Воспитание толерантности подростков в тренинговой работе социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 15:46, дипломная работа

Краткое описание

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. Подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Социально-педагогические условия воспитания толерантности подростков.
1.1. Толерантность: подходы и понятия……………...….……………………6
1.2. Педагогические условия формирования толерантности……………………………..………………………………23
1.3. Формы работы социального педагога…………………………………...35
1.4. Выводы по главе…………………………………………………………….39
Глава 2. Опыт реализации тренинговой работы социального педагога по воспитанию толерантности подростков.
2.1. Выборка и методы исследования.………………………………………..42
2.2. Разработка содержания тренинговой работы социального педагога по воспитанию толерантности подростков………………………………………..48
2.3. Результаты реализации тренинговой работы социального педагога по воспитанию толерантности подростков………………………………………..52
2.4. Выводы по главе…………………………………………………………….61
Заключение……………………………………………………………………….63
Список литературы………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

чужой диплом.doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)

Толерантность – способность личности или общества относиться непредвзято к мнению группы, отличающемуся от распространенных стереотипов. При этом следует отличать терпимость внутригрупповую, когда нетрадиционное мнение искажено субъектом, принадлежащим к группе, и экстрагрупповую, когда мнение высказано «посторонним». Терпимость способствует достижению взаимопонимания и согласованности в действиях без применения давления, принуждения. Терпимость не только смягчает противоречия, но и выражает надежду на улучшение отношений между людьми. [32]

В первом случае акцент в определении сделан на снисхождение, которое близко в данном контексте к высокомерию. Второе определение обращает внимание на правовое закрепление данного понятия при демократии и существование определенных рамок при его понимании. Третья формулировка переносит центр внимания на личностный или социальный аспект. И наконец, в четвертом определении говорится об общественных и межгрупповых отношениях.

Разные авторы, определяя понятие «толерантность», указывали на некоторые оттенки. Асташова Н.А. в статье «Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений» дала определение:

 

«Уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия».[3] Л.М.Дробижева в статье «Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости» определила: «Толерантность – это уважение к мнению другого человека, готовность понять его и осуществлять взаимодействие» [16].

Толерантность Р.В. Брислайн  рассматривает как качество личности, которое противопоставляется стереотипности и авторитаризму. Оно считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Излишне упрощая явления окружающего мира, люди, не обладающие толерантностью, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям.

Выделяется два аспекта толерантности:

—  внешняя толерантность (к другим) — убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учетом разных факторов;

—  внутренняя толерантность (как гибкость, как отношение к неопределенности, риску, стрессу) — способность к принятию решений и размышлению над проблемой, даже если не известны все факты и возможные последствия.

Для проникновения в сущность явления толерантности необходимо представление о наличии устойчивых свойств и отношений системы при изменениях внешних. Устойчивость живых систем, существенно отличающаяся от других систем способностью в одно и то же время к активному самосохранению своей организации и к самодвижению, к саморазвитию.

 

 

 

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения. В такой интерпретации толерантность означает признание прав другого, восприятие другого как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия и уважения. Свое практическое выражение она находит в выдержке, самообладании, способности длительное время выносить неблагоприятные воздействия. [13].

З.А. Кочергина в своей статье «Современные дискуссии по проблеме толерантности» определила: «Толерантность – это равнодостоинство личностей, которым принадлежат несхожие взгляды» [24]. И.Б.Гриншпун в статье «Понятие и содержательные характеристики толерантности (к вопросу о толерантности как психическом явлении)» сформулировал толерантность как «наличие потребности во взаимодействии с другим, понимании другого при изначально позитивном эмоциональном отношении к нему» [13].

Н.М. Лебедева в книге «Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ» дала определение: «Толерантность – это наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной» [27]. А.П.Садохин в статье «Толерантное сознание: сущность и особенности» обосновал толерантность как «уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения» [39].

 

 

Наиболее общее и точное, на наш взгляд, определение дается в Декларации принципов толерантности, которую приняли государства-члены Организации Объединенных Наций 16 ноября 1995 года. В ней толерантность определяется как «… уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение, свобода мыслей, совести и убеждений. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека». [30]

Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим. Это означает, что каждый может придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.[17]  

В нашей дальнейшей работе под понятием «толерантность» мы будем иметь ввиду «…уважение, принятие и ценностное отношение к богатому многообразию культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности…».

А.Б. Суслов и Д.П. Поносов выделяют три особенности философского аспекта толерантности:

    • Философия толерантности связана с философией автономности личности от общества, ее субъективного развития, признание ценности ее позитивных и отрицательных качеств. Толерантность это идея отказа от философии силы, т.к. «переделать» партнера, творца собственной жизни, невозможно. Толерантность – опора на положительные качества партнера для продолжения диалога;
    • Толерантность и интолерантность – два взаимообратимых понятия. Личность не может быть однозначно толерантной либо интолерантной – она действует ситуативно, исходя из различных мотивов, часто низменных. Поэтому главное в толерантности – принятие ценности другого человека, который должен быть целью, а не средством;
    • Толерантность связана с философией синергетики (теории самоорганизующей системы). Согласно этой теории, каждый человек – относительно независимый элемент в сложной системе общественных взаимоотношений. Он может изменять эту систему, влиять на нее,  но  она, в свою очередь, оказывает на него влияние. Успешное развитие человека зависит от его готовности (включая мотивацию, волевые качества, умения) организовать вокруг себя позитивное пространство и реализовать свои возможности.

