Воспитание привычек нравственного поведения в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 23:10, курсовая работа

Краткое описание

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумываются над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях?

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава 1 Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников.

1.1 Из истории изучения проблемы нравственного воспитания………………4

1.2 Сущность и механизмы формирования привычек нравственного поведения……………………………………....………………………………....6

Глава 2 Методика нравственно воспитания и формирования культуры поведения детей дошкольного возраста.
2.1 Анализ задач нравственного воспитания в современных программах дошкольного воспитания и методов их реализации ………………………….14
2.2 Методика воспитания привычек нравственного поведения у детей средней группы ………….....................................................................................20

Глава 3 Модели экспериментального исследования.

Заключение…………………………………………………………………….....31

Список использованной литературы…………………………………………...33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая педагогика.docx

— 51.19 Кб (Скачать файл)

    Начальный  уровень, практически внутренне  бесконтрольный, характеризуется зависимостью  поведения от неосознанных импульсов  и внешних воздействий. Постепенно, через эмоциональную подсознательную  сферу психики, формируются привычки  и привычные формы поведения. На этом уровне развития возникает  возможность некоторого самоконтроля  над поведением благодаря привычкам, укреплению привычных действий. На базе привычного поведения, под влиянием целенаправленного  педагогического воздействия у  ребенка развивается нравственное  мышление. Вместе с ним и с  его помощью, на базе нравственных  чувств, сознания и воли образуются  нравственность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм. Эти свойства и  качества личности представляют  собою психические преобразования, которые возникают в результате  активного взаимодействия ребенка  с миром в системе общественных  отношений. Они устойчиво проявляется  ребенком в этих отношениях, сознаются, закрепляются в чертах характера, свойствах личности, в привычках  и привычных формах поведения. Высшим уровнем нравственного  поведения является сознательное  владение собой, сохранение твердости, верности нравственным убеждениям, особенно в кризисных и экстремальных  ситуациях. Для детей постоянно  такие ситуации возникают в  процессе жизни.

    Успех  нравственного воспитания детей  во многом зависит от характера  субъективного нравственного пространства, в котором они живут. Это раскрывает  моральный климат в коллективе. Воспитатель сводит до минимума  стихийные влияния в зоне нравственного  пространства и взаимодействия. Возникновение противоречий в  жизненных отношениях ребят и  внешним миром и между собой  порождает напряженность переживаний, что проявляется в противодействиях, сопротивлению воспитанию, в скрытых  и открытых конфликтах. Ошибочно  рассматривать противоречивость  в поведении и сознании старших  дошкольников как явление случайное  или только как результат недоработок  в воспитании. Воспитатели, изучая  причины невыполнения правил  поведения детьми, выделяют три  основных варианта воспитательного  воздействия:

1. дети не  знают некоторых правил. Это причина  простая и легко устранимая;

2. дети знают  правила, но не умеют их выполнять. Значит надо не только рассказывать, но и показывать, как можно  вести себя в подобной ситуации, как надо выполнять это правило.

3. дети знают  правила, знают, как их выполнять, но не выполняют. Это происходит, потому что некоторые правила дети считают ненужными и неважными. Кроме того, дети видят, что взрослые не придерживаются единства в требованиях, предъявляемых детям, или дети не выполняют правила из-за лени, отсутствия привычки к волевому усилию.

    В  преодолении ребенком внешних  и внутренних противоречий заключается  сама суть нравственного становления  личности. В бесконечном потоке  нравственных выборов между желанием  и долгом, добром и злом, состраданием  и жестокостью, любовью и ненавистью, правдой и ложью, эгоизмом и  коллективизмом формируются черты  характера, нравственные качества.

