Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить и экспериментально апробировать наиболее эффективные методы и средства воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс приобщения дошкольников к культуре разных народов.
Предмет исследования: методы и средства воспитания толерантности.
Гипотеза: воспитание толерантности у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культуре разных народов будет успешным если:
- Ознакомление с национальной культурой народов, межнациональное общение станет неотделимой частью образовательного процесса;
- Пути, средства и методы работы будут максимально разнообразны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования толерантности
у детей дошкольного возраста …………………………….7
1.1. Анализ психолого - педагогической литературы по
проблеме исследования…………………………………….7
1.2. Этно - педагогические средства формирования
толерантности у детей дошкольного возраста ………14
ГЛАВА II. Опытно - эксперементальная работа по проблеме ....21
2.1. Описание методик, исследования уровня
толерантности у детей 5 - 6 лет …………………………21
2.2. Разработка перспективного плана работы по
формированию толерантности у детей старшей
группы……………………………………………………...26
Заключение…………………………………………………………...33
Список литературы…………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

воспитание толерантности.doc

— 601.00 Кб (Скачать файл)

3. Куклы, которые своими костюмами  и элементами атрибутов напоминают  о труде, характере той или  иной национальности.

Воспитание симпатии, дружеского отношения к другим народам происходит в процессе подвижных игр, с использование национальных атрибутов. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

В педагогической литературе подчеркивается возможность воспитания у детей в игре тех или иных положительных качеств. Выготский Л.С, указывал, что в дошкольном возрасте происходит «интеллектуализация», т. е. переход от неосознанных элементарных эмоций, к осознанным и обобщенным.

В своих играх дети отражают все, что их волнует в окружающей, общественной жизни. Игра больше, чем какой-либо другой вид деятельности, дает возможность насыщать ее социальным содержанием, поэтому она и является важным средством воспитания.

Воспитательное воздействие игры зависит от ее содержания, она может стать средством воспитания дружеских чувств к людям других национальностей лишь в том случае, когда она является средством познания, когда дети овладевают знаниями о национальностях, одновременно проявляя положительное отношение к их представителям.

Игра может выступать как эмоционально - действенное средство уточнения и обогащения знаний дошкольников, как способ организации взаимоотношений между детьми в игровой деятельности.

Нельзя не согласиться с утверждениями Д.Б. Эльконина, который считал, что систематическое обогащение детей знаниями о людях разных национальностей, воспитание к ним соответствующего отношения делают игру сферой «реальных социальных отношений».

В играх особое внимание нужно обращать на детские взаимоотношения: проявление дружеского расположения, умение проявить внимание,  заботу, умение считаться с интересами товарищей.

В игре дети охотно берут на себя и выполняют роль людей иных национальностей. Игра делает общение интереснее, помогает дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес.

Большое влияние на толерантное воспитание детей оказывают произведения искусства, в частности изобразительного: картины, иллюстрации.

Рассматривание иллюстраций, отражающих содержание о людях различных национальностей, развивают мышление, речь ребенка, обостряется внимание и наблюдательность, расширяется круг интересов, пробуждает творческую активность. Выразительная иллюстрация помогает понять поступки героев, вызывает интерес у детей, стремление познать другие культуры.

Большую роль в формирование толерантности у детей дошкольного возраста оказывают пословицы и поговорки. Несмотря на их краткость, в них четко прослеживаются довольно полные рекомендации к поведению в кругу «чужих». Причем эти рекомендации призывают к осторожности, деликатности, такту и в какой-то степени к подавлению своего «Я»: Не стучи в чужие ворота, и в твои стучаться не будут (татарская). Постоянное обращение к русскому фольклору делает речь детей богаче, образнее. Через знакомство с фольклором дети видят разнообразие существующего мира, принимают его многогранность и не боятся быть отличными от других. Эффективным средством являются сказки, которые знакомят детей не только с фольклором, но и дают представления о добре и зле, в какой - то степени соотносимые мировоззрением этносов.

Можно быть уверенным, что через знакомство с фольклором разных национальностей, через познание внутреннего мира различных народов будет происходить постепенное сближение, основанное на терпимости. И очень важно, что бы дети почувствовали, что дружеский настрой к другому народу, партнерские отношения делают собственный мир богаче, а жизнь полнее и интереснее.

