Воспитание у детей трудолюбия в процессе коллективного труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы
Овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной деятельности ребенка, делает для него общественно значимыми сами предметные и орудийные действия, требует нового уровня овладения ими. В старшем дошкольном возрасте к самообслуживанию прибавляется посильный бытовой труд. Появление элементов трудовой деятельности связано с выработкой весьма сложных по своей структуре навыков.
Усвоение детьми общественного опыта происходит в форме активного осуществления различных видов деятельности. При овладении ребенком каждым видом деятельности наблюдается закономерный переход от усвоения внешних,

Содержание

Введение - 3
1. Теоретические основы трудового воспитания
1.1 Воспитательно-образовательная работа в ДОУ - 5
1.2 Ознакомление с различными видами труда взрослых в воспитании трудолюбия - 7
2. Овладение детьми навыками трудовой деятельности
2.1 Занятия ручным трудом для формирования технических навыков у детей - 10
2.2 Коллективный и совместный самостоятельный труд в быту - 13
Заключение - 23
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Китаева Т.Н..docx

— 63.83 Кб (Скачать файл)

Воспитательница развивает у старших  дошкольников технические навыки ручного  труда. Усложнение технических навыков идет в двух направлениях: сначала дети изготавливают поделки из готовых деталей, причем конструкции поделок усложняются – скамейка, стол, диван, санки, самолет, тележка, машина, пароход. Затем они сами делают все детали будущей поделки.

Много поделок для сюжетно-ролевых  игр можно сделать из бумаги –  палатку, вертушку из коробок путем  склеивания бумаги – мебель, мостик, машины. Работа с такими материалами, как солома, нитки позволяет овладеть навыками плетения – корзиночки, посуда, а с семенами, ягодами, листьями – навыками нанизывания – гирлянды, бусы.

Предварительное планирование предстоящей  работы – один из центральных моментов в любой работе. Воспитательница  учит детей выделять части предмета, места и способы соединения, материал, его количество. Обращается внимание на трудовые операции, которые можно  выполнить, чтобы получить вещественный результат. Определяется порядок выполнения трудовых операций: сначала заготовка  деталей, затем их склеивание, а потом  отделка. Планировать можно как  сам трудовой процесс, так и трудовую деятельность в целом: какие материалы, инструменты нужны, как подготовить  рабочее место, как распределить объем работы между всеми участниками, если труд коллективный. Таким образом, мы можем говорить о планировании труда в более узком и широком  смысле. Освоение последовательности трудовых операций рассматривается  как обязательное, ибо является основой  для самостоятельного планирования в старшем возрасте. Навыками планирования труда дети овладевают постепенно. Сначала предварительное планирование трудовой деятельности осуществляется полностью воспитательницей: она  отбирает необходимые материалы, показывает или напоминает последовательность действий, распределяет работу между  детьми. По мере овладения трудовыми  навыками ребята сами переходят к  элементарному планированию. Овладение  навыками планирования трудовой деятельности способствует значительному улучшению  качества результата труда, закрепляет у детей у детей интерес  и любовь к труду, создает благоприятные  условия для воспитания самостоятельности, инициативы, положительных взаимоотношений. Требования к планированию усложняются  в направлении от умения планировать  отдельные трудовые процессы к навыкам  планирования в целом трудовой деятельности. При планировании трудового процесса учитываются лишь приемы и порядок их выполнения. Планирование трудовой деятельности в целом включает большое число разнообразных компонентов: прежде чем приступить к работе, дети подбирают все необходимое для ее выполнения, готовят рабочее место, определяют, что будет делать каждый из участников труда и в какой последовательности. Дети старшей группы овладевают сложным навыком планирования коллективной работы. К этому нужно подвести каждого воспитанника группы. Овладеть навыком планирования помогает прямое научение. Воспитательница связывает оценку деятельности ребенка с умелым ее предварительным обдумыванием, планированием. Так дети усваивают связь между планированием и качеством выполнения работы.

В детском саду стало правилом каждую работу заканчивать уборкой рабочего места, материалов и оборудования. Если воспитательница постоянно обращает внимание на этот момент, требует наведения  порядка после работы, у ребят  формируется соответствующий трудовой навык, экономное и бережное отношение  к используемым материалам.

1. К уборке рабочего места  надо привлекать всех детей.  Если, к примеру, ребенок принял  участие в стирке кукольного  белья, он должен отнести таз,  подносы, ведро, протереть клеенку,  сложить и убрать все на  рабочем месте. Если ребенок  работал с деревянным материалом, он должен сложить инструменты,  смести со стола, протереть  около него пол или замести  влажным веником.