    Нравственное  воспитание – не заучивание  моральных норм и бездумная  отработка привычек поведения. Оно  – активный жизненный процесс  отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Оно – процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых усилий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними. Таким образом, педагогический процесс нравственного воспитания есть организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений. Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения. Нравственное воспитание имеет свои специфические цели. Они определяются господствующими общественными отношениями и духовными ценностями. Цель воспитания – формирование нравственно устойчивой цельной личности. Это определяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания. Специфика процесса нравственного воспитания обусловлена также и его содержанием – общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого ребенка. Сложность процесса нравственного воспитания в том, что его организация есть одновременно организация всей жизни детей, всей их деятельности и отношений, оно совершается и углубляется в процессе их нравственного осознанного осуществления. Процесс нравственного воспитания только тогда эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспитуемых. Научно обоснованное отношение к процессу нравственного воспитания состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. В этом случае педагог получает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания детей [4].

    Средний  дошкольный возраст является  начальным и, следовательно, крайне  важным этапом в процессе усвоения  механизмов нравственного поведения  и становления нравственных привычек. Таким образом, рассмотрев теоретические  аспекты нравственного воспитания  и формирования привычек нравственного  поведения у детей дошкольного  возраста, можно сделать вывод, что  проблема воспитания привычек  нравственного поведения у детей 4-летнего возраста не нова  и в этой области сделано  немало открытий. Тем не менее, проблема эта усложняется и  приобретает особую актуальность  в связи с возникшими в последние  полтора десятилетия в нашем  обществе угрозами (ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры ,как способа сохранения и передачи ценностей), которые ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. По этой причине сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм.

    Таким  образом, процесс нравственного  воспитания имеет в настоящее  свою специфику и трудности  в организации, однако, освоив необходимые  психологические и педагогические  знания, педагог детского сада  в совместной с родителями  воспитательной деятельности способен  влиять на ребёнка и целенаправленно  формировать у него нравственные  представления и привычки нравственного  поведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 МЕТОДИКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

2.1 Анализ задач нравственного воспитания  в современных программах дошкольного  воспитания и методов их реализации.

 

    Несмотря  на разнообразие альтернативных  программ, большинство детских садов  до сих пор пользуется базисной  типовой программой детского  сада. Нравственное воспитание входит  в число основных задач данной  программы, хотя занимает в ней  далеко не ведущее место и  по своей детализации уступает  задачам умственного и познавательного  развития. Содержанием нравственного  воспитания является формирование  таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности.

    Методы  реализации этих задач в типовой  программе ограничены двумя направлениями: создание условий для практического  опыта и формирование правильных  моральных оценок.  К методам, обеспечивающим создание у детей  практического опыта общественного  поведения, относятся:

1. Воспитание  нравственных привычек;

2. Пример  взрослого или других детей;

3. Целенаправленные  наблюдения за трудом взрослых  или игрой детей;

4. Организация  совместной деятельности;

5. Совместная  игра.

    Нравственное  воспитание детей предлагается  осуществлять в самых разных  условиях: в бытовой и повседневной  деятельности, в игре и на специально  организованных занятиях. Во вторую  группу методов, направленных на  формирование нравственных представлений, суждений и оценок, входят: беседа  воспитателя на этические темы; чтение художественной литературы; рассматривание и обсуждение  картин; метод убеждения, а также  метод поощрений и наказаний. Итак, главный акцент в этой  программе делается на формирование  коллективистской направленности  детей. Задача заключается не  в воспитании сопереживания и  сочувствия другому, а в формировании чувства своей связи с группой и осознания себя частью коллектива. При таком подходе человеческая личность, как своя, так и другого, не выделяется, а, наоборот, стирается и растворяется в коллективе. Хотя в задачах и провозглашается развитие гуманных чувств и положительных взаимоотношений, предлагаемые методы направлены либо на формирование правильного поведения (воспроизведение положительных образцов, формирование положительных привычек), либо на формирование представлений, оценок и суждений.