Таким образом, на основе анализа исследуемой нами проблемы были                                                сделаны следующие выводы:

1. Психологи, педагоги, занимавшиеся данной проблемой, считают, что воспитание толерантного отношения к людям других национальностей необходимо заниматься  с ранних лет.

2. Исследования Богомоловой М.И., Сусловой Э.К. показали, что в настоящее  время достаточно полно разработаны средства, методы воспитания у детей толерантного отношения к людям разных национальностей, однако среди педагогов нет единого мнения о принципах и требованиях к отбору содержания работы. Одни считают, что нужно знакомить с народами по принципу национальной близости. Данной точки зрения придерживается М.И. Богомолова. А  Э.К.Суслова предлагает знакомить детей с жизнью других народов по территориальному принципу.

3.  Как показывают многие исследования, прежде, чем планировать работу  с детьми дошкольного возраста, по вышеуказанной проблеме педагогам необходимо  расширение знаний в области толерантного воспитания.

 

 

 

Глава II. Опытно – экспериментальная работа по проблеме

 

 2.1. Описание методик, исследования уровня толерантности у детей  5-6 лет

 

Наша опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Детского сада № 8 г. Костаная с детьми старшего дошкольного возраста. В эксперименте приняли участие  2 воспитателя, 5 детей экспериментальной группы и 20 детей контрольной.

В экспериментальной части нашей работы по проблеме нашего исследования нами были использованы разнообразные методы.

Была определена  цель констатирующего эксперимента: Выявить уровень представлений  у детей старшего дошкольного возраста о  других народах и национальностях, как важном показателе толерантности: уважения, принятия и понимания богатого многообразия культур нашего мира.

Для этого мы использовали метод  индивидуальной беседы с детьми экспериментальной группы.

Беседа проводилась по следующим вопросам:

1.Это красивая кукла – русская, а этот нарядно одетый мальчик – казах. А ты кто?

2.На каком языке мы с тобой  разговариваем?

3.Какие народы и национальности  живут в нашей стране?

4.Как ты думаешь, чем они отличаются?

5.А что у них общего, чем  они похожи друг на друга?

6.Хорошо это или плохо, что в Казахстане живут представители разных народов: русские, казахи, белорусы, украинцы…? Почему ты так думаешь?

7.Какие страны ты можешь назвать?

Ответы каждого ребенка фиксировались нами на отдельных карточках, которые представлены в нашей работе. У детей нашей экспериментальной группы не вызвали затруднений такие вопросы как: «На каком языке мы с тобой разговариваем?». Так же без затруднения дети ответили на вопрос: «Хорошо это или плохо, что в Казахстане живут представители разных народов: русские, казахи, белорусы, украинцы…?» Однако мотивировать свой ответ они не смогли.

Наибольшие затруднения дети испытывали при ответе на вопросы: «Какие народы и национальности живут в нашей стране, чем они отличаются, а чем похожи?»

  В результате проведенной работы выяснилось, что о своей этнической принадлежности знают большинство детей, о том на сколько дети осведомлены о представителях разнонационального окружения свидетельствуют ответы на вопрос «Какие народности национальности ты знаешь?».

Протоколы беседы представлены в нашем исследовании [Приложение 1]

  Нами была апробирована методика «Сестренки», разработанная

Э. Сусловой. Детям было предложено творческое задание: завершить рассказ педагога. Детям экспериментальной группы было предложено такое начало рассказа: «Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась и вошла заведующая детским садом с двумя девочками, мало похожими на тех, что сидели за столами. Одна из них тихо произнесла какие то непонятные слова (оказывается она поздоровалась по-украински), другая с любопытством рассматривала детей. Татьяна Петровна сказала, что сестренок зовут  Олеся и Настя. Недавно они приехали из Украины, и теперь будут ходить в наш детский сад. А дальше вот что произошло…» «Так что же произошло потом?»

Дети придумывая концовку рассказа прямо или косвенно проявляли толерантность к ребятам другой национальности, проявляли разное отношение к детям другой национальности. Благодаря данной методике мы выяснили общее впечатление об отношении детей старшего дошкольного возраста к сверстникам других национальностей, и об уровне сформированности толерантности у детей нашей группы.

  Протоколы данной диагностики представлены в нашей работе

[Приложение 2].

Так же  нами было проведена игра - занятие «Если с другом вышел в путь…»

Цель нашей игры была в формировании доброжелательного, заботливого отношения к сверстникам; побуждать совершать добрые поступки.

При проведении этой игры  звучала запись песни «Когда мои друзья со мной…»(муз. В. Шаинского, сл. М. Танича).

Сначала мы подвели детей к тому, что если верный друг рядом, он разделит с тобой и радость и беду. А сегодня мы проверим, насколько вы цените дружбу.

Затем мы предложили детям  ответить на наши вопросы, за каждый правильный ответ, дети получали картинку с изображением улыбки.

Игра - занятие проводилось по следующим вопросам:

  1. Если вам осталось пройти небольшой участок пути, а ваш друг устал, и у него за плечами рюкзак с вещами, как вы поможете другу?
  2. Вы устали в пути, вам тяжело. Как вы поступите, если рядом идут друзья?
  3. В дороге вы очень устали, но вашему другу пришлось идти за водой. Как вы поступите? Поможете ему?
  4. Ваш друг во время игры нечаянно порвал вашу куртку. Что вы будите делать?
  5. Вам понравилось место, где вы отдыхали , и  ваш друг решил вырезать на берёзе своё имя или его  и ваши вместе. Как вы поступите? Поможете ему?

В конце игры прозвучала песня «Вместе весело шагать по просторам…» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского).

Ответы каждого ребенка фиксировались нами на отдельных карточках, которые представлены в нашей работе. [Приложение 3].

Данная игра  позволила нам выявить, что  большинство детей нашей группы отличаются добротой и толерантностью, так же эта игра вызвала у детей много положительных эмоций и возникло желание совершать добрые поступки.

Так же нами была апробирована методика, которая то же была разработана Э. Сусловой  «Угости конфетой».

 Для проведения диагностики по данной методике нами заранее были подготовлены 4 картинки с изображением мальчиков и девочек разных национальностей.

Сначала мы познакомили детей с ними, называя при этом имена и национальности сверстников, например: «Вот украинские ребята – Олеся и Грицко, русские – Маша и Ванечка, казахские – Гуля и Рустам, белорусы – Шура и Николай.» Затем  было предложено рассмотреть костюмы детей разных национальностей. После небольшой паузы я обратилась к ребенку: «Посмотри, как много вкусных конфет в вазочке, они все твои, ты можешь съесть их сам, только вот сладости любят все дети, в том числе и те, с которыми ты только что познакомился. Может угостишь кого – ни будь? Кого ты хочешь угостить? А почему именно его ( ее, их, всех)?

Результаты введения детей в проблемную ситуацию «Угости конфетой» нами фиксировались на карточках, где был отражен характер действий ребенка (угощает; оставляет себе; угощает одной конфетой, а остальные оставляет себе; не угощает никого).

Результаты данной диагностики были занесены в таблицу, которая так же представлена в нашей работе [Приложение 4].

В графу  мы вписывали имена девочек и мальчиков изображенных на карточках. Данная диагностика позволила нам выявить, что у большинство детей нашей группы отличаются добротой, толерантностью. Однако некоторые дети оказывали предпочтение к детям тех национальностей, с которыми общаются, к которым они сами относятся.

Результаты проделанной работы позволили сделать следующие выводы:

  1. Полученные в ходе исследования данные показывают, что дети знают лишь ближайшие национальные группы, но сведения о них весьма ограничены.
  2. В процессе опроса дети, как правило, передают информацию, которую они слышат от окружающих. Отрицательное отношение к отдельным национальностям обусловлено родительским влиянием.
  3. Таким образом, полученные в ходе исследований результаты еще раз подчеркнули правильность выбора темы нашего исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Разработка перспективного плана работы по формированию толерантности у детей старшей группы

 

Вторым этапом нашей опытно – экспериментальной работы был формирующий эксперимент.

Нами были определены цель формирующего эксперимента и план работы .

Цель эксперимента: разработка перспективного плана работы по формированию толерантности у детей старшей группы .

Учитывая тот факт, что основной путь воспитания толерантности у детей дошкольного возраста – это приобщение детей к культуре разных народов на основе приобретения ими знаний, мы прежде всего в формирующей части нашего эксперимента составили план работы по формированию толерантности у детей старшей группы.

Информация о работе Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни