Воспитание младших школьников на традициях народной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Народные традиции – это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение. Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематичному труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения, способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело. Жизненный опыт приобретается на протяжении всей истории существования народа, находит свое отражение в народных традициях. Богатый арсенал народных традиций, который сформировался из конкретных исторических условий развития народа, должен быть широко использован. Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................3
§ 1. Теоретические аспекты использования традиций народной педагогики в воспитании младших школьников...........................................................................6
§ 2. Виды воспитания младших школьников на традициях народной педагогики………………………………………………………………………..…………..11
§ 3. Рассмотрение практической работы по воспитанию младших школьников на основе народных традиций …………………................................................20
§ 4. Педагогический опыт учителей по использованию народных традиций в воспитательном процессе младших школьников ………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................................................35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Павлова Катерина.doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)

Итак, использование этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе младших школьников осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них [Мельникова, 2006, с. 82].

 

§4. Педагогический опыт учителей по использованию народных

 традиций в воспитательном процессе младших школьников

 

Одним из первых педагогов, обративших внимание на ценные 
стороны народного воспитания, был Я.А. Коменский. Он теоретически обосновал и развил сложившееся народное воспитание у «чешских братьев», у славянских народов Чехии, Польши, Украины, Белоруссии. Коменский собирал произведения устного народного творчества, используя их в своих учебниках и пособиях. Им был составлен сборник пословиц и поговорок Чешского народа, где сосредоточено все педагогически ценное из народной воспитательной мудрости.

Коменский всесторонне изучает жизнь народа, пишет его историю, исследует географию.

Великий педагог – гуманист добивался того, чтобы учителя детей народа были подлинно народными. Первое и главное требование к 
ним - изучать, любить родной язык, устное творчество народа. Народный педагог, по мнению Коменского, должен быть патриотом 
родного языка, родной культуры.

Патриотическая преданность своему народу побудила Коменского к внимательному изучению народных традиции воспитания и 
их творческому использованию в создании научной педагогики.

Теоретическое обоснование народного воспитания развил, великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он перекинул мост от Коменского к новейшим педагогическим исканиям второй половины XIX и 
начала ХХ века. Опыт Коменского по просвещению народов Европы 
он развил и применил в духовном сплочении народов России.

Основательно изучив характер образования народов Европы, 
Ушинский пришел к выводу, что у каждого народа существует своя 
система воспитания. В статье «О нравственном элементе в русском 
воспитании» он писал: «Напрасно мы хотим выдумать воспитание: 
воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько 
существует сам народ, с ним родилось, с ним выросло, отразило на 
себе всю его историю, все его лучшие и худшие качества». Ушинский 
считал, что система воспитания порождается историей народа, его 
потребностям и бытом, его материальной и духовной культурой, она 
не может существовать вне решения острых социальных проблем.

Прекрасно зная обычаи, обряды, традиции родного народа, 
Ушинский глубоко проникал в его духовную жизнь. Как всякий педагог он был энциклопедистом – философом, фольклористом, литературоведом. Многие народы, населяющие Россию, он знал как свой род- 
ной народ, хорошо понимал общность их исторических судеб.

Опора на совершенные знания существенных черт духовно, 
««они многих народов – один из основополагающих принципов педагогической системы Ушинского, свободной от национальной ограниченности.

Другой выдающийся русский педагог А.С.Макаренко воспитывался в рабочей среде, жил и трудился среди крестьян, с раннего детства испытывал на себе влияние народных педагогических традиций.

Народная педагогика, опирающаяся на житейскую мудрость, 
была предметом особого внимания ученого, и нередко – его опорой.

Одной из центральных проблем в педагогике всех народов был 
проблема родного языка. Для А.С. Макаренко родной язык – проблема не только дидактическая, но и общекультурная, морально-этическая, педагогическая, эстетическая.

В книгах А.С. Макаренко образы раскрываются через педагогическое действие или педагогическую идею. Его герои воспитывают. 
Многообразие форм сохранения и передачи педагогической информации посредством образов, сюжетов, диалогов, монологов, ситуации, конфликтов, имен и прозвищ, намеков, упреков, клятв в определенной мере заимствовано педагогом из народной педагогики.

Трудовые традиции колонии и коммуны представляют собой переосмысленные народные традиции.

Для А.С. Макаренко, как и для Я.А.Коменского и К.Д.Ушинского, народ – величайший педагог.

Продолжателем идеи К.Д.Ушинского о принципе народности в 
воспитании был В.А.Сухомлинский. В его книгах подчеркивается мысль о необходимости возрождения прогрессивных педагогических 
традиции народа, о широком внедрении их в семью и школу. 
В.А. Сухомлинский рассказывает детям сказки, вместе с ними поет народные песни, организует проведение народных праздников. Его 
ученики сани придумывают сказки, пишут сочинения по пословицам, решают народные загадки – задачи. Элементы народного творчества 
используются в оформлении школы, классов, кабинетов. Он культивирует трудовые традиции, пропагандирует народное искусство, обрядность.

Из всех средств воспитания наиболее значимым В.А.Сухомлинский считает родное слово. По его мнению, речевая культура человека – зеркало его духовной культуры. «Школа становится очагом культуры лишь тогда, – говорил Сухомлинский В.А., когда в ней царят 
четыре культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ 
родного слова».

Принцип народности воспитания В.А. Сухомлинского глубоко 
гуманистичен и интернационален. Педагог устанавливает духовное 
общение своих воспитанников с детьми других национальностей. 
Основными формами этой работы были рассказы, беседы, чтение заочные путешествия по Родине. Знания, полученные учащимися, являются компонентом, формирующим культуру межнациональных отношении.

Единые цели, общность интересов всех народов были предметом 
постоянного внимания В.А.Сухомлинского.

Г.Н. Волков – академик РАО, автор монографии Чувашская 
народная педагогика», «Этнопедагогика», «Педагогика жизни» и многих других.

В последние годы в системе образования прослеживается тенденция возвращения к народной педагогике, что является главным условием национального возрождения и основой познания духовного наследия каждого народа.

 Следовательно, этнопедагогика является ведущей концепцией дальнейшего развития национальной школы, так как воспитание на основе народной педагогики дает возможность привить любовь к ценностям материальной и духовной культуры своего народа.

 Башкиры на протяжении столетий создали чрезвычайно богатую и многогранную уникальную культуру. В наши годы, когда культура не знает национальных преград, башкиры, сохраняя свое богатое наследие, принимают самое деятельное участие в развитии общей цивилизации (см. Приложение 3).

В Аргаяшском районе с 1994 года работает центр – возрождения национальной культуры, традиций, обычаев и языка. Стержнем работы в данном направлении является районная программа «Национальное возрождение и развитие башкирского народа Аргаяшского района Челябинской области», утвержденная в 1994 году. В 17 школах района есть заместители директоров по возрождению. Они наряду с учителями башкирского языка и литературы вносят свой вклад в организацию мероприятий, подготовке уроков, а также ведут школьные музеи.

 Во многих музеях школ организованы уголки из предметов быта и труда башкир, родословное дерево, утварь, история деревень, история башкирского народа. Учителя башкирского языка и литературы на своих уроках пользуются экспонатами музея, организовывают посещение в другие школьные и районные музеи. Учащиеся очень заинтересованы историей, бытом, культурой своего народа, родословным своих предков. Они с огромным желанием собирают информацию для музея, узнают от жителей про своих предков, а также приносят в школьный музей найденные экспонаты.

На основе народных традиций воспитания можно помочь учащимся выработать современные идеалы. Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, к его обычаям и традициям башкирского народа, к его духовным и нравственно-этическим ценностям в детских учреждениях, учебных заведениях, сочетание национальной и общечеловеческой культур дает хорошие результаты в воспитании и обучении учащихся.

Базой для воспитания детей является народный опыт воспитания и национальные традиции, общение на родном языке. Обучение башкирского языка в Аргаяшском районе ведется в 47 школах. Башкирский язык изучается по 2-х, 3-х, 4-х часовой программе. В процессе обучения школьники узнают особенности обычаев, традиций башкирского языка и охотно участвуют в таких мероприятиях как детский сабантуй, проводы зимы (нардуган), встреча весны (науруз), кукушкин чай, воронья каша и другие.

Использование близкого и понятного для конкретного народа воспитательного опыта способствует повышению качества учебно-воспитательной работы, сближает взгляды участников педагогического процесса, укрепляет связь между образовательными учреждениями и социокультурной средой, в целом, повышает педагогический результат.

 Содержание воспитания в дошкольных учреждениях составляет национально-региональный компонент. Дети дошкольного возраста воспитываются в среде с национальным колоритом, знакомятся с произведениями устного народного творчества на родном языке, учатся исполнять башкирские песни и танцы, играют в народные подвижные игры. Это способствует пробуждению в ребенке национального самосознания, воспитанию чувства уважения к другим нациям, обучению основным правилам поведения в обществе.