    Настоящее  время характеризуется чрезвычайной  вариативностью и разнообразием  программ дошкольного образования. Можно отметить наиболее популярные  программы, утвержденные Министерством  образования РФ: «Развитие», «Радуга», «Золотой ключик», «Детство», «Дружные  ребята», «Истоки». Анализируя их, уделим  особое внимание направленности  той или иной программы на  нравственное воспитание ребенка, попытаемся, прежде всего, очертить  цели и задачи, связанные с  нравственным воспитанием детей, и те методы их решения, которые  предлагают авторы. В настоящее  время достаточно широкое распространение  получила программа «Развитие», разработанная Л.А. Венгером и его учениками [4]. В ее основу легли два теоретических положения: теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития и концепция самого Л.А. Венгера о развитии способностей. Соответственно, целями данной программы является развитие умственных и художественных способностей, а также специфически дошкольных видов деятельности.

    Авторами  программы не ставятся специальные  задачи нравственного воспитания  детей по причине того, что  оно достигается «общей организацией  жизни группы, эмоционально привлекательными  для детей видами деятельности, вниманием со стороны взрослых  к каждому ребенку и к взаимоотношениям  детей между собой» [9]. Несмотря  на это, в программе заложены  предпосылки развития нравственных  отношений через игру, изобразительную  деятельность и ознакомление  с художественной литературой. Однако  вопрос о том, действительно ли  нравственное развитие достигается  данными средствами, остается открытым. Поэтому судить о степени эффективности  данной программы для нравственного  развития достаточно сложно. Достаточно  большой популярностью пользуется  в настоящее время программа  «Радуга»[10]. Это комплексная программа  воспитания, образования и развития детей. Она направлена на решение трех основных задач: укрепление здоровья, полноценное психическое развитие каждого ребенка и обеспечение радостной и содержательной жизни в детском саду. Среди целей воспитания выделяются, в частности, развитие дружелюбия и терпимости по отношению к сверстникам. Это достигается путем формирования моральных норм: ритуалов приветствия и прощания, ритуалов празднования дней рождений, помощи детям в конфликтных ситуациях, нейтрализации агрессивных проявлений, а также демонстрации детям норм справедливости и их равных прав. Другой важной целью воспитания является формирование эмоциональной отзывчивости к переживаниям и проблемам других детей. Решать эту задачу предлагается путем побуждения детей откликаться на боль и переживания взрослых и сверстников, демонстрации примеров чуткого отношения к живым существам, а также акцентом на сходство чувств всех людей (боль, страх). Однако программа страдает недостаточной разработанностью практических средств для решения тех целей и задач, которые в ней поставлены, нет описания конкретных педагогических методов и приемов их достижения.

    В  последнее время широкое распространение  получила комплексная образовательная  программа «Детство», разработанная  коллективом кафедры дошкольной  педагогики Российского государственного  педагогического университета им. А.И. Герцена [2]. В отличие от других  программ в ней нравственное  развитие ребенка и формирование  гуманных отношений с другими  детьми является одной из центральных  задач. Девиз программы: «Чувствовать-Познавать-Творить».

    Соответственно, проблема эмоционального развития  дошкольника, обеспечение эмоционально-комфортного  состояния ребенка в общении  со взрослым и сверстниками и гармонии ребенка с предметным миром решается в разделе «Чувства», в задачи которого входит развитие «эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении и поступках». Основным средством решения поставленных задач авторы считают «усвоение детьми идеи единства всего живого». Воспитатель посредством бесед и обсуждений проблемных ситуаций знакомит детей с эмоциональными переживаниями, состояниями, проблемами и поступками людей, доступными для понимания в данном возрасте. Благодаря этому, по мнению авторов, дети сами начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям, у детей формируется понятие о гуманном и негуманном поведении. Еще одним важным средством развития эмоциональной отзывчивости дошкольников в программе «Детство», как и во многих других, является приобщение к искусству: музыке, литературе, народной культуре. Во многих детских садах широко используется программа «Дружные ребята», разработанная авторским коллективом под руководством Р.С. Буре [5]. Данная программа, в отличие от многих других, направлена непосредственно на воспитание гуманистической направленности, а именно на формирование гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников. Формирование гуманных чувств, по замыслу авторов, достигается путем осознания ценности доброжелательного отношения к другим и через обучение эмоциональному предвосхищению последствий своих поступков.

Информация о работе Воспитание привычек нравственного поведения в дошкольном возрасте