Воспитание толерантности подростков в тренинговой работе социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 15:46, дипломная работа

Краткое описание

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. Подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Социально-педагогические условия воспитания толерантности подростков.
1.1. Толерантность: подходы и понятия……………...….……………………6
1.2. Педагогические условия формирования толерантности……………………………..………………………………23
1.3. Формы работы социального педагога…………………………………...35
1.4. Выводы по главе…………………………………………………………….39
Глава 2. Опыт реализации тренинговой работы социального педагога по воспитанию толерантности подростков.
2.1. Выборка и методы исследования.………………………………………..42
2.2. Разработка содержания тренинговой работы социального педагога по воспитанию толерантности подростков………………………………………..48
2.3. Результаты реализации тренинговой работы социального педагога по воспитанию толерантности подростков………………………………………..52
2.4. Выводы по главе…………………………………………………………….61
Заключение……………………………………………………………………….63
Список литературы………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

чужой диплом.doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)

По мнению авторов успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов реализуется ряд принципов.

  1. Принцип субъективности требует опоры на активность самого ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми.
  2. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные отношения, складывающиеся между различными группами людей в данном социуме.
  3. Принцип индивидуальности предполагает определение индивидуальной траектории воспитания толерантного сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребенка; определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации, самораскрытия.
  4. Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивости системы отношений школьника к какой-либо значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.
  5. Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, в основе которых лежит реализация права каждого на своеобразное отношение к окружающей среде, самореализация в различных формах. Создание толерантной среды предлагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе. [36]

Таким образом, анализ различных подходов позволяет нам выделить наиболее значимые социально-психологические условия развития этнической толерантности личности:

    1. Просвещение. Педагоги должны ознакомить с тем, что в мире существует множество национальностей со своими этнокультурными традициями, нормами поведения, материальной культурой. По международным правовым актам каждая из национальностей имеет равное право на существование. Не должна проявляться дискриминация по национальным, расовым, религиозным признакам. Важно при формировании этнической толерантности дать как можно больше информации о той или иной культуре, традициях народов. Нужно организовать просвещение, чтобы разрушить негативные стереотипы о различных национальностях и сформировать положительные стереотипы.
    2. Формирование позитивного ценностного отношения к культурному многообразию и негативного отношения к проявлениям национализма, шовинизма. Добиться не только того, что бы подросток не проявлял межэтнической розни и притеснений представителей других национальностей и расового облика, но и того, чтобы этот подросток сам пресекал такие проявления среди сверстников.
    3. Организация накопления позитивного опыта межэтнического взаимодействия и общения. Дети будут более толерантны, если они будут не только знать культуру и традиции той или иной национальности, но и будут больше общаться с представителями этого этноса, вместе планировать и осуществлять различную деятельность.

Педагогическими условиями развития этнической толерантности подростков, на наш взгляд, выступают организация освоения ими умений межкультурное взаимопонимание и взаимодействие и использование педагогических методов, вызывающих рефлексию подростков.

 

 

1.3  Формы работы социального  педагога

Социальный педагог – специалист, компетентный в вопросах оказания педагогической, психологической, психотерапевтической, социальной помощи людям, нуждающимся в этой помощи. [28]

Профессиональная деятельность социального педагога направлена на человека в среде, нацелена на решение всей совокупности проблем в контексте «личность и окружающая среда». Во главу угла ставится человек, и  в центре внимания социальных педагогов его проблем. [28]

Основными функциями социального педагога являются [28]:

  1. воспитательная (социальный педагог обеспечивает целенаправленное влияние социальных институтов на поведение и деятельность клиента, ставит и решает задачу полноценного использования в воспитательном процессе средств и возможностей общества, микросреды и самой личности как активного субъекта воспитательного процесса);
  2. диагностическая (ставит «социальный диагноз», изучает психологические возрастные и индивидуальные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов; диагностирует характер отношений между людьми; выявляет позитивные и негативные проблемы);
  3. организаторская (организует социальную деятельность, инициативу, творчество; влияет на содержание досуга; помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, деятельности подростковых и молодежных объединений; влияет на взаимодействие медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений);
  4. прогностическая (участвует в программировании процесса социального развития конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, задействованных в социально-педагогической работе);
  5. предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая (приводит в действие социально-правовые, юридические, психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание социотерапевтической помощи нуждающимся, обеспечивает защиту их прав);
  6. организационно-коммуникативная (способствует включению добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу, в совместный труд и отдых, деловые и личные контакты)4
  7. охранно-защитная (использует имеющийся арсенал правовых норм для защиты прав и интересов клиентов, содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиентов).

Шинкаренко выделяет следующие формы деятельности социального педагога с детьми [57]:

    • Индивидуальные беседы (выявление причин, негативно влияющих на поведение ребенка)
    • Вовлечение детей в кружки, секции, общешкольные и классные мероприятия (занятость детей во внеурочное время)
    • Проведение трениговых занятий (профилактика сохранения психологического здоровья и предотвращения возникновения поведенческих отклонений)
    • Проведение социальных уроков (профилактика правонарушений, алкоголизма, наркомании, и т.п.)
    • Профориентационная работа (помощь в дальнейшем определении образовательного маршрута)
    • Проведение акций, операций (помощь детям из социально-незащищенных семей, занятость детей, профилактика негативных явлений общества)
    • Проведение мероприятий, праздников (организация досуга)
    • Проведение диагностики, анкетирования (выявление причин, негативно влияющих на успеваемость, посещаемость уроков и поведение, социально-психологическая помощь ребенку)

По нашему мнению, воспитание толерантности подрастающего поколения может успешно осуществляться в тренинговых занятиях. Тренинг - особый метод проведения занятий, который отличается от своих аналогов тем, что все его участники учатся на собственном опыте настоящего момента. Это специально созданная благоприятная среда, где каждый может увидеть и осознать свои плюсы и минусы, достижения и поражения. Благодаря тому что ситуация тренинга учебная, ни один из участников не рискует уже сложившимися отношениями и взглядами, а приобретает и использует новый опыт [12].

В атмосфере тренинга создаются благоприятные условия для освоения позитивных поведенческих стилей, формирования склонности к выбору социально приемлемого поведения, понимания и освоения конструктивных стратегий разрешения конфликтов. Важной составляющей таких стратегий становится формирование не только умения находить положительные стороны в негативных явлениях или качествах, но и развитие способности видеть и использовать позитивные аспекты в любой ситуации. Все эти непростые задачи решаются в процессе тренинга в увлекательной игровой форме.

В тренинге есть упражнения, направленные на понимание того, что такое группа, некоторых закономерностей группового поведения. В процессе тренинга формируются и закрепляются умения и навыки «быть в группе», уверенно взаимодействовать в группе, добиваться успеха в группе, а это значит быть успешным и в социальном мире.

 

 

В процессе тренинга предполагается формирование и закрепление тех навыков и умений, которые соответствуют эффективному позитивному взаимодействию между людьми. Особое внимание уделяется межличностному и групповому взаимодействию: развитию способности к гибкому общению, открытости новому опыту и людям, способности к проявлению уважения, включенности во взаимодействие, умению поддерживать позитивный контекст межличностных отношений. Эти стороны поведения отражают способность общаться в адаптивной, гибкой, дружелюбной манере.

Тренинговые занятия как форма работы социального педагога, на наш взгляд, могут выступать педагогическим условием развития этнической толерантности подростков, если в них удастся реализовать следующие принципы групповой работы: добровольность, конфиденциальность, обеспечение психологической безопасности участников группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Выводы по главе

 

Анализ литературы показал, что изучение путей воспитания толерантности подростков  особо важно, так как в настоящее время это стало одной из важнейших общественных проблем. Современное состояние общества характеризуется усилием социальной мобильности, миграции, развитием культурных контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров. При этом во всех сферах отмечается и повышение уровня межэтнической агрессии, культурной нетерпимости, религиозного и этнического экстремизма. Преодолеть эти кризисные явления возможно только при условии воспитании уже в личности подрастающего поколения толерантности, терпимости к иным способам жизни, к иным культурным формам, при условии формирования толерантного сознания как стабильной личностной характеристики.

При анализе литературы были изучены различные условия развития толерантности:

    • Воспитание толерантности в семье.
    • Воспитание толерантности в сфере образования и воспитания.
    • Воспитание толерантности в средствах массовой информации.
    • Воспитание толерантности  в сферах различных услуг.

На основе проведенного анализа социально-психологических условий нами были выделены самые основные условия:

    1. Просвещение. Знакомство детей и подростков с культурами разных народов.
    2. Формирование позитивного ценностного отношения к культурному многообразию и негативного отношения к проявлениям национализма, шовинизма.
    3. Организация накопления позитивного опыта межэтнического взаимодействия и общения.

 

В ходе анализа литературы были выделены основные рабочие понятия:

Толерантность – это уважение, принятие и ценностное отношение к богатому многообразию культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Интолерантность – это преимущественно негативное восприятие иной этнической культуры при сверхпозитивном восприятии собственной.

Этническая толерантность – это уважение, принятие и ценностное отношение к богатому многообразию этнических культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Структура этнической толерантности: позитивные оценочно-аффективные компоненты этнических стереотипов (устойчивое представление о людях разных этнических группах); «близкая» социальная дистанция с людьми разных этнических групп (возможность «допускать» людей определенной национальности в «близкий круг общения»).

Этническое самосознание – это осознание индивидами собственной принадлежности к определенной этнической общности.

Этническая идентичность - это осознание себя представителем определенного этноса, переживание человеком своего тождества с одной или несколькими этническими общностями  и отделения от других.   

Этнокультурный статус – это положение индивида в системе межличностных отношений, занимаемое им благодаря этнокультурной компетентности в общении и поведении.

Актуализированный этнокультурный статус – это отношение значимости личности к этническим культурам, в которые она «погружена».

Неактуализированный этнокультурный статус – это безразличное отношение к этническим культурам, в которые «погружена» личность .

Этническая аффилиация – это стремление человека принадлежать к какому-либо этносу.

Воспитание толерантности подрастающего поколения может успешно осуществляться при посещении подростками тренинговых занятий, где каждый подросток может с легкостью и удовольствием увидеть и осознать свои плюсы и минусы, достижения и поражения. Благодаря тому что ситуация тренинга учебная, ни один из участников не рискует уже сложившимися отношениями и взглядами, а приобретает и использует новый опыт.

Анализ литературы позволяет нам предположить, что позитивная динамика этнической толерантности подростков, посещающих тренинговые занятия социального педагога может быть обеспечена, если

  • отбирать для тренинга упражнения на межкультурное взаимопонимание и взаимодействие
  • использовать педагогические методы, вызывающие рефлексию подростков
  • реализовать следующие принципы групповой работы: добровольность, конфиденциальность, обеспечение психологической безопасности участников группы.

Информация о работе Воспитание толерантности подростков в тренинговой работе социального педагога