 Средняя общеобразовательная школа прививает учащимся практические умения импровизации в жанрах фольклора, умения в национальной резьбе, шитье, вышивании, продолжается знакомство с произведениями устного народного творчества, разновидностями прикладного искусства. Учащиеся осваивают национальные игры и виды спорта, получают представления о народных обычаях и ритуалах. Также средняя школа углубляет познания учащихся в различных видах национальной культуры, развивает художественные особенности, эстетический вкус учащихся. Знакомит с традиционной культурой жизни, труда и быта народа. Совершенствуются знания учащихся по философии, истории, литературе народа.

Важным фактором сохранения  развития национальной культуры является сохранение и развитие традиций народной педагогики. Национальное возрождение невозможно без возрождения традиций, которые по сути своей соответствуют народным идеалам: доброта, труд, мудрость, нравственность, уважение старости, любовь ко всему живому.

В библиотеках школ с учебниками башкирского языка и литературы есть учебники как «История Башкортостана», «Уроки жизни». Учителя с удовольствием пользуются этими учебниками и пособиями, так как они способствуют расширению кругозора учащихся, формированию у них высоких патриотических, нравственных и эстетических чувств, а также показывают, что национальная культура любого народа является частью мировой культуры и способствует возрождению и развитию национальных культур. Разнообразие материала дает возможность осуществления межпредметных связей, проведения интегрированных уроков культуры и музыки.

Использование башкирских народных традиций в воспитании и обучении учащихся формирует художественный вкус, способствует духовному развитию личности, сохранению преемственности поколений.

Этнокультурное воспитание основывается на идеях патриотизма и родной культуры. Воспитание детей на народных традициях проникнуто высоконравственным национальным идеалом. Содержание идей народной педагогики глубинно заложены в таких широко известных воспитательных средствах, как пословицы и поговорки, загадки, сказки, игры, песни. Для повышения уровня знаний младших школьников о традициях народной педагогики можно повести внеклассный урок на тему: «Культура и традиции русского народа» (см. Приложение 4).

Аргаяшские башкиры – самая большая компактная группа этноса в пределах Челябинской, Курганской и Свердловской областей. Благодаря своей численности и компактности, они сохранили нормальное языковое общение, национальные традиции, помогающие приобщаться более или менее плодотворно к этнокультуре. Но этого явно недостаточно, ибо необходимо приобщение людей к современной профессиональной культуре. Для этого в районе необходимо создать при районном доме культуры выездную группу артистической молодежи для обслуживания культурных потребностей населения и пропагандирования современного искусства.

Педагоги школы должны и обязаны в совершенстве владеть родным и русским литературным языками, обладать знаниями по родной, русской и мировой культуре, обучать детей с учетом принципов этнопсихологии и этнопедагогики, готовить их как продолжателей национальных традиций, воспитывать у них терпимость и уважительное отношение к людям любой национальности, любого вероисповедания и культуры.

 Нужно учитывать, что использование материалов народной педагогики не должно ограничиваться только программами учебных занятий, так и во внеурочное время.

 Без традиций не может быть ни национальной души, ни цивилизации. Поэтому то одним из главных занятий человека с тех пор как он существует, было создание сети традиций.

 Таким образом, воздействие и влияние народной педагогики в воспитательный процесс в образовательных учреждениях, а также использование народных традиций огромны.

 Построение образовательного процесса на принципах народной педагогики, или, по крайней мере, использования материалов народной педагогики в учебных программах, решает одну из важнейших проблем современной школы – интернациональное воспитание, воспитание в духе терпимости к другим культурам, народам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В нашей работе мы рассмотрели использование народных традиций в воспитании младших школьников. Через народные традиции ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах, ребенок проявляет себя и развивается. Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного, если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Мы выявили, что ознакомление ребенка в школе с народными традициями помогает ребенку намного лучше развиваться как личность. Тем более воспитательное значение этих социальных явлений вызывают горячее стремление следовать примерам установившихся нормам и правилам. Необходимо создать у младших школьников определенное отношение к народным традициям, отношение глубокого уважения, понимания их сущности, желание изучать и следовать примеру людей, носителей этих явлений.

Информация о работе Воспитание младших школьников на традициях народной педагогики