Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить и экспериментально апробировать наиболее эффективные методы и средства воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс приобщения дошкольников к культуре разных народов.
Предмет исследования: методы и средства воспитания толерантности.
Гипотеза: воспитание толерантности у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культуре разных народов будет успешным если:
- Ознакомление с национальной культурой народов, межнациональное общение станет неотделимой частью образовательного процесса;
- Пути, средства и методы работы будут максимально разнообразны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования толерантности
у детей дошкольного возраста …………………………….7
1.1. Анализ психолого - педагогической литературы по
проблеме исследования…………………………………….7
1.2. Этно - педагогические средства формирования
толерантности у детей дошкольного возраста ………14
ГЛАВА II. Опытно - эксперементальная работа по проблеме ....21
2.1. Описание методик, исследования уровня
толерантности у детей 5 - 6 лет …………………………21
2.2. Разработка перспективного плана работы по
формированию толерантности у детей старшей
группы……………………………………………………...26
Заключение…………………………………………………………...33
Список литературы…………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

воспитание толерантности.doc

— 601.00 Кб (Скачать файл)

Наиболее значимым, на наш взгляд, цикл занятий по ознакомлению с культурой, работу мы предлагаем начать с экскурсий в Краеведческий музей, который находится в г.Костанае. Познакомить детей с особенностями национальной культуры – бытом, укладом жизни людей разной национальности, кукол в национальных костюмах. Познакомить с понятиями: ремесленники, изба, юрта, буфет, комод, сундук, самовар, казан, тюбетейка, прялка, тесак, пашня, чугун, люлька. В ходе экскурсии у детей следует воспитывать любовь, уважение к своему народу, желание узнавать о нем в дальнейшем все больше нового и интересного.

Экскурсию в музей советуем начать с того, что вначале следует задать вопрос детям: «Ребята, где можно узнать что – то новое, увидеть необычные и старинные предметы?». Дети бы смогли ответить на этот вопрос с помощью подсказки.  Затем им предложить пойти в музей. В музее дети бы с интересом рассматривали новые, незнакомые для них предметы, и задавали разные вопросы: «А почему эта кукла так одета?», «А зачем эта кроватка»… . Дети будут очень активны, они сами ответят  на заданные им вопросы: «Что такое юрта?», «Какую посуду вы знаете?»…. В заключении предлагаем задать вопрос детям «Что нового и интересного они узнали». Многие дети смогут подробно рассказать о новых предметах, вещах с которыми они познакомились. Каждый ребенок захочет рассказать о том, что ему понравилось больше всего.

Так же нами была предложена организованная учебная деятельность разработанная Киселевой О.И., кандидатом филологических наук, доцентом Томского государственного педагогического университета, такие как «Без хлеба не сытно», «Нежно-голубое чудо», «Забавы у печки».

Мы считаем, что наибольший интерес вызовет занятие «Без хлеба не сытно». В процессе проведения занятия следует стараться формировать у детей потребность в познании предметов рукотворного мира, способствовать накоплению более глубоких знаний об объектах, окружающих человека в быту. Знакомить детей с разными жанрами устного народного творчества. Так же стараться обогатить словарь детей.

С первых минут следует заинтересовать детей, приходом сказочного героя, который познакомит детей с мукой. Дети все вместе рассмотрят муку, и расскажут, какая она, какие чувства, ассоциации она вызывает. У детей вызовет восторг предложение замесить тесто, ведь до этого никто из них еще не делал этого. В процессе занятия дети будут задавать очень много вопросов: «Зачем мы замешиваем тесто?»; «Зачем нужна вода?»…

Затем будут отвечать на заданные вопросы: «Что можно сделать из теста?»; «Как называются изделия, сделанные из теста?».

Когда общими усилия будет замешано тесто, детям следует предложить вылепить из него булочки, кренделя, калачи, бублики, бауырсаки… . Детям очень понравится процесс лепки, у каждого получатся свои отличающиеся от других работы. Каждый с удовольствием расскажет, что у него получилось, поделится впечатлениями. Затем можно вылепленные изделия отнести на кухню и запечь. В конце дня каждый ребенок сможет забрать частичку кухни себе домой.

Для приобщения детей к прикладному искусству, для развития самостоятельности детей, фантазии можно провести занятие «Нежно-голубое  чудо-гжель».

Предложить детям прослушать сказку, а затем отправиться в «деревню». Дети очень внимательно рассмотрят посуду, и ответят на заданные им вопросы: «Что вылепил мастер?» чайник, кувшин, сахарницу; Как украсили они свое изделие?