Толерантность и интолерантность – взаимоисключающие понятия: чем более индивид толерантен, тем менее он интолерантен и наоборот. [48]

Интолерантность – это преимущественно негативное восприятие иной этнической культуры при сверхпозитивном восприятии собственной. [26, 33]

Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов. Поэтому нетерпимости, как правило, ненавистны новшества, так как они отвергают привычные модели. Ее практическое проявление находится в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим — до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей. Основными формами проявления нетерпимости являются:

    • оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения;
    • негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки, основанные на отрицательных характеристиках;
    • этноцентризм (оценка окружающих через призму ценностей своего этноса, которые рассматриваются как эталонные для всех других людей и культур);
    • поиск врага (перенос вины за несчастья и проблемы на другие группы);
    • преследования, запугивания, угрозы;
    • дискриминация по признаку пола и других различий (лишение социальных благ, изоляция в обществе, лишение или ограничение прав человека);
    • расизм, национализм, эксплуатация, фашизм;
    • ксенофобия в форме этнофобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других групп и культур, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества);
    • осквернение религиозных или культурных памятников;
    • изгнание, сегрегация, репрессии;
    • религиозное преследование.

Самые разные источники порождают сегодня в нашем обществе эти формы интолерантности. [16] 

Причины формирования интолерантности выделены Л.М. Дробижевой [16]:

  1. Высокий уровень бедности. В этой ситуации всегда ищут виноватого. И виноватыми чаще всего оказываются те, «другие»: приезжие, мигранты, люди другой национальности, другого социального слоя.
  2. Недовольство семейными отношениями: женщины считают, что мужья не способны обеспечить семью, а мужчинам кажется, что женщины слишком много от них требуют.
  3. Конкурсная ситуация. Например, при поступлении в ВУЗ, как правило, не поступившие, объясняя свою неудачу, начинают искать «плохого», виноватого, и этим виноватым оказывается тот, кто достиг большего – поступил в ВУЗ.

Причины возникновения интолерантности с точки зрения  А.П.Садохина состоят и в том, что психика человека содержит инстинкты самосохранения и сохранения своего потомства, в соответствии с которыми происходит деление окружающих людей на «своих» и «чужих». В силу этих инстинктов человек лоялен к своим близким и подозрителен (часто враждебен) к чужим. Это естественно для выживания человека в окружающем его мире. [39]       

В дальнейшем под понятием «интолерантность» мы будем понимать «Интолерантность – это неуважение, пренебрежительное отношение к иной этнической культуре при сверхпозитивном восприятии собственной».

Причины возникновения интолерантности с точки зрения  А.П. Садохина состоят и в том, что психика человека содержит инстинкты самосохранения и сохранения своего потомства, в соответствии с которыми происходит деление окружающих людей на «своих» и «чужих». В силу этих инстинктов человек лоялен к своим близким и подозрителен (часто враждебен) к чужим. Это естественно для выживания человека в окружающем его мире. [39]        

Этническое самосознание – осознание индивидами собственной принадлежности к определенной этнической общности.[53, 23, 1, 35]

Традиции исследования этнического самосознания в отечественной истории и этнографии имеют широкую теоретическую и эмпирическую базу. Особенно активно и плодотворно проблему этнического самосознания изучали этносоциологи.

 

Позднее было выделено понятие этнического сознания как более широкого явления, содержащего в себе всю совокупность представлений членов этнической общности о своем и других этносах, включая социально-психологические установки и стереотипы. В таком понимании этническое самосознание – часть этнического сознания, отражающая восприятие и представление индивидов о себе как представителях определенной, своей этнической общности.[15]

В такой интерпретации этническое самосознание по смыслу близко к понятию этнической идентичности или этничности, терминах, более принятых в западной научной традиции. [26] 

В дальнейшем «этническое самосознание» мы будем понимать как осознание индивидами собственной принадлежности к определенной этнической общности.

Этническая идентичность – понятие довольно новое, вошедшее в научный обиход лишь с середины XX века. По мнению Г.У. Солдатовой, этническая идентичность, с одной стороны, представляет собой когнитивно-мотивационное ядро этнического самосознания, а с другой стороны, содержит в себе слой бессознательного. [42] 

Этническая идентичность личности, по мнению большинства этнопсихологов, – это осознание себя представителем определенного этноса, переживание человеком своего тождества с одной этнической общностью  и отделения от других. [31, 42, 14]     

Этническая идентичность понимается как часть социальной идентичности, а именно – представление человека о себе как о члене определенной этнической группы наряду с эмоциональным и ценностным значением, предписываемым этому членству.

Результаты исследований этнопсихологов позволяют выделить три основных типа этнической идентичности: этноцентрическую, полиэтническую и трансэтническую.

 

Этноцентрическая идентичность обозначает ориентацию личности только на одну, свою этническую общность, с которой она связывает свои ожидания, жизненные планы, установки, свою судьбу. Причем связь по крови с этой общностью совсем не обязательна.

Информация о работе Воспитание толерантности подростков в тренинговой работе социального педагога