2. Сами инструменты также надо  протирать, просушивать. Например, грязными лопатами ребята не  хотят пользоваться. Готовя необходимое  оборудование для труда, они  стараются выбрать чистые и  хорошие инструменты. Чтобы инвентарь  был всегда таким, надо за  ним ухаживать: чистить, мыть, просушивать, хранить в сухом  месте.

Подобное требование предъявляется  к уборке любого оборудования, включая  тряпку, который дети протирают по мере необходимости пол.

3. Воспитательница должна учить  ребят убирать остатки материалов, воспитывать бережное обращение  с ними. Например, педагог предлагает  просмотреть оставшийся материал, подумать, можно ли его в дальнейшем  использовать. Она советует: «Не  нужно выбрасывать кусочки красной  бумаги. Из них можно изготовить  мелкие детали для украшения  изделий».

4. Надо обращать внимание на  то, чтобы после работы общий  порядок в группе был восстановлен.

5.Формирйя у детей трудовые  навыки, воспитательница должна  обращать внимание на темп  работы, ее аккуратность, тщательность, используя словесные указания, совет,  выдвигая соответствующие требования, подавая личный пример. В оценке  труда ребенка нужно устанавливать  зависимость качества результата  от степени овладения трудовыми  навыками. Руководя трудовой деятельностью  детей, воспитательница одновременно  формирует у них прилежание  и ответственность, стремление  к качественному выполнению задания,  желание оказывать помощь товарищам,  внимание к ним. Таким образом,  в деятельности можно выделить  две стороны: руководство процессом  трудовой деятельности детей,  решение задач обучения и формирование  значимости труда, о нормах  отношения к деятельности, имеющей  социальную значимость. Например, тщательно  протирая полки, расстилая скатерти  на столы, расчищая дорожки  так, чтобы на них не осталось  ни камешка, ни прутика, дети  не только приобретают навыки  трудовой деятельности, но и осознают, что именно так поступают все  трудолюбивые люди.

Следя за качеством работы, последовательностью  ее выполнения, воспитательница подчеркивает, что любое задание надо обязательно  доводить до конца, разъясняет, что  каждая вещь – это результат труда, и поэтому ее надо беречь, заботиться о чистоте вещей, мыть, протирать, ставить на место.

Деятельность педагога обращена не только на обучение детей трудовым навыкам, но и сообщение им знаний об отношении к труду, к участникам совместной деятельности, на формирование опыта поступков, соответствующих  разъясняемым нормам.

Для решения воспитательных задач: формирования у детей достаточной  сосредоточенности, самостоятельности, бережного отношения к вещам, опрятности, используются различные  приемы – положительная оценка поступков  детей, их стремление следовать правилам; предупреждение случаев оплошности, неосторожности или напоминание  о последовательности действий. Дети могут приобрести значительный опыт разнообразных поступков, в которых  отражается внимание к сверстникам, стремление оказать им помощь. Более  того – повышается самостоятельность  детей: они начинают совершать соответствующие  поступки по собственному желанию. И  задача педагога – подхватить, поддержать инициативу ребенка, вызвать у других желание поступать подобным образом.

В старшей группе труд по самообслуживанию становиться обязанностью детей. Расширяется содержание труда, усложняются воспитательные задачи: формируется аккуратность, культура деятельности, поведения, взаимопомощь, организованность, предупредительность. Используя возникающие ситуации, следует учить детей быть внимательными, замечать, кто из окружающих нуждается в участии, помощи, поддержке, и поступать соответствующим образом, не дожидаясь просьбы с их стороны. Ситуаций для этого возникает в повседневной жизни детского сада очень много, и надо формировать у детей положительный трудовой опыт в поступках, соответствующий моральным нормам.

 

 

 

 

 

Заключение

 

          Итак, исходя, из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

           Дошкольный возраст - это период, когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому он наиболее благоприятен для приучения детей к труду. Главная задача взрослых - это организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему. «Радость труда - могучая воспитательная сила», - писал ВА. Сухомлинский. Положительное отношение к труду, которое лежит в основе трудолюбия, возникает, если родители и педагоги поддерживают стремление ребенка участвовать в жизни взрослых и предоставляют ему возможность проявить свою самостоятельность. Но этого недостаточно. Чтобы малыш полюбил труд, он должен уметь трудиться, то есть владеть техническими умениями и навыками, понимать общественную значимость труда, его важность для других людей. Стремление и желание трудиться становится устойчивым, когда малыш усвоил правила, помогающие ему организовать собственную работу. Трудолюбие, формируемое у дошкольника, — важнейшее личностное качество. Если правильно организовать трудовую деятельность ребенка, систематически включать малыша в трудовую деятельность, в старшем дошкольном возрасте складывается привычка к регулярному труду, потребность трудиться. Ребенок трудится по собственному желанию, проявляя инициативу и творчество, испытывая яркие положительные эмоции, понимает общественную значимость результатов труда. Он охотно помогает взрослым и сверстникам, исходя не из собственных интересов, а из нужд и потребностей другого человека. Трудолюбивые дети помогают товарищам, приходят им на помощь. Дети сочувственно относятся к огорчениям товарищей, замечают, когда требуется помощь, и оказывают ее. Содержание труда реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд. В данной работе был сделан акцент на коллективный труд детей дошкольного возраста.

        Итак, коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости «болеют» за качество общей, совместной работы. При этом воспитатель заранее планирует ситуации, которые будут «провоцировать» детей к установлению взаимоотношений. Он не допускает случайных объединений детей, а продумывает их (рядом с кем поставить работать Зину, которая любит отвлекаться; какое задание лучше дать Юре - он не умеет работать быстро, хотя и выполняет все качественно; у Коли нужно воспитывать умение и желание помогать другим; кому поручить относительно новый для детей участок работы и т.п.). Коллективная форма потому и называется коллективной, что она способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений.

          Итак, не каждый общий и даже не каждый совместный труд - коллективный. Но каждый коллективный труд - общий и совместный. Важно, чтобы воспитатель хорошо это осознавал и знал, как организовывать действительно коллективный труд детей.

Воспитательный эффект труда повышается, когда дети проявляют интерес  к нему. Это во многом определяется трудовой атмосферой дошкольного учреждения и семьи.

В этой связи большое значение имеет  организация совместной деятельности взрослых и детей. Работая рядом с воспитателем, няней, с кем-то из близких, дети чувствуют себя помощниками в нужном и полезном деле. Хорошо, если взрослый в процессе совместного труда разъясняет значение трудовых действий, выражает своё отношение к делу, работает ловко, в хорошем темпе.

Содержание детского труда должно быть значимым для группы, всего  детского сада. Тогда и отношение  к нему будет более ответственным.

Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический  характер и в нём участвуют  все дети. Каждый ребёнок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать  участие в коллективном труде. Поэтому  необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течении года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

 

Список использованной литературы

 

1. Андреева В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе / В. Андреева, Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. -2010 - № 11. – С. 34

2. Бороздин Ю.А. Трудовое воспитание в педагогической системе К. Д. Ушинского : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Курск, 2010 - 134 c.

3. Биличенко Г.Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития./ Г.Г. Биличенко. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

4. Комарова Т. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 48с.

5.  Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов : Николаев, 2008. — 76 с.

6. Логинова В.И., Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. М.: Детско-Пресс, 2008

7. Маркова Л.С. Программа развития дошкольного образовательного учреждения: структура, содержание, перспективное планирование работы./Л.С, Маркова. – М.: АРКТИ, 2008. – 78 с.

8. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. - С. 1-50.

9. Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников ,дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О.А.Соломенникова. – М.: Просвещение, 2008. – 214 с.

10. Психология детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1964.

11. Сластенин В.А., Исаев Н.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, в 2-х частях, часть I / под редакцией В.А. Сластенина. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2007.- 288 с.

12. Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч. В 3-х т. М., 1979, т. 1. - с. 229

13. Соколова Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка. М.: Эксмо, 2009. – 64с.

14. Теоретические основы воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Г.С. Малунова; Бурят. гос. ун-т. - Улан-Удэ, 2010. - 41 с.

15. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста из опыта работы Под ред. М.А. Васильевой. М.: Просвещение, 2008.- 204с.

16. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ./Л.И. Фалюшина. – 2-е изд., испр. и доп. – М,: АРКТИ, 2008. – 262 с.

 

 

Приложение

 

МОДЕЛЬ  ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

Модель  развития трудовой деятельность детей дошкольного возраста

Трудовая деятельность

Расширение и уточнение знаний о трудовых процессах, усовер-шенствование трудовых умений (от постановки цели до полу-ченного результата).

Игра

Накопление и реализация имеющихся  знаний, умений и усовер-шенствование приобретенных навыков трудовых действий.

Простейшие трудовые действия

Расширение и применение полученных знаний, приобретение первичных навыков  трудовых действий.

Наблюдения, игра, художественная литература, беседы

Получение простейших представлений, знаний о труде, трудовых процессах, необходимых  инструментах в игровой деятельности.

Информация о работе Воспитание у детей трудолюбия в процессе коллективного труда