Из рассказа педагога дети, прежде всего поймут, что гжельская роспись характерна именно для прикладного искусства русского народа, и что мы должны гордиться и уважать,  тех мастеров, которые создают такие произведения искусства. Дети с удовольствием расскажут о понравившейся им посуде. Каждый из детей сможет последовательно рассказать, что бы он хотел вылепить, как украсить. Затем следует объяснить, как нужно украшать посуду: как брать краску на кисточку, где расположить узор, с чего начинать расписывать узор… . В конце занятия следует, что бы дети постарались проанализировать свои работы и работы своих сверстников.

В результате работы у каждого ребенка получатся замечательные, не похожие друг на друга работы, из которых  потом можно сделать выставку.

Учитывая, тот факт, что воспитание симпатии, дружеских взаимоотношений между детьми разных национальностей, формирование толерантности происходит в процессе подвижных игр, с использованием национальных атрибутов, нами были предложены различные подвижные игры, а именно: «Орамал тастау», «У медведя во бору», «Молчанка», «Краски», «Гуси - Лебеди», «Филин и пташки», «Горелки», «Кот и мышь», «Ловишка в кругу», «Коршун», «Пчелки и ласточка». Дети с удовольствием будут играть в эти игры, особенно в те, в которых будут использоваться атрибуты. Особенно в игры «Пчелки и ласточка», «Филин и пташки», «У медведя во бору». Каждый из ребят захочет попробовать себя в роли ласточки, медведя или филина. Положительно в игре «Пчелки и ласточка», «У медведя во бору» будет то, что дети эмоционально, четко проговорят слова: «Пчелки летают, медок собирают, Зум, зум, зум. Ласточка встанет, пчелку поймает»; «У медведя во бору грибы, ягоды беру! Медведь постыл, на печи застыл».

Затем можно провести с детьми беседу, из которой они поймут, что на свете очень много разных подвижных игр, в том числе и игр народов других стран, они очень интересны и не похожи на другие. В дальнейшем дети уже сами предложат поиграть в эти игры не только на прогулке, но и в группе и в спортзале.

Учитывая тот факт, что важным средством формирования толерантности является художественная литература, то мы предлагаем организовать чтение и рассказывание русских народных сказок, таких как:

«Крошечка-Хаврошечка », «У страха глаза велики», «Каша из топора».

Наибольший интерес у детей вызовет сказка «Крошечка-Хаврошечка». Мы считаем, что дети будут сопереживать девочке, описывая, ее они будут употреблять много разных прилагательных: хорошая, добрая, ласковая, нежная…. Рассказывая о мачехе и ее дочерях, в речи детей будет чувствоваться негативный настрой: злая, грубая, плохая…. Дети перескажут сказку с большим интересом.

В конце занятия следует подвести с детьми итог, что на свете очень много разных людей, и у каждого свой характер и привычки, но к ним тоже нужно относиться с уважением и терпением.

Так же удачным, на наш взгляд,  провести развлечения «Как Емеля на масленичной неделе царевну Несмеяну рассмешил».

Дети будут очень активны, заинтересованы приходом сказочного героя Емели, который  приглашает их на масленицу. Будут отвечать на вопросы, заданные героем: «Что за праздник масленица?» Дети с удовольствием будут читать приготовленные заранее стихи: «Есть до икоты, орать до хрипоты, Петь до надсаду, плясать до упаду.»; «Масленица, масленица, перепелиные косточки, приходи к нам на широк двор. В блинах поваляться, да с гор покататься». Затем предложить детям вместе с Емелей поводить хоровод и  спеть песню «Как на тоненький ледок». Положительн6ые эмоции вызовет приход царя и Несмеяны, дети с интересом будут смотреть на происходящее действие: царь попросит Емелю рассмешить царевну Несмеяну. Дети с удовольствием помогут Емеле выполнить просьбу царя: предложить перетягивать канат, поиграть в игры «Гори, гори ясно», «Ловишка», «Совушка», «Сматывание веревки».  Затем в конце развлечения предложить посмотреть на горящее чучело, которое подожжет Емеля со своими друзьями. А в группе детей будет уже ждать сюрприз: чай с блинами. Дети поймут, что этот праздник характерен только для культуры русского народа, и что участвовать в веселье лучше всем вместе, так веселее!

Так же нами был разработан ряд занятий: «Головные уборы  женщин и мужчин казахского народа», «Хранитель дома - домовой», «Хозяин двора - дворовой», «Знакомство с дымковской игрушкой». Мы считаем, что наибольший интерес вызовет занятие «Хранитель дома – домовой», задачами которого будет познакомить детей с историей, культурой русского народа, с его верованиями, приметами и обычаями. Познакомить с героями мифологии – домовым, со значением этого образа для наших предков, учить воспринимать этот образ.

В начале занятия следует постараться заинтересовать детей, приходом домового.

Дети с первых минут занятия будут активны, они ответят на ряд вопросов: «Что умеет делать домовой?», «Как служит хозяину дома?».

