Воспитание самостоятельности у детей третьего года жизни в процессе самообслуживании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:43, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Решающим условием развития психики ребенка является общественная среда, воспитание и обучение под руководством взрослых. Взрослые создают условия, необходимые для жизни ребенка, передают ему свой жизненный опыт. Самообслуживание, выполнение посильных поручений – хорошее средство развития детской самостоятельности. Самостоятельность рассматривается как один из основных компонентов развития активной личности ребенка. Упражнения в самостоятельности формируют волю ребенка уже в раннем возрасте. Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого воспитателя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания у детей третьего года жизни, т. к. в этом возрасте ребенок, обладая высокой пластичностью функцией мозга и психики, имеет больше потенциальных возможностей развития и реализации, от которых зависит непосредственное влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения. Эта задача стоит перед каждым воспитателем как первостепенная.
Данное положение обусловило выбор темы «Воспитание самостоятельности у детей третьего года жизни в процессе самообслуживания».

Содержание

Введение………………………………………………………………….….………..3
Глава I. Теоретически- методологические основы изучения развития самостоятельности……………………………………………………...…………...6
1.1. Характеристика понятия «самостоятельность» в трудах ученых…………….6
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования самостоятельности….....7
1.3. Понятие «самостоятельная деятельность» и ее функции…...............................8 1.4.Выводы по I главе…………………………………………………...…………...9
Глава II. Теоретические основы и проблемы формирования самостоятельности у детей трех лет жизни в процессе самообслуживания………………………………………….………….…..............11
2.1. Особенности возраста детей трех лет жизни………………………................11
2.2. Особенности развития самостоятельности ребенка раннего детского возраста……………………………………................................................................13
2.3. Формирование навыков самообслуживания в первой младшей группе……………………………………………………………………...................14
2.4.Выводы по II главе…………………………………………………....................14
Глава III. Формы и методы развития самостоятельности у детей трех лет жизни в процессе самообслуживания……….……………..................................16
3.1. Организация эксперимента: краткая характеристика испытуемых, методы исследования…………………………………………………...………………….....16
3.2. Изучение уровня развития самостоятельности испытуемых на констатирующем этапе исследования….17
3.3. Развитие самостоятельности у детей трех лет жизни на формирующем этапе …………………….19
3.4. Итоги заключительного этапа…………………………………….…….……...21
3.5. Выводы по III главе………………………………………………...……….…..23
Заключение……………………..………………………….……………..................24
Список использованной литературы…………………………….……....................24

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ2-3летдипломная.docx

— 66.94 Кб (Скачать файл)

           Гипотеза, положенная в основу исследования полностью подтвердилась. Это видно из заключительного эксперимента, так как по всем параметрам проявления самостоятельности  таблица 1 (Приложение 2)  были улучшения у всех шестерых детей, а также это прослеживалось и в ответах воспитателей таблица 4 (Приложение 5)  . Значит, все условия воспитания самостоятельности  были сформированы правильно и являлись необходимыми для проведения эксперимента.

          Мы считаем, что индивидуальный метод необходим, так как его можно использовать для воспитания самостоятельности в процессе навыков самообслуживании детей.

         Наша экспериментальная работа имела положительное влияние на отношение воспитателей и родителей в воспитания самостоятельности.

         Проведенные исследования подтвердили данные о влиянии самостоятельного развития, на навыки в процессе самообслуживания детей к дошкольному учреждению на познавательную активность и самостоятельность ребенка. Что дало возможность сделать вывод нашего исследования: самостоятельность – постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в раннем возрасте.  

 

 

 

Список использованной литературы

1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста.  М.: Просвещение, 1977. 312 с.

2. Блонский П.П. Дошкольный возраст. // Блонский  П.П.. Педология. М.:ТЦ Сфера,  2000. 119с.

3. Божович  Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. 464с.

4. Волосова Е.   Развитие ребёнка дошкольного возраста. М.: Академия, 2005. 250 с.

5. Вавилова Н. Д.   Ребёнок поступает в детский сад.  М.: Айрис-пресс, 2003г.97с.

6. Волкова-Гаспарова Е. Особенности работы педагогов-психологов с детьми и их родителями // Дошкольное воспитание. 2001. № 3. С. 70-72.

7. Выготский Л.С.  Кризис трёх лет. // Дошкольное образование.  2005. №15.С. 24-27.

8. Воспитание детей в  игре./Под ред. Д.В. Мендэжерицкой. М.: Просвещение. 2001.  340 с.

9. Воспитание и обучение детей раннего возраста. / Под ред. Л.Н. Павловой. М.: Просвещение, 1986.  48с.

10. Воспитание детей раннего  возраста. М.: Просвещение, 1999. 65с.

11. Година Г.Н.  Самостоятельность младших дошкольников и ее влияние на развитие детских взаимоотношений // Нравственное воспитание дошкольников: Младший и средний дошкольный возраст. // Под ред. В.Г. Нечаевой, М.: Педагогика, 2003. 111с.

12. Гуськова Т.В.,  Что такое самостоятельный ребёнок. М.: Академия, 2005. 64с.

13. Гуськова Т.В.  Можно ли воспитать ребёнка самостоятельного? // Дошкольное воспитание. 2008. №8. С.65-69.

14. Дошкольная педагогика. Под редакцией В.И.Логиновой П.Г.Саморуковой. М: Академия. 2001. 270 с.

15. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович.  СПб: Акцидент, 2001. 320 с.

16.  Дневник воспитателя:  развитие детей дошкольного возраста. /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В.  Лаврентьевой. – М.: ГНОМ и Д, 2001. 144с.

17. Желеску Р. Психологические условия адаптации: Ранний возраст // Дошкольное воспитание. 1982.  № 6. С. 32-33.

18.   А.В.Запорожец Психологическое развитие ребенка. Психологические труды в 2 т. / А.В. Запорожец М.: Педагогика, 2001. 360с.          

19. Калинина Р., Семёнова  Л., Яковлева Г. Ребёнок пошёл  в детский сад // Дошкольное  воспитание.  2002.  № 4. С. 35-37.

20. Каплан Л.И. Первые проявления самостоятельности. // Каплан Л.И. Посеешь привычку - пожнёшь характер. М.: Просвещение, 1980. 32 с.

21. Кузавкова К.П. Формирование общественно-направленной самостоятельности у детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для спец. Курса. Пермь, 2005.  57с. 

22. А.А. Люблинская.  Ранние формы самостоятельности у детей  Спб.: Арден, 2008. 115 с.

23. А. Н. Леонтьев.  Деятельность, сознание, личность. М.: Изд-во полит. Литературы.  2005. 260с.

24.  Ожегов, И.   Толковый словарь русского языка, 2 издание / И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М.: Просвещение, 1995. 303с.

25. Основы дошкольной педагогики. / Под ред. А.В.Запорожца, Б.Д.Маркова, - М.: Просвещение,  1980. 231 с.

26. Павлова Л.Н. Раннее  детство: развитие речи и мышления. М.: Мозаика Синтез, 2005. 312с.

27.  Печора К.Л. Контроль  над развитием и поведением  детей, планирование занятий с  детьми раннего возраста: методические  рекомендации / К.Л.Печора, В.М.Сотникова.  М.: Мир. 2000. 248 с.

28. Психологический словарь. / Под ред. В.В.Вавилова, А.В.Запорожца,  Б.Ф.Ломова- М.: Педагогика, 1983. 234 с.

29.  Построение развивающей среды в дошкольном учреждении // Дуброва В.П., Милошевич Е.П.Педагогическая практика в детском саду. М., 2003. 100 с.

30. Павлова Л.Н. Организация  жизни и культура воспитания  детей в группах раннего возраста. Практическое пособие. М.: Айрис-пресс. 2006. 160 с.

31.  Рубинштейн С. Л.  Основы общей психологии. М.: Просвещение, 2000. 246с.

32. Развитие и обучение  детей раннего возраста в ДОУ:  Учебно-методическое пособие / сост. Е.С.Демина. М.: ТЦ Сфера, 2006.  135 с.

33. Радуга. Программа и руководство для воспитателей первой младшей группы детского сада.  М: Академия, 2004. 365 с.

34. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. Изд-во МГППУ, 2003. 97 с.

35. Самостоятельность у  детей: фрагмент из книги К.  Флейка-Хобсона, Б.Робинсона, И.Скина «Развитие ребёнка и его отношений с окружающими». // Дошкольное воспитание. 2005. №11._С. 28-30.

36.  Цыркун Н.А. Самостоятельность. Развитие воли у дошкольников. // 2007. С. 81-82.

37. Юсупова Г.   Воспитание самостоятельности у детей. // Дошкольное воспитание.  2002. №8. С. 28-29.

38. http://www.u.ru/biblio/archive/rubinshteyn_osnovi

39.  http://mnebolno.ucoz.ru/load/p_f_lesgaft_quot_semejnoe_vospitanie_rebenka_ i_ego_z

40.  http://tsun.ru/tsulab.

41.   http://www.iu.ru/bibliog./archive/rubinshteyn_osnovi



  


Информация о работе Воспитание самостоятельности у детей третьего года жизни в процессе самообслуживании