Воспитание толерантности подростков в тренинговой работе социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 15:46, дипломная работа

Краткое описание

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. Подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Социально-педагогические условия воспитания толерантности подростков.
1.1. Толерантность: подходы и понятия……………...….……………………6
1.2. Педагогические условия формирования толерантности……………………………..………………………………23
1.3. Формы работы социального педагога…………………………………...35
1.4. Выводы по главе…………………………………………………………….39
Глава 2. Опыт реализации тренинговой работы социального педагога по воспитанию толерантности подростков.
2.1. Выборка и методы исследования.………………………………………..42
2.2. Разработка содержания тренинговой работы социального педагога по воспитанию толерантности подростков………………………………………..48
2.3. Результаты реализации тренинговой работы социального педагога по воспитанию толерантности подростков………………………………………..52
2.4. Выводы по главе…………………………………………………………….61
Заключение……………………………………………………………………….63
Список литературы………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

чужой диплом.doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим, какие же условия способствуют развитию этнической толерантности. Например, Дворникова Е.Н. в статье «Проблемы воспитания толерантной личности через формирование культурной идентичности» считает, что «проблема формирования толерантного сознания прямо связана с процессом идентичности как центральной проблемой жизненного пути личности».[14]. 

 Е.М. Аджиева в статье «Этнопедагогические и этнопсихологические условия воспитания толерантности» полагает, что воспитание толерантности подрастающего поколения может успешно осуществляться в рамках высокой культуры межэтнических отношений, когда обмен духовными ценностями протекает в условиях сохранения национальных особенностей, неповторимого облика каждой национальной культуры, а сближение культур влияет на обогащение и развитие национальной самобытности.[3]

Л.М. Дробижева в своей статье «Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости» [16] условно выделила пять социальных сфер, ответственных за развитие этнической толерантности:

  1. Воспитание толерантности в семье.

Воспитание детей начинается с рождения, в семье. Социологические исследования показывают, что влияние отца и матери на формирование личности различны: мужчины, например, больше влияют на ребенка в выборе профессии. Но влияние женщины на ребенка значительнее - она в большей степени формирует его представления о нормах поведения в семье и в обществе, в том числе в межэтническом общении.

Вот пример: многие общественные организации и некоторые госструктуры работают по проектам реабилитации людей из зон конфликтов. Детей, например, из Чечни, Осетии вывозят в санатории или лагеря, где с ними работают педагоги и психологи. В первое время, когда дети приезжают, они не могут рисовать ничего, кроме бомб и танков. И черный, синий цвет доминирует в их рисунках. Это признак очень высокого внутреннего напряжения. Автор работала с такими детьми. Проводила месячные курсы, тренинги, учила ребятишек, предлагала им ролевые и компьютерные игры, рисовала с ними. Постепенно они начинали выходить из этого состояния. Потом их забирали мамы, и через одну - две недели контрольные пробы, тесты показывали, что положительные сдвиги исчезают.

Поэтому основная цель, которую мы как представительницы женского сообщества должны определить для себя, - изменить ситуацию, хотя это очень трудно. Необходимо вести разъяснительную работу, в первую очередь, среди женщин, о жизненной необходимости толерантности, формирование которой должно начинаться в семье. Надо одновременно работать и с детьми, и с родителями. [14]

  1. Воспитание толерантности в детском саду.  

По мнению Л.М. Дробижевой надо начинать с детского сада, начать с кукол, с детских игр. Дети должны быть приучены к тому, что люди могут быть разного антропологического облика. [16]

  1. Воспитание толерантности в средствах массовой информации.

Очень много надежд связано с прессой, со средствами массовой информации. СМИ могут оказывать существенное влияние на формирование нормальных толерантных отношений между людьми, но, к сожалению, часто именно СМИ провоцируют конфликтные ситуации.

Вот например, идет передача о Татарстане. Диктор говорит: "Мы расскажем о мусульманской республике Татарстан". А дальше показывают Минтимера Шаймиева со всклокоченными волосами, чуть ли не как поборника национализма.

 Какую реакцию это вызывает  в Татарстане? И татары, и русские  воспринимают это как оскорбление  Татарстана. Они не понимают: во-первых, какая же это мусульманская  республика? Там более 40% русских живет. И среди татар далеко не все мусульмане. А во-вторых, почему Шаймиева, которого они считают человеком, примирившим жителей республики в условиях начинавшегося национального противостояния, показывают в таком невыгодном свете?

Поэтому, по мнению Л.М. Дробижевой государство, общественные организации должны контролировать СМИ, чтобы не проходила информация, сеющая вражду». [16]

  1. Воспитание толерантности в школе.

Нужно начать работать с учителями школ. Образование - это та сфера, где очень важно выработать установки толерантного общения и есть возможность это сделать. В курсах истории, географии, литературы нужно давать учащимся позитивную, объективную информацию о других народах. Это один аспект. Другой аспект - это умение слушать и понимать другого. Для этого нужны специальные тренинги, которые должны проводиться в школе и с учителями, и с детьми.[16]

  1. Воспитание толерантности в сферах различных услуг.

По мнению автора необходима программа подготовки специалистов, чья работа связана с общением с людьми другой национальности - это сотрудники миграционных служб, к которым в первую очередь обращается человек, приехавший из другой республики, другой страны; это сотрудники органов МВД, которые проверяют документы и наделены правом в определенных случаях проводить задержание. Но, кроме того, надо обратить внимание и на сферу услуг, вплоть до парикмахерских, вплоть до таких учреждений, как баня. [16]

Ряд педагогических условий воспитывающий этническую толерантность детей и подростков сформулированы в книге В.А. Тишкова «Этнология и политика».

Межэтнический и межрелигиозный диалог по мнению В.А. Тишкова должен вестись через следующие основные сферы [46]:

В сфере образования и воспитания: 

  • Устранять из учебников этноцентристские версии истории и культуры, а также устаревшие этнонационалистические и расистские интерпретации и взгляды;
  • Утверждать в школьной и вузовской системах образования доктрину многокультурности вместо устаревшей и разъединяющей концепции так называемой национальной школы;
  • Организовать курсы по народоведению и по истории религий, а также преподавание истории межкультурных взаимодействий и сотрудничества наряду с историей массовых геноцидов и преступлений против «иноверцев» и «инородцев»;
  • Необходима воспитательная и просветительская работа с родителями и другим взрослым населением о принципах поведения в вопросах веротерпимости и согласия, в том числе в отношениях с детьми и подростками;
  • Осуждать случаи проявления среди детей и молодежи негативных стереотипов, межэтнической розни и личностного унижения представителей других национальностей и расового облика;
  • Пресекать деятельность и запрещать символику ультранационалистических и неофашистских групп и организаций в школах и вузах, индивидуально работать с теми, кто вовлечен в деятельность подобных групп или разделяет подобные взгляды, в том числе и прежде всего с молодежными активистами ультранационалистических групп;
  • Организовывать для школьников и студентов экскурсионно-туристическую деятельность для углубления их знаний о стране и ее народах;
  • Развивать художественную самодеятельность на основе различных народных традиций и культурного наследия; [46]

По линии общественных организаций и других институтов гражданского общества.

  • Создавать неправительственные организации и объединения, которые специально занимаются миротворческой деятельностью, гражданским служением делу мира и согласия, созданием «зон мира» и налаживанием диалога в районах, пострадавших от конфликтов;
  • Религиозным обществам и организациям расширить свою деятельность среди всех категорий населения (не только верующих) по предотвращению насилия и конфликтов в обществе, среди пострадавших от насилия или подвергающихся дискриминации, а также среди тех, кто подвержен ксенофобии и ультрарадикальным идеологиям;
  • Создавать местные «комитеты (или комиссии) мира», которые возьмут на себя работу по снижению предубеждений и предрассудков среди части населения, особенно в отношении представителей этнических и религиозных меньшинств;
  • Создавать школьные, общинные, районные, городские комиссии или комитеты, которые следили бы за чистотой среды межэтнических отношений и своевременно реагировали на неблагополучные ситуации;[46]

В области научных исследований и прикладного мониторинга.

  • Наладить подготовку специалистов и осуществление научных исследований по проблемам мира и толерантности, насилия и конфликтов, в том числе в рамках таких дисциплин, как социальная психология, этнология, социология, политология и история;

 

 

  • Показывать несостоятельность и общественный вред, а также преступный характер идеологий, программ и действий, которые заключают в себе ненависть и вражду к людям других рас, национальностей и вероисповеданий;
  • Устанавливать глубинные причины и природу нетерпимости и конфликтов и наиболее эффективные средства их предотвращения и разрешения;
  • Создавать атмосферу осуждения тех коллег, кто своими трудами и другой деятельностью способствует обоснованию расистских и националистических взглядов среди населения, а также симпатизирует разрушителям общественного порядка и конституционно-правовых основ государства;
  • Больше использовать печать, радио и телевидение для изложения современных положений науки о роли и значений различных культурных традиций и межкультурного диалога. [46]

В статье О.А. Гривы «Пути воспитания толерантной личности в поликультурном обществе» выделены следующие факторы развития толерантности:

Просвещение – процесс, в ходе которого человек знакомится с историей своего народа, этноса, рода, семьи; осваивает моральные правила взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми. Золотое правило нравственности – не пожелай другому того, чего не пожелал бы себе – должно стать нормой человеческих коммуникаций. Непременным условием формирования толерантности сознания является также знакомство с богатством культур народов, чувство сопричастности ей, ощущение себя частью целостного мира – вот те мотивы, которые составляют основания для толерантного поведения личности. Не менее важно просвещение в области этнопсихологических и этнопедагогических особенностей личности.

Так, понимание другого человека, принятие его таким, какой он есть, адекватные реакции в процессе взаимодействия – все это путь развития толерантного сознания и поведения. [11]

Велико влияние этнопедагогического компонента. По словам К.Д. Ушинского, «народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания» и «воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более чем что-либо другое». Поэтому этнопедагогика является одним из важнейших рычагов воздействия в процессе воспитания толерантной личности. [11]

Обучение толерантности включает в себя серию психолого-педагогических тренингов, выполняющих следующие задачи:

    1. знакомство с понятиями толерантности, толерантного поведения, толерантного сознания;
    2. стимулирование собственных поисков и активности в освоении данных понятий;
    3. обучение навыкам толерантного поведения, толерантного взаимодействия в семье, школе, на улице, в других сферах жизнедеятельности.

Автор считает, что проблема воспитания толерантности личности должна решаться комплексно. Необходимо, организуя деятельность в этом направлении, вовлекать в нее детей и подростков, молодежь, педагогов, членов семьи, родственников, членов национальных сообществ, общественных организаций, а также должностных лиц, государственных чиновников. В работе с каждой из названных категорий необходим учет возрастных, индивидуальных, национальных, функциональных и ролевых особенностей. [11]

Таким образом, воспитание толерантной личности реализуется: в семье, школе, других учебных и внешкольных заведениях. Процессу ее воспитания способствуют социальные службы для молодежи, общественность (национально-культурные общества и союзы, негосударственные общественные организации, различные фонды), религиозные организации, государственные органы (местные и центральные) и, наконец, мировое сообщество (международные организации и фонды).

Проблема воспитания толерантной личности как общесоциальная проблема, может быть решена по мнению автора при соблюдении следующих общих принципов и условий:

  1. Уважительного отношения к представителям других национальностей и религий.
  2. Знакомства детей, молодежи, населения с традициями, культурой, историей своего народа.
  3. Соответствующей педагогической культуры воспитателей.
  4. Возможности национального и религиозного просвещения для каждого народа; создания и функционирования национально-культурных, религиозных и других организаций; поддержки государством национально-культурных принципов.
  5. Отсутствия давления со стороны международных, национальных и религиозных организаций. [11]

В книге  М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой, М.А. Ковальчука «Воспитание толерантности у школьников» выделены следующие условия развития этнической толерантности.

Информация о работе Воспитание толерантности подростков в тренинговой работе социального педагога