Дети выскажут свое мнение  .

Из рассказа воспитателя дети поймут, что предки считали, что в доме должен быть хозяин. И они придумали ему имя – домовой. Еще они называли его дедушкой, хозяином, хранителем домашнего очага. Главное дело домового – смотреть за порядком в доме. В народе говорили, что он любит аккуратных, трудолюбивых хозяев. Помириться с домовым просто: стоит только положить под печку цветной лоскуток и кусочек хлеба. Считали, что домовой привыкает к своему дому на столько, что его трудно выселить в новый дом. Поэтому при переходе в старом доме подметали полы, заметая мусор в угол, брали его в новый дом.

Дети поделятся и своим опытом, возможно что некоторые из них видели, как кто-нибудь из родственников  забирал домовых в новый дом.

В конце занятия предложить детям изобразить, каким они представляют себе домового. Затем  сделать из этих работ выставку.

Из этого занятия дети поймут, что образ домового очень важен для наших предков и в наше время.

Мы считаем, что наиболее удачным средством в формировании толерантности у детей это проведение «Фестиваля национальных культур», в котором все примут непосредственное участие.

Учитывая тот факт, что в повседневной жизни дети не слышат речь народов других стран, это будет для них возможность не только посмотреть на национальные костюмы, но и увидеть танцы, услышать песни, и даже поиграть в национальные игры и попробовать национальные блюда разных народов, которые будут приготовлены педагогами.

Дети очень эмоционально отреагируют на выступления своих сверстников, активно поддержат их. Так же у них будет возможность принять участие в соревнованиях, которые пройдут как между командами, так и между отдельными участниками.

Дети получат очень много новых и интересных знаний о разных народах, которые нельзя получить в повседневной жизни. Положительным на наш взгляд будет то, что в фестивале примут участие все дети дошкольного возраста.

Дети получат очень много положительных впечатлений, которыми потом поделятся в группе, каждый из них поймёт, что на свете очень много людей разных национальностей, которые живут рядом с нами, и они то же заслуживают должного уважения и внимания.

Так же удачным мы считаем то, что нами был разработан перспективный план работы по формированию толерантности у детей старшей группы  [Приложение 5], который могут использовать педагоги в своей работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста – актуальная задача наших дней. Толерантность мы рассматриваем, как одно из необходимых качеств формирования целостной личности. В процессе воспитания в ДОУ ребенок приобретает первоначальные навыки социального общения, усваивает основы толерантного поведения.

Мы убеждены, что культура терпения и согласия начинается с отношения человека к себе и к своему ближайшему окружению.

Как показывают исследования ученых и наша опытно-экспериментальная работа ребенка дошкольника, характеризует эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.

Мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; экспериментально выявили и апробировали пути и средства воспитания толерантности, а так же разработали перспективный план работы по формированию толерантности у детей старшей группы, который могут использовать педагоги  и студенты в своей работе.

Проведя и проанализировав наши исследования, мы сделали вывод о том, что воспитание толерантности у детей дошкольного возраста, невозможно без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг к другу.

 Именно в таких условиях  жизнь детей в группе строится  на принципах толерантности, обогащается  опыт общения с людьми разных  национальностей.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, поставленные задачи  реализованы.

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Ананьев, Б.А. О развитии детей в процессе обучения / Б.А. Ананьев //  

          Учебное пособие. -  1975. – с. 80.

  1. Боготеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях / З.А. Боготеева // Учебное пособие. – 1986. – с. 56.
  2. Богомолова, М.И. Роль общения в интернациональном воспитании  

     дошкольников / М.И. Богомолова // Дошкольное воспитание. – 1979.

     №11. – с. 6-10.

  1. Богомолова, М.И. Литература как средство интернационального воспитания / М.И. Богомолова // Дошкольное воспитание. – 1984. - №5. – с. 8-10.
  2. Богомолова, М. И. Праздник как средство интернационального воспитания дошкольника / М.И. Богомолова // Дошкольное воспитание. – 1980. - №1. – с. 8-12.
  3. Богомолова, М.И. Интернациональное воспитание дошкольников в игре / М. И. Богомолова // Вопросы преподавания дошкольной педагогики в педагогическом ВУЗе. – 1974. – с. 141-157.
  4. Виноградова, Н.Ф. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей 5-7лет / Н.Ф. Виноградова, Р.И. Файззулина // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. – 1983. – с.74-79.
  5. Гасанов, З.Т. Морально-этнические и религиозные основы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2003. - №5 – с. 18-26.
  6. Гасанов, З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2001. - № 4. – с. 24-30.
  7. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-цельных    приоритетов образования / Б.С. Гершунский // Педагогика. – 2002. - №7. – с.3-12.

Информация о работе Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни