Воспитание толерантности подростков в тренинговой работе социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 15:46, дипломная работа

Краткое описание

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. Подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Социально-педагогические условия воспитания толерантности подростков.
1.1. Толерантность: подходы и понятия……………...….……………………6
1.2. Педагогические условия формирования толерантности……………………………..………………………………23
1.3. Формы работы социального педагога…………………………………...35
1.4. Выводы по главе…………………………………………………………….39
Глава 2. Опыт реализации тренинговой работы социального педагога по воспитанию толерантности подростков.
2.1. Выборка и методы исследования.………………………………………..42
2.2. Разработка содержания тренинговой работы социального педагога по воспитанию толерантности подростков………………………………………..48
2.3. Результаты реализации тренинговой работы социального педагога по воспитанию толерантности подростков………………………………………..52
2.4. Выводы по главе…………………………………………………………….61
Заключение……………………………………………………………………….63
Список литературы………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

чужой диплом.doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)

Полученные результаты подтверждают гипотезу, что позитивная динамика этнической толерантности подростков, посещающих специальные тренинговые занятия, может быть обеспечена, если

1) отбирать для тренинга упражнения на межкультурное взаимопонимание и взаимодействие

2) использовать педагогические методы, вызывающие рефлексию подростков

3) реализовать следующие принципы групповой работы: добровольность, конфиденциальность, обеспечение психологической безопасности участников группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Выводы по главе

 

Нами была разработана и апробирована программы тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности подростков.

            Опыт реализации программы проводился  на базе МОУ СОШ № 53  г.Ижевска. В исследовании принимали участие: 15 подростков (6-8 класс), учащиеся МОУ СОШ № 53  г. Ижевска, участвовавших в программе тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности и 15 подростков (6-8 класс), учащиеся МОУ СОШ № 53  г. Ижевска, не посещавших специальные тренинговые занятия.

Модель программы, содержит следующие компоненты:

  • Диагностический компонент: определение уровня толерантности подростков до и после проведения тренинговых занятий.
  • Деятельностный компонент: подготовка и проведение тренинговых занятий.
  • Оценочный компонент: рефлексия

 

Программы содержит 4 этапа:

1. Диагностический этап

2. Этап технической подготовки  реализации программы

3. Этап реализации программы  (12 занятий).

4. Этап рефлексии

Анализ сдвигов количественных показателей психологических  изменений,  происходящих в личности подростков экспериментальной группы (непараметрический критерий G – критерий знаков) выявил достоверность сдвигов по следующим параметрам:  этническая толерантность, общая толерантность, уровень толерантности, толерантность к представителям других культур и толерантность к обычаям и традициям других народов.

По результатам вторичной диагностики контрольной никаких динамических изменений выявлено не было.

Достоверность различий между экспериментальной группой подростков и контрольной группой подростков (непараметрический критерий U – критерий Манна-Уитни) является не случайной по следующим параметрам: общая толерантность, толерантность к представителям других культур, толерантность к обычаям и традициям народов. Данные по параметрам: уровень толерантности и этническая толерантность приближается к уровню значимости, что говорит о тенденции. Полученные результаты подтверждают гипотезу, что позитивная динамика этнической толерантности подростков, посещающих специальные тренинговые занятия, может быть обеспечена, если позитивная динамика этнической толерантности подростков, посещающих тренинговые занятия социального педагога может быть обеспечена, если

  1. отбирать для тренинга упражнения на межкультурное взаимопонимание и взаимодействие
  2. использовать педагогические методы, вызывающие рефлексию подростков
  3. реализовать следующие принципы групповой работы: добровольность, конфиденциальность, обеспечение психологической безопасности участников группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сегодня проблема толерантности стала одной из наиболее актуальных и широко востребованных во всем мире. Все чаще с экранов телевизоров звучит это слово. Такую востребованность данной проблемы можно объяснить тем, что в нашей стране проживает сложное по этническому и религиозному составу население, существует межэтническая напряженность и сложная религиозная ситуация в ряде регионов страны.

Особая роль в воспитании толерантности отводится социальному педагогу, от которого требуется владение культурой межнационального общения, свобода от старых догм и стереотипов, приверженность гуманистическим нормам межличностного взаимодействия, умение учитывать в своей деятельности специфику и традиции того региона, в котором он трудится.

Анализ литературы показал, что изучение путей воспитания толерантности подростков  особо важно, так как в настоящее время это стало одной из важнейших общественных проблем. Современное состояние общества характеризуется усилием социальной мобильности, миграции, развитием культурных контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров. При этом во всех сферах отмечается и повышение уровня межэтнической агрессии, культурной нетерпимости, религиозного и этнического экстремизма. Преодолеть эти кризисные явления возможно только при условии воспитании уже в личности подрастающего поколения толерантности, терпимости к иным способам жизни, к иным культурным формам, при условии формирования толерантного сознания как стабильной личностной характеристики.

При анализе литературы были изучены различные условия развития толерантности:

    • Воспитание толерантности в семье.
    • Воспитание толерантности в сфере образования и воспитания.
    • Воспитание толерантности в средствах массовой информации.
    • Воспитание толерантности  в сферах различных услуг.

На основе проведенного анализа социально-психологических условий нами были выделены самые основные условия:

    1. Просвещение. Знакомство детей и подростков с культурами разных народов.
    2. Формирование позитивного ценностного отношения к культурному многообразию и негативного отношения к проявлениям национализма, шовинизма.
    3. Организация накопления позитивного опыта межэтнического взаимодействия и общения.

В ходе анализа литературы были выделены основные рабочие понятия:

Толерантность – это уважение, принятие и ценностное отношение к богатому многообразию культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Интолерантность – это преимущественно негативное восприятие иной этнической культуры при сверхпозитивном восприятии собственной.

Этническая толерантность – это уважение, принятие и ценностное отношение к богатому многообразию этнических культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Структура этнической толерантности: позитивные оценочно-аффективные компоненты этнических стереотипов (устойчивое представление о людях разных этнических группах); «близкая» социальная дистанция с людьми разных этнических групп (возможность «допускать» людей определенной национальности в «близкий круг общения»).

Этническое самосознание – это осознание индивидами собственной принадлежности к определенной этнической общности.

Этническая идентичность - это осознание себя представителем определенного этноса, переживание человеком своего тождества с одной или несколькими этническими общностями  и отделения от других.   

Этнокультурный статус – это положение индивида в системе межличностных отношений, занимаемое им благодаря этнокультурной компетентности в общении и поведении.

Актуализированный этнокультурный статус – это отношение значимости личности к этническим культурам, в которые она «погружена».

Неактуализированный этнокультурный статус – это безразличное отношение к этническим культурам, в которые «погружена» личность .

Этническая аффилиация – это стремление человека принадлежать к какому-либо этносу.

Воспитание толерантности подрастающего поколения может успешно осуществляться при посещении подростками тренинговых занятий, где каждый подросток может с легкостью и удовольствием увидеть и осознать свои плюсы и минусы, достижения и поражения. Благодаря тому что ситуация тренинга учебная, ни один из участников не рискует уже сложившимися отношениями и взглядами, а приобретает и использует новый опыт.

Анализ литературы позволяет нам предположить, что позитивная динамика этнической толерантности подростков, посещающих тренинговые занятия социального педагога может быть обеспечена, если

  • отбирать для тренинга упражнения на межкультурное взаимопонимание и взаимодействие
  • использовать педагогические методы, вызывающие рефлексию подростков
  • реализовать следующие принципы групповой работы: добровольность, конфиденциальность, обеспечение психологической безопасности участников группы.

Нами была разработана и апробирована программы тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности подростков.

Опыт реализации программы проводился на базе МОУ СОШ № 53  г.Ижевска. В исследовании принимали участие: 15 подростков (6-8 класс), учащиеся МОУ СОШ № 53  г. Ижевска, участвовавших в программе тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности и 15 подростков (6-8 класс), учащиеся МОУ СОШ № 53  г. Ижевска, не посещавших специальные тренинговые занятия.

 

Модель программы, содержит следующие компоненты:

  • Диагностический компонент: определение уровня толерантности подростков до и после проведения тренинговых занятий.
  • Деятельностный компонент: подготовка и проведение тренинговых занятий.
  • Оценочный компонент: рефлексия

 

Программы содержит 4 этапа:

1. Диагностический этап

2. Этап технической подготовки  реализации программы

3. Этап реализации программы  (12 занятий).

4. Этап рефлексии

Анализ сдвигов количественных показателей психологических  изменений,  происходящих в личности подростков экспериментальной группы (непараметрический критерий G – критерий знаков) выявил достоверность сдвигов по следующим параметрам:  этническая толерантность, общая толерантность, уровень толерантности, толерантность к представителям других культур и толерантность к обычаям и традициям других народов.

По результатам вторичной диагностики контрольной никаких динамических изменений выявлено не было.

 

Достоверность различий между экспериментальной группой подростков и контрольной группой подростков (непараметрический критерий U – критерий Манна-Уитни) является не случайной по следующим параметрам: общая толерантность, толерантность к представителям других культур, толерантность к обычаям и традициям народов. Данные по параметрам: уровень толерантности и этническая толерантность приближается к уровню значимости, что говорит о тенденции. Полученные результаты подтверждают гипотезу, что позитивная динамика этнической толерантности подростков, посещающих специальные тренинговые занятия может быть обеспечена, если позитивная динамика этнической толерантности подростков, посещающих тренинговые занятия социального педагога может быть обеспечена, если

отбирать для тренинга упражнения на межкультурное взаимопонимание и взаимодействие

использовать педагогические методы, вызывающие рефлексию подростков

реализовать следующие принципы групповой работы: добровольность, конфиденциальность, обеспечение психологической безопасности участников группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Агаев А.Г. Нация, ее сущность и самосознание.//Вопросы психологии. 1967. № 7. с. 102.
  2. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С.7.
  3. Аджиева Е.М. Этнопедагогические и этнопсихологические условия воспитания толерантности.//Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) Ответственный редактор С.К.Бондырева Сб. науч. – метод. ст. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – с. 85-99.
  4. Баскакова Е.В. Психологические исследования и диагностика толерантного сознания на экспериментальных площадках Москвы.//Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) Ответственный редактор С.К.Бондырева Сб. науч. – метод. ст. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – с. 251-268.
  5. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – с. 208 (Серия «Библиотека школьного психолога»).
  6. Белова Т.П., Бессараб Ю.А. Этническая толерантность в контексте трансформации российской идентичности.//Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе: Материалы Международной научной конференции 18-20 сент. 2003 г./Отв. ред. В.В.Гриценко. – Балашов:Изд-во «Николаев», 2003. – с. 404.

 

 

 

  1. Бондырева С.К. Толерантное сознание: проблемы формирования и воспитания.//Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) Ответственный редактор С.К.Бондырева Сб. науч. – метод. ст. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – с. 31-40.
  2. Бюзелева Г.В., Шелемова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М., 2003
  3. Введение в политологию: Словарь-справочник/ Под ред. В. П. Пугачева. – М., : Аспект-Пресс, 1996
  4. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр. соч. Т. 4. – М., 1984.
  5. Грива О.А. Пути воспитания толерантной личности в поликультурном обществе.//Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) Ответственный редактор С.К.Бондырева Сб. науч. – метод. ст. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – с. 244-251.
  6. Гладышев С., Как вести себя на тренинге?, журнал "Обучение и карьера", 2005 г., N 35, с. 70.
  7. Гриншпун И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности (к вопросу о толерантности как психическом явлении).//Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) Ответственный редактор С.К.Бондырева Сб. науч. – метод. ст. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – с. 31-40.

Информация о работе Воспитание толерантности подростков в тренинговой работе социального педагога