Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 16:34, курсовая работа
Цель исследования: выявить и экспериментально апробировать наиболее эффективные методы и средства воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс приобщения дошкольников к культуре разных народов.
Предмет исследования: методы и средства воспитания толерантности.
Гипотеза: воспитание толерантности у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культуре разных народов будет успешным если:
- Ознакомление с национальной культурой народов, межнациональное общение станет неотделимой частью образовательного процесса;
- Пути, средства и методы работы будут максимально разнообразны.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования толерантности
у детей дошкольного возраста …………………………….7
1.1. Анализ психолого - педагогической литературы по
проблеме исследования…………………………………….7
1.2. Этно - педагогические средства формирования
толерантности у детей дошкольного возраста ………14
ГЛАВА II. Опытно - эксперементальная работа по проблеме ....21
2.1. Описание методик, исследования уровня
толерантности у детей 5 - 6 лет …………………………21
2.2. Разработка перспективного плана работы по
формированию толерантности у детей старшей
группы……………………………………………………...26
Заключение…………………………………………………………...33
Список литературы…………………………………………………..
3. Куклы, которые своими костюмами
и элементами атрибутов
Воспитание симпатии, дружеского отношения к другим народам происходит в процессе подвижных игр, с использование национальных атрибутов. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
В педагогической литературе подчеркивается возможность воспитания у детей в игре тех или иных положительных качеств. Выготский Л.С, указывал, что в дошкольном возрасте происходит «интеллектуализация», т. е. переход от неосознанных элементарных эмоций, к осознанным и обобщенным.
В своих играх дети отражают все, что их волнует в окружающей, общественной жизни. Игра больше, чем какой-либо другой вид деятельности, дает возможность насыщать ее социальным содержанием, поэтому она и является важным средством воспитания.
Воспитательное воздействие игры зависит от ее содержания, она может стать средством воспитания дружеских чувств к людям других национальностей лишь в том случае, когда она является средством познания, когда дети овладевают знаниями о национальностях, одновременно проявляя положительное отношение к их представителям.
Игра может выступать как эмоционально - действенное средство уточнения и обогащения знаний дошкольников, как способ организации взаимоотношений между детьми в игровой деятельности.
Нельзя не согласиться с утверждениями Д.Б. Эльконина, который считал, что систематическое обогащение детей знаниями о людях разных национальностей, воспитание к ним соответствующего отношения делают игру сферой «реальных социальных отношений».
В играх особое внимание нужно обращать на детские взаимоотношения: проявление дружеского расположения, умение проявить внимание, заботу, умение считаться с интересами товарищей.
В игре дети охотно берут на себя и выполняют роль людей иных национальностей. Игра делает общение интереснее, помогает дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес.
Большое влияние на толерантное воспитание детей оказывают произведения искусства, в частности изобразительного: картины, иллюстрации.
Рассматривание иллюстраций, отражающих содержание о людях различных национальностей, развивают мышление, речь ребенка, обостряется внимание и наблюдательность, расширяется круг интересов, пробуждает творческую активность. Выразительная иллюстрация помогает понять поступки героев, вызывает интерес у детей, стремление познать другие культуры.
Большую роль в формирование толерантности у детей дошкольного возраста оказывают пословицы и поговорки. Несмотря на их краткость, в них четко прослеживаются довольно полные рекомендации к поведению в кругу «чужих». Причем эти рекомендации призывают к осторожности, деликатности, такту и в какой-то степени к подавлению своего «Я»: Не стучи в чужие ворота, и в твои стучаться не будут (татарская). Постоянное обращение к русскому фольклору делает речь детей богаче, образнее. Через знакомство с фольклором дети видят разнообразие существующего мира, принимают его многогранность и не боятся быть отличными от других. Эффективным средством являются сказки, которые знакомят детей не только с фольклором, но и дают представления о добре и зле, в какой - то степени соотносимые мировоззрением этносов.
Можно быть уверенным, что через знакомство с фольклором разных национальностей, через познание внутреннего мира различных народов будет происходить постепенное сближение, основанное на терпимости. И очень важно, что бы дети почувствовали, что дружеский настрой к другому народу, партнерские отношения делают собственный мир богаче, а жизнь полнее и интереснее.
Таким образом, на основе анализа исследуемой
нами проблемы были
1. Психологи, педагоги, занимавшиеся данной проблемой, считают, что воспитание толерантного отношения к людям других национальностей необходимо заниматься с ранних лет.
2. Исследования Богомоловой М.И.,
Сусловой Э.К. показали, что в настоящее
время достаточно полно разрабо
3. Как показывают многие
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по проблеме
2.1. Описание методик, исследования уровня толерантности у детей 5-6 лет
Наша опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Детского сада № 8 г. Костаная с детьми старшего дошкольного возраста. В эксперименте приняли участие 2 воспитателя, 5 детей экспериментальной группы и 20 детей контрольной.
В экспериментальной части нашей работы по проблеме нашего исследования нами были использованы разнообразные методы.
Была определена цель констатирующего эксперимента: Выявить уровень представлений у детей старшего дошкольного возраста о других народах и национальностях, как важном показателе толерантности: уважения, принятия и понимания богатого многообразия культур нашего мира.
Для этого мы использовали метод индивидуальной беседы с детьми экспериментальной группы.
Беседа проводилась по следующим вопросам:
1.Это красивая кукла – русская
2.На каком языке мы с тобой разговариваем?
3.Какие народы и
4.Как ты думаешь, чем они отличаются?
5.А что у них общего, чем они похожи друг на друга?
6.Хорошо это или плохо, что в Казахстане живут представители разных народов: русские, казахи, белорусы, украинцы…? Почему ты так думаешь?
7.Какие страны ты можешь
Ответы каждого ребенка фиксировались нами на отдельных карточках, которые представлены в нашей работе. У детей нашей экспериментальной группы не вызвали затруднений такие вопросы как: «На каком языке мы с тобой разговариваем?». Так же без затруднения дети ответили на вопрос: «Хорошо это или плохо, что в Казахстане живут представители разных народов: русские, казахи, белорусы, украинцы…?» Однако мотивировать свой ответ они не смогли.
Наибольшие затруднения дети испытывали при ответе на вопросы: «Какие народы и национальности живут в нашей стране, чем они отличаются, а чем похожи?»
В результате проведенной работы выяснилось, что о своей этнической принадлежности знают большинство детей, о том на сколько дети осведомлены о представителях разнонационального окружения свидетельствуют ответы на вопрос «Какие народности национальности ты знаешь?».
Протоколы беседы представлены в нашем исследовании [Приложение 1]
Нами была апробирована методика «Сестренки», разработанная
Э. Сусловой. Детям было предложено творческое задание: завершить рассказ педагога. Детям экспериментальной группы было предложено такое начало рассказа: «Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась и вошла заведующая детским садом с двумя девочками, мало похожими на тех, что сидели за столами. Одна из них тихо произнесла какие то непонятные слова (оказывается она поздоровалась по-украински), другая с любопытством рассматривала детей. Татьяна Петровна сказала, что сестренок зовут Олеся и Настя. Недавно они приехали из Украины, и теперь будут ходить в наш детский сад. А дальше вот что произошло…» «Так что же произошло потом?»
Дети придумывая концовку рассказа прямо или косвенно проявляли толерантность к ребятам другой национальности, проявляли разное отношение к детям другой национальности. Благодаря данной методике мы выяснили общее впечатление об отношении детей старшего дошкольного возраста к сверстникам других национальностей, и об уровне сформированности толерантности у детей нашей группы.
Протоколы данной диагностики представлены в нашей работе
[Приложение 2].
Так же нами было проведена игра - занятие «Если с другом вышел в путь…»
Цель нашей игры была в формировании доброжелательного, заботливого отношения к сверстникам; побуждать совершать добрые поступки.
При проведении этой игры звучала запись песни «Когда мои друзья со мной…»(муз. В. Шаинского, сл. М. Танича).
Сначала мы подвели детей к тому, что если верный друг рядом, он разделит с тобой и радость и беду. А сегодня мы проверим, насколько вы цените дружбу.
Затем мы предложили детям ответить на наши вопросы, за каждый правильный ответ, дети получали картинку с изображением улыбки.
Игра - занятие проводилось по следующим вопросам:
В конце игры прозвучала песня «Вместе весело шагать по просторам…» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского).
Ответы каждого ребенка фиксировались нами на отдельных карточках, которые представлены в нашей работе. [Приложение 3].
Данная игра позволила нам выявить, что большинство детей нашей группы отличаются добротой и толерантностью, так же эта игра вызвала у детей много положительных эмоций и возникло желание совершать добрые поступки.
Так же нами была апробирована методика, которая то же была разработана Э. Сусловой «Угости конфетой».
Для проведения диагностики по данной методике нами заранее были подготовлены 4 картинки с изображением мальчиков и девочек разных национальностей.
Сначала мы познакомили детей с ними, называя при этом имена и национальности сверстников, например: «Вот украинские ребята – Олеся и Грицко, русские – Маша и Ванечка, казахские – Гуля и Рустам, белорусы – Шура и Николай.» Затем было предложено рассмотреть костюмы детей разных национальностей. После небольшой паузы я обратилась к ребенку: «Посмотри, как много вкусных конфет в вазочке, они все твои, ты можешь съесть их сам, только вот сладости любят все дети, в том числе и те, с которыми ты только что познакомился. Может угостишь кого – ни будь? Кого ты хочешь угостить? А почему именно его ( ее, их, всех)?
Результаты введения детей в проблемную ситуацию «Угости конфетой» нами фиксировались на карточках, где был отражен характер действий ребенка (угощает; оставляет себе; угощает одной конфетой, а остальные оставляет себе; не угощает никого).
Результаты данной диагностики были занесены в таблицу, которая так же представлена в нашей работе [Приложение 4].
В графу мы вписывали имена девочек и мальчиков изображенных на карточках. Данная диагностика позволила нам выявить, что у большинство детей нашей группы отличаются добротой, толерантностью. Однако некоторые дети оказывали предпочтение к детям тех национальностей, с которыми общаются, к которым они сами относятся.
Результаты проделанной работы позволили сделать следующие выводы:
2.2. Разработка перспективного плана работы по формированию толерантности у детей старшей группы
Вторым этапом нашей опытно – экспериментальной работы был формирующий эксперимент.
Нами были определены цель формирующего эксперимента и план работы .
Цель эксперимента: разработка перспективного плана работы по формированию толерантности у детей старшей группы .
Учитывая тот факт, что основной путь воспитания толерантности у детей дошкольного возраста – это приобщение детей к культуре разных народов на основе приобретения ими знаний, мы прежде всего в формирующей части нашего эксперимента составили план работы по формированию толерантности у детей старшей группы.