно вставать, а мальчикам снимать головные уборы».
У младших школьников воспитывают доброжелательное отношение к окружающим людям разных национальностей, дружеские, товарищеские отношения со сверстниками разных национальностей. В связи с этим можно провести анкетирование на выявление уровня знаний о традициях народной педагогики (см. Приложение 1).
Детей младшего школьного возраста, особенно первоклассников, следует приучать воспринимать, то есть слышать, понимать и отчасти запоминать и использовать, отдельные, простые по содержанию, доступные им выражения из народно - разговорной фразеологии (пословицы и поговорки).
Детям трудно усвоить общее значение словосочетания, не зависящее от конкретного смысла слов, его составляющих. Поэтому педагог должен включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при определенной ситуации или при соответствующем объяснении, например: в процессе ознакомления детей с народным фольклором, дети заводили альбом и записывали туда уже известные детям выражения народной мудрости. Затем сделать альбом - передвижку, в которой записывать только новые пословицы и поговорки. Дети узнают их от родителей, из книг. В результате почти каждый ребенок получает право взять альбом - передвижку домой, с помощью родителей записать новую пословицу, нарисовать к ней картинку (см. Приложение 2).
В работе учили детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребенка (простые и доступные), используя наглядность прямого и переносного значения фразеологического оборота, художественную литературу, выход в практическую деятельность (обыгрывание пословиц). Объясняли детям, что в нашем языке есть много слов, которыми обозначают предметы (стол, нос), совершаемые действия (клади, руби, заруби). Но, если объединить такие слова в одном выражении ("Заруби на носу"), то они будут иметь совсем другой смысл. "Зарубить на носу" - значит запомнить. Или такое выражение - "Повесить голову". Как вы его понимаете? Как можно сказать по-другому?
Для работы в начальной школе нами были выбраны ценности, которые соответствуют сферам интересов и возможностям осмысления детей младшего школьного возраста. Они сформулированы в афористическом виде в пословицах и поговорках, высказываниях классиков отечественной культуры следующим образом:
Один из видов посильного детям этого возраста труда - труд учения. Многие учителя помнят, что существовала раньше оценка «за прилежание». Учение требует таких важных качеств, как терпение, послушание учителю в выполнении его требований, настойчивость в преодолении трудностей. Деятельность учения формирует характер ребенка. Многие дети сегодня приходят в школу без необходимого настроя на учение, на ежедневную работу, на уважение к учителю. Ценность учения нужно снова и снова обсуждать и подчеркивать в общении с детьми. Это тем более важно, что стиль учения формируется в школьном возрасте, а учиться современный человек должен быть готов всю жизнь [Соловьева, 2006, С. 32-38].
С давних времен пословицы и поговорки существуют бок обок с другими произведениями народного творчества, такими, как сказки, анекдоты, легенды, притчи, предания, героические и лирические песни, обрядовая поэзия.
Таким образом, в процессе ознакомления детей с народным фольклором, они учатся понимать этимологию слов, выражений, подбирать пословицы и поговорки близкие и противоположные по смыслу [Харина, 2001, с. 54].
Из множества народных пословиц и поговорок мы выбрали те, которые могут сопровождать трудовую деятельность детей и, конечно же, обогащать их речь. В контексте трудовой деятельности при соответствующих условиях дети учатся понимать значение пословиц, ясно формулировать свои мысли. Приведем пример такой ситуации. Дети играют, рассматривают книги, а двое мальчиков, не найдя себе занятия, сидят на ковре. Мы говорим: "От скуки бери дело в руки" и даем какое-то поручение. Дети охотно приступают к делу. А после того, как работа будет закончена, хвалим и спрашиваем, почему так говориться. Таким образом, помогаем осмыслить пословицу и результат своего труда.
Практика показывает, что для всестороннего развития детей особое значение приобретают народные игры - забавы. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики, - они являются неотъемлемой частью воспитания ребенка. У него формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны и культуре других народов.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно - игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины; диалоги непосредственно характеризуют персепатией и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной, умственной деятельности.
Информация о работе Воспитание младших школьников на традициях народной